Передвижные храмы России

7 7507

Недавно я написал статью «Имена кораблей Черноморского флота (1698 - 1860 гг)». Имена в основном посвящались христианским святым. Работая над ней я узнал, что были и есть плавучие храмы. Мне захотелось подобрать о них материал и написать статью. Когда статья была уже готова, я решил расширить её, включив материалы о других передвижных храмах.

Плавучие храмы

Плавучий храм "Святитель Николай чудотворец"

Мало кто знает, что по Каспию в начале ХХ в. ходили не только пассажирские и рыболовецкие суда, военные корабли, нефтеналивные танкеры, баржи и т.п. Его воды бороздил и... плавучих храм. До Октябрьского переворота плавучая церковь Святителя Николая Чудотворца была единственным в Российской империи кораблем, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовала церковь в Каспийском море в 1910-1915 гг.

Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н.Е. Янкову - человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 г. он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.

С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.

Это был целый "плавучий город", располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с "населением" до 100 тыс. человек.

Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство "населения" в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 г. ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.

На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать "парусное деревянное судно длиной 17 м и при нем плоскодонную лодку для постановки храма". При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.

На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло- Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила "ради экономии средств" купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират", принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".

До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.

Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота по борту 2,2 м и осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.

Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.

Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.

Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.

Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.

Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.

Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв.м. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся.

По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.

За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.

Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".

В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав - зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.

Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов - все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из 9 человек.

Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тыс. рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.

Нововведение не осталось незамеченным. Тогдашняя пресса отмечала: "В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души". А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм.

В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...

Почему же так произошло? Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.

В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".

Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись - жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.

Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.

Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.

Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна". В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

Плавучий храм «Святой Владимир»

Храм "Святой Владимир" является единственным в мире самоходным судном. В 2004 списанный десантный корабль подремонтировали и соорудили на палубе маленькую церквушку. Маленькую, да ценную для верующих – в нем находятся часть мощей Святого Федора Ушакова и Александра Невского, переданные соответственно настоятелем Санаксарского Рождество-Богороднического мужского монастыря и Епархиальными властями Санкт-Петербурга. Назван плавучий храм в честь князя Владимира, крестителя Руси.

Специфика десантных лодок такова, что они могут проплыть по любому мелководью. Это очень ценное качество для "Святого Владимира", ведь он курсирует по Волге, посещая и большие города и малые деревушки, повсюду проводя богослужения. В 2010 году должно было состоятся большое турне длинной в 3000 км. от устья Волги до Москвы, но по метеорологическим причинам и из-за поломок лодка вынуждена была вернутся обратно в Волгоград.

Как видно по фотографиям, "архитектура" храма довольно аскетична, что понятно – стесненные условия лодки не позволяют разгуляться фантазии, да и цели строители, видимо, преследовали совсем другие, то есть не устроить церковь фантастической красоты, а просто помещение культового характера. Наиболее заметные детали, выдающие предназначение лодки – купола. Достаточно массивный центральный купол расположен на ажурных стойках, что придает некую воздушную легкость конструкции. Остальные купола из полированной меди также будто подвешены в воздухе. Наверное, далеко по Волге видно золотистые отблески.

Это третья по счету плавучая церковь спущена на воду в Волгограде 31 октября 2004 г. Храм, который освятили в честь св. равноапостольного князя Владимира, создается на базе бывшего десантного корабля класса «О».

Плавучая церковь создается для осуществления миссионерской деятельности в пределах Волгоградской епархии: корабль будет ходить по Волге и Волгоградскому водохранилищу, посещая, в частности, те населенные пункты, где нет и в ближайшее время не будет своих храмов. Конструкция десантного корабля позволяет этому большому судну длиной 70 метров и водоизмещением 300 тонн подходить к берегу даже в самых мелких местах, что значительно облегчает миссионерские задачи.

Если плавучий храм получил имя крестителя Руси св. князя Владимира, то сам корабль назван «Отец Веренфрид» — в честь выдающегося христианского благотворителя ХХ века священника Веренфрида Ван Страатена (1913-2003).

Уроженец Нидерландов о. Веренфрид, член католического ордена норбертинцев, основал в 1947 году фонд «Помощь Церкви в беде». После падения коммунизма этот международный фонд установил контакты с Русской Православной Церковью и в настоящее время финансирует некоторые совместные проекты в России. В частности, при активном участии «Помощи Церкви в беде», центр которой находится в Германии, были построены все три плавучие церкви Волгоградской епархии.

До «Святого Владимира» было два храма на воде:

«Святитель Иннокентий»

5 июня 1998 года в своё первое плавание отправился плавучий храм «Святитель Иннокентий». Он делается из обычного дебаркадера при поддержке немецкой организации «Церковь в беде» по инициативе В. И. Корецкого — известного волгоградского яхтсмена, бизнесмена и поклонника знаменитого русского барда Владимира Высоцкого, в честь которого и был назван яхт-клуб. Храм приписывается к церкви великомученицы Параскевы.

Храм Освящён архиепископом Германом 22 мая 1998 года на Центральной набережной Волгограда. Плавучая церковь передвигается с помощью буксира.

Своё название церковь получила в честь выдающегося русского православного миссионера, совершавшего свой духовный подвиг в Сибири и на Аляске. Он самоучкой постиг грамоту, обучался в Иркутской семинарии, стал священником и с истинным христианским рвением проповедовал Слово Божие среди разных народов. Им переводятся Евангелие и катехизис на алеутский язык, а другие библейские книги — на язык североамериканских индейцев. Священник Иоанн Попов-Вениаминов служил литургию на якутском языке. После смерти жены он постригается в монахи с именем Иннокентий, на 28 лет становится архиереем на Камчатке, а затем московским митрополитом. Святитель известен своими многими научными трудами, самое известное его сочинение — «Указание пути к царству небесному». Взяв на себя имя прославленного русского миссионера, церковь поставила себе задачу нести Слово Божие россиянам, как когда-то святитель Иннокентий проповедовал его алеутам, индейцам, якутам и другим народам.

Церкви сейчас приходится вновь обращать в православную веру потомков россиян, насильственно лишённых Слова Божия. Особенно безжалостно безбожная власть истребляла Православие в донских станицах, где почитание веры предков, верность Отечеству было основой жизни. Поэтому «Святитель Иннокентий» отправился в плаванье по Дону.

«Святитель Николай»

Начал свою деятельность 12 июля 2000 года. Он стоит на Волго-Донском канале в районе военного городка Мариновка.

Храм был построен на средства благотворительной организации Германии «KircheninNot», то есть, помощь Церкви в беде. В дар храму была передана икона Царицы Небесной «Знамение» отцом Фёдором Вандер Вордом. Эта икона и сейчас находится в храме. А отцу Фёдору её передал гитлеровский ветеран второй мировой войны с просьбой, чтобы икона была передана именно в Волгоградскую епархию. Он воевал на сталинградском фронте, где, как известно, немецкие войска были взяты в кольцо и блокированы в сталинградском котле. Ему пришлось скрываться от наших войск, спрятался он в горящем доме, вокруг были везде наши солдаты, и тут ему на глаза попалась икона Божьей матери, по его выражению Мадонна с младенцем. И взмолился тут он Ей, прося помощи остаться в живых, а если останется жив и попадёт домой, пообещал её сохранить и передать назад в Россию. Матушка не отказала в помощи. Немец остался жив и невредим, наши воины не заметили его. И вот в знак благодарности он сохранил её и передал в Россию в 2000 году. Теперь и мы можем видеть Её спасительный образ с обгоревшим окладом у себя в храме.

Если эти плавучие церкви сооружались на базе барж и могут ходить по воде только с помощью буксира, то «Отец Веренфрид» — самоходное судно с храмом. Все три плавучих храма создавались по благословению епархиальных властей и при активном участии фонда «Помощь Церкви в беде» и волгоградского яхт-клуба «Парус» им. Владимира Высоцкого.

Другие передвижные храмы России

Передвижные церкви на гужевой тяге

Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина)

В конце XIX — в начале XX в. в малонаселенных частях России, например в Олонецкой губернии, были распространены передвижные церкви. Богослужение при этом проходило не в самой церкви, в заранее приготовленном доме и продолжалось 2-3 дня

Вагоны-церкви

С развитием железнодорожного транспорта в России появились первые вагоны-церкви. Вначале это были сборные церкви, перевозимые по железной дороге, а к 1890 г. появились и специальные вагоны-церкви. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-церковь для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. Были вагоны-церкви и на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской железных дорогах. С 1898 года работал Церковь-вагон Полесских дорог Виленской епархии.

В 2000 г. в капитально отремонтированном на Воронежском вагоноремонтном заводе вагоне была открыта передвижная церковь-вагон в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) В настоящее время вагоны-церкви работают на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и других железных дорогах.

В 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского. В 2005 году Восточно-Сибирская железная дорога передала в дар Иркутской епархии вагон-церковь, освященный во имя Святого Иннокентия.

Существуют также специальные вагоны-храмы для перевозки частей мощей православных святых для поклонения верующих в различных городах России.

Кроме того, имеются вагоны-церкви и у других епархий Русской православной церкви.

Передвижные церкви на базе автомобилей

В 2003 году появились храмы Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных на базе автомобильного прицепа производства Донецкого автозавода, а также Покрова Пресвятой Богородицы на базе троллейбусного прицепа.

В 2006 году создана «церковь на колёсах» во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» Оптиной пустыни.

В 2006 г. создана сборная церковь в честь праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» для передачи в дар сербскому народу.

В 2009 году на базе автомобиля «Камаз» был создан передвижной военно-полевой храм для российской армии.

В 2011 году на базе автомобиля ЗИЛ-131 для нужд верующих заключенных Красноярского края был создан передвижной храм во имя священномученника Амфилохия, епископа Красноярского.

В 2011 году был освящен храм Сыктывкарский и Воркутинский епархии в честь Архистратига Божиего Михаила на базе прицепа. Он был создан для нужд верующих, проживающих в труднодоступных местах республики Коми

Самолеты и вертолеты

Православная церковь для проведения богослужений (крестные ходы) использует также арендованные у авиакомпаний самолеты и вертолеты, оборудованные храмовой утварью

Десантируемые мобильные храмы

В марте 2012 года официальный представитель управления пресс-службы Минообороны по ВДВ Александр Кучеренко сообщил о предложении РПЦ о включении в штат вооружений и боевой техники Воздушно-десантных войск России мобильных «надувных храмов-палаток», которые можно будет десантировать с самолетов.

__________

Источники:

1. Плавучий храм Николая Чудотворца

2. Плавучий храм "Святитель Николай чудотворец"

3. Передвижной храм

4. Плавучий храм «Святой Владимир»

5. Передвижная церковь

6. Плавучий храм «Святитель Иннокентий»

7. Плавучий храм «Святитель Николай»

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • +++
  • +++ Владимир, спасибо Вам за интересную статью! Я даже и не знала, что существуют плавучие храмы.
  • Спасибо вам, Владимир что поделились весьма важной и ценной информацией.
  • Спасибо! Только сегодня увидел сообщение от вас! Праздники...Хорошо, Владимир за меня постарался.Спасибо за интересную статью!
  • +++