Рене Магритт. Империя тайны

3 2283

Камни, плывущие по небу, картины в картине, зеркала, окна, прикованные топоры, розы с копьями, глаза, живые женские аксессуары, женщины и мужчины со цветком или яблоком вместо лица, с головой- гантелью или ещё чем-то опредмеченным - таковы образы бельгийского художника Рене Магритта. 

 

Неизменно  странные расположения, неожиданные композиции немногочисленных объектов изображения, статуарность, неподвижность образов. Взгляните на этих основательных мужчин в котелках, на этих прекрасно сложенных женщин: они изваяны его кистью, как резцом скульптора, они внедрены в изображаемую среду, как в вечные льды!

       

 «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на «ответ», этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Надо сказать, что «ответы» весьма неоднозначны и ответами в ряде случаев не являются.Темы и мотивы повторяются, они словно зачаровывают художника.



       

Как зачаровывают и нас, вгоняя в изумлённое оцепенение. Много раз он возвращался к своей знаменитой «Империи света» (шестнадцать вариантов маслом и семь — гуашью).

Он был сюрреалистом, как и Сальвадор Дали. Но на этом их сходство и заканчивается. Собственно, большой художник не может ограничиваться рамками того или иного направления, но Рене Магритт, безусловно, был сюрреалистом. Со своим, только ему присущим стилем и взглядом на жизнь. Ему принадлежит блестящее определение: «Сюрреализм – это дети кукушки в чужом гнезде». Вот эти кукушкины дети и кочуют по чужим гнёздам в его полотнах.


  Воспринимаешь их с любопытством, недоумением, интересом или отчуждением, но равнодушными художник нас не оставит. Он отстраняет свой и наш взгляд от изображаемого, словно показывая отсутствие идентичности картины и жизни. И вот это отчуждение, отдаление, застывшие формы, часто соседствующие с поэтичной небесной или растительной средой, и составляет, на мой взгляд, суть и тайну художественного мира Магритта. Этот мир видится мне насквозь символичным. Причём символы и тайны до конца не рассекречиваются, надолго продлевая своё воздействие. А воздействие – часто простодушное, даже детское, сродни примитиву, но при этом взывающему к небесам. Как я сказала уже, на зрителя словно нисходит некая магия оцепенения.

       


Недаром он не любил никаких путешествий, предпочитая всем перемещениям свой дом, а всем видам транспорта – трамвай. Несомненно, в этом был свой эпатаж. Громким скандалам Дали он тихо противопоставил негромкую жизнь бюргера, прожившего почти всю жизнь в небольшом бельгийском городке. Одевался подчёркнуто благопристойно и скучно, даже картины свои писал на кухне.

 Во всём этом чувствуется вызов, эпатаж наизнанку. Пусть он презирал племя художников, но сам-то всё равно был художником! В его уравновешенном образе жизни были свои странности, были беды и потрясения. Отец был коммивояжёром, но семья была бедной. Когда мальчику было 13 лет, его мать покончила с собой, причины так и остались невыясненными. Она утопилась ночью в реке, выловили труп с лицом, замотанным в ночную сорочку. Печать этих роковых воспоминаний легла на полотна Рене Магритта в его образах с закрытыми лицами, хотя психоанализа сам он не признавал.

Через год после смерти матери, когда Магритту было всего 14 лет, на ярмарочных каруселях он впервые увидел свою Жоржетту, которая впоследствии станет его женой, единственной на всю жизнь возлюбленной и моделью. Он прожил с ней 45 лет: женился в 1922 году и прожил до самой своей смерти в 1967. Но детей она ему, похоже, так и не родила (как и Гала – Дали).

Огромное влияние оказала на художника дружба с французскими сюрреалистами, особенно с Андре Бретоном. Остро чувствуется и влияние немого кино, рекламного производства, которым он довольно долго занимался. Однако ни футуризм, ни импрессионизм, методы которых он некоторое время использовал, не привились к его узнаваемому невозмутимому стилю.

Я не могу сказать, что люблю этого художника, но многие его картины кажутся мне удивительными. О Магритте очень много написано, всё это доступно. Есть даже некий «свод поучений» - как смотреть его полотна, словно у каждого из нас нет права на собственное восприятие! К десятилетию его смерти был снят неплохой документальный фильм, где снимали самого художника, произносящего монологи, - «Monsieur Rene Magritte» («Мсье Рене Магритт»), 1978. В этом эссе я использовала лишь какие-то общие сведения и свои личные впечатления. Одно из его полотен называется  "Награда поэта". Думаю, наша память, наш интерес - это и есть такая награда уникальному художнику...

Галина Ганеева


Гибель "великого артиста". Зеленский и Нерон

"Какой великий артист погибает!" - провозгласил, умирая 9 июня 68 года от Р.Х. совершил самоубийство, потеряв надежду избежать ареста и казни победившими мятежниками Луций Домиций Агено...

Разоблачение генерала: справедливое наказание за тщеславие и беспечность

Высокопоставленный израильский контрразведчик, специалист по информационным технологиям, с позором раскрыл своё инкогнито, неловко опубликовав книгу на Амазон. Его легко вычислили, так как он выбрал п...

Обсудить
  • Странный и удивительный художник, его работы завораживают. Давно он мне нравится.
  • Блестящая статья! да-да, Вы правы! Наш интерес - награда Художнику! Что-то - и завораживающее, и немного пугающее, и привлекающее в его картинах...
  • :heartbeat: :thumbsup: