В новогодние каникулы 1976 года на экраны страны вышел культовый двухсерийный музыкальный телефильм "Приключения Буратино", созданный в 1975 году по мотивам сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" на киностудии "Беларусьфильм". Режиссёром фильма выступил Леонид Нечаев, художника по костюмам в титрах не указано, а главным художником фильма был Леонид Ершов
Рина Зелёная в роли старой черепахи Тортиллы была неподражаема. Казалось бы, короткий эпизод, но кто не помнит романс "Триста лет назад"?
А наряд Тортиллы - это великолепное художественное решение! Без преувеличений.
Во-первых, он безусловно идёт актрисе.
Во-вторых, вызывает нужные ассоциации с чем-то "старинным".
В-третьих, как изящно обыграна тема черепашьего панциря!
Двойная плотная пелеринка, опять-таки в духе прошлого, и такая же плотная юбка. Действительно, панцирь.
.
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
.
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
Шляпка Тортиллы - это "капор", головной убор, который вошёл в моду в начале XIX века. Главная примета - жёсткие поля, которые обрамляют лицо. Поначалу, когда капоры только появились, тулья составляла одно целое с полями. А затем поля стали делать отдельно. И тут уж появился простор для создания самых разных моделей. Поля могли быть шире, уже, круглыми, овальными...
Иллюстрация из модного журнала, 1838 г. Из коллекции Музея северных стран (Стокгольм)
Капоры и были хороши именно тем, что прикрывали лицо с боков. Хозяйка такой шляпки как бы пряталась от окружающих, закрывая лицо от нескромных взглядов посторонних людей.
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
А видите ленты, которые завязаны под подбородком? Ими капор и удерживался на голове. Такие ленты назвали "мантоньерками", они могли быть атласными или кружевными. И завязать их можно было по-разному - или под самым подбородком, или сбоку, возле уха.
Сзади из-под капора у нашей Тортиллы выглядывают завитки волос. Но в идеале у там должна быть "баволетка", волан из ткани или кружев, этакая мини-занавеска, прикрывавшая затылок и шею.
Капоры могли украшать не только снаружи, но и внутри - ведь внутренняя сторона полей была хорошо видна. У Тортиллы они отделаны кружевом, а сбоку - небольшая кружевная розетка.
Довольно скромный вариант (но ведь она уже не юная кокетливая черепаха, а более чем пожилая!)
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
А видите тонкую полоску кружева, которая обрамляет волосы под капором? Замужние женщины значительную часть XIX века носили чепцы, и шляпку могли надевать прямо поверх них. Затем это вышло из моды, но некоторые пожилые дамы долго держались за традицию.
Словом, капор, кружевное жабо и такие же манжеты, кружевные перчатки и лорнет... "Я сама была такою триста лет тому назад!" Ну хорошо, сто пятьдесят. :)
Отсюда
Кстати, черепаха Тортилла - героиня именно сказки Толстого, в "Пиноккио" никакой черепахи не было. Классическая анимационная версия Тортиллы в очках появилась в 1959 году, когда вышел советский мультфильм "Приключения Буратино" режиссеров Ивана Иванова-Вано и Дмитрия Бабиченко
Кадр из мультфильма "Приключения Буратино", 1959
Если сравнить этих двух черепах, то образ Рины Зеленой намного более стильный и сказочный. И капор на голове выглядит намного более удачным решением чем платочек.
Не зря же именно этот образ лег в основу карнавального костюма черепахи Тортиллы.
.
И игрушечные черепахи Тортиллы тоже щеголяют в капорах.
Вот что значит удачный головной убор!
Оценили 20 человек
28 кармы