ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ перед судом американских сенаторов: отчет «ОВЕРМЭНСКОЙ КОМИССИИ» СЕНАТА

0 1333

Растущий интерес к нашей истории, истории России СССР нужно судить по журнальным страницам, мемуарам эмигрантов, белых генералов, тех, кто с оружием в руках сражался против Октябрьской революции. Само по себе стремление дать полную, объемную картину поворотных лет в судьбе нашей страны, заслуживает только поддержки. Могу заметить, что в первое октябрьское десятилетие утверждалась именно такая практика. Потом одни свидетельства исчезли на долгие годы. Сейчас оттираются другие, написанные людьми, чьи имена в массовом сознании воспринимаются не так сенсационно, как Деникин или Врангель. . . Но правда не бывает усеченной. И поэтому так важно, чтобы мы, особенно молодые, знали, что писали об Октябрьской революции ее прямые участники, ее соратники.

Я случайно натолкнулся на эту книгу. Книга была издана в СССР еще в 1927 году. Шесть десятилетий пролежала эта книга в архивах спецхрана.

Предлагаю на суд макспаркерам сокращенный стенографический отчет так называемой американской - «Оверменской комиссии», перед американскими сенаторами, устроившими в 1919 году своеобразный «суд» над Октябрьской революцией. Назвали комиссию по имени ее председателя, сенатора Овермена. Слушания она вела в феврале - марте 1919 г. Заседала усердно - в полном отчете 115 печатных листов. Сенаторы выполняли свою задачу: установить, что власть в Советской России узурпировала кучка преступников, оправдать интервенцию, дискредитировать в глазах американской общественности Советскую власть. Перед судом прошли разные люди, по-разному воспринимавшие и оценивавшие Великий Октябрь. Это, с одной стороны, бывший посол США в России Фрэнсис, эсерка Брешко-Брешковская, с другой - публицисты Джон Рид, Альберт Рис Вильямс и другие. Свидетельства очевидцев, несмотря на предвзятость некоторых оценок и своеобразное толкование фактов, представляют, на мой взгляд, интерес и для макспаркерского читателя.

Я внимательно читал, выписывал..И все больше удивлялся: почему ее прятали? Зачем скрывали? Неужели лишь потому, что упоминались «не те» лица? Кому мешала правда об Октябре? Прозвучавшая вопреки замыслам организаторов давнего судилища? Казалось бы, на волне умело с режиссированной антисоветской, антибольшевистской кампании это сделать было нетрудно, тем более с помощью отобранных свидетелей. Первоначально сенаторы собирались заслушать лишь одну сторону - бывшего посла США в России Фрэнсиса, атташе посольства Гантингтона, эсерку Брешко-Брешковскую, но... «...Под влиянием общественного мнения сенатская комиссия вынуждена была также пригласить Джона Рида, Альберта Риса Вильямса и Луизу Брайант, как отмечает Г. Ашкенузе, автор книги «Воспоминания о Джоне Риде». - Здесь Рид и его друзья смело, как революционеры, выступили в защиту Октябрьской революции».

«..Я и одобряю, ни порицаю их,- отвечала Брайант, жена Рида, на вопрос одного из сенаторов о декретах Советского правительства. - Моя точка зрения, которую я последовательно защищаю и с которой меня никто не собьет, сводится к тому, что я не признаю интервенции и не признаю за Америкой права вторгаться в Россию и посылать войска для улаживания внутренних дел России... Я хотела бы в особенности подчеркнуть один факт: за все время, что я была в России, я ни разу не слышала, чтобы русские обвиняли Америку и говорили, что они ее ненавидят. Наоборот, они, по-видимому, питали более дружественные чувства к нам, чем к какой-либо нации».

Так же мужественно, с достоинством держался на этих допросах Вильямс, отвергая наветы, клеветнические обвинения, отстаивая правду революции: «призовите на суд истории с одной стороны большевиков, обвиняемых в красном терроре, а с другой - белогвардейцев и предложите им поднять руки. Я знаю, когда они поднимут руки, мозолистые и загрубелые от работы руги крестьян и рабочих будут сиять белизной по сравнению с обагренными кровью руками этих привилегированных леди и джентльменов». Комиссия сенатора Овермена, которая взяла на себя смелость судить Октябрьскую революцию. Привожу опрос и мнению бывшего настоятеля методистской епископальной церкви в Петрограде А. Саймонса.

А теперь пожалуйста, протоколы сената - ЗАСЕДАНИЕ 12 ФЕВРАЛЯ

Присутствуют: сенаторы Овермен (председатель),

Кинг, Уолкот, Нельсон, Стерлинг и майор Юме

Показания А. Саймонса

Свидетель приводится к присяге председателем.

Ю м с. Где вы проживаете, доктор?

С а й м о н с . В настоящее время я живу в церковном доме Вашингтонской методистской епископальной церкви в Нью-Йорке, 121, Западная 40-я ул. Я состою пастором этой церкви. Когда вы вернулись из России?

С а й м о н с . 6 октября 1918 г.

Ю м с. Чем вы занимались в России?

С а й м о н с . Я был настоятелем методистской епископальной церкви в Петрограде.

Ю м с. Сколько времени вы провели в России?

С а й м о н с . С конца 1907 г.

Ю м с. Находились ли вы в Петрограде к моменту Мартовской революции?(Имеется в виду Февральская революция 1917 г.)

С а й м о н с . Да.

Ю м с. Какого характера была эта революция? Являлась ли она социалистической революцией?

С а й м о н с. У меня составилось впечатление, что она была отчасти социалистической революцией. Она началась с крупных демонстраций рабочих, громко требовавших хлеба, в то время как у большинства из них было не только достаточно, по даже более чем достаточно хлеба. Цель этих демонстраций заключалась, по мнению большинства из нас, в том, чтобы вызвать революцию.

Юме . Хорошо, доктор. Каковы же были политические условия в России от момента победы этой революции до Октябрьской революции?

С а й м о н с . При Временном правительстве стало очевидно, что разные политические группы всеми силами старались добиться власти. Таких групп насчитывалось, по грубому подсчету, более двадцати. В моем распоряжении имеется документ, выпущенный ко времени большевистской революции и излагающий программу различных партий. Почти в самом конце списка партийных групп мы нашли большевиков. Документ этот при мне, и я его внимательно просмотрел; он только подтверждает следующее положение: если перед вами тысяча русских, то можно с уверенностью утверждать, что они образуют не менее ста партийных группировок. Я говорил с людьми, которые вращались в России в самых различных, в том числе и религиозных, кругах; по их словам, весьма забавно наблюдать, что, например, в деревне на каждую тысячу душ сектантов-баптистов приходится не менее двадцати различных групп. Это отличительная особенность русского ума и русской психики, и я утверждаю, что не будь в России такого множества политических партий, Керенский и Временное правительство, по всей вероятности, одержали бы верх над своими противниками. Мы уже отметили, что в начале так называемого нового режима обнаруживалось стремление восхвалять союзников и заимствовать лозунги Великой французской революции; однако в течение шести — восьми недель произошел перелом, и перевес получило противоположное течение; все начало настраиваться на германофильский лад. Я не смог привезти ни одного из имевшихся у меня документов, которые мы собирали там все время, потому что все наши вещи были подвергнуты осмотру при переезде через финляндскую границу в октябре 1918 г.: однако в нашем церковном архиве, который нам удалось спасти, все эти документы имеются; думаю, что не менее пятидесяти наших друзей собирали для нас эти материалы.

Н е л ь с о н . Позвольте обратить ваше внимание на следующее. Не было ли одним из первых актов так называемого правительства Керенского объявление всеобщей амнистии преступникам?

С а й м о н с . Да,

Н е л ь с о п. Не явилось ли следствием этого акта возвращение Ленина из Сибири?

С а й м о н с . Ленин, если вспомните, приехал не из Сибири, а из другой части Европы, через Германию.

Н е л ь с о н . Но он был сослан в Сибирь?

С а й м о н с . Да.

Н е л ь с о н . Был ли он сослан в Сибирь на каторжные работы или же в административную ссылку, откуда вернулся через Швейцарию и Германию?

С а й м о н с . Так...

Н е л ь с о н . Вы этого не знаете?

С а й м о н с . Мы знаем, что он приехал из Швейцарии.

Н е л ь с о н . С германским паспортом?

С а й м о н с . С германским паспортом, и немцы устроили его проезд. Он прибыл в момент, когда движение начало расти.

У о л к о т. И, конечно, Керенский не пытался его как нибудь остановить?

С а й м о н с . Керенский большую часть времени проводил в объездах фронтов, стараясь поднять боевой дух русских солдат; он был, по общему мнению, великолепный оратор и прекрасный работник, и я не сомневаюсь, что он делал все возможное, чтобы удерживать людей в окопах дольше, чем они бы сами там оставались. Как нам стало известно, на фронте были сотни агитаторов, последовавших за Троцким-Бронштейном; они ранее жили в нижней части Ист-Сайда в Нью-Йорке. Я был очень удивлен, когда увидел, как эти люди гуляют целыми группами по Невскому. Некоторые из них, узнав, что я — американский пастор в Петрограде, подходили ко мне, по-видимому очень обрадованные, что нашелся человек, говорящий по-английски, но их ломаный английский язык показывал, что они не настоящие американцы; некоторые из этих людей посетили меня; многие из нас были удивлены тем, что еврейские элементы с самого начала играли такую крупную роль в русских делах. Вскоре выяснилось с очевидностью, что больше половины этих агитаторов в так называемом большевистском движении были жиды.

Н е л ь с о н . Евреи?

С а й м о н с . Да, евреи-отступники. Я не хочу ничего говорить против евреев как таковых. Я не сочувствую антисемитскому движению, никогда ему не сочувствовал и, думается мне, не буду сочувствовать. Я против пего. Я с омерзением отвергаю какие бы то ни было погромы. Но я твердо убежден, что эта революция — дело жидовских рук, и один из источников ее следует искать в Нью-Йоркском Ист-Сайде. Я не думаю, чтобы большевистское движение в России могло победить, если бы оно не получило поддержки от некоторых элементов в Нью-Йорке, именно из Ист-Сайда.

Ю м с. Доктор, вы упомянули, что Ленин приехал из Сибири через Швейцарию. Правда ли, что Ленин прибыл из Сибири в Швейцарию ко времени возникновения европейской войны в 1914 г. или незадолго до этого и находился в Швейцарии с этого времени до возвращения в Россию?

С а й м о н с . Я не уделял особого внимания этому фазису ленинской карьеры. Я хотел бы в связи с этим отметить, что перед возникновением войны, то есть до вступления России в войну, нам стало известно — и это действительно факт, — что сотни тысяч рублей были предоставлены в распоряжение некоторых рабочих вождей, для того чтобы они вызвали забастовку на фабриках и заводах. Большое число фабрик в Петрограде и в Москве, как и в других частях России, работали до войны под контролем английского и германского капитала. К этому времени стало очевидным, что Германия старается экономически парализовать Россию, бросив ее в пасть гибельной забастовки. Я беседовал с людьми, занимавшими высокие посты в официальном мире Петрограда, и они утверждали, что имеют доказательства этого намерения. Позднее это было разоблачено в русской прессе, и в результате возникло весьма резкое антигерманское настроение. Забастовки не имели успеха, потому что старый режим имел достаточно силы, чтобы их раздавить. Я неоднократно убеждался в том, что в России существует сильное немецкое влияние. Нашему послу, генералу Фрэнсису, я представил копию приостановленного «Немецкого ежегодника», а также одной немецкой газеты - самой старой газеты во всей России, как утверждают сами немцы, — закрытой после вступления России в войну. Когда большевики пришли к власти, это издание было снова возобновлено. Но мало того, что выпускались немецкие газеты и оказывалась поддержка всему германскому п германофильскому, — мне доподлинно известно, что при возникновении пли перед возникновением Октябрьской революции в так называемом Смольнинском правительстве находилось даже несколько германских офицеров. Было два института, называемых «Смольный» — одно из зданий было занято силами Ленина и Троцкого еще в то время, как власть была в руках Керенского и Временного правительства. Одной из самых старых преподавательниц Смольного института случилось как-то зайти в здание, в которое большевики поставили свои орудия и откуда они вели свою пропаганду среди русского пролетариата. Это дама старше пятидесяти лет; она преподавала в Смольном институте, пожалуй, более 20 лет, посещала нашу церковь не менее 10 лет. Она в родстве с самыми знатными русскими. Эта дама пришла ко мне и сказала: «Я имела возможность, будучи преподавательницей Смольного, посетить некоторые комнаты в здании, занятом теперь так называемым большевистским правительством. Я собственными глазами видела германских офицеров, сидевших за длинным столом вместе с вождями большевистского правительства. Я слышала немецкую речь. Несколько раз я замечала на столе немецкие документы с германскими печатями». Однажды она мне сказала, что там больше пользуются немецким языком, чем русским. Возможно, что она слышала еврейский жаргон, ибо он похож на немецкий.

У о л к о т. Вы здесь установили одно обстоятельство, представляющее большой интерес. Вы упомянули, что, не будь этих элементов из Ист-Сайда, большевистское движение потерпело бы крушение. Ввиду большого значения этого обстоятельства, не можете ли сообщить нам подробнее, что привело вас к убеждению, что присутствие этих людей из Ист-Сайда содействовало успеху большевистского движения?

С а й м о н с . Последнее поразительное сообщение, полученное от человека, утверждающего, что оно из достоверных источников, гласит, что в декабре 1918 г. в так называемой Северной Коммуне (так они называют ту секцию советского режима, председателем которой состоит м-р Апфельбаум) из 388 членов только 16 являются настоящими русскими, а все остальные — евреи, за исключением разве одного человека — негра из Америки, который именует себя проф. Гордоном. 265 членов этого правительства Северной Коммуны, помещающегося в прежнем Смольном институте, — ровным счетом 265 — прибыли из Нью-Йорка. Если это правда (а факт этот проверяли для меня некоторые русские, бывшие там писследовавшие все обстоятельства), то это, полагаю, является достаточно ясным ответом на ваш вопрос. Действительно, у меня создалось вполне определенное впечатление, что известные большевистские пропагандисты почти все евреи, вероотступники-евреи.

У о л к о т . Можете ли вы сказать, было ли появление в России этих нью-йоркских агитаторов внезапным или нет?

С а й м о н с . Меня поразило, сенатор, что вскоре после Мартовской революции 1917 г. повсюду были видны группы евреев, стоявших на скамьях, ящиках из-под мыла и т. д. и ораторствовавших с пеной у рта. Смотря на них, я часто говорил своей сестре: «Куда мы в конце концов придем? Все это имеет такой ярко выраженный еврейский характер». До того времени у нас было очень мало евреев, ибо тогда, как вы, вероятно, знаете, существовало ограничение права жительства евреев в Петрограде; но после революции они слетелись целыми стаями, и большинство агитаторов оказывалось евреями. Я не хочу быть к ним несправедливым, но обычно я узнаю еврея по одному его виду.

О в е р м е н . Вы хотите сказать, что это были вероотступники-евреи?

С а й м о н с . Да, вероотступники-евреи.

У о л к о т . Вы имеете в виду крещеных евреев?

С а й м о н с . Нет, сэр.

У о л к о т . Что же вы понимаете под термином «вероотступник»?

С а й м о н с . Еврей-вероотступник — это тот, который отрекся от веры своих отцов или предков.

У о л к о т . Но не принял никакой другой?

С а й м о н с . Не принял никакой другой, за исключением большевистской или анархистской веры.

О в е р м е н. А пытались ли эти евреи из Ист-Сайда, помогавшие там «Ленину и Троцкому, беседовать с вами о большевистских вопросах, и какими доводами они пользовались, чтобы оказать на вас воздействие?

С а й м о н с . Они остерегались это делать, так как знали, что в качестве стопроцентного американца и христианского духовного лица я не буду сочувствовать их идеалам, равно как и тем средствам, которые они применяли. Однако когда мне приходилось беседовать с этими людьми, я всегда говорил им, что наша методистская епископальная церковь в Америке на своей конференции в 1916 г. приняла прекрасные резолюции, касающиеся реформы рабочего законодательства и других вопросов, и что наша церковь является в подлинном смысле слова народной. Далее я доказал им, что я христианский социалист, оставляя, конечно, за собой право вкладывать в это понятие то содержание, какое я считаю правильным. Я — христианский социалист, по только постольку, поскольку таковым является всякий христианин, считающий своим идеалом Новый завет; близкий по своему миросозерцанию к Чарлсу Кингслею и Моррису; верящий не в революционный, а в эволюционный социализм, принимающий за идеал нагорную проповедь Христа и тридцатую главу первого послания к коринфянам; верящий, наконец, что не силою, а моральным убеждением мы действительно добьемся превращения всего человечества в братскую семью.

К п н г . Вы признаете, что братство совместимо с сохранением законного правительства?

С а й м о н с . Конечно признаю.

К п н г . И ваш идеал христианства не означал ниспровержения правительства?

С а й м о н с . Я всегда стоял за то правительство, которое мы считаем самым идеальным в мире, — за правительство Соединенных Штатов Америки, и я ничуть не симпатизировал красному флагу пропагандистов.

К и н г . Вы верите в правительство, которое признает святость договоров, право приобретения и владения собственностью и все те личные права, которыми мы пользуемся при нашей представительной форме правления?

С а й м о н с . Разумеется.

К п н г . Вы верите в эту форму правления?

С а й м о н с . Конечно верю.

К и н г . Вы не верите ни в одно из социалистических учений, которые имеют своей целью разрушение нашей формы правления?

С а й м о н с . Я решительно отвергаю все это.

К и н г . Итак, относя себя к христианским социалистам, вы тем самым не переходите в оппозицию к нашей форме правления?

С а й м о н с . Если я говорю: христианский социализм, то я подразумеваю под ним учение Иисуса Христа о богоотцовстве и братстве людей. Это учение является наилучшим видом социализма, которого когда-либо мог желать мир. Конечно, если бы большевики знали, что у меня было на уме, они не признали бы во мне и десятой доли социалиста.

Н е л ь с о н . Были ли вы там во время подписания Брестского мирного договора? Какие сведения можете вы нам дать по этому поводу, доктор?

С а й м о н с . Я был глубоко убежден в том, что брест-литовский акт был в значительной степени делом германских рук по той простой причине, что в то время как Ленин п Троцкий с их приспешниками не скупились на резкие выражения по адресу союзников, мне ни разу не пришлось слышать от них какие-нибудь резкости против Германии. Я видел их прокламации. Одна в особенности запомнилась мне: она была обращена ко всему культурному миру и была расклеена по всему Петрограду; прокламация эта в неделикатных выражениях упоминала о союзниках как о кровожадных людоедах.

Ки н г . Включая в эту категорию, конечно, и Соединенные Штаты?

С а й м о н с . Они говорили об Англии и Франции. Насколько мне помнится, они, кажется, нас не упоминали, но во время бесед, которые я вел с официальными лицами Советского правительства, я обнаружил, что у них существовало стремление сохранить по возможности дружественные отношения с Америкой. Это стремление было истолковано лицами дипломатического корпуса союзных стран как попытка отделить Америку от ее союзников. Кроме того, они рассчитывали, что если бы большевистский строй рухнул, то наша страна явилась бы убежищем, куда большевистские демоны могли бы спастись. Извините, что я называю их демонами, но я насмотрелся таких вещей, что не в состоянии найти лучшего выражения для их характеристики.

Н е л ь с о н . Находились ли вы там в ноябре 1917 г., когда произошла революция Ленина и Троцкого?

С а й м о н с . Я был там в это время.

Н е л ь с о н . Можете ли нам рассказать, что тогда произошло?

С а й м о н с . Это длинная история. Чтобы описать вам все, потребовалось бы несколько часов. Я могу только сказать, что воздух был насыщен самым дьявольским террором, какой когда-либо пришлось испытать культурному человеку. Я много раз переодевался в одежду русского рабочего и надевал русскую рубашку, доходящую почти до колен. Я напяливал старую шляпу с опущенными полями и надевал никелевые очки, так что моя сестра говорила, что я действительно похож на большевика. В таком наряде я выходил из дому, толкался среди этих людей и слушал их разговоры. Я хотел поближе познакомиться с внутренним положением, так как подготовлял книгу о России. Я чувствовал, что тут делается история, и я верил в Россию и любил Россию, но — не верил в эти вещи. И, бродя среди толпы, я обнаруживал, что рядовой обыватель совсем не разбирается в происходящих событиях. Если являлись агитаторы и выступали в пользу Ленина и Троцкого, обыватели говорили: «Совершенно правильно, совершенно правильно».

Н е л ь с о н . Кто были эти агитаторы? Были ли это рабочие или солдаты? К какому классу или к какой группировке они принадлежали?

С а й м о н с . Они состояли из профессиональных агитаторов, и некоторые из них были в русской военной форме, другие — просто одеты как рабочие — в черной рубашке.

К и н г . Были ли некоторые из них ранее в Соединенных Штатах?

С а й м о н с . Да.

К и н г . Они жили в Ист-Сайде?

С а й м о н с . Да, насколько мне известно, в Ист-Сайде.

У о л к о т . Не явился ли этот человек, именуемый Ап-фельбаумом, из Ист-Сайда?

С а й м о н с . Не знаю. Я не осведомлен относительно его прошлого.

Н е л ь с о н . Продолжайте ваш рассказ.

С а й м о н с . На основании наблюдений мы пришли к выводу, что большевистская революция была в значительной степени обязапа своим успехом применению террора.

О в е р м е н. Какого свойства был этот террор?

С а й м о н с . Они фактически вооружили всех своих людей. Рабочий был там настолько воодушевлен священным рвением к осуществлению великого дела уничтожения капиталистов и вознесения на вершину власти пролетариата, что он чувствовал себя как бы участником крестового похода за священное дело всего человечества. У меня здесь есть документ, показывающий, что большевики выставили своим боевым лозунгом вооружение народа. Он гласит приблизительно так: «Чтобы обеспечить дело пролетариата, нужно вложить винтовку в руки рабочего». Это обстоятельство и обусловило успех большевистской революции. Не будь так называемый пролетарский элемент вооружен, вряд ли, думается мне, удалась бы революция.

У о л к о т. Высказывались ли в это время угрозы убить тех, кто имел собственность или принадлежал к интеллигенции?

С а й м о н с. После прихода к власти большевиков газеты, выступавшие против них, закрывались одна за другой, и недавно там остался только один род печати — большевистская или анархистская печать.

Н е л ь с о н . Можете ли вы нам рассказать о совершенных большевиками актах варварства и случаях уничтожения жизней и имущества? Что вы можете сообщить нам по этому поводу?

С а й м о н с. Вот то немногое, что было предметом моего непосредственного наблюдения. Незадолго до отъезда посланника Фрэнсиса из Петрограда мы пригласили его к обеду. Это было, кажется, в япваре или феврале 1918 г. Однако за полтора часа до его прихода прямо перед нашим домом случилось одно из самых ужасных когда-либо виденных мною происшествий. В это время я беседовал с нашей главной экономкой. Вдруг послышались выстрелы и рев. Я выглянул из окна. Как раз перед нашим домом стояла толпа возбужденных, кричащих людей. Я увидел двух бегущих русских солдат, а за ними по пятам — несколько красногвардейцев-большевиков. На моих глазах они произвели три или четыре выстрела в головы обоих солдат в тот момент, когда те падали на землю. Посланный мною на разведку швейцар узнал, что эти люди находились в чайной в конце улицы и были обвинены в покушении на кражу; были ли они действительно виновны или нет, так и не выяснилось. Деяния подобного рода я наблюдал впоследствии неоднократно. Особенно запечатлелся в моей памяти случай с двумя братьями, когда в отсутствии того из них, которого большевики искали, они ошибочно застрелили другого брата, а первый, таким образом, избег наказания.В другой раз около половины третьего утра большевистские красногвардейцы сделали попытку забраться в наш дом. Наш швейцар, проснувшись ночью, увидел двух людей, взбиравшихся по внешней лестнице с очевидной целью проникнуть в наш дом и взломать чердак. Он приблизился к ним и спросил: «Товарищи, чего вам нужно? Чего вы хотите?» Они ответили: «Держи язык за зубами и получи 5 000 рублей». Не медля ни минуты, он ответил: «Вы думаете, что я евреи?» Тогда они крикнули друг другу: « Пойдем!» — и, пробежав во весь дух через сад,

переирыгнули через забор и скрылись. Большевики выработали новую схему управления, регулировавшую решительно все моменты социальной и экономической жизни человека. Порой мы впадали в такое нервное состояние, что не знали, чего можно ожидать в ближайшем будущем. В то время как нам обычно при-ходилось платить 3 рубля в год собачьего налога (у нас было два английских фокстерьера, которые превосходно несли полицейскую службу), при большевиках нам надо было вносить по 59 рублей за каждую собаку. То же самое повторялось, если у вас, например, была ванна или вы имели больше имущества, чем обычно должен иметь человек, или если у вас был рояль или орган. Последнее, что нас крайне огорчило, это постановление, согласно которому все пишущие машинки подлежали регистрации. Я пытался было поместить в посольство нашу новую американскую машинку, равно как и старую, русскую. Посольские машинки не подлежали регистрации. Мне посоветовали через секретариат поступить так, как поступали другие.

О в е р м е н. У них явилась мысль обложить машинки налогом?

С а й м о н с . У них была мысль наложить свою руку решительно на все. Они не могли удержаться от этого просто потому, что ощущали чертовский зуд, побуждавший их шарить повсюду. И с какой жестокостью они это осуществляли на деле! С какой дьявольской радостью они говорили, и как резки они были в своей речи! Мне случалось толковать с некоторыми из этих людей, обычно евреями, и я никогда не церемонился с ними. Я им говорил: «Знаете ли вы, кто я и что я сделал для России? Почему вы поступаете таким образом?» Обычпо, когда я кончал свою речь, они готовы были целовать мои ноги. У меня создалось впечатление, что в большевистском правительстве значительно представлен преступный элемент. Всякому, кто хоть немного осведомлен о России, известно, что, когда зимою 1917 г. наступила великая революция, все суды с их архивами были разгромлены. То же случилось и с полицейскими участками. Ближайший к нам полицейский участок находился наискосок от нашего дома, н я был в хороших отношениях с его начальником. Он был милейший джентльмен. Из тюрем, уничтоженных огнем, вышли тысячи самых закоренелых преступников худшего тина; Керенский и Временное правительство пытались их снова арестовать, но им удалось посадить вновь под замок только очень немногих. Когда летом 1917 г. это большевистское, анархистское движение подняло голову, вокруг некоторых мест заключения собирались целые толпы преступников, намеревавшихся освободить своих товарищей. Таким образом, в самый разгар большевистской революции преступников фактически не было там, где их следовало бы держать. Нам известно как факт, что некоторые из самых опасных преступников заняли видное положение среди большевиков.

К и н г . А те, которые не возвысились до такого положения?..

С а й м о н с . ...Служили агитаторами. Кроме того, опираясь на свою связь с большевиками и пользуясь их покровительством, они выходили и грабили дома. Когда было постановлено конфисковать, социализировать и национализировать банки — таковы три термина, которые мы там слышали во все время их проклятой грабительской деятельности, — заведомые уголовные преступники входили в банки и помогали совершать эти действия. Это — хорошо известный факт, и вы можете узнать их имена.

Н е л ь с о н . Приняли ли большевики в свою шайку прежних нигилистов?

С а й м о н с. Они принимали всех и каждого. Они приняли бы даже монархиста, если бы монархист сказал; «Я помогу вам совершить нападение на такое-то учрежденние».

Н е л ь с о н . Доктор, будьте добры рассказать нам, что вам известно по вашим личным наблюдениям о стремлениях пролетариата завладеть собственностью капиталистов?

К и н г . Что вы можете еще сказать о разгуле террора, о тайных и явных убийствах, об изгнании людей из их домов, о массовой гибели от голода мужчин, женщин и детей, не принадлежащих к так называемым большевикам?

С а й м о н с . Я мог бы об этом говорить часами и мог бы доказать, что там действовал дьявольский террор, что опи питают злобу против всякого не принадлежащего к их классу, который они называют классом чернорабочих.Двое из них пришли однажды ночью ко мне единственно потому, что я антибольшевик и, следовательно, должен быть, по их мнению, монархистом. Они стали стучаться в дверь черного хода; оба мои фокстерьера побежали за мной, я должен был сперва втолкнуть их в кухню, прежде чем отворить дверь. Так как я несколько замешкался, эти люди, потеряв терпение, собирались уже приступить к взлому моей двери. Чтобы ее открыть, я должен был снова потратить некоторое время, так как у нас, кроме французского замка, были еще засов и старый русский замок. Когда я ее наконец отпер, они наброслись на меня и, приставив два револьвера к моей груди, угрожали меня застрелить как монархиста. Я улыбнулся, назвал их «товарищами» и заявил, что тут, очевидно, ошибка; что я, прежде всего, не русский, а американец, что я врожденный демократ и понятия не имею о том, что значит питать монархические идеи; что я стою за республику теперь и стоял за нее еще задолго до того, как они родились.

Н е л ь с о н . По всей вероятности, вы сказали им также, что вы — христианский социалист?

С а й м о н с . Это выяснилось позже. Некоторое время они рыскали по всем комнатам. Когда же они увидели, что ошиблись, они спросили, есть ли у нас телефон.

Н е л ь с о н . Говорили ли они по-английски?

С а й м о н с. Они говорили по-русски, хотя были не русские, а латыши.

К и н г . Латыши составляли от 25 до 30 процентов большевистской армии (в том виде, как она была создана шесть месяцев тому назад), китайцы — около 50 000— 60 000 и уголовные преступники около 100 000. В этой массе было распылено небольшое количество русских, германцев и австрийцев. Не таково ли приблизительно было положение шесть месяцев тому назад?

С а й м о н с. Я думаю, что, в общем, мы определили вполне правильно. Я узнал, что там тысячи военнопленных германцев, австрийцев и венгерцев, которые заразились большевистскими идеями во время пребывания в концентрационных лагерях Сибири. Я встречался с немногими русскими, которые побывали там и познакомились с этим вопросом; они говорили мне, что еще в августе текущего года эти люди заявляли: «Нам нет никакого дела до большевистского правительства. Единственное, чего мы хотим, это — иметь вдоволь еды и хорошую одежду, а также, — прошу прощения за то, что передаю эти слова, — всех женщин, каких мы только пожелаем».

К и н г . Итак, бывшие германские и австрийские пленные, кули и латыши с некоторым числом русских и составили большую часть армии?

С а й м о н с . Да. Правда, онп привлекли к себе также и тысячи рабочих. Мы видели собственными глазами, что последние уже не могли достать никакой работы, потому что почти все фабрики были выведены из строя. Это — длинная история, связанная с деятельностью германских агентов. Много машин было разрушено только потому, что — как мы узнали — Россию предполагалось обессилить экономически и поставить в зависимость от Германии в деле снабжения различными продуктами. Мы также знали — я это подчеркиваю, — что ко времени Брестского мира тысячи коммерсантов из Германии уже бродили по улицам Петрограда и Москвы и других крупных центров, принимая повсюду заказы...

Н е л ь с о н . На германские продукты?

С а й м о н с . На германские товары; очень было похоже на то, что Германия стремилась парализовать Россию экономически. А большевистское правительство...

Н е л ь с о н . Потворствовало этому?

С а й м о н с. Оказывало всемерную поддержку. Не знаю, делало ли оно это сознательно или нет; но этот факт казался подозрительным многим из нас, непосредственных наблюдателей. Я знал людей, руководивших производством на фабриках, и они жаловались мне: «Подумайте только! Рабочие ворвались сюда и разбили лучшие машины на куски; а когда мы пытались остановить их,

говоря, что ведь это их хлеб насущный, они отвечали: «Знаем ваш хлеб! Мы разрушаем капитализм».

К и н г . Вы говорили об их жестокостях и зверствах. К чему же они привели в отношении буржуазии?

С а й м о н с . Они привели к тому, что тысячи лучших людей Петрограда, Москвы и других мест потеряли все свое имущество, а члены их семейств арестовывались сплошь да рядом. У них было лишь одно желание — выбраться из России.Вы спрашивали меня о террористических методах. Я — американец и был известен как друг России и рабочего класса; тем не менее на наших собраниях обнаруживалось с полной очевидностью существование определенной враждебности по отношению к христианской религии, ко всему, что было христианским, особенно к Христианской ассоциации молодых людей и молодых женщин, к Армии спасения и всем другим христианским организациям. По нашему адресу высказывались разные угрозы. Одпажды группа плохо одетых жепщин стояла перед нашим домом по окончании традиционного воскресного собрания под открытым небом, проходившего под моим руководством. Один из наших прихожан подслушал, как они говорили между собой: «До заката солнца мы выколем глаза этому человеку в очках». Им так и не удалось добраться до моих очков.Я бы мог рассказать еще целый ряд других фактов. Однажды они пытались вломиться утром в паш дом, причем один из наших людей был убит красногвардейцем.

К и н г . Я хотел бы выяснить размеры террора и его действие на буржуазию и на высшие классы. Заставляют ли их умирать с голоду или нет?

С а й м о н с . Да. Мы видели, как они, словно тени, бродили по улицам Петрограда. Я собственными глазами наблюдал, как люди падали мертвыми. Одно время, когда мы не получали хлеба, у нас ежедневно околевало на улицах в среднем 60 лошадей.

К и н г . В день?

С а й м о н с . 60 лошадей в день. Я лично видел много лошадей, лежавших на улицах. Однажды на улице встретились магометанин и еврей. Один из них начал торговать у другого лошадь. Пока они торговались, лошадь отправилась к праотцам. Тогда они сказали: «Околей она несколькими часами позже, она стоила бы дороже».

К и н г . Мне пришлось видеть оригинальный русский текст и перевод на английский язык некоторых советских декретов. Они фактически уничтожают брак и вводят так называемую свободную любовь. Известно ли вам что-нибудь по этому поводу?

С а й м о н с . Их программу вы найдете в Коммунистическом Манифесте Маркса и Энгельса. До нашего отъезда из Петрограда они, если верить отчетам газет, уже установили весьма определенное положение, регулирующее так называемую социализацию женщин: каждая женщина, от 18 до 45 лет, должна явиться в комиссариат, откуда она, независимо от ее желания или нежелания, передается мужчине, с которым и должна отныне жить.

Н е л ь с о н . В браке?

С а й м о н с . Е с л и вам угодно, можете назвать это браком. Я видал там много людей, подчинившихся большевистской системе. Один американец женился на русской девушке. Он заключил брак в комиссариате, причем ему пришлось ответить на несколько вопросов и подписать свое имя, а она подписала свое; среди других поставленных вопросов были и такие: «Как вы предполагаете жить в браке?», «Сколько детей предполагаете иметь?» и т. д.

Ки н г . Доктор, приходилось ли вам что-нибудь читать, слышать или входить в соприкосновение с IWW* в нашей стране и знакомы ли вы с их разрушительным учением, их проповедью уничтожения нашей формы правления. Я хочу вас спросить, усматриваете ли вы, на основании наблюдений над большевиками и IWW, какую-нибудь разницу между ними или нет?

С а й м о н с . У меня создалось определенное впечатление, что оба эти движения тождественны.Зорин, комиссар почт и телеграфов, сказал мне: «Мы ныне сделали наше величайшее приобретение: МаксимГорький, который был ранее против нас, перешел на нашу сторону. Теперь он с нами и взял на себя заботу о нашем литературно-издательском деле. Вы знаете, что мы завоевали Россию. Мы теперь предполагаем завоевать Германию и Америку».

К и н г . Нелегкое дело!

Н е л ь с о н . Знакомы ли вы с Альбертом Рисом Вильямсом, выпустившим брошюру о России?

С а й м о н с . Я знаю его.

Н е л ь с о н . Встречали ли вы его в России?

С а й м о н с . Я встречал его в России.

Н е л ь с о н . Можете ли вы рассказать нам о его деятельности и о том, с кем он был там связан?

С а й м о н с . Да. Я желал бы только сказать, что, если он американский гражданин, мне бы хотелось выказать по отношении к нему ту корректность, которая обязательна по отношению к соотечественнику. Я не хочу ничего говорить о нем, пока он не будет иметь случая говорить за себя лично.

О в е р м е н . Ему будет дана взможность говорить за себя.

К и н г . Был ли он связан там с Советами и произносил ли он перед ними речи?

С а й м о н с . Нам было в то время известно, что он не только весьма сочувствовал большевикам, но п помогал им разными способами. Мы это знаем; он создавал весьма значительные затруднения нашему посольству и консульству.

У о л к о т. Делали ли вожди этого большевистского движения какую-либо попытку систематически распространять

* Индустриальные Рабочие Мира«ранять безнравственные идеи, о которых вы упоминали сегодня утром?

С а й м о н с . Мне приходилось нередко наблюдать, как открыто оказывалось поощрение безнравственным элементам. Я постараюсь быть осторожным в своих словах ввиду того, что здесь присутствуют леди. За несколько дней до моего отъезда меня посетила председателе нашего дамского благотворительного общества, школьная работница, которая была более 25 лет преподавательницей в одпом из известных императорских институтов. Я не буду называть вам этот институт, чтобы это не попало в печать и не дошло до России. Она сказала с рыданиями: «Вы знаете, какое прекрасное и большое у нас здание. Я хочу, чтобы вы рассказали обо всем женщинам Америки. В первом этаже нашего обширного института, который служил для жилья, официальные лица большевиков поместили несколько сот красных солдат и матросов и отдали приказ, чтобы в другой половине того же этажа оставались наши институтки, девочки от 12 до 16 лет». Это так ее взволновало, что она залилась слезами. «Лучше умереть, чем быть свидетельницей таких вещей. Но я хочу, чтобы вы рассказали об этом американским женщинам».

У о л к о т. Насколько я вас понимаю, это не было деянием безответственной толпы или солдат, но мероприятием, исходившим от большевистских официальных лиц?

С а й м о н с . Это произошло по их приказу.

К и н г . Значит — бедные девочки были предоставлены грубой похоти красногвардейцев?

С а й м о н с. Вы сами можете сделать необходимый вывод.

К и н г . Может ли быть сомнение, что такова была именно цель этого распоряжения?

С а й м о н с . У меня лично — никакого. Я несколько смущен присутствием леди.

К и н г . Нет ничего непристойного в констатировании того факта, что вы наблюдали грубость и зверство.

С а й м о н с . Они — самые грязные собаки, с которыми я когда-либо сталкивался за все 45 лет моей жизни! Они настолько гнусны, что я не могу найти достаточно слов, чтобы выразить мои чувства.Я возвращаюсь, однако, к моему рассказу. Немного успокоившись, дама продолжала. «Это еще не все. На днях помощник комиссара пародного просвещения Луначарского встретил в толпе, на Невском проспекте, группу девочек из нашего института; обратившись к этим девочкам в возрасте от 12 до 15—16 лет, он спросил: «Девочки, где ваши женихи?» Они покраснели и сказали: «У нас нет женихов». «Почему же вам не пойти на Невский проспект и не найти себе женихов по примеру проституток?» Извипите меня, что я повторяю эти слова.

К и н г . Итак, говоря прямо, большевистские красноармейцы и самцы-большевики похищают, насилуют и растлевают женщин сколько хотят?

С а й м о н с . Конечно, они это делают.Нам удалось узнать, что латышский полк, за которым в течение многих месяцев усиленно ухаживал Троцкий, отказался идти на фронт и остался неподалеку от Царскосельского вокзала. Эти факты мне сообщил полковой санитар — я не хочу называть его имя, так как он был моим личным другом, и я не желал бы причинить ему неприятности. Он сказал, что, когда был недостаток хлеба в городе — многие из нас не имели хлеба неделями, — они получали по два фунта в день, а за три дня до приезда Троцкого им сказали: «Вы будете получать сверх двух фунтов хлеба в день лепешки и крупчатку; а когда приедет Троцкий, будет особое угощение». Так и случилось — Троцкий им сказал: «Все в Петрограде — ваше». Мне противно это говорить, но они хвастались, что могут иметь всех женщин, каких только ни пожелают, и что им разрешается безнаказанно врываться в дома.

К и и г. Знали ли вы людей, которые, побывав в России, отправлялись в другие страны и начинали там вести большевистскую пропаганду? Например, известно ли вам, что там был Джон Рид?

С а й м о н с . Да.

К и н г . Он там был заодно с большевиками?

С а й м о н с . Он являлся доверенным лицом большевистского правительства.

К и н г . Как относились к нему проживавшие в России настоящие американцы: как к американцу или как к большевику?

С а й м о н с . Как к большевику. У нас было там несколько таких сочувствующих большевикам людей, и мы считали их — разрешите мне употребить настоящее выражение —- сумбурными и тупоголовыми людьми.

Ки н г . Знавали ли вы там Альберта Риса Вильямса?

С а й м о п с . Да.

К п н г. Известно ли вам, выступал ли оп па каких-либо митингах вместе с большевиками?

С а й м о н с . Да, он выступал там на их митипгах. Об этом сообщалось в газетах.

К и н г. Произносил ли он на митингах речи в пользу большевизма или же боролся с их взглядами?

С а й м о н с. Нет, не боролся. Он сердцем и душою был с ними. Я несколько раз встречался с Впльямсом в пашем посольстве и в консульстве. Когда я, бывало, крайпе резко отзывался о большевиках, он вступался за них.

Кп н г . Защищал их?

С а й м о н с . Говорил о них в очень мягких выражениях.

Ки н г . Известно ли вам, долго ли он поддерживал спими связь?

С а й м о н с . Думаю, что он был заодно с ними почти с начала этого движения.

К и н г. Заявлял ли он, что является представителем Красного Креста?

С а й м о н с . Нет, он был журналистом. Но там был другой Вильямс, который представлял общество «Христианского Герольда». Мне бы не хотелось, чтобы его смешивали с тем человеком. Он однажды говорил в нашей церкви. Он превосходный христианин и джентльмен, стопроцентный американец. Я надеюсь, что никто не будет их смешивать.

Юме. Известно ли вам, в качестве кого прибыл к нам от большевистского правительства Альберт Рис Вильямс и в качестве кого он выступает сейчас у нас?

С а й м о н с . Я не могу прибавить ни одного слова на основании личной информации, но судя по тому, что я читал в газетах и что слышал от некоторых людей, претендующих на осведомленность, он является, по собственному признанию, представителем Ленина и Троцкого.10 м с. И он переплыл океан, чтобы организовать в пашей стране по поручению большевистского правительства информационное бюро?

С а й м о н с . Я предполагаю, что ему предстояло дело именно такого рода.

О в е р м е н. Это тот человек, который выступал у нас на митингах?

Юме. Да.

О в е р м е н. Остались ли там какие-нибудь суды, чтобы карать за нарушение тех или иных законов?

С а й м о н с . Да, у них были суды.

Юме. Правда ли, что практика этих судов не допускает свидетельских показапий так называемых буржуа?

С а й м о н с . Да, это истинная правда. Я говорил с рядом лиц из нашей американской колонии, которых вызывали в суд; у одного из них был случайно бриллиантовый перстень, что привело к оштрафованию его, если не ошибаюсь, на 10000 рублей. Не будь у него этого кольца, его, возможно, не оштрафовали бы. Извините, сенатор, я не люблю входить во все эти подробности, но вы ставите мне вопросы, которые вызывают у меня разного рода воспоминания. Быть может, упоминаемые мною факты помогут пролить свет на интересующие вас вопросы.

О в е р м е н . Мы очень рады, доктор, что вы рассказали нам все, как могли; вы внесли много света в это дело, и мы вам за это очень обязаны.

К и н г . Были ли велики зверства, совершенные крестьянами против помещиков, причем владельцы лишались своих жилищ и земельной собственности?

С а й м о н с . Мне сообщали множество случаев; о некоторых из них рассказывали мол личные знакомые, имевшие раньше большие поместья. Однако, повествуя обо всех этих насилиях и грабежах, совершенных озверевшими, распропагандированными большевизмом крестьянами, мои знакомые прибавляли: «Мы знаем, что эти крестьяне постепенно отвернутся от социализма, ибо двое пли трое из них вернулись к нам и заявили, что они раскаиваются в своих поступках». Обыкновенный крестьянин — это самый милый человек на свете. Должен сказать, что я нигде не встречал лучшего типа женщин или мужчин, чем в русских деревнях не даже в среде рабочих. И я всегда чувствовал себя среди них в полной безопасности до тех пор, пока не пришли к власти эти большевики.

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...