Читаю «Лестницу в небо» 4.

0 202

Или теория М. Восленского – К. Маркса?

                                       — Вот что, девушка, зарубите на своем                                                                   носике, что Остап Бендер никогда ничего не крал.                                           — А ситечко кто взял? — Ах, ситечко!                                                                    Из вашего неликвидного фонда?                                                                            И это вы считаете кражей? В таком случае наши                                              взгляды на жизнь диаметрально противоположны.                                        — Унес, — куковала вдова. — Значит, если молодой,                                       здоровый человек позаимствовал у провинциальной                                       бабушки ненужную ей, слабости здоровья, кухонную                                       принадлежность, то, значит, он вор? Так вас                                                       прикажете понимать? — Вор, вор. — В таком случае                                         нам придется расстаться. Я согласен на развод».                                               «Двенадцать стульев». И. Ильф, Е. Петров.

Как бы то ни было, мне кажется, что забывать вкладе М. Восленского в теорию о власти не стоит.

Присмотритесь внимательно. Ведь если убрать слово «номенклатура» из большинства положений его книги, то получится вылитая теория Власти из «Лестницы в небо», о которой наши авторы без умолку твердят, как о совершенно оригинальной своей идее.

Перейдем к анализу теории Восленского.

Восленский «Номенклатура» глава 3 «Номенклатура – правящий класс советского общества», раздел «Управляющие» - номенклатура».

«Власть класса феодалов маскировалась как Освященная Богом власть короля и тех, кому он ее делегировал. Господствующий класс стремился скрыть факт своего господства. «Новый класс» идет в своей маскировке еще дальше: он скрывает самое свое существование». «Номенклатура». М. Восленский, 2005, с. 111

Посмотрите, насколько это тесно коррелируется с положением «Лестницы в небо» о тайной организации Власти.

Следующий раздел из 3 главы: «Главное в номенклатуре - власть».

«Ясное осознание номенклатурой принципа разделения в ее рамках политико-управленческого труда нашло отражение и в номенклатурном жаргоне. На этом косноязычном, но всегда точно выражающем понятия волапюке принято говорить, что вышестоящие в номенклатуре не должны «подменять» нижестоящих. Каждый номенклатурщик имеет свой отведенный ему участок властвования. Здесь заметно сходство режима номенклатуры с феодальным строем. Вся номенклатура является своеобразной системой ленов, предоставляемых соответствующим партийным комитетом — сюзереном его вассалам — членам номенклатуры этого комитета. Известно, что на заре средневековья эти лены состояли не обязательно из земельных наделов, но, например, и из права собирать дань с населения определенных территорий. Не кто иной, как Маркс, писал о «вассалитете без ленов или ленах, состоящих из дани». Номенклатурный «лен» состоит из власти. … Главное номенклатуре — власть. Не собственность, а власть. Буржуазия — класс имущий, а потому господствующий. Номенклатура — класс господствующий, а потому имущий». Там же с. 114-115.

Еще раз повторим строки из этой цитаты для того, чтобы больше не было кривотолков откуда в теории Власти из «Лестницы в небо» появились «сюзерен» с «вассалом». Именно отсюда: из «Номенклатуры» Восленского.

«Вся номенклатура является своеобразной системой ленов, предоставляемых соответствующим партийным комитетом — сюзереном его вассалам — членам номенклатуры этого комитета. … Не кто иной, как Маркс, писал о «вассалитете без ленов или ленах, состоящих из дани».

Таким образом уже в главе 3, написанной, кстати, не раньше 1990 года, так как в ней уже упоминается президент СССР, профессор Восленский обосновывает применение понятий из феодализма «сюзерен» и «вассал» к советской номенклатуре.

И только теперь становится ясным почему: все от Маркса. Но если на Руси не зазорно было строить по Марксу коммунизм, то уж и такую малость как внедрить по тому же Марксу пару иноземных понятий в теорию о Власти совсем не должно быть стыдно.

Однако авторы «Лестницы» об этом скромно умалчивают, выдавая себя лишь одной фразой в примечании на странице 181, мол, «Восленский описывает Власть тем же языком, что и мы».

Однако получается, что они описывают Власть одним и тем же языком не только с М. Восленским, но и с К. Марксом.

Ну, а учитывая, что ко времени написания «Номенклатуры» оба автора «Лестницы» находились еще в столь раннем пубертатном периоде, что скорее всего их тогда, скорее всего, привлекали иные радости жизни, нежели прелести компиляции.

Поэтому не будет абсолютно неверным утверждение, что, исходя из приоритета по времени (сравним отечественную редакцию «Номенлатуры» в 1991-м году и первую редакцию «Лестницы в небо» в году 2016-м. Как-никак между ними прошла четверть века) теорию Власти, вероятно, правильнее будет назвать: имени М. Восленского – К. Маркса.

Итак, уважаемый Читатель, следуя «ключу» - подсказке на странице 181 книги «Лестница в небо», нам удалось обнаружить второй значительный пласт в теории Власти и выяснить, наконец, что понятия «сюзерен» и «вассал» возникли в «Номенклатуре» и они совершенно не случайно связаны с феодализмом.

Но почему именно с феодализмом?

Дело в том, что, по мнению Восленского, накануне октябрьской революции 1917 года Россия продолжала оставаться по сути феодальным государством.

«На каком этапе общественного развития произошла в России большевистская революция? Не на этапе развитого и перезревшего капитализма, а в условиях феодализма и слабых еще ростков капитализма». Там же с. 573

«Феодальная основа была, однако, ослаблена ударами антифеодальных революций 1905—1907 годов и февраля 1917 года, а также заметным ускорением развития капитализма в экономике страны после 1907 года. Как глубоко зашел кризис феодальных отношений в стране, показало свержение царизма в Февральской революции 1917 года. Но феодальные структуры в России были, очевидно, еще крепки». Там же с. 596

И Восленский пытается объяснить, какой же именно строй существовал в СССР с точки зрения марксистских категорий.

«Диктатура номенклатуры хотя и возникла в XX веке, но она — то явление, которое Маркс назвал «азиатским способом производства». Только способ этот — действительно способ, метод, а не формация. Как и в царствах Древнего Востока или у инков Перу, этот метод «социализма», метод стального огосударствления наложился на существовавшую там социально-экономическую формацию, на имевшиеся общественные структуры». Там же с. 596

Честно признаюсь: мою задачу вовсе не входит давать оценку теории Восленского. Она значительно скромнее. Попытаться выяснить почему он так часто упоминает про феодализм.

Ну, теперь, вроде, все понятно.

Еще одна заметка о преемственности научных идей. Я не могу отнести себя к сторонникам Восленского, и никогда им не был. Но я не могу не отметить его порядочности как ученого, хотя, может быть, это понятие уже считается старомодным.

Так в первой главе «Номенклатуры» Восленский написал отдельный раздел о своем предшественнике «Теория Джиласа». А в девятой главе, рассуждая об «азиатском способе производства» выделил раздел об одном из ученых, причастном к разработке этой - «Гипотеза Виттфогеля».

Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

«До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...