• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему Джордж Бернард Шоу был без ума от Сталина

7 2863

 Дублин — Чуть за полночь 2 ноября 1950 года, когда набирала обороты холодная война, все огни на Бродвее и Таймс-Сквер приглушили в честь самого знаменитого поклонника Сталина на Западе. Только что скончался ирландский драматург Джордж Бернард Шоу, и эта дань уважения отразила славу таких пьес, как «Пигмалион», «Человек и сверхчеловек» и «Святая Иоанна».

Но пьесы Шоу были в высшей степени политическими, и мало кто из его американских поклонников мог усомниться в том, что он, среди прочего, поддерживал коммунизм в общем и Сталина в частности. То, что он тем не менее заслужил признание в США, служит напоминанием, что великий раскол холодной войны никогда не был так прост, как кажется. Более того, очарованность Шоу Сталиным была следствием силы, действующей на нас до сих пор: желания видеть в России все те качества, которых не хватает западным демократиям.

На первый взгляд, преклонение Шоу перед Сталиным — большая загадка. Человек, известный во всем мире под инициалами G.B.S., был не просто великим драматургом, он был, возможно, самым влиятельным общественным интеллектуалом первой половины XX века. Когда Шоу умер, Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии, сказал: «Он был не только одной из величайших фигур своего времени, но тем, кто влиял на умы огромного количества представителей двух поколений».

Это влияние можно подытожить, выразив через один непреложный императив: ты обязан быть скептиком. Он требовал от своих читателей и аудитории лопать пузыри конвенциональной мудрости по практически всем мыслимым вопросам — от справедливого места женщины в обществе до имперских претензий, от доблести войны до обращения с животными, от гомосексуальности до прав детей, от религиозных доктрин до отношения к бедным. А когда его поносили и бесчестили за то, что он подрывает общепринятые идеи, Шоу смело защищал свою интеллектуальную независимость. Он ненавидел жестокость и разносил в пух и прах пропаганду.

И все же он был предан одной и самых жестоких фигур кровопролитных летописей тирании и пал добровольной жертвой пропаганды, рисующей Советский Союз раем для рабочих. Весь скептицизм Великого скептика улетучивался, когда он смотрел на портрет Сталина, висящий возле камина.

Его поддержка была непоколебима. Ни Великая чистка, ни украинский Голодомор, ни даже пакт Сталина и Гитлера, по-видимому, не смущали его веру в гений и историческую справедливость советского диктатора. Чтобы разобраться в этом противоречии, мы должны вспомнить о власти исполнения желаний и о том, как Россия для многих жителей Запада стала не местом, а идеей, не простой реальностью, а сказкой.

Отчасти неспособность Шоу поставить под вопрос миф о Сталине как о великом друге человечества можно объяснить лестью. Когда он в 1931 году посетил Советский Союз (в сопровождении консервативного члена британского парламента американского происхождения Нэнси Астор), в Москве его встретили с почетным караулом и знаменами с его изображениями, а толпы кричали «Слава Шоу!» В честь 75-летия Шоу организовали грандиозный банкет. И сам Сталин удостоил его двухчасовой частной аудиенции, во время которой, как нашел его гость, диктатор был в «очаровательно добродушном» настроении.

Отчасти же упрямое стремление Шоу видеть в Советском Союзе провозвестника великой социалистической утопии можно объяснить разочарованием в демократии. Он десятилетиями боролся за общее избирательное право для всех совершеннолетних граждан, в особенности для женщин и рабочего класса. Но, как и множество других радикальных интеллектуалов, он в ужасе обнаружил, что многие из этих новых избирателей предпочитают консервативную монархию социализму, который они, предположительно, должны были поддержать. А когда набрала обороты Великая депрессия, парламенты и политические партии показались крайне неэффективными. Очевидная способность Сталина двигать горы и трансформировать общество с помощью триумфальных пятилеток сулила лекарство против его усталости от разочарований демократии.

Но в основе всего этого лежал еще более сильный импульс — волшебный образ самой России. Задолго до того, как большевистская революция дала мечте очень конкретное политическое содержание, Шоу уже был готов ждать мирового духовного возрождения, которое должно было начаться с России. Эта надежда была не такой уж странной, как может показаться сейчас: в конце XIX века, когда формировалось политическое и художественное сознание Шоу, русская музыка, театр и литература шли впереди всей современной западной культуры. Как он позже писал Максиму Горькому, «я и сам не меньше, чем кто-либо, нахожусь под обаянием русского характера, выражающегося в искусстве России и в личных качествах ее художников».

Творчество G.B.S. почти так же обязано России, как Ирландии или Англии. Многое из его политического стиля было воспринято от беглых противников царизма в Лондоне, в особенности от анархиста Петра Кропоткина и нигилиста Сергея Степняка. Подзаголовок самой, пожалуй, великой пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца» гласит: «Фантазия в русском стиле на английские темы», и она написана под сильным влиянием Чехова.

А самое главное — Шоу был охвачен горячим интересом к Толстому, который ворвался в англоязычный мир в 1880-х годах, когда появились переводы «Войны и мира», «Анны Карениной» и большинства других его творений. Шоу называл Толстого «мастером». Его собственное стремление утвердить дидактическую цель искусства и попытки выковать мудрую человеческую личность — это чистый Толстой.

Дело было не только в художественном влиянии. Россия стала для Шоу некой альтернативной вселенной, воображаемым пространством, где пафосные идеи, которые в других местах были бы с удовольствием развенчаны, получали полную свободу. Он посрамил бы и высмеял любого, кто стал бы говорить об «ирландской душе» или «английской душе», но с радостью и без всякой иронии писал о «душе русского народа». Когда дочь Кропоткина говорила ему, что «русские вернут миру потерянную душу», Шоу не высмеивал ее. Более того, он писал Горькому: «Я это очень понимаю, это вовсе мне не смешно».

Конечно, еще Маркс писал, что все в истории происходит дважды, «в первый раз в виде трагедии, а во второй — виде фарса». Есть что-то трагичное в том пути, который Шоу совершил от Толстого к Сталину, от представления о России как места, где мир вернет свою утраченную душу, до принятия советского проекта как «единственной надежды мира». Но, возможно, этот импульс и до сих пор влияет на нас — в этот раз в режиме фарса.

Владимир Путин — это не Сталин, а белые националисты вокруг Дональда Трампа, конечно, — не Шоу. Но некоторый отзвук того импульса все еще действует: тенденция фантазировать о России как о некоем активном противовесе якобы декадентскому Западу. Есть та же нетерпимость к беспорядочности и неэффективности демократии, из-за которой легко попасть под очарование сильного лидера, который может быть выше всех этих бестолковых споров парламентов и партий.

Влюбленность Шоу в Россию перешла в настоящую любовь с советским автократом, тогда как крепкая мужская дружба Трампа с президентом Путиным, похоже, не сложилась. Но эти две истории объединяет фатальное влечение, которое предшествовало и пережило Советский Союз: очарование далекой страны, где великому лидеру подчиняются, потому что он воплощает душу народа.

Финтэн О`Тул (@fotoole), колумнист The Irish Times и автор недавно вышедшей книги «Judging Shaw»

Это эссе из серии «Красный век», посвященной истории и наследию коммунизма через сто лет после Русской революции.

http://inosmi.ru/culture/20170...

Мне никогда не бывает скучно.

    Глубина геополитических стратегий США

      А вы в детстве боялись манекенов? Вместо эпиграфа, свежая американская шутка: с тех пор, как в Байдена встроили солнечные батареи, он подвисает каждый раз, ко...

    Асад объявил кое-что важное. До победы там Сирии и России остались месяцы?

    И сразу с главного. С того, о чем объявил президент Сирии Башар Асад. Потому что это не просто новость, это - прорыв! И серьезная смена ситуации на Ближнем Востоке. Ее улучшение для нас. Так во...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Обон お盆 или Бон 盆.

      В Японии праздники, посвященные памяти умерших, занимают значительное место в религиозных верованиях.Наиболее крупным из такого разряда праздников является о-бон (День поминовения усопших), пришедший в Японию с буддизмом и впитавший в себя элементы синтоистских верований о возвращении душ умерших предков в места, где они раньше жили. О-бон отмечается в течение несколь...
      635
      Елена Фролова Еда в искусстве
      20 августа 2023 г. 19:34

      Василий Аксенов «Завтраки 43-го года».

      «– Да-да, есть такая теория, вернее, гипотеза. Предполагается, что спутники Марса – Фобос и Деймос – несколько тормозятся атмосферой этой планеты. Следовательно, внутри они полые, понимаете? А полые тела, как известно, могут быть созданы только… как?– Только, только… – залепетала, словно школьница, первая дама.– Только искусственным путем.– Боже мой! – воскликнула бол...
      212

      Василий Лебедев-Кумач «Застольная».

      Василий Лебедев-Кумач «Застольная».«Товарищи, гости, подруги, друзья,Не праздник без песен застольных!Да здравствует наша большая семьяСоветских республик привольных!Колхозным полям — урожайных дождей,Заводским станкам — изобилья!За смелых героев, за мудрых вождей,За наши орлиные крылья!Подымем заздравную чашуЗа дружное наше житье,За славную Родину нашу,За красное зна...
      585

      Ги Де Мопассан «Пышка».

      Ги Де Мопассан «Пышка».«...Дилижанс двигался так медленно, что к десяти часам утра не проехали и четырех лье. Три раза мужчинам приходилось на подъемах вылезать и идти в гору пешком. Пассажиры начали волноваться, так как завтракать предполагалось в Тоте, а теперь уже не было надежды добраться туда раньше ночи. Каждый выглядывал в окно, надеясь увидать какой-нибудь при...
      1356

      Николай Олейников «Чревоугодие».

      Николай Олейников «Чревоугодие».«Однажды, однаждыЯ вас увидал.Увидевши дважды,Я вас обнимал.А в сотую встречуУтратил я пыл.Тогда откровенноЯ вам заявил:- Без хлеба и маслаЛюбить я не мог.Чтоб страсть не погасла,Пеките пирог!Смотрите, как вянуЯ день ото дня.Татьяна, Татьяна,Кормите меня.Поите, кормитеОтборной едой,Пельмени варите,Горох с ветчиной.От мяса и квасаИсполне...
      215

      Юнна Мориц «Арбузик»

      3 августа - День арбуза.Юнна Мориц «Арбузик»«Он приехал из Херсона,Из зелено-голубого!Прыгнул в кузов из вагона,Из зелено-голубого!Зазвенел на перекрёстке,Жёлтом, красном и зелёном.Машет мальчику в матроскеБодрым хвостиком зелёным,И со звоном в головеМчит арбузик по Москве!А любители арбузов-Все, включая карапузов!-Догоняют этот кузов,Чтобы лучший из арбузов Целовать,...
      186

      ТРЕЩИНА ФУНДАМЕНТА ЕС

      Автор текста Ольга Ускова.Революция - она всем революция. ЕС реально допрыгались. И ... мне не жалко. Как бизнесмен, я огромный фанат немецкого автопрома. Я очень люблю отличные продукты и я знакома с немецкой автомобильной отраслью не только как покупатель.В бесконечно далёком сегодня 2018 году Cognitive подписала свой первый контракт на поставку подсистем автономног...
      1509

      Александр Козачинский «Зелёный фургон».

      Александр Козачинский «Зелёный фургон».«...В этот день в Севериновке был базар, и Грищенко усердно подгонял лошадей. Грищенко очень любил базары. Лошади бежали проворной рысцой. Это была особая порода лошадей: мелкие, узкогрудые, живо-тастые коники гнедой масти, они ничем не отличались бы от других лошадей, если бы не сургучные печати, привешенные к их жидким хвостам....
      615

      Борис Корнилов «Тосковать о прожитом излишне...»

      Борис Корнилов «Тосковать о прожитом излишне...»«Тосковать о прожитом излишне,но печально вспоминаю сад, —там теперь, наверное, на вишненебольшие ягоды висят.Медленно жирея и сгорая,рыхлые качаются плоды,молодые,полные до краясладковатой и сырой воды.Их по мере надобности снимутна вареньеи на пастилу.Дальше — больше,как диктует климат,осень пронесется по селу.Мертвенн...
      549
      Елена Фролова Фитиль
      27 июля 2023 г. 21:39

      Первая мировая война в открытках.

      28 июля началась Первая мировая война ( 28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года) — военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств в Европе, боевые действия которого распространились также на Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии.Ксавье Сагер (Xavier Sager (1870–1930) «Париж во время войны» («Paris pendant la guerre») ...
      1078
      Елена Фролова ИЗО
      27 июля 2023 г. 21:26

      Первая мировая война. Плакаты Владимира Маяковского.

      28 июля началась Первая мировая война ( 28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года) — военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств в Европе, боевые действия которого распространились также на Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии.Первые политические плакаты Маяковского относятся к 1914 году — началу Первой мировой войны. Маяковский...
      1132

      Украина втягивает Польшу в войну с Россией, а Польша - Америку.

      Если НАТО согласится предоставить корабли для перевозки зерна из украинских портов, то это повысит риск прямого военного конфликта между Россией и альянсом, предупреждают российские эксперты, комментируя предложения о размещении американских военных кораблей в Чёрном море. Российский военный эксперт Владимир Ераносян сомневается, что НАТО пойдет на такую...
      1051

      Денис Давыдов «Песня».

      Денис Давыдов «Песня».«Я люблю кровавый бой,Я рождён для службы царской!Сабля, водка, конь гусарской,С вами век мне золотой!Я люблю кровавый бой,Я рождён для службы царской!За тебя на чёрта рад,Наша матушка Россия!Пусть французишки гнилыеК нам пожалуют назад!За тебя на чёрта рад,Наша матушка Россия!Станем, братцы, вечно житьВкруг огней, под шалашами,Днём — рубиться мо...
      492

      Александра Дюма «Три мушкетёра».

      Александра Дюма «Три мушкетёра».«...— Вскоре настало время обеда. Все перешли в столовую — большую комнату, расположенную напротив кухни.Писцы, видимо почуявшие в доме необычные запахи, явились с военной точностью и, держа в руках табуреты, стояли наготове. Их челюсти шевелились заранее и таили угрозу.«Ну и ну! — подумал Портос, бросив взгляд на три голодные физиономи...
      1417

      Давид Бурлюк «Увядшие бур».

      Давид Бурлюк «Увядшие бур».«Лей желтое вино из синенькой бутылкиМне не пьянеть дано хоть твой напиток пылкийГлядите мрачно врозь зеленые уставыДо сердца проморозь бесстрашием отравыВот вязкий мутный прудОтец белейших лилийКакой упорный трудРасти на этом иле.А я идти устал и все мне надоелоИ тот кто днем был ал и то что было бело». Давид Давидович Бурлюк ...
      440

      Эрнест Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой».

       Глава 13. «На выучке у голода».«...В brasserie было пусто, и, когда я сел за столик у стены, спиной к зеркалу, и официант спросил, подать ли мне пива, я заказал distingue – большую стеклянную кружку, вмещающую литр, – и картофельный салат. Пиво оказалось очень холодным, и пить его было необыкновенно приятно. Картофель не расползался и был приправлен уксусом и кр...
      659

      К 130-ти летию Владимира Маяковского

      Владимир Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Штеренберг Давид Петрович (1881-1948) Иллюстрация к стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», 1930-е.«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАку...
      687

      Евгений Евтушенко «Пельмени».

      Евгений Евтушенко «Пельмени».«На кухне делали пельмени.Стучали миски и ключи.Разледеневшие поленья,шипя, ворочались в печи.Летал цветастый тётин фартук,и перец девочки толкли,и струйки розовые фаршаиз круглых дырочек текли.И, обволокнутый туманом,в дыханьях мяса и муки,гранёным пристальным стаканомя резал белые кружки.Прилипла к мясу строчка текста,что бой суровый на ...
      815

      Айрис Мердок «Море, море».

      Айрис Мердок «Море, море».«...Прошел еще один день. Я решил не датировать записи, это нарушило бы ощущение непрерывности мыслей. Перечитал начало моей автобиографии! Какие пугающие отзвуки будят мои утверждения о детстве, в которые я почему-то вложил столько уверенности. Я и не думал, что это для меня так важно. Я хотел писать о Клемент. Неужели мне правда хочется опи...
      203

      Ирвинг Стоун «Жажда жизни».

      Ирвинг Стоун «Жажда жизни». Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh; 1853—1890).«Как-то вечером в мастерскую Винсента постучалась Христина. На ней была черная юбка, темно-синяя блуза, волосы прикрывала темная шляпка. Весь день она простояла у корыта. Как всегда в минуты крайней усталости, рот у нее был полуоткрыт, а оспины на лице показались Винсенту особенно ...
      544
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика