• РЕГИСТРАЦИЯ

Танцор над бездной

5 326

Протоиерей Андрей Ткачев, 5 мая 2008г.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАННЕМ МАНДЕЛЬШТАМЕ

До чего лёгок и вместе с тем пронзителен ранний Мандельштам. Его лёгкость не поверхностна и не слепа. Он — зрячий танцор над бездной, смотрящий не под ноги — в чёрноту, а вверх — в лазурь, окрашенную золотом.

Ницше пишет о глубоко трагичном мировоззрении греков, которое они, как страшную телесную рану, закрывали изящными покровами искусства. «Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь вообще возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грёз — олимпийцами». («Рождение музыки из духа трагедии»).

Есть что-то от сказанного выше в Мандельштаме. Он — канатоходец, певец у бездны на краю. Дерзну сказать, что ум у Мандельштама был эллинский, то есть проницательный, угадывающий трагедию за ровной поверхностью будней. И в то же время это ум, жадный к знанию, жадный к впечатлениям, стремящийся к всеединству. Но кровь у него еврейская («в крови — душа»), и эта кровь сохраняет силы на многие поколения.

Осип Эмильевич носил в груди вражду и противоборство двух вечных соперников — эллинизма и иудейства.

Эллин — это мужчина, муж. Он созерцает и мыслит. Его рука формирует жизнь так, как скульптор освобождает от лишней каменной породы при помощи резца угаданную в глыбе фигуру.

Еврейская культура женственна. Она любит ушами, поскольку помнит сказанное: …голос Мой вы слышали, а образа никакого не видели (Втор. 4, 12).

Еврейская стихия истерична. Она вся в хлопотах и тревоге. Это — душа, которая мечется между верностью до гроба и согласием упасть в ближайшую ловушку измены. Потом она будет опять клясться в верности, плакать и каяться (в который раз ловлю себя на мысли — до чего похожи евреи и русские).

Еврейская душа не дружит с логикой. Смысл длинных фраз для неё блекнет на четвёртом или пятом слове. Она и глупа, как большинство истинных женщин; она же и способна к святости. Это — вторая струя крови внутри мандельштамовских жил. Попробуйте-ка прожить со всем этим.

                                                                *  *  *

Антагонизм между иудейством и эллинизмом снимается только в лоне святоотеческого, восточного христианства. Христианство западное раздавливает обоих тяжестью юридизма. Католицизм всех умел уложить на прокрустово ложе своего мышления. Кого надо — обрубит, кого надо — вытянет. А восточное христианство сплавляет внутри себя еврейскую любовь к Писанию, верность Единому с восточной жаждой созерцаний и поэзией размышления. В нём есть место и для мистики брака, и для трудов аскетизма. Для еврея, стремящегося к Истине и не чуждающегося христианской культуры, прямой путь в Православие. В католицизме он будет «выкрестом». В Православии вернётся к Богу отцов. В случае с Осипом Эмильевичем всё было сложнее и запутаннее.

В одном из стихотворений Мандельштам пишет о своём появлении на свет:

Из омута злого и вязкого
Я вырос тростинкой шурша, —
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.

Это четверостишие и следующие за ним ещё два, составляющие стихотворение в первой книге поэта «Камень», могут показаться лакомым кусочком для психоаналитика. Мне же думается, здесь указание всё на то же — на происхождение. В очерке «Хаос иудейский» поэт вспоминает поездку в Ригу, к бабушке и дедушке. Бабушка знала по-русски только вопрос: «Покушали?» — и повторяла его часто. Дедушка был печален. «Вдруг дедушка вытащил из ящика комода чёрно-жёлтый шёлковый платок, накинул мне его на плечи и заставил повторять за собой слова, составленные из незнакомых шумов, но недовольный моим лепетом, рассердился, закачал неодобрительно головой. Мне стало душно и страшно».

В очерке «Книжный шкап» поэт вспоминает своё домашнее обучение и еврейскую азбуку с картинками. На картинках изображались лейки, вёдра, кошки и один и тот же мальчик «в картузе с очень грустным и взрослым лицом. В этом мальчике я не узнавал себя и всем существом восставал на книгу и науку». Выше азбуки и Пятикнижия на полках лежали книги Шиллера, Гёте, Пушкина, Ибсена. Можно думать, что это и была «запретная жизнь», которой «и томно, и ласково» дышал мальчик, выросший «из омута злого и вязкого».

                                                                *  *  *

Каждый из нас, наверное, видел пень спиленного дерева. Не срубленного и не поваленного ветром, а именно спиленного. В школе нас учили узнавать возраст дерева, подсчитывая кольца. Если двигаться от окружности к центру, то в самой середине пня будет то место, с которого всё началось. Там был тонкий стебель, со временем отвердевший и, слой за слоем, нарастивший на себя панцирь опытности и зрелости.

Если христианство сравнить с деревом, то гибкая и свежая его сердцевина, тот стержень, от которого зависит всё, — это Евхаристия. Ближайшие к ней и от неё зависящие слои — это трёхчастная иерархия, каноны, кодекс Священных книг. Далее идут мученичество, монашество со всем своим многообразием, богословие. Философия, искусство, архитектура, облагораживающее влияние на законы и нравы общества составляют внешние слои дерева и со временем превращаются в кору.

Мандельштам постигал дерево, начиная с коры. Он, можно сказать, питался ею так, как питаются корой деревьев среди лютой зимы безобидные и беззащитные животные.

Прогрызть кору вглубь и дойти до сердцевины что-то ему не дало. Возможно, революция. Это ведь она — революция — спилила Дерево и порубила его на дрова, чтобы согреть миллионы «малых сих» и сварить для них кашу. Или не она? Тогда кто? Хочется думать, что она виновата. Страшно представить, что причина не в ней. Что продлись ещё лет на двадцать спокойствие и благоденствие, Мандельштам и такие, как он, остались бы всё там же. Всё так же грызли бы кору, не докапываясь до сути. Или поднимали бы интеллигентский бунт на полпути до сердцевины и оборачивались вспять. Так раньше делали в пустыне их предки. Кости их долго белели у подошвы Синайской горы.

                                                                *  *  *

Итак, Мандельштам шёл к христианству от культуры. Это влечение к яствам с европейского стола в среде евреев зародилось ещё в XVIII веке. Немецкий еврей Моисей Мендельсон (1729-1786) считал и учил, что евреям необходимо иметь и светское, и религиозное образование, чтоб не отставать от жизни. Мендельсон был верен иудаизму, но и открыт немецкой культуре. Его последователей называли просвещёнными, а само движение — гаскала (просвещение). У гаскалы среди евреев было немало противников. Те, кто был против, чувствовали, что слушать орган и не вникать в мессу долго не получится. Все шестеро детей Мендельсона крестились. (Один из его внуков — автор музыки, которую мы слышим на свадьбах.) Так культура пленяет сердце и приводит к выводам, о которых не догадывались.

Отец Мандельштама тоже был из Германии. Он, по словам сына, «пробивался самоучкой в германский мир из талмудических дебрей». И сын его тоже крестился. Не в Православие, что было бы для России естественно. И не в католицизм, а в лютеранство.

                                                                *  *  *

Что первое пленяет неофита? Роскошность зданий, посвящённых Богу.

Люди, построившие Notre Dame и Святую Софию, жили в лачугах, укрывались рваньём, и пищей их были овощи с хлебом. Они больше нас думали о конце света, но построили храмы, которые могут устоять даже после волны ядерного взрыва. Мощь храмов — это осязаемая мощь веры, и ею не может не плениться молодой человек в пору поиска духовных ориентиров.

Девятнадцатилетний поэт посвящает этим безмолвным проповедникам Сына Божия свои стихотворения. Он ещё не проникает внутрь, в обряд и Таинства. Внимание привлекают «сто семь зелёных мраморных столбов», «подпружных арок сила», то есть вещи внешние и непринципиальные. Девять лет спустя он скажет о главных храмах христианского мира словами «не мальчика, но мужа»:

Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Нового Завета…

А шестью годами раньше он заговорил и о Таинствах. Правда, по-дилетантски восторженно, смешивая воедино западный и восточный обряд. Но зато так радостно и живо, что нет сомнения — восторг молитвы поэту близок.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.
И Евхаристия, как вечный полдень, длится, —
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

                                                                *  *  *

Для Мандельштама христианство во многом — культурный феномен.

Культура не лечит раны жизни, но преодолевает хаос. Это уже — немало. Течение акмеистов, к которому Мандельштам принадлежал, он определял как «стремление к мировой культуре».

«Мировой» сказано громко, поскольку ни Китай, ни Индия, ни Персия его не интересуют. Интересует культура христианских народов, а также та часть их дохристианского культурного прошлого, которая прошла сквозь сито верующего сознания. Отсюда, от выбранного ракурса, от точки зрения с позиции культуры, мандельштамовский экуменизм.

«Аббат Флобера и Золя», афонские «имябожцы-мужики», «покойный лютеранин» спокойно сосуществуют на страницах его стихов, и, как по мне, не стоит предъявлять к уроженцу варшавского гетто слишком высоких конфессиональных требований. Он «христианства пил холодный горный воздух».

Поэт, вообще, — пилигрим мировой культуры. Его собеседники — люди без прописки. Кто такие Ариост и Тассо для нас с вами, насколько они реальны? Дерзну предположить, что в известные моменты и эти оба, и другие поэты для Мандельштама были реальнее всех современников. Умершие поэты продолжают говорить, но перестают слушать. А их самих, говорящих через произведения, слышит небольшое число способных к этому людей. Иногда отзвук чужого голоса рождает в душе поэта собственную мелодию.

Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
Своё родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдёт,
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою её произнесёт.

Разговор о Боге очень интимен. Это разговор об «Отце, Который втайне». К тому же, Бог ежесекундно нас слышит. В таких беседах уместнее задавать правильные вопросы, чем оглушать громадностью ответов.

Не всякий разговор о Боге истинно религиозен. Есть просто сплошная пошлость и нарушение третьей заповеди. И, напротив, есть умные речи, не называющие Имён, но подводящие к Богу вплотную.

Вот юноша, по его признанию, «каждому тайно завидующий и в каждого тайно влюблённый», роняет несколько гениальных строчек:

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло…

Эти простые строчки прошёптаны так, что мы почти воочию видим запотевшее «вечности стекло» и можем писать на нём пальцем. Никак не поминающее Творца, это, возможно, одно из лучших религиозных стихотворений.

                                                                *  *  *

Нашедший упокоение в одной из братских лагерных могил, что он писал при жизни о смерти? Ведь не может же поэт не писать о смерти. Вот, например, в «Аббате»:

Я поклонился, он ответил
Кивком учтивым головы,
И, говоря со мной, заметил:
«Католиком умрёте вы!».

Аббат ошибся. Католицизм Мандельштам не принял. Как, впрочем, и не был отпет в Исаакиевском, хотя возвышенно обмолвился:

Люблю под сводами седыя тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин — ему же все должны, —
У Исаака отпеванье.

Что ж, поэт — не обязательно пророк. Знал ли Бродский, когда писал: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, На Васильевский остров я приду умирать», — знал ли он, повторяю, что иной погост и иной остров назначен для его тела?

Вообще Мандельштам осторожен и даже кроток в обращении со священными темами. Но при этом очень честен, а в разговоре на эти темы честность — главное достоинство. Чего стоят, например, такие строки:

О, как мы любим лицемерить
И забываем без труда
То, что мы в детстве ближе к смерти,
Чем в наши зрелые года.

Сказано в 1932-м, за шесть лет до смерти. Но извлечено из того раннего опыта, который неизгладимо отпечатлелся и на поиске своего пути, и на литературном творчестве, и на всей жизни.


Источник

Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие

    Ну что самураи, допрыгались? Россия всё-таки лишила Японию сахалинского газа, а заодно и Британию
    • Andreas
    • Вчера 19:06
    • В топе

    Буквально недавно Япония клятвенно заявляла, что от российского газа она никогда не откажется. Впрочем, все эти громогласные заявления нисколько не мешали Токио раз от раза наращивать территориаль...

    Шутница

    Пошёл в поликлинику за справкой на оружие. Нужно среди прочего пройти психиатра. Захожу в кабинет, вижу: бабуля лет семидесяти, эдакий божий одуванчик в белом чепце набекрень. Я уж и з...

    Товарищ Ким круто повернул штурвал. КНДР больше не хочет присоединять Юг
    • pretty
    • Вчера 17:58
    • В топе

    ИГОРЬ  ЛИСИНПока весь мир отвлечён на различные противостояния, будь то российско-украинское, палестино-израильское или израильско-иранское, в Северной Корее разворачиваются поистине исторические...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Что мы знаем об апостоле Иоанне Богослове?

      Сергей Комаров Апостол родился предположительно в 17 г. и прожил долгую жизнь. Дата его смерти неизвестна. Церковные историки обозначают кончину апостола приблизительно 100-105 годами. Последние дни Иоанн провел в Малой Азии, в городе Ефес.Отец апостола, Зеведей, жил в Капернауме со своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, и занимался рыболовным промыслом. М...
      285

      Красоты России (#1447)

      Красивые места Урала Каменный город, Гремячинский городской округ, Пермский край Хребет Уреньга , первая сопка, Златоуст Хребет Уреньга , первая сопка, Златоуст Хребет Уреньга , первая сопка, Златоуст Хребет Уреньга , первая сопка, Златоуст Хребет Уреньга , первая сопка,...
      277

      Православные цитаты (#607)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2807522...
      262

      О Православии без слов

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2761572...
      207

      Этот день в Русской истории

      Сегодня день памяти преподобного Нила Сорского… Святой Нил Сорский, основатель русского скитожительства, происходил из рода бояр Майковых и родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Вос...
      117

      Дмитрий Медведев - из ответов на вопросы агентства ТАСС

      Дмитрий Медведев …Для России окончательная утрата легитимности псевдопрезидентом бывшей Украины ничего не изменит.  Он и так возглавляет враждебный России политический режим, который ведет с нами войну. А руководители стран, ведущих войну, всегда рассматриваются как правомерная военная цель. Для нас он и так военный преступник и утрата им официально...
      175

      Красоты России (#1446)

      Красивые места России Ущелье Ирикчат, Приэльбрусье Водопад Куркуре, Алтай Пик Парабола, Ергаки, Красноярский край Гора Сусактау, Башкирия Гора Сусактау, Башкирия Мидаграбинские водопады, Северная Осетия Мидаграбинские водопады, Северная Осетия ...
      249

      Православные цитаты (#606)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2806832...
      224

      Нестор Махно про украинизацию

      Мирослава Бердник В прифронтовом Гуляйполе Запорожской области скульптуру Нестора Махно, ненавидевшего националистов, одели в вышиванку ..Нестор Иванович писал про украинизацию украинцев:"...железнодорожные служащие гетманского царства поделались такими "украинцами", что на вопросы, обращенные к ним на русском языке, совсем не отвечали.... один из них по...
      304

      Патриарх Кирилл: Самое главное за неделю

      Телеканал СПАС ...
      89

      «…служили Ему имением своим»

      Протоиерей Андрей Ткачёв Можно только догадываться о том весе, который при дворе Ирода имел домоправитель Хуза. Можно догадываться и том, с каким страхом, с какой ежедневной хитростью и каким напряжением ума ему приходилось совершать свою придворную службу. И вот жена Хузы становится последовательницей странника и проповедника. Она словно вырывается на с...
      296

      19 мая 1712 года столица России перенесена из Москвы в Санкт-Петербург

      История. Исторические факты 19 мая 1712 года столица России перенесена из Москвы в Санкт-Петербург.Петербург стал официальным административным центром Российской империи. При его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства. Ни один из великих городов Европы не был построен так быстро - Петербург возник на глазах одного поколен...
      132

      С Днем Рождения, Государь!

      Борис Корчевников Святой царь Николай II родился в день Иова Многострадального, - его память сегодня, - и знал, что повторит судьбу этого ветхозаветного мученика и праведника.С Днем Рождения, Государь! Моли Бога о России, для которой ты сделал так много доброго и славного, как мало кто из твоих предшественников и чье добро, дела и память оболгали, искази...
      318

      Неделя святых Жен-Мироносиц

      Сегодня, во второе воскресенье после Пасхи, Русская Православная Церковь чтит память святых Жён-Мироносиц. В их числе Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину, Соломию, Иоанну; Марию и Марфу — сестёр Лазаря, Марию Клеопову, Сусанну и многих других, которые ещё в дни земной жизни Иисуса Христа приходили к Нему, получали от Него исцеления и пр...
      95

      Красоты России (#1445)

      Горные Луга Приэльбрусья Южное Приэльбрусье Южное Приэльбрусье Южное Приэльбрусье Южное Приэльбрусье Ольгин пруд, Ленинградская область Озеро Светлояр, Нижегородская область Озеро Светлояр, Нижегородская область Озеро С...
      647

      Православные цитаты (#605)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2806182...
      259

      Этот день в Русской истории

      Сегодня мы вспоминаем легендарного летчика А.П.Маресьева… Сегодня день памяти легендарного русского летчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, скончавшегося 18 мая 2001 года.Он родился 20 мая 1916 г. в г. Камышине в семье рабочего и уже в три года остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окон...
      99

      Инфернальный мир совершает попытку реванша за крещение Руси

      Протоиерей Андрей Ткачёв Десятинная церковь - первый каменный храм Руси, названный так потому, что Владимир отделил на его содержание десятую часть великокняжеского дохода.Первый раз храм разрушили монголы в 1240-м году.Аж только при Петре Могиле в 17-м веке были предприняты попытки как-то благоукрасить древнюю запустевшую святыню. Но полноценный и новый...
      161

      Этот день в Русской истории

      Сегодня день памяти Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны; также мы вспоминаем покорителя Средней Азии генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана и художника В.А.Тропинина… Будущая Российская Императрица Елизавета Алексеевна — принцесса Луиза-Мария-Августа Баден-Дурлахская — родилась 13 января 1779 г. в Карлсруэ и являлась дочерью маркграфа Карла Людвига ...
      169

      Красоты России (#1444)

      Красивые места Сибири Мультинские озёра, Усть-Коксинский район, Алтай Большой Уларский водопад, Кош-Агачский район, Алтай Остров Ижилхей, Байкал Озеро Акчан, Усть-Коксинский район, Алтай Озеро Дарашколь, Катандинское сельское поселение, Усть-Коксинский район, Алтай Озеро...
      342
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика