У края бездны

2 2134

У края бездны

Сколько людей вы ожидаете увидеть в кинозале в 10 утра в воскресенье? А если добавить к этому тот факт, что фильм – бескомпромиссная, двухчасовая документальная лента за авторством военного хроникера? На премьерном показе "У края бездны" Максима Фадеева и Сергея Белоуса зал был не просто "заполнен". Люди сидели в проходе, на ступеньках. Несколько лет работы над терабайтами снятого на поле боя материала дали свои плоды – перед нами самый честный военный фильм, живой памятник павшим героям и настоящий образец для любого документалиста на годы вперед.

Войну в Донбассе Фадеев снимает с самого ее начала, с 2014-го – первая его картина была о событиях в Славянске. "Когда началась вся эта движуха на майдане, я уже три месяца как был в Таиланде, снимал документалистику про дайвинг, скалолазание и вообще путешествия. Оставил все и 29 апреля приехал в Донбасс. Начал снимать события в Славянске. Вел стримы по 10 часов в сутки. А затем, 11 мая, была разбита вышка сотовой связи и стримы на этом прекратилось. Но я снимал видео, из которого потом и родился мой первый фильм "Славянск. Хроника войны", рассказывал режиссер в интервью КП в 2021 году.

Впервые с творчеством Максима Фадеева я познакомился в 2022 году — посчастливилось увидеть его теперь уже легендарных "Призраков" на большом экране. Мне как-то сразу стало понятно, что режиссёр Фадеев действительно выдающийся, и мы живём в одно время с настоящим классиком документального кино. "Призраки" были очень камерной и душевной, человеческой лентой, при этом исполненной на недостижимо высоком техническом уровне — ничего подобного я в жанре военной документалистики до этого не видел. Фильм не был похож на привычную зрителю "фронтовую хронику" — здесь есть и чётко обозначенный сквозной герой, и драматургия жизни и смерти. Кадры боев на экране перетекали в солдатский быт, снег сменялся залитой солнцем "зеленкой", конфликту в Донбассе на момент событий фильма шел уже восьмой год.

Новая картина Максима Фадеева, конечно, сильно отличается от его же "Призраков" – масштаб событий теперь совсем другой, и для него уже не подойдет камерный киноязык предыдущей ленты режиссера. Можно сказать, что "У края бездны" стал в разы более хаотичным, да. Но ведь и само поле боя изменилось до неузнаваемости, и для жестокой войны в плотной городской застройке необходим иной режиссерский подход. Несмотря на близость картины именно к "фронтовому репортажу", знакомые (и знаковые) приемы Фадеева на месте – это и "сквозные" для повествования герои, и флешбэки, и маниакальное внимание к деталям, тем более поразительное, если знать, как именно снимался фильм. Максим был с "Сомалийцами" на всем их пути, пройдя с батальоном 4 недели штурма городских кварталов – картина буквально рождалась в горниле боев за Мариуполь.

 

"У края бездны" рассказывает о боевом пути бойцов батальона "Сомали", прорывающихся от окраин Мариуполя к центру пылающего города. Перед зрителем разворачивается картина настоящего Армагеддона — погибшие, раненные, военные и гражданские. "Мы теперь дети войны?" — спрашивает в камеру девочка, играя на самодельной "гитаре" из сушилки для одежды. На фоне проезжает танк. Вот рабочий смотрит на догорающую машину — этот "жигуль" был самой дорогой вещью, которую он смог купить за всю жизнь. Другая сцена — мужчина пытается успокоить рыдающую жену, рассказывает, как они поедут на его "малую Родину". Фадеев снял реалистичный, жестокий, страшный и при этом живой фильм. Здесь нет ни нелепой "официозной" бравады, ни людоедства — как и в его "Призраках", картина эта о людях и для людей. Чтобы помнили.

Максим снимал "Сомали" несколько лет, и бой за Мариуполь стал тем сюжетом, который и связал разрозненные эпизоды в единое полотно. Один из героев фильма, что служат для зрителя проводниками в хаосе городского боя — "Назар", сражающийся за Новороссию ещё с 2014 года. Боец рассказывает, что видит, как на его глазах стареет мать — он замечает это каждый раз, когда удаётся на день-другой приехать домой в отпуск. "После всего что Украина делала на Донбассе, я не смогу больше жить под желто-голубым флагом", говорит Назар. Другой персонаж-проводник — это, конечно, харизматичный командир Роман "Воробей", ультрас Донецкого Шахтера, пришедший в ополчение после трагедии в Одессе. Вот совсем молодой "Философ", которому режиссер должен был снять агитационный ролик для выдвижения в молодежный совет Республики. Почти никто из героев фильма не доживет до его премьеры. Василий "Назар" погибнет в конце апреля 2022-го, Роман "Воробей" – в июне 2023. "За десять лет войны я потерял огромное количество людей", констатирует сам Фадеев.

Пускаться в рассуждения о войне я здесь не стану. Не считаю себя в праве это делать — я не участник боевых действий, а потому идея строить из себя диванного Рэмбо или эксперта по всем вопросам тактики и стратегии мне кажется каким-то глупым позерством. Мариуполь я увидел своими глазами сильно после того момента, как последний "сиделец Азовстали" выполз на белый свет, подняв руки — в марте 2023 года, когда в разрушенный город уже начинала возвращаться жизнь. Однако даже тогда увиденное потрясло, как ничто и никогда до этого. От того еще сильнее впечатывается в память начало картины, дома на окраине города, заборы с надписью "дети", которые ты видел своими глазами. Иссеченные осколками и полностью разбитые многоэтажки, в которых продолжали жить люди.

"У края бездны", как я говорил выше – картина абсолютно бескомпромиссная, честная, и от того очень человеческая. Увидеть в работе Фадеева "прославление убийств" (или как там сейчас принято говорить в стане "людей со светлыми лицами"?) может разве что законченный твиттерский идиот, у которого напрочь отсутствует эмпатия и две прямых извилины на всю черепную коробку. Впрочем, таким персонажам, наверное, жить очень легко и просто – для них уже прописано, что, где и как им следует думать и ощущать.

Фильм Максима Фадеева — это эпохальное полотно о тех, кто взял на себя крест навсегда закрыть ту самую бездну, истребить корень зла ценой своей жизни. Каждый новый мирный день оплачен жизнями таких, как "Назар", "Воробей", "Джаф" – их памяти и воздвигнут этот документальный монумент. На фоне "Бездны" Фадеева в абсолютную пустоту растворяется всяческая мещанская возня и развлекательное "искусство", что наполняет собой кинотеатры и телеканалы. Режиссер рассказывал, как его предыдущие картины не хотели видеть в эфире и на фестивалях – "не та позиция", "токсичная тема". Хочется верить, что изменившееся время сотрет и таких "организаторов" вместе с их "фестивалями", требующих от творца предать себя и подстроиться под "правильную" повестку.

Картина открывается фрагментом из Евангелия от Иоанна: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Можно ли что-то добавить к Евангелию? Пожалуй, нет.

Автор текста - @podval_lyrics
Фото - Максим Фадеев, Realdoc
https://telegra.ph/U-kraya-bezdny-03-06 - цинк

https://colonelcassad.li...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: