Современность подарила нам весьма удивительную политическую ситуацию. Из ругательного и даже уголовно-наказуемого термина в последние годы «патриотизм» стал почти всеобщим, поощряемым мировоззрением, так или иначе исповедуемым большинством наших граждан. Патриотизм даже возведён в ранг официально декларируемой идеологии, правда, без какой-либо конкретики.
Казалось бы, что может быть лучше? Наконец наша страна вырулила на правильный путь развития. Все действуют из патриотических побуждений, все полюбили свою Родину, и в будущем наше Отечество ждут самые светлые времена, крепкое национальное единство и немеркнущая военная слава.
Но вот незадача: патриотами называют себя большинство граждан РФ, но, как оказывается при ближайшем рассмотрении, подразумевают под этим словом самые противоположные идеалы. Кто коммунизм и возвращение в СССР 1.0, кто некие общесоциалистические установки про СССР 2.0, кто откровенный сталинизм, кто демократию западного образца, кто просто сытую жизнь вблизи политической кормушки, а кто возрождение имперской России.
Оказывается, что наши «патриотизмы» носят весьма разнонаправленный характер, часто не пересекающийся друг с другом практически ни в чём. При этом далеко не всякий «патриотизм» можно назвать созидательным, среди них есть масса разрушительного революционного материала.
Рассмотрим самые распространённые из существующих патриотизмов в Российской Федерации:
Коммунисты-марксисты, говорящие, что они патриоты СССР 1.0. Коммунисты являются как членами парламентской КПРФ, так и уймы непарламентских коммунистических партий, клубов и сообществ.
У настоящего марксиста-коммуниста нет своего отечества, если его партия не у власти. В этой среде наличествует категорически узкий социалистический патриотизм, ориентированный на свою партийную группу. Что хорошо для партии, то хорошо и для коммуниста. Остальное несущественно.
Коммунист может быть честным патриотом только в отношении своей партии и своего партийного государства. Патриотизм коммунистический работает только в социалистическом государстве.
Он революционно-критически настроен против любой некоммунистической власти. Революция 1917 года считается коммунистами главным событием русской и мировой истории. Коммунистический патриотизм носит последовательно реваншистский характер. И всецело направлен на возврат любыми путями в СССР 1.0.
СССР 1.0 воспринимается как величайший прорыв человечества и для настоящего коммуниста не сравним ни с каким другим периодом истории. Всё в СССР было лучше, чем где бы то ни было, отсюда последовательное агрессивное неприятие Российской Империи и Российской Федерации.
При любой другой власти, в любом другом государстве коммунистический патриот — потенциальный предатель, способный, как Ленин, выступать за поражение своего Отечества, ради прихода к власти своей партии.
Патриоты, «оплодотворённые социализмом». Патриоты-социалисты имеют своим идеалом некий модернизированный СССР 2.0. Исповедуют они всевозможные варианты национал-большевизма, проекты социалистических последователей сменовеховцев и евразийцев, православных сталинистов, справедливороссов, заправдистов и прочих подобных особей.
Патриотические социалисты считают возможным изобрести нечто новое на месте РФ, намечтанное в своих собраниях. Но всё в рамках не сильно отличающихся от советско-социалистической базы прошлого.
Патриотизм социалистический носит весьма шовинистический и отчасти реваншистский характер. Революцию 1917 года они почитают как нужное, полезное и неизбежное событие русской истории, нисколько не порвавшее историческую связь времен, в развитии нашей страны.
Идеальным государством воспринимается либо нафантазированный СССР 1.0 времён Сталина, либо некий мечтательный вариант СССР 2.0, который имеет несколько самочинных вариантов.
Патриотизм, «оплодотворённый социализмом», опасен России своей революционностью и склонностью его адептов к радикальному навязыванию обществу своих политических мечтаний, не смущающихся развязыванием гражданской войны.
Патриоты-приспособленцы. Выходцы из самых разных частей политического спектра, чутко следящие, за кем сила, и выбирающие всегда сторону, способную их сытно кормить и предоставлять ответственные должности. Образ будущей России для приспособленцев не важен и не окрашен в конкретные политические черты. Ориентируются они на то, в каком властном окне выдают материальные и должностные преференции.
Патриоты-приспособленцы — одни из самых беспринципных патриотических активистов. Но они весьма ценимы, так как отсутствие каких-либо принципов делает из них хороших исполнителей. Вне зависимости от того, что им поручают делать. Патриотизм приспособленцев поверхностный, легко может быть сменён на любые другие измы, если этого потребуется политической обстановкой. Крайне неустойчивы при политических кризисах. Легко меняю хозяев, как только прежние становятся слабыми.
Патриоты национал-демократы. По своим политическим убеждениям национал-демократы, как правило, не социалисты или не последовательные социалисты, не обращающие большого внимания на проработку своего мировоззрения. Национал-демократы чаще всего более или менее умеренные западники. Идеалом политического устройства являются США, Великобритания или ЕС. Предел мечтаний — выстроить политические институты, как «в нормальных странах», с некоторой неизбежной отечественной спецификой. Западнические идеалы могут сочетаться и со вполне ситуативным антизападничеством.
Национал-демократы-республиканцы, как правило, не религиозные люди, считающие возможным изобрести «Россию будущего» без монархии и коммунизма, но с демократией и набором западнических представлений о гражданских свободах. Февральскую революцию нередко считают благом, а октябрьскую — ненужным продолжением. Идеалом «России будущего» могут быть как западные государственные копии, так и свои варианты развития демократических институтов в России, от национально-демократических до либерально-демократических. Довольно часто не имеют глубокого представления о консервативных политических традициях, считая их устаревшими и бесполезными.
Патриоты-националисты. В чём-то близкие предыдущей группе патриотов национал-демократов, но с большим вниманием к положению русского населения в России. Имеют довольно большой мировоззренческий спектр во многих областях. Политический идеал может быть весьма разнообразие — от Российской Империи до различных будущих вариантов России с русской доминантой.
В религиозном плане могут исповедовать как язычество или агностицизм, так и православную веру. В политическом плане могут быть республиканцами, монархистами, тоталитаристами, а могут и вовсе смотреть на государство как на второстепенный институт по сравнению с нацией. Довольно часто политическая позиция формируется реактивно, как ответ на проблемы, связанные с миграционной и многонациональной политикой РФ.
Могут быть союзниками как национал-патриотов, так и патриотов монархистов.
Патриоты-монархисты. Патриоты-монархисты не верят в благотворность для России демократии и республики, являются принципиальными антикоммунистами и антилибералами.
Считают, что Россию невозможно изобрести заново, так как её историческое лицо давно сформировано. Социальные же изобретатели всех мастей, предлагая несбыточные прожекты, пытаются игнорировать историческую реальность.
Россию, как показала практика, невозможно превратить ни в СССР, ни в США, ни в Швейцарию, ни в любую другую из уже существующих или воображаемых социальных форм.
Главенствующим государствообразующим фактором в русской истории считают самодержавную власть. Основной политической линией деятельности русской монархии, видят истребление частного многовластия в стране и сосредоточение верховной власти в одних руках — в руках Государя.
В революции 1917 года находят попытку убить историческую Россию и называют её безусловной катастрофой.
Ни коммунисты, ни либералы не смогли соответствовать имперским размерам и задачам русского государственного здания. А поэтому возрождение монархии представляется патриотам-монархистам не банальной реставрацией, а величайшим восстановлением фактического русского суверенитета в нашем государстве.
Самодержавие — это единственная система власти, способная ослаблять давление сильных на слабых и богатых на бедных. Монархия выгодна широким средним слоям населения, республика — лишь богатым.
* * *
Крайняя противоположность представленных патриотизмов в РФ неизбежно ставит законный вопрос: точно ли они все полезны для развития России?
Патриотизмы коммунистический и «оплодотворённый» социалистическими мечтами резко негативно относятся к современной РФ: герб, флаг, а зачастую и политическая практика современной России для них глубоко чужды. Российская Федерация явилась результатом переучреждения и развала СССР. Этого коммунисты и социалисты простить Российской Федерации никогда не смогут и будут упорно твердить о своём желании вернуться в советское прошлое (реформируемое или нет — не столь важно).
Таким образом, патриотизмы первый и второй прямо опасны в силу своего агрессивного революционного реваншизма.
Патриотизм третий во многом бесполезен, а если и опасен, то своим потенциальным предательством, если современная власть ослабнет.
Патриотизмы же национал-демократический, националистический и монархический действительно способны содействовать развитию России как государства, желающего развиваться и в будущем. Конечно, в разной степени и, как мне кажется, с разной положительной составляющей, но по крайней мере без революционных потрясений и с опорой на государствообразующий русский народ.
https://t.me/mbsmolin
более подробно на https://vizitnlo.ru/sorta-patriotov-kak-v-nih-razobratsya/
Оценили 2 человека
6 кармы