Весь мир - «Игра в кальмара»

0 145
  

Пусть и с опозданием, конечно, но всё же...


 Мастер социального кино Хван Дон Хёк вынул на свет и показал ужасающую по масштабам изнанку долгоиграющего мифа о южнокорейском "экономическом чуде". Каннский лауреат –«Паразиты» Пон Чжун Хо - это только лишь прелюдия к изображённому через массу аллегорий социальному аду в «кальмаре». Не будем тратить время на описание содержания всех серий – пройдёмся только по основным моментам сериала.

    Сама смертельная игра и её условия – это, конечно же, аллегорическое изображение банка, всей порочной и ненасытной ростовщической системы в целом. Это и постоянно пополняющийся многомиллиардный «мыльный пузырь» над потолком в огромной общей спальне игроков, и простые, на первый взгляд, условия игры (читай, кредитные обязательства), это и та невозможность обойтись без «игры»(без кредитов) в повседневной жизни персонажей сериала: жизнь в кредит – давно внушаемый стандарт жизни(именно поэтому с сериале люди вновь и вновь, в силу разных жизненных обстоятельств, вынуждены прибегать к кредиту как к своеобразной игре), это и обслуживающий персонал в виде кнопочных тавро на челе – люди-кнопки на планшете банковских клерков, это и условия «игры»(кредита) на которые ты соглашаешься добровольно, а отдать можешь за условия всё, включая и жизнь, это, наконец, и само название сериала, где фигурирует представитель отряда головоногих моллюсков – кальмар или спрут по простому. Банковский, ростовщический спрут, опутавший весь мир. Мозги на полу и кровь на стенах, манера подачи в стиле «реалити-шоу»( а японцы и южные корейцы – просто фанаты идиотских и абсурдных шоу) – лишь тривиальный способ сделать сериал «смотрибельным» для избалованных зрелищами масс.

    В сериале, как и в жизни, банковская система не делит людей на белых и чёрных, на христиан, магометан и атеистов, на пролетариат и буржуазию. Банку всё равно, кого подписать на свои кабальные условия. Такая система – далеко не капитализм в его классическом виде (может, именно поэтому произошёл сбой в программах у заштатных марксистских «блоггеров» и «экспертов», выдавших поверхностные рецензии с традиционными клише и штампами?) – банк эксплуатирует вообще абсолютно всех. В таком мире вообще нет ничего святого – даже безмятежные детские игры превращены в полигон для загнанных лошадей. Показана и элита(в масках животных), все эти персонажи «богемских рощ» , лицезреющие и участвующие в «игре» – искушённые в извращённых удовольствиях безликие «хозяева денег» - супер ростовщики, для которых 45 миллиардов корейских вон, стоящих на кону в «игре» - обычные карманные деньги. Они низводят человека до насекомого и ментально, и физически. Образ тайно проникшего в закулисье игры полицейского и убитого собственным братом, ведущим игры – одинокие попытки раскрыть суть и масштабы ростовщического явления в разное время.

    Надо отдать должное психологизму сериала - в условиях «игры» все противоположные друг другу человеческие качества идут рядом и рука об руку: сегодня ты можешь быть сострадательным героем, а завтра – меркантильным подлецом и предателем(и наоборот) - условия «игры» лепят из тебя то, что захотят – ведь ты «добровольно» согласился участвовать, не так ли? Остаться человеком в «игре» и не умереть - задача просто титаническая. Некоторым это удалось. Пусть и через смерть. Южнокорейские актеры не блещут актёрским мастерством, но неподдельная восточная экспрессия героев окупает такие недостатки сторицей. Представленные персонажи сериала – отличный социальный срез общества.

Главное наблюдение сериала – тяжелейшая и глубокая социальная депрессия, атмосфера полной безнадёги, царящая в Южной Корее(а где её сегодня нет в мире?). В 2020 году на Юге была зафиксирована самая низкая рождаемость в мире – поколение «сампхо» - «поколение отказов»( аналог «чайлд фри») - не видит особого смысла в жизни и не рожает детей. А зачем? Социальный ад и пустота в головах.

    За 2020 год в правоохранительные органы Южной Кореи подали 67 612 заявлений о пропаже (по всей стране) лиц старше 18 лет. Получается, что на , примерно, 754 жителя Южной Кореи, вне зависимости от пола и возраста, приходится 1 пропавший без вести. Вы Южную Корею на карте видели? Куда они там все пропадают и бегут?! На Север? И это только официально поданные заявления без учёта исчезновения детей! В этой связи сцены с потрошением ещё не остывших тел «выбывших» участников игры с целью продажи на органы смотрятся как вполне вписывающийся элемент в общую систему,(пусть и уголовно наказуемый) и статистика с исчезновением людей становится как-то более понятной. К следствию царящей чудовищной психоэмоциональной атмосферы прибавляются самоубийства(Южная Корея, как и Россия, традиционно входит в лидирующую 10-ку стран по этим показателям в мире), криминал, бесссмысленную работу до изнеможения( на Юге максимальный отпуск у работающего составляет 5 дней!), социальную незащищённость и отсутствие медицинской страховки. И над этим всем «возможности» «мыльного пузыря» с колоссальным «кушем» от ростовщиков как средство от всех проблем. Но получивший «куш», победитель игры Ги Хун - в итоге несчастный, разбитый человек, разочарованный в человеческой природе – он не тратит деньги со счёта, практически бомжует, проживая так год после игры.

    Тема отношений с Севером, конечно же, затрагивается– одна из героинь сериала(имя её с корейского в фильме переводится как рассвет), дошедшая до финала «игры» – перебежчица с Севера, связанная крепкими родственными узами, вынужденная оставить младшего брата в интернате из-за безденежья, чудовищно обманутая ожиданиями лучшей жизни здесь, на Юге, но в глубине души честная и хрупкая под маской озлобленности на всех. «Игра» свела её в диалоге с типичным представителем поколения «сампхо» в серии с шариками. Участники игры разбились на пары и должны без применения насилия забрать(обыграть, обмануть, украсть) шарики напарника за полчаса. Проигравшие и не успевшие доиграть – «выбывают», то есть умерщвляются в то же мгновение на месте. И эти две девушки почти все полчаса разговаривают. Выясняется, что у «северянки» умерли родственники от эпидемии и их тела сожгли у неё на глазах и живёт она теперь только ради младшего братца, а «южанка» - убила своего отца-пастора, который до этого убил её мать и ей вообще нет смысла жить. В итоге, «южанка» намерено дарит победу «северянке», понимая святость и смысл родственных связей для последней, умирает с лёгкой улыбкой на лице. Южнокорейские цензоры, конечно же, прошляпили вот какой момент - тяжесть утраты родственников и соплеменников у «северянки» случается под силой обстоятельств «из вне»(если учесть, что Север находится в тяжелейшей экономической блокаде не один десяток лет и там банальных медикаментов на всех может просто не хватать), а второй случай потери родственников – исключительно рукотворный социальный ад, где люди готовы убивать друг друга. В этом эпизоде – трагедия разделённого народа.

    Конечно же, главная надежда действа – сцена последней игры с «архитектором». Ги Хун, встретившись с идеологом «игры», играет в последнюю его игру(даже на смертном одре, несчастный по сути, супер ростовщик ищет острых ощущений и удовольствий, потерянных в следствии своих финансовых сверхвозможностей) о человеческой природе и выигрывает её. Как просто обрести смысл жизни! А потом, узнав, что не смотря на смерть «идеолога», «игра» продолжается, отказывается лететь в США к дочери и, развернувшись у трапа самолёта, решительно следует назад. Видимо, бороться будет. А может, он без игры уже не может?

К.В.

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...