* Представьте себе мир, совершенно совпадающий с нашим, но в котором сохранилась память о Тартарии. И блог омского тартароведа-любителя*
Первое представление о мифологеме «семивратного Асграда» широкая публика получила в самом конце ХХ века: хотелось бы добавить — и в науке. Увы, в науке эти сведения не были оценены по достоинству, и не привели к обнаружению тартарийского наследия в народных утопических воззрениях.
В томе VI/1 русского журнала «Этнографическое обозрение» за 1890 год была опубликована заметка Владимира Павловича Чистякова, на тот момент почтенного чиновника в отставке, с текстом некоего заговора.
Из краткого предуведомления можно было узнать о том, что Владимир Павлович в 1865- 1869 годах пребывал по гражданской службе в Омске, в чине коллежского асессора. Он свёл близкое знакомство с местными обывателями, от которых несколько раз слышал своеобразные заклинания-речитативы, причём иногда публичная декламация сопровождалась отбиванием ритма на подручных предметах или даже в бубен.
Любознательный молодой человек записал часть таких текстов, а на досуге составил из них компиляцию, также, по его словам, «приведя к нормам литературного изъяснения».
Он же разбил текст на четверостишия для удобства чтения, то есть сделал всё, чтобы читателю было легче воспринять заклинание.
В определении жанра господин Чистяков не осмелился прийти к какому-то предположению, оставив окончательный вывод на усмотрение более знающих людей.
«Знающие люди» причислили вирши о «семивратном Асгарде» к традиции поиска Беловодья, разве что отметив неизвестные мистические топонимы вроде Асгарда, Азграда и Сам-града, ранее не встречавшиеся, да и сам настрой текста, выглядел не призывом к бегству в чудесную страну, а призывом отбить свою землю и волю с помощью воинственных ангелов.
У русской науки того времени не было оснований для углубления в тему, а также для поиска других смыслов: попыткам обнаружения тартарийских основ русской культуры препятствовало строгое табу.
Вторая публикация относится к 1928 году, когда вирши "Семивратный Асгард/покровенный град" были перепечатаны с учётом правил новой орфографии в "Чтебнике" для младших классов Иртышской кош-коммуны (Тартарийский Прииртышский национальный округ).
Текст на русском литературном языке сопровождался реконструкцией на позднетартарийском говоре, который тогда пытались сделать нормативным языком одной из народностей РСФСР.
О более поздних публикациях в СССР ничего не известно.
В РФ он получил распространение в интернете на ресурсе "СводоСлов", где собирались все тартарийские тексты, включая и те, которые, по сути, имели к тартарийской традиции отдалённое отношение.
2.
Происхождение виршей не вызывает сомнений: они родились среди потомков чалдонов и старожилов Прииртышья, знакомых в общих чертах со сказания прежнего населения этих мест - тартар.
Взаимопроникновение автохтонной и миграционных культур продолжалось добрый десяток поколений. Чалдоны в шестнадцатом веке ещё застали тартарийскую государственность, сами много переняли от тартар, а потом вместе с ними уходили от катаклизмов в сибирскую глушь. Вольные ермаковцы и служилые казаки семнадцатого века двигались по Сибири, встречая повсеместно следы прежних обитателей и включая оставшихся из них в своё число. Так что тартарийская традиция не исчезла, она стала составной частью мировоззрения русских сибиряков.
Последние тартарийцы покинули свой угасший ЯрОм в начале ХУШ века. Какое-то время они препятствовали русской экспансии в виде экспедиции Бухгольца 1715 года, а потом и нескольким попыткам основать опорный пункт в устье Оми.
Прибрежные высоты на правом берегу Оми напоминали им о легендарном ЯрОме и мифическом Асгарде, и они отбивались на них от попыток отрядов Бухгольца, Матигорова и Аксакова в 1716-1717 годах установить там крепость как символ российского господства. Неравная борьба завершилась в начале 1720-х, когда потомки тартарийцев и сочувствующие им русские сибиряки были частью вырезаны в ходе подавления Тарского бунта 1722 года, а частично изгнаны в ходе последующих карательных облав.
Прииртышье опустело и лишь постепенно стало обживаться выходцами из Евроссии, которые об этих событиях не могли иметь представления. Преемственность от прежнего населения Великой Тартарии сохранялась лишь в уцелевших кошах по реке Тара, да и те предпочли ради выживания принять православие и мимикрировать под русских.
Имперский Омск в первые сто лет своего существования был исключительно крепостью и казачьей станицей, с населением пригородных слобод-форштадтов в пределах тысячи обывателей. Появление полноценного городского сообщества из мещан, купцов, ремесленников и обозников (самый процветающий промысел на тот момент) относилось к середине XIX века, когда в Омск из Тобольска была окончательно переведена гражданская администрация Западной Сибири.
Тогда в Омск, в котором уже не осталось никаких зримых следов ЯрОма, начали возвращаться потомки тартарийцев. Они уже стали «русскими» во всех ипостасях этого этнонима: мещанами и купцами сибирских городов, крестьянами - старожилами, старообрядцами и чалдонами в глухих уголках. И всё же, часть из них сохранила смутные представления о своём происхождении, в которых ЯрОм и Асгард играли особую роль.
3.
Записи Чистякова середина 1860-х позволяют нам прикоснуться к потаённому миру этой части омичей, к их оригинальному мировоззрению, в котором причудливо переплетались господствующая русская ментальность с памятью о мифологии предков.
Сюжет «семивратного Асгарда» находит параллели с некоторыми тартарийскими мифологемами.
Следует напомнить базовые из них.
Помощь в этом нам окажет чтебник «СводоПад» 1848 года коша Огневиных - рукописная иллюстрированная компиляция устных преданий и каких-то не дошедших до нас более ранних записей XVIII века, последние из них могли основываться на тайных яромских архивах.
А. «Кружальный попут» - прибытие на Мидгард-Землю пришельцев-асов, которые положили начало современному человечеству (или хотя бы части его), основали первые Асгарды и мифическую страну Беловодье. Сейчас немного упрощённо это представляется как высадка Пришельцев со Звёзд из глубин космоса, но, строго говоря, «иноземья» тартарийцев - это не физический современный космос, это иные пространства и измерения со своими законами, отличными от нынешней картины мироздания.
Б. «СводоПад» - повествование о войне асов с некими гадолюдами, их экзистенциальными врагами из «иноземья». Мидгард изначально рассматривался как тыловая база или даже мирная колония, поэтому не был предназначен к активной обороне. В ходе продолжительной компании агрессорам удалось сломить сопротивление на внешней линии обороны, состоящей из трёх тогдашних лун Земли и даже завладеть плацдармом на поверхности. Основные силы гадолюдов и захваченная ими территория были уничтожены при падении одной из Лун, которая была обрушена на плацдарм.
В. «ВозВысение» - очередной этап вечной войны асов с гадолюдами. Натиск врагов удалось отбить, но они установили блокаду Мидгарда, Земля оказалась изолирована и долгое время не имела сообщения с ПредРодиной. Всё-же гонцу( или разведчику) удалось пробиться на Землю. Он опустился у Асгарда Ирийского (то есть Омска), сообщил о продолжающейся войне и попросил оказать помощь. Колония после катастрофических потерь СводоПада находилась в бедственном положении, а отправка помощи означало запустение всё ещё обитаемых областей; гадолюды могли высадиться и обосноваться на земле. Всё же Мидгард мобилизовал все боеспособные силы и отправил их на последних оставшихся кораблях для перемещения в иноземье. Стоянка «иноплавов» была как раз в Асгарде Ирийском.
Г. «Падение Асгадра», «опрокинутый Асгард» - сведения о катастрофе, постигшей уже опустевший Асгард Ирийский: она окончательно стёрла его следы с поверхности земли, потому что огромный пласт верхних слоёв почвы был вздыблен, перевернулся и погрёб под собой руины. Тартарийцы считали, что от Асгарда не осталось никаких следов, а его местоположение было не на месте ЯрОма и имперского Омска, а западнее, на нынешней левобережной пойме Иртыша - и сейчас руины погружены на сотни метров вглубь. Сейчас позабылось, что было тому причиной, и кто мог вызвать к жизни силы, которые, по уверениям тартарийев, взыбили Прииртышский увал, испещрили воронками- озёрами Западную Сибирь, спровоцировали развитие Васюганских болот на месте обширных водоёмов - плантаций жита асов.
Д. «Возведение» - пророчество о восстановлении Асгарда (или Тартарии) и о возвращении на Землю армии (или потомков этих асов), отправленной на борьбу с гадолюдами во время ВозВысения. Эти события, по мнению тартарийцев будут связаны, но непонятно, должны ли они произойти самостоятельно, или одно должно предшествовать другому и в каком порядке.
Если сопоставлять «СводоПад» 1848 года и записи Чистякова 1865-1869 годов, то становится наглядным их смысловое совпадение, даже с учетом того, что «СводоПад» совершенно лишён христианских и вообще религиозных мотивов, а «семивратный Асгард» обращается к Господу и его верным слугам - ангелам.
Асгард-град - Азград - Сам-град основан пришельцами, блюдущими свою верность высшим силам, Правде и Справедливости, находящимися в состоянии постоянной войны с врагом, который является противником и простых людей.
Асгард в настоящее время скрыт от людей, но готов отозваться на их зов и восстановить Золотой Век на Земле. Обитатели Асгарда гораздо могущественнее людей, и всё же по- своему близки им, находятся в неком родстве, всегда помнят о нём. А также готовы сражаться вместе с ними, против общего врага.
Раскрытие Асгарда, выявление его на физическом плане, означает возращение утопического Золотого Века, обретение утраченного единства с прочими тварями, ангелами и даже с самим Богом.
Понятно, что многие из вышеперечисленных тезисов противоречат православному катехизису, и могут даже считаться еретическими. Со стороны светских властей к исполнителям «семивратного Асгарда» тоже могли быть определённые претензии, даже в либеральное время реформ Александра II.
4.
Последнее замечание, которое следует сделать к публикации «семивратного Асгарда», относится к возможной лакуне в тексте - в том месте, где автор сначала описывает семь ворот и семь покровов «покровенного града», а потом крайне скупо упоминает о поиске ключей для отпирания ворот и снятия покровов.
Возможно, в оригинале присутствовал более развёрнутый поиск ключей и заклятий, а потом процедуры их использования. Вот только с точки зрения исполнителей «семивратного Асгарда» расейский чиновник не мог быть тем человеком, перед которым следует раскрывать эзотерические знания. Достаточно было усечённой версии, которую могла прослушать в порядке лайт-версии широкая непосвящённая публика.
Такое предположение заставляет рассматривать текст с точки зрения тартарийской традиции мистических путешествий, то есть перемещений в реальной топографии по особым путям или от особых пунктов к другим, в ходе которых паломник приобретал бы необходимые знания или проходил определённые этапы путешествия. В русской традиции таким являлся поиск Беловодья или центров притяжения других сект.
К сожалению, со времён Тартарии не осталось документов о подобных путешествиях - только обмолвки сторонних наблюдателей, фиксирующих сам факт без подробностей, недоступных непосвящённым. Вопреки обстоятельствам, традиция мистических путешествий всё-таки выжила после крушения Тартарии.
О путешествии «по реке сквозь реку», как о вполне известном, имевшем адептов и свидетелей, писал в начале XX века Родион Иванович Мечниковский в своих очерках «Средь тарских яров. Последние из тартариан». Автор утверждал, что потомки тартарийцев на таёжной реке Тара, уходили в плавание вверх по реке, к истокам, затерянным в Васюганских топях, и возвращались (если возвращались) с невиданными знаниями, умениями или с изменённым пониманием жизни. Подробностей, разумеется, он не знал, да и, обладая скептическим и материалистическим складом ума, особо не интересовался.
Вполне правдоподобной выглядит гипотеза о том, что подобные практики выжили не только в глуши таёжной Тары, но и в других местах, что сохранилась преемственность поиска изначальных знаний в других тартарийских анклавах по Сибири, а особенно - среди потомков населения ЯрОма. Они были изгнаны, рассеяны, но, скорее всего, в большинстве своём выжили, и под внешней адаптацией к российским порядкам сохранили интерес к мифическому Асгарду. Как только обстоятельства позволили им вернуться в имперский Омск, то они начали поиск своих корней и былых откровений.
Таким образом, господин Чистяков случайно стал свидетелем начала мистических путешествий в Омске: «в город сквозь город», то есть поиска мифологического Асгарда через реальный губернский город Российской империи.
Его знакомые из рядовых обывателей, внешне ничем не примечательных, практиковали своего рода ментальную археологию, углубляясь в глубины воспоминаний, слухов, песен и сказок, информационных двойников реальных исчезнувших объектов - чтобы, в конце концов воскресить Асгард.
А с ним, как они верили, воскреснет утопический Золотой Век.
5.
По-над Ирием к граду-Асгарду,
К свету белому, к выси праведной,
Повлекусь-пойду, полечу душой,
По земле родной, по реке святой.
Кровной матушке поклонюсь озе`мь:
"Пуповину ты развяжи вконец,
Отпусти меня в чисто во-поле,
Взмою в небо я ясным соколом".
К роду-батюшке подниму я взор:
"Надели меня силой пращуров,
Проводи на путь правды ради,
От беды ослабь, от грехов храни!"
Я пойду взыскать града-Асгарда,
На правы`х путях да неведомых,
Семивратного града белого,
Покровенного града ангелов.
Что с небес сошли в дыму-пламени,
Ограждая твердь в битве я`ровой,
Супротив врага вековечного,
Злотворящего, закромешного.
Утверждён тот град во века времён,
Боронит Азград Божий окоём,
Возведён Сам-град волей Божию,
На земле стоит, небесам раскрыт.
Запечатан град о семи о врат,
Обнесён стеной, обойдён грехом,
А врата крепки - не пробить с руки,
На запорах тех велики замки.
Для людей незрим, точно нет его,
Для земных очей он не различим,
Развернут покров от пучин небес,
От семи сводов, от семи кружал *
*Кружал, кружалина - созвездие
Заповедал Бог раскрывать Сам-град
На молитву лишь покаянную,
Коли Правду-матушку изведут вконец
На Земле сырой, на свету бело`м.
Вот настал тот час, вот исполнен срок,
Истончилася наша волюшка,
Испоганились наши душеньки,
Злом-грехом земля переполнилась.
На один Асгард уповает люд,
К одному ему обращает взор:
"Пробудись-явись, силой озарись,
Над землею встань, под луной воспрянь!"
Во пучину вод серым селезнем
Опущусь-нырну, я слова найду,
Заповедные да заветные,
Что на семь покровов были дадены!
Ветер запрягу, к облакам взлечу,
Там, где россыпь звёзд густо сеяна,
Обрету ключи от семи ворот,
Чтоб запоров семь смог я снять с петель
Покрова святы будут да сняты!
По мольбе людской, что от слёз густой.
Створки врат крепки`х да распахнуты,
В ширь-простор земной да растворены!
Воссияет свет над град-Асгардом,
Изойдут от врат грозны ангелы,
Попирая зло вдоль семи дорог,
На семи горах поражая грех!
Братья старшие принесут нам весть,
Волю Божию на крылах своих.
С мечей огненных нам дадут испить
Правду горькую, что Господь изрёк,
Доселе Бог сокрыл, от людей сберёг,
Слово Божие - на весь белый свет,
Что не высказать, что не выписать,
Через сердце лишь пропустить его.
Тот лишь будет жить, кто из пламени
Выйдет невредим с сердцем ка`ленным,
Кто воспрянет цел - с покаяния,
С кого грех спадёт листом по осени.
Кто пойдёт в поход от град-Асгарда,
Стягом для кого будут ангелы,
Волей Божию опояшется,
Духом праведным преисполнится!
Для того белый свет да исполнится,
Перед тем весь мир да преклонится!
Тому ангелы будут братьями,
Асгард-град вечной отчиной!
Для творящих зло-беззаконие
Кто от Божьих слов будет корчиться,
Обратится пламя - то в пекло адово,
Всех испепелит и развеет в прах!
Бог просеет люд, отберёт зерно,
А мякину прочь-напрочь выбросит,
Чтоб из семени недозрелого,
На посев набрать, чтоб воспрянул Род.
Чтобы в новую борозду легло
Семя доброе, что отобрано,
Что огонь не сжёг, и что Бог извлёк,
Для поля доброго, от сора оборонного.
Чтоб сыть-благодать излилась с небес,
Небосводы чтоб отворилися,
Чтоб Земле сырой, от греха сухой,
Божья милотсь да излилася.
Человек чтоб стал обновлён-пригож,
Зверю-птице брат, лишь душой богат,
Перед миром чист, перед Богом - свят,
Чтоб явлённым был на земле Асгард!
Оценили 2 человека
2 кармы