РУССКИЕ СТАРОВЕРЫ В РУМЫНИИ

3 3083

В статье «Где остались русские общины за границей», опубликованной 8 марта 2018 на КОНТе, автором AlexZenit (politforums.net) затронул тему «русского мира» за рубежом, включая старообрядцев, попавших в Румынию. Нам захотелось присоединиться к более детальному раскрытию информации о жизни липован и некрасовцев в Румынии.

Будучи этнической славянской группой, отличной от румын, русские липоване в Румынии - потомки староверов. Это адепты православной веры старого обряда России, которые вынужденно покинули свою родину в XVII-XVIII веках после раскола в Русской официальной церкви, вследствие трагических следствий реформы православного культа, инициированной царем Алексеем Михайловичем Романовым (отцом Петра Великого) и российским патриархом Никоном (1652-1658).

Реформа, начатая в 1654 году, направленная на изменение церковного ритуала, была принята Собором Русской Православной Церкви в 1667 году. Те же, кто не подчинился новым канонам, были преданы анафеме. Их считали еретиками. Среди тех, кто выступал против реформы, оставаясь последователями старой веры, можно упомянуть епископов Павла Коломенского, Макария Новгородского, протопопа Аввакума, Неронова, боярыню Морозову и др.

За свою непоколебимую веру некоторые из них были сожжены на кострах, другие подвергнуты царским преследованиям. Всего в конце 17 века более 20 000 староверов были сожжены на кострах этой православной инквизиции Восточной Европы. После легализации преследования по указу Софии (старшей сестры Петра I) в 1685 году староверы подались в бега, распространяясь по всему миру (Турция, Пруссия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, страны Балтии, Польша, США, Румыния, Болгария, Финляндия, Украина, Белоруссия и т. д.).

Со староверами из России связано сохранившееся название озера Разельм-Разин в Добрудже, которое было названо в память о вожде казацкого восстания 17 в. Степане Разине. В книге «Сарыкёй. Страницы истории» учитель Севастиан Феноген пишет, что некоторые люди утверждали: «Год документального подтверждения об основании деревни можно считать 1651 г., ... Устная традиция, записанная в конце 19 века в Большом географическом словаре Румынии, упоминает о временной резиденции Степана Разина в крепости Энисала, что в нескольких километрах к югу от Сарыкёй, а также Ваники Каина, на острове Попина (северо-восток Сарыкёя) и Тишки-Расстриги на острове Биссерикуца (Церквушка). Это могло произойти лишь до 1670 года, поскольку Степан Разин возглавил восстание казаков на Дону между 1670-1671 гг.

Крепость Енисала.

Насколько известно, первые документальные свидетельства присутствия староверов, называемых еще и старообрядцами, на территории Румынии датируются 1724-1740 годами. Они поселились в населенных пунктах Молдовы, где их называли липоване (Соколинцы-Липовень, уезд Сучава, в 1724 году, Думаска, уезд Васлуй, в 1730 году, в Маноля, Леспезь и Братешти, уезд Сучава, в 1740 году). По словам Богдана Петричейку-Хасдеу, который в своей книге «История религиозной толерантности в Румынии» вставляет рассказ «Липоване» монаха Парфения, жившего в середине 19-го века: «... недалеко от ярмарки Фэлтичень, между водами Молдовы и Сирета, находится деревня Мануйловка, жители которой ... прибыли сюда из России более 150 лет назад" (т. е. примерно в 1700 году).

В первой половине 18 века в Добруджу, которая была в Османской империи, прибыли и донские казаки, последователи атамана Игната Некрасова. Массовый исход казаков-некрасовцев с Кубани произошёл в 1778 году, во время царствования Екатерины II Великой. Социальная жизнь казаков была организована на основе правил, изложенных Игнатом Некрасовым в его «Заветах Игната». Последователей Игната Некрасова называли в Добрудже некрасовцами.

Казаки - некрасовцы в Добрудже.

Добруджа и турецкая Анатолия. стали основными местами расселения некрасовцев-старообрядцев. Вдалеке от родины некрасовцы полностью сохранили свой язык, обычаи, традиции и отцовскую веру.

По словам учителя истории Севастиана Феногена из Сарыкёя, уезд Тульча, (газета «Зориле»,№11/2002»), «враждебность окружающих населения заставила их (казаков) отказаться от имени некрасовцы...». уже с первой половины 19 века,...большая часть некрасовцев из Добруджи оставшаяся в дельте Дуная и прилегающих к ней районах, были вынуждены менять своё наименование, приняв для себя этноним «Липоване».

Основные сообщества липован, с точки зрения чмсленности, в настоящее время находятся в уездах Тульча, Констанца, Яссы, Яломица, Сучава, Бакэу, Брэйла, Нямц, Васлуй, Ботошань и в столице страны в Бухаресте. В Румынии насчитывается около 70 населенных пунктов, где можно встретить русских липован.

Первая церковь липован было возведена в Брэиле на месте нынешней церкви Рождества Богородицы. Её освящение было осуществлено вторым митрополитом из Белой Криницы 8 июня 1856 года. Затем, в 1978 году, была построена новая церковь Рождества Богородицы и Св. Николая Зимнего. Вторую церковь Введения Богородицы во Храм построил в середине 19 века Игорь Борисович Андреев. Это место поклонения уже давно известно как Игорево строение, возведенное в период между 1920 и 1925 годами.

В домах липован имеется особое святое место с иконами, называемых уголками Бога, где горит свеча или лампада, которые зажигают по праздникам или во время молитв. В семьях русских-липован самые старые иконы, оставленные им их предками.

Русские липоване построили в Брэиле кафедральный собор Покрова Богородицы принадлежащий Православной Старообрядческой Митрополии.

Кафедральный собор Покрова Богородицы Православной Старообрядческой Митрополии.в г. Брэила

«С организационной точки зрения, Митрополия староверов в Белой Кринице (Северная Буковина) была основана 28 октября 1846, которую возглавил первый иерарх митрополит Амвросий, бывший епископ Боснии и Герцеговины. Выборы Амвросия в качестве митрополита ознаменовали превращение христианских общин староверов в автономную церковь, в которую вошли все христиане старой веры в Европе, Америке и Австралии. Преемники Амвросия (Кирилл, Аркадий и др.) имели титул митрополита, будучи признанными всеми духовными лидерами верующих христиан старой веры и этот статус признается и сегодня.

28 июня 1940 года, после присоединения Северной Буковины к Украине, митрополия староверов переместилась из Белой Криницы в Брэилу, где находится и по сей день с прерогативами духовного руководства над всеми староверами в мире.

(http://www.culte.gov.ro/biserica-crestina-rusa-de-rit-vechi)

ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ СЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ

В конце XVII в. группа верующих монахов староверов поселилась в долине между сёлами Русская Слава, Черкесская Слава, в долине Башбунар, в северной части Добруджи, которая тогда находилась под турками. Это произошло приблизительно в период 1680-1769 гг., когда была построена первая святая обитель. Первым священником монастыря был иеромонах Евфросин. После его смерти, русский православный старообрядческий монастырь остался без священника. В 1846 г. русские старообрядцы выбрали себе боснийского митрополита Амвросия. Иерархами этого монастыря были: архиепископ Аркадий I (с 1848 г.), епископ Аркадий II (с 1854 г.), архиепископ Иринарх (с 1869 г.), епископ Леонтий (с 1906 г.), епископ Никодим (с 1919 г.), епископ Саватий (1927 г.), епископ Владимир (1951 г.), епископ Иоасаф (с 1959 г.), епископ Амвросий (с. 1960 г), епископ Леонид (1981 г.). С 2000 г. и по настоящее время руководителем монастыря является архиепископ. Славской епархии Флавиан.

С момента основания и до сегодняшнего дня монастырь обеспечивает себя сам. В монастыре две церкви: большая – с храмовым праздником «Успения Пресвятой Богородицы», и малая зимняя церковь.

Успенский мужской монастырь.  Слава Руса, уезд Тульча.

Малая церковь «Святых Архангелов Михаила и Гавриила» освящена в 1860 г. вторым митрополитом русских старообрядцев В.П.С. Кириллом и местным епископом Аркадием II. Храмовый праздник отмечается 21 ноября (н.ст.).

Большая Успенская церковь была освящена в 1883 г. третьим иерархом монастыря архиепископом Иринархом. Храмовый праздник приходится на 28-29 августа (н.ст.). В день 29 августа освящается вода и омываются мощи в монастыре.

Покровителями православного старообрядческого монастыря считаются мощи святых мучеников Дады, Гаведае, Каздое и Гаргала Это дети и родственники царя Сампория из Персии, отмеченные в календаре 29 сентября (ст. ст.)/ 12 сентября (н.ст.).

Службы в монастыре ведутся на церковно-славянском языке.

Сейчас прилагаются все усилия для сохранения монастырского имущества, проводятся работы по ремонту и украшению монастыря.

В свое время много сделал для обустройства монастыря архидьякон Таврион из с. Журиловки уезда Тульча. Он поддерживал тесные связи с россиянами, которые помогли ему в те времена золотом и деньгами и, таким образом, он смог обустроить монастырь. Однако дело Тавриона было предано, имущество разграблено, а сам архидиакон принял мученическую смерть. О нём напоминают здание епископии, старые кельи и колокола.

СЕЛО НОВИНЬКОЕ – ОСТРОВ РУССКИХ НА ДУНАЕ.

Замечательны места на Дунае. Наверное, потому на них пал выбор основателей поселения. Первое достоверное свидетельство о появлении села Гиндерешть (Новенькое село) относится к 1864 году.

Селение расположено правом берегу реки Дунай, выше по течению от города Хыршова (бывшая римская крепость Карсиум).

Гиндэрешть (Новенькое село)

Его создатели - православные христиане староверы. На высоком дунайском берегу еще сохранились несколько традиционных домов в стиле русских староверов – липован. Почти в каждом дворе видны рыболовные сети. Внизу, на берегу реки стоят десятки лодок, Рыбалка издавна была традиционным занятием жителей села.

Село управляется мэром и местным советом, состоящим из 11 советников. Мэр Василе Симион был избран в 2016 году. Он же возглавлял село в период с 2008 по 2012 год. Время с 2012 по 2016 год мэром села был Адриан Вартоломей.

Жителей села по недавней переписи насчитывается почти 2 тысячи человек. Большинство жителей – русские липоване (94,53%).

Школа им. Сергея Есенина

В распоряжении жителей села есть библиотека, находящаяся в школе имени Сергея Есенина. А в помещении Общины русских липован работает музей, экспонаты которого собраны самими жителями. Среди экспонатов имеются образцы традиционной народной одежды. Культура и традиции жителей сохраняются и реализуются в творческой деятельности народных ансамблей Новосёлки и Матрёшки.

Среди жителей 95,49% являются православными староверами. Усилиями жителей в селе возведены две церкви:

-Церковь Вознесения Господня с храмовым праздником, отмечаемым через 40 дней после Пасхи.

-Церковь Богоявления и Крещения Господня с храмовым праздником 19 января.

В дни религиозных праздников и служб жители села Гиндэрешти одевают традиционную русскую народную одежду, характерную для общины русских липован.

ПАМЯТНИК БОЖЕСТВЕННОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ

В 2010 году в селе произошло знаменательное событие. На каменном утёсе началось воздвижение величественного памятника по проекту М.Ф.Исакова. Спонсором выступил депутат парламента Румынии Мирон Игнат, председатель Общины Русских Липован Румынии.

27 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие памятника. Его Высокопреосвященство Флавиан, архиепископ Славский освятил установку памятника Божественного и Животворного Креста на Дунае и провел богослужение в селе Гиндерешть

.В этом событии приняли участие жители села, многочисленные гости со всей Румынии и из-за рубежа.

РУССКИЕ ЛИПОВАНЕ – ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНЫ

Чемпионы Европы в 1957 году в гребле на каноэ представители Румынии Симён Исмаилчук и Думитру Алексе завоевали первый континентальный титул в гонке на 10 км. Третье место и бронзовую медаль завоевали еще два представителя Румынии – талантливые каноисты Иким Липалит и Лаврентий Калинов. Для Исмаилчука и Алексе не потребовалось много времени для повторного выступления в гонке. Только одна десятая секунды решила победу советских спортсменов, а румынским спортсменам досталась серебряная медаль.

Один поселок в дельте Дуная дало 25 олимпийских и мировых чемпионатов на байдарах и каноэ. С этой точки зрения поселок Кришан с тремя входящими в него деревнями – Кришан, 23-я Миля и Караорман, по всей видимости, уникально в мире.

Чемпионат мира 1968 года в конечном итоге принес большое удовлетворение для румынского спорта. Исмаилчук и Алексе, олимпийские чемпионы и чемпионы Европы вновь выиграли первый титул чемпионов мира в истории румынского каноэ. На самом деле, состязания в Праге подчеркнули особую ценность каноистов румынской команды. Помимо чемпионов в список медалистов вошли Аким Сидоров, Лаврентий Калинов и Никифор Тарара.

На Олимпиада в Мексике на международном уровне прозвучало имя Сергея Ковалева. Зато имя его товарища по команде - Иван Пацайкин никому из зарубежных специалистов не говорило почти ничего. Иван Пацайкин - одно из великих открытий румынских тренеров, занимался спортом каноэ всего немного больше года, будучи ко времени олимпийского старта еще юниором, находясь на Олимпийском стадионе, все еще младший. В Хочимилько , помимо титула, завоеванного байдарочниками Иваном Пацайкиным и Ковалевым, румынская команда также получила драгоценную серебряную медаль в состязании K4 - 1000m и бронзовую медаль в женском состязании K1 - 500m.

В результате: 4 олимпийских титула, 3 вторых места и третьих мест. Хорошие результаты не останавливают румынских каноистов и они добиваются исключительных результатов и во многих других соревнованиях в разных странах мира.

Иван Пацайкин - русский липован родился 26 ноября 1949 года в селе 23-я Миля, уезд Тульча и до 16 лет рос в дельте Дуная среди суровых липован. Как ни удивительно, но один поселок в дельте Дуная дал миру 25 олимпийских и мировых чемпионатов на байдарах и каноэ. С этой точки зрения поселок Кришан с входящими в него деревнями – 23-я Миля и Караорман, по всей видимости, уникально в мире.

И среди этих чемпионов настоящей звездой стал Иваг Пацайкин. Он смог четырежды завоевать олимпийские золотые медали на летних Олимпийских играх в 1968, 1972, 1980 и 1984 годах и трижды был серебряным призером на каноэ.

Иван Пацайкин с семьей в с. 23-я Миля.

Окончив Институт физического воспитания и спорта, Иван в 1975 году стал членом спортивного клуба «Динамо» в Бухаресте.

1 декабря 2004 года полковник запаса Иван Пацайкин был представлен к званию бригадного генерала запаса. В настоящее время он является тренером олимпийской команды по каяку – каноэ.

У Ивана Пацайкина богатая Олимпийская карьера.

Он участвовал в пяти летних Олимпийских играх: Мексика 1968, Мюнхен 1972, Монреаль 1976, Москва 1980 и Лос-Анджелес 1984 года и выиграл в них семь медалей.

На Чемпионатах мира и Европы он выиграл 22 титула на 11 чемпионатах мира, выиграв 9 золотых медалей и 9 бронзовых медалей. Одну золотую медаль он выиграл на чемпионате Европы 1969 года в Москве.

В квалификационных состязаниях в гонке на 1000 м, после старта, уже на первых ударах у Ивана сломалось весло, которым он должен был грести. Правила соревнований позволяли остановить гонку, если произошли какие-либо нарушения на первых 25 метрах. Однако судьи не заметили, когда Иван поднял весло и показал, что она было поломано. Из-за волн лодка пересекла 25-метровую линию, и Ивану пришлось продолжить гонку с оставшимся обломком весла, стараясь не пересекать линию коридора. Через три минуты после прибытия предпоследнего спортсмена Иван подошел к финишу под аплодисменты публики, которые не видели, что он использовал только лишь остаток весла. По окончании гонки его объявили дисквалифицированным и отстраненным от дальнейшего участия в состязаниях. Однако после обращений румынских чиновников Ивану разрешили участвовать в переквалификации. Последующие гонки, переквалификации, полуфиналы и финал Иван убедительно выиграл.

После Олимпиады в Мюнхене. 1972.

С 1968 года Иван Пацайкин - почетный мастер спорта, а в 1982 году признан Международным мастером спорта и с 1991 года стал почетным тренером.

В 1990 году Международный олимпийский комитет удостоил его высшей награды - Олимпийского ордена Платиновое ожерелье.

С 1968 года Иван Пацайкин - почетный мастер спорта, а в 1982 году признан Международным мастером спорта и с 1991 года стал почетным тренером.

В 1990 году Международный олимпийский комитет удостоил его высшей награды - Олимпийского ордена Платиновое ожерелье.

В 2000 году он получил Национальный орден «За верную службу» в чине Офицера, а в 2008 году он получил орден «За заслуги» первого класса.

В 2010 году он был отмечен Королевской наградой «Nihil Sine Deo», врученной ему по приказу Его Величества короля Михаила I, главой Королевского дома Румынии.

Когда Ивану Пацайкину исполнилось 53 года, спортивный клуб «Динамо» установил перед входом на стадион «Динамо» статую Ивана Пацайкина, которую открыли 26 ноября, в день рождения спортсмена-олимпийца.

adevarul.ro/news/societate/statuia-patzaichin-locul-discobolului-stefan-mare-1_50ad41f07c42d5a66391b4d7/index.html

Зимний король и воюющий Киев

Почему Украина не сдаётся? Население тонет в Тисе, умирает в Карпатах от переохлаждения, гибнет от пуль собственных пограничников, лишь бы сбежать от мобилизации. Элиты всегда были гото...

Стадо желудков

 В чем причина оглупления части граждан украинской территории? То, что видны сектантские технологии – факт! Но и то, что далеко не все на них повелись – тоже фак! В чем причина так...

Обсудить
  • А ведь здорово как!  :thumbsup:
  • В личку Вам могут писать только те, на кого Вы подписаны, потому благодарю за ссылку в ответ  :thumbsup: