Николай Прокопович: воевал, дошёл почти до Берлина, имел ранение и боевые награды, но фашистов играл регулярно и здорово

4 1187

4 ноября – день рождения замечательного советского актёра Николая Прокоповича (1925-2005).

Прокопович был участником Великой Отечественной войны, имел фронтовое ранение и боевые награды, однако в кино очень часто и на достаточно высоком уровне играл нацистов.

Благодаря некоторому внешнему сходству с гиммлером, Прокопович неоднократно исполнял на экране роль этого персонажа: в одном из главных шедевров советского и мирового кинематографа "Семнадцать мгновений весны"; в сильном фильме "Родины солдат", посвящённом Герою Советского Союза, генералу Дмитрию Карбышеву; в третьем фильме трилогии про легендарного партизанского командира Сидора Ковпака "Карпаты, Карпаты".

Однако в число лучших данные роли Прокоповича не входят просто потому, что в этих небольших кинообразах кабинетного персонажа актёру, как говорится, почти негде было развернуться. 

Более яркий и живой представитель нацистской Германии получился у Прокоповича в фильме "Назначаешься внучкой". Эта картина известна в первую очередь благодаря мощнейшей игре Бориса Андреева в роли советского подпольщика. Прокопович же сыграл немного комичного коменданта, в частности, здорово изобразив немецкий акцент.

Конечно, запомнился Прокопович ролью майора абвера Вильгельми в трилогии про "Сатурн", где он образовал гармоничный актёрский дуэт с Михаилом Волковым, сыгравшим советского разведчика, своего среди чужих. 

Наиболее удачным фильмом этой трилогии стал "Бой после победы", где герой Прокоповича работает уже на спецслужбы США. Эпизод, когда герой Волкова в некотором порыве отчаяния признаётся Вильгельми, что всё это время работал на Советский Союз – киношедевр. 

Также разного рода нацистов Прокопович сыграл в картинах "Щит и меч" и "Фронт в тылу врага".

Здорово исполнял Прокопович и иные отрицательные роли. В частности, сыграл бандитов в фильмах "Двойной обгон" и "Шествие золотых зверей". 

Между появлением в СССР жанра боевика и крушением советского кинематографа у нас всё же успели снять целый ряд очень достойных фильмов этого жанра – как приключенческих, так и криминальных. 

Один из таковых – "Двойной обгон" с блистательным Витаутасом Томкусом, где Прокопович очень органично смотрелся в роли главаря контрабандистов; и жаль, что роль эта была совсем небольшая.

Что касается положительных ролей в детективных картинах, то Прокопович известен ролью полковника советской контрразведки в знаменитой шпионской тетралогии про Резидента (её надо чётко разделить на 2 половины: неудачные две первые части и яркие, захватывающие, насыщенные третья и четвёртая). 

Но удачными эти роли Прокоповича, откровенно говоря, не получились. И дело здесь не столько в актёре; опять же это вечная проблема любого кинематографа: в шпионских и детективных картинах разведчики, оперативники, следователи получаются яркими, выразительными, гармоничными, а вот их кабинетные начальники, не имея места для развёртывания образа, выходят какими-то неживыми, неестественно-карикатурными.

Снимался Прокопович и в других сильных фильмах. В пронзительной военной драме "Законный брак" актёр сыграл военкома, перед которым ярко "выделывался" очень хотевший на фронт герой Игоря Костолевского.

В удачном историко-биографическом фильме "Слуша-ай", посвящённом товарищу Ф. Э. Дзержинскому, Прокопович исполнил роль ротмистра. Один из центральных моментов фильма – психологический поединок между ротмистром и молодым Дзержинским, которого прекрасно сыграл Юльен Балмусов. 

При всём при этом Прокопович не был сугубо драматическим актёром: в 1972-м блистательный советский режиссёр Виллен Азаров, у которого Прокопович снимался в фильмах про "Сатурн", раскрыл Николая Константиновича в комедийном образе. 

В одной из лучших советских комедий "Неисправимый лгун" Прокопович прекрасно сыграл в дуэте с Георгием Вициным, исполнив роль заведующего парикмахерской Мымрикова, начальника Тютюрина (фамилия героя Вицина).

И очень странно, что та яркая роль так осталась для Прокоповича единственной комедийной. Не понимаю, почему режиссёры ни до, ни тем более после "Неисправимого лгуна" не использовали Прокоповича в комедийном амплуа!

Через 10 лет после "Неисправимого лгуна" Прокопович сыграл, правда, в комедийном фильме "Берегите мужчин", но там и его роль была чисто эпизодической, и сам фильм вышел куда менее удачным, чем картина Азарова.

Ещё больше интересных материалов⬇

Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал

Мой кинематографический (и не только) телеграм-канал

Мой кинематографический (и не только) Яндекс.Дзен

Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
  • Hook
  • Сегодня 09:59
  • В топе

Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :star:
  • Прекрасный актер!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: