• РЕГИСТРАЦИЯ

Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

2 6316

Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.

Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения.

В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества.

Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь. Название «Кусская» сохранилось лишь за частью прежней территории волости.

Верховья Куси оставались в пределах Галичского уезда. Здесь в старину были известны станы: Чудце-и-Шаслов, Атыев, Тепринов. В XIX - нач.XX вв. - Воскресенская и Сретенская волости. Кусская и Чудская волости продолжали существовать до 1924 года, когда были присоединены к соседним волостям.

В восточной части бывшей Чудской волости в 1920-е - 1960-е годы существовал Ново-Чудский сельсовет. В 1965 году выделен Низ-Кусьинский сельсовет. В 2005 г. он был преобразован в муниципальное "сельское поселение". В 2009 году произошло его объединение с соседним "поселением". С этого времени названия на основе Чудь и Кусь исчезли с административной карты Кусско-Чудского края.

Значительно в бассейне реки Кусь присутствие меряно-чудских названий.

Реки: Кусь («елевая», поросшая елями?), Саха, Яхренка (что значит «озёрная»: вытекает из озера). Деревни, сёла, урочища: Троица-Чудцы, Атыево (Атово), Кикиморино, Панькино, село Чудь (ныне Михайловское), Синдяково, Новая Чудь, Саунино.

Любопытны так же названия: Ивачево, Ивонино, Искино, Анцеимово, Костенёво, Корякино, Култышы, Мелюшево, Мулино, Мурино, Бутырино, Семёшево, Чаглово, Лом, Легитово, Хорново, Олонино, Симанково, Степурино, Скорлываново, Соцевино, Шейна, Шарик, Кизляки, Перечи, Ярунино.

Вроде бы по-русски, но явно на каком-то забытом (русско-мерянском?) диалекте.

Мочалова гора

ЭХО ДРЕВНИХ БИТВ

Вдоль реки Кусь в старину пролегала легендарная Галицкая дорога на Казань. По ней в обе стороны шли купеческие караваны. По ней же в лихие годы совершали набеги татары.

Не одну жестокую сечу помнят Кусские берега. Одна из них произошла на Мочаловой горе что у деревни Рубеж. Т.е. у подножия шла рубка на мечах и топорах. А на самой горе уже полное мочилово устроили. До сих пор на той горе находят наконечники стрел...

Где-то на Куси же в 1433 году костромичи с галичанами - во главе с Дмитрием Шемякой и Василием Косым - наголову разбили вторгшийся в пределы Галич-Мерьской земли отряд московского воеводы Юрия Патрикеевича.

Не отсюда ли пошло выражение "Накося, выкуси!"? По мне, так тут каламбур. Подтекст: "На Кося? - выКуси!" То есть: "На брата нашего Косого пошёл? Куси горький вкус отведай!".

Да и оттенок смысла в выражении "Я вам покажу куськину мать!" не просто как ругательство, а как обещание неотвратимой беды, не с этим ли же эпизодом связан?

К тем же временам восходит строительство крепостей на реке Кусь.

У деревни Панькино заметен земляной крепостной вал. Над городищем частенько бьют молнии - значит, в земле есть железо. Принадлежность городища не установлена.

Крепостной вал и камни с различными письменами и знаками и до сих пор можно найти в зарослях у села Боговское (в старину - Никола-острог). Принадлежность этого городища проблематична. Официальная наука приписывает его московитам. Костромские краеведы видят в нём пограничную крепость Галич-Мерьского княжества. А среди местных жителей жива легенда, что тут «татары стояли ордой». Но что это были за татары, да и татары ли вообще?!


«ЗОЛОТОЙ» МАЛЬЧИК

«Татарская» тема не оставляла чУдскую Кусь вплоть до новейшего времени.

Вот не легенда, а быль.

В конце XIX в. местной барыне подкинули мальчика. Когда раскрыли пелёнки, то оказалось, что ребёнок весь «усыпан золотом» - золотыми червонцами. Такое «приданое» указывало на непростое происхождение мальчика, и барыня воспитала его достойно. Когда юноша достиг совершеннолетия, вдруг объявились некие "татары" и выкупили для него немалые земли у некоторых местных обедневших помещиков. Молодой человек завёл на земле, что называется, «правильное хозяйство»: разбил сад, возвёл фермы, закупил сеялки, жатки и молотилки. Построил дегтярный завод. Короче, начал преобразовывать Кусской край всем на благо и себе на доброе имя.

После революции всё отобрали. Однако не сломался, остался на родине, и детей с внуками успел воспитать с крепким внутренним стержнем. Сын, защищая родную Кусь, отдал жизнь в битве под Москвой. А внук всю жизнь трудился, был кузнецом. И тоже большую семью поднял, и в люди вывел. В деревне конца 1940-х - 1950-х гг. это было неимоверно трудно. Под конец жизни иссох, только руки так и остались огромными, мощными.

Что послужило началом этой неординарной истории? Тайна любовной связи? Какой-то трагический случай в неком «благородном семействе»? Или же за всем этим стоит старинная, почти забытая интрига? Быть может, этот мальчик - потомок тех, кто некогда правил этой землёй, но вынужден был её покинуть? Но не оставлял надежды когда-нибудь вернуться... И может, вот таким необычным способом его «внедрили», что бы восстановить былую сакральную связь его рода с их родной землёй?

на Мочаловой горе

воздвижение креста на месте древней битвы

Прекрасные лица наших предков:

И современников:

Топонимы:

Кусские верховья: Чудцы.

погост Атыев (Атуево, Атово)

урочища Саунино, Мулино

Селения в среднем течении Куси. Село Михайловское до 18 века называлось Чудь. Боговское в старину называлось Никола-острог. Там была церковь Никола-Чудо, центр местного культа Николы, образ которого был наиболее близок потомкам мери и чуди.

Кусской край

http://merjamaa.ru/news/chudsk...

МЕРЯ ИЛА!

    ОНПО-заболевание

    ОНПО - острая недостаточность перемог в организме Вчера в комменты прибежало совсем какое-то безумное ципсо с нахрюком, что «украинцы массово готовы гибнуть за матькивщину, а русские поголовн...

    Дипломатия бессильна. Сверхдержавы и уникальность ситуации с Украиной

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал последние тенденции в американской внешней политике весьма интересной фразой. (Речь идёт о предложениях американских политик...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      MERjAMAA 16 декабря 2023 г. 21:05

      "Слово пацана. Кровь на асфальте". Этно-лингвистические аспекты уличного жаргона Средней полосы второй половины XX века.

      Многих сейчас зацепили хлёсткие словечки из этого набирающего популярность сериала. Но откуда они? Так в 1950-х - 1990-х разговаривали большинство подростков Средней полосы. Общепринятое представление таково, что происходит он от лагерного жаргона, вылившегося на улицы наших городов после амнистий 1953 и 1956 годов. Но не всё так просто.Этот уличный жаргон при ближайш...
      238
      MERjAMAA 28 мая 2023 г. 20:32

      Меря на карте XV века

      "Первокарта" Фра Мауро - яркий образец творчества "титанов" эпохи Возрождения. Показанные на ней города, народности и страны - суть консолидированное знание образованных европейцев о географии, этнографии и геополитике Старого Света того времени. Фра Мауро (1390-е - 1460-е гг.) был ведущим картографом Венецианской республики. Кроме того, составлял карты для Генриха Мо...
      1161
      MERjAMAA 18 сентября 2022 г. 21:36

      СИЛА в МЕРЯ: как изучение мерянского языка помогает осознать свою идентичность

      В декабре 2020 года, в рамках проекта Медиаполигон «Хранители языков», десятки журналистов и языковых активистов из 25 регионов России создавали материалы о культурах глубинной России и о героях-хранителях языков. Многие из этих материалов содержат как минимум по небольшому чуду. Не только журналисты и литераторы, но и активисты сумели рассказать впечат...
      272
      MERjAMAA 14 октября 2020 г. 22:57

      Найден последний анклав народа МЕРЯ

      межанкаВ наших поисках следов мерянской этничности всегда особое внимание привлекал Межевской район Костромской области. На существование здесь позднемерянского центра указывала повышенная концентрация здесь и в соседних Мантуровском и Кологривском районах селищ и городищ мерянской культурной традиции, а так же мерянских топонимов, более характерных для...
      715
      MERjAMAA 20 июля 2020 г. 13:48

      Терсень. Заветлужье. Голоса нашего детства.

      Фрагменты из фильма Александра Сокурова "Элегия земли: последний день ненастного лета / Мария" (1975, 1978 - 1988). Нижегородское Заветлужье. Уреньский район, окрестности села Терсень. Близость к природе, здоровый сельский труд, ушедший дух общинности, неповторимый заветлужский говор... Голоса и лица из нашего детства.https://www.youtube.com/watch?v=85O...
      346
      MERjAMAA 19 июля 2020 г. 22:32

      570 лет великому княжеству Устюжскому

      В эти благодатные дни середины лета на всём пост-мерянском Севере и в Заволжье наиболее традиционные общества до сих пор проводят праздники близкие календарно и по внутреннему смыслу: Петры-и-Павлы, Мольба, Сюрем. Культурные подосновы этой общности лежат очень глубоко, в местной животноводческой и врачебной духовно-магической практике. Но сегодня мы пом...
      483
      MERjAMAA 4 февраля 2020 г. 00:16

      Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

      - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
      670
      MERjAMAA 22 января 2020 г. 21:24

      Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

      Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
      845
      MERjAMAA 14 января 2020 г. 20:41

      Великий озёрный путь Мерямаа

      улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
      666
      MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

      Мерянский язык: основы грамматики.

      Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
      1317
      MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

      ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

      - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
      1956
      MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

      Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

      Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
      2119
      MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

      Путин знает, куда делся народ чудь

      20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
      2514
      MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

      Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

      - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
      2902
      MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

      Елма Лил: о мере с Душой

      В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
      2428
      MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

      Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

      Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
      2594
      MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

      КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
      4995
      MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

      3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
      5731
      MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

      «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

      1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
      5609
      MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

      Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

      ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
      5284
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика