К вопросам истории русско-норвежских отношений.
В булгарской летописи Мохаммед-Амина «Праведный путь, или благочестивые деяния булгарских шейхов» свода «Джагфар тарихы», в подлинности которого сомневаются академические историки, есть сведения о том, что путь из Баренцева моря вокруг Скандинавского полуострова в Балтику открыл легендарный для русской истории князь Рюрик. От данного известия можно было бы отмахнуться. Но давайте не будем поступать так, как это свойственно людям, подверженным определённым стереотипам, а попытаемся на основании скандинавских и русских первоисточников проверить правдивость данного утверждения.
Для начала о подоплёке событий, связанных с информацией булгарских летописей о плавании Рюрика вокруг Скандинавии. Булгарские летописцы повествуют, что Аскольд убил в 870 году Дира и стал главным князем на Руси. Это косвенно подтверждается Псковской 2-ой летописью, согласно которой Рюрик назван третьим, а Аскольд первым князем(1). Кроме того, согласно булгарским летописцам Аскольд был вассалом и союзником Хазарии. Приблизительно в это же время Аскольд поставил Рюрика (Эрека) наместником в Ростове (Джире, в булгарской летописи). Но Рюрик тут же переметнулся к булгарам, противостоящим в то время хазарам. Булгары за это объявили Рюрика князем Ростовской земли. Но Новгород и, соответственно выход к Балтийскому морю, оставался под властью Аскольда. Мохаммед-Амин пишет в своей летописи: «Однажды Айхи был по торговым делам в Джире и встретился с отцом Салахби — Эреком. Эрек с сожалением заметил, что купец привез отличный товар, но он не может провезти его в Садум и Альман из-за закрытия галиджийцами пути к Артан дингезе. Тогда Айхи сказал, что море есть и в Бийсу и по нему можно попытаться добраться до Садума. Тогда Эрек взял человек 150 из своих воинов и отправился с ними на реку Бий-су. Там они заготовили дерево, из которого весной сделали корабли и летом вышли на них в море. Они добрались до Садума и затем вернулись этим же путем обратно, сделав его постоянным. А путь от Идели в Бийсу и дальше в Садум был очень тяжел и опасен. Так, если купец добирался до Садума, то не успевал вернуться в тот же год обратно, ибо льды покрывали море. Он ждал следующего лета, чтобы на кораблях вновь плыть из Садума в Бийсу»(2).
Пояснения: Джир – Ростов; Салахби – Вещий Олег; Артан дингезе – Варяжское (Балтийское) море; Садум – Прибалтика; Альман - территории заселённые германскими народами; галиджийцы – новгородцы; Бий-су – река Печора; Идель – река от истоков Камы до устья Волги (по мнению булгар именно Кама была главным руслом Волги).
Другими словами, булгарский автор утверждает, что князь Джира Рюрик, чтобы не терять доход от купцов, которые везли свои товары из Прибалтики в арабские страны и обратно, открыл путь вокруг Скандинавского полуострова.
Есть целый ряд сведений, которые косвенно подтверждают информацию булгарского летописца. В частности, такими подтверждениями являются географические названия, дожившие до наших дней.
Данные скандинавской топонимии.
Как известно, Рюрик был варягом. Скандинавы и византийцы называли варягов «верингами» и «варангами». А теперь возьмём карту и посмотрим, в каком месте пути вокруг Скандинавии удобнее всего зимовать при возвращении из Прибалтики в Ростов. В своих картографических изысканиях будем исходить из того простого факта, что ни один купец не будет зимовать в том месте, откуда ещё остаётся возможность плыть в сторону дома. Поэтому понятно, что купцы должны были устраивать зимовки на границе зимнего оледенения Северного Ледовитого океана. Именно этот факт отмечал булгарский летописец, говоря, что купец, возвращаясь из Прибалтики (Садума), вынужден был ждать, когда растают льды и освободится путь домой. Естественно, что в месте зимовки купцы должны были соорудить факторию. Белое и Баренцево море, как известно, замерзают. Мурманск - это крайняя удобная бухта, где Гольфстрим не позволяет морской воде застыть даже зимой. Внимательно изучив карту, мы увидим, что перед самой границей льдов Северного Ледовитого океана, в 100 км от современного Мурманска, есть незамерзающий залив, который называется «Варангерфьорд» (залив Варягов). Мало того, и полуостров, омываемый этим заливом, называется Варангер. Древний населённый пункт, созданный купцами, ожидавшими навигацию, существует и сейчас. Называется он Варангерботн. Его можно найти не только в современных атласах, но и на картах средневековых географов.
Рис. 1. Север Скандинавии. Фрагмент карты Исаака Массы. 1637 г. Амстердам
Как видим, во времена Исаака Массы, полуостров Варангер уже принадлежал Норвегии. Но его древнее название отразилось в русских топонимах более позднего времени.
Рис. 2. Север Скандинавии. Фрагмент из «Атласа Российской империи». Санкт-Петербург. 1745 г.
В «Атласе Российской империи» населённый пункт назван Вересъжем. Из чего можно сделать вывод, что его название по-русски звучало как Варяжск. Данный населённый пункт к 1745 году был давно потерян для России. Поэтому картограф, не знакомый с историей возникновения Варяжска, исказил его название, думая, что оно иностранное. Чтобы вы не подумали, что мои выводы по поводу Вересъжа надуманны, сошлюсь на то, что у полуострова, который норвежцы называют Варангер, вплоть до 20 века было и другое название. Его, если поискать, можно найти на многих зарубежных картах. В качестве доказательства приведу пример карты Скандинавии, выпущенной в 1920 году Лондонским Географическим институтом. На ней полуостров Варангер назван Варяг- нярга. «Нярга», так по-саамски, звучит слово «полуостров» (мыс).
Рис.3 Фрагмент карты Скандинавии. London Geographical Institute, 1920г
Из наличия данного названия можно сделать уверенный вывод о присутствии в данных местах варягов. Англичане видимо перенесли данное название со своих старых карт. Кстати, Валентин Пикуль в своей книге «Океанский патруль» использует именно данное название полуострова Варяг-нярга: « Смотри, – объявил генерал весело, – вот она, Норвегия! Сейчас обстановка такова, что мы должны задержать егерей на путях отхода. Почему? Да потому, что они хотят вырваться из нашего кольца. А там, вот отсюда, – он показал на полуостров Варяг-нярга, – на соединение с Лапланд-армией идет пехотная бригада «Норвегия». Воевать они еще не разучились, лейтенант, не-е-ет… Командующий скинул со стола одну карту, разложил другую». (21)
Что ж, такая топонимия даёт однозначный ответ: варяги здесь были. И были давненько, так как русские летописи перестают упоминать варягов в 12 веке.
Понятно, что наличие данной топонимии, это повод говорить о древнем присутствии в этих местах варягов, но вовсе не основание для утверждения, что они появились здесь именно во времена Рюрика. Для определения времени проникновения русских на север Скандинавии обратимся к русским и норвежским источникам.
Новгородско-норвежские договоры.
Бухта Варягов (современный залив Варангерфьорд) сейчас принадлежит Норвегии. Но граница между Норвегией и Россией не случайно проведена именно в этих местах. А с чего бы ей тут проходить? Вы никогда не задумывались? Ответ однозначен. В далеком прошлом именно на этой территории встретились интересы скандинавов и русских. Вопрос только когда? Если бы русские встретились с норвежцами на самом севере Скандинавии в то время, когда в России уже существовало летописание, данный факт не остался бы незамеченным. Значит, данное событие произошло задолго до начала 12 века, когда Нестор написал ПВЛ. Я даже могу назвать примерную дату: 870-890 годы. Такая датировка опирается не только на сведения булгарских летописей. Дело в том, что согласно сведениям «Саги об Эгиле» первые походы на север Скандинавии норвежцы совершили в указанный мной отрезок времени. Поэтому, если бы в это же время на этой же территории не появились русские, русско-норвежская граница проходила бы гораздо восточнее современного рубежа. И наоборот, если бы русские появились на севере Скандинавии задолго до норвежцев, они бы смогли продвинуться гораздо дальше на запад от современной границы.
Полярную Скандинавию норманны называли Finnmark (Финская колония). Данная суровая земля привлекала русских и норвежцев только потому, что за ясак, собираемый с местных аборигенов, можно было выручить хорошие деньги. Как следствие борьба между этими народами за столь ценные даннические территории была постоянной и ожесточенной с незапамятных времен. Не зря, именно по поводу данных земель в 1326 году был заключен специальный договор между Великим Новгородом и Норвегией(3). В нём говорится, в частности, о том, что стороны закрепляют в неприкосновенности древние границы и забывают все многочисленные взаимные обиды. А также устанавливают свободу передвижения для норвежских купцов через Русь и русских купцов через Норвегию. Обратил бы ваше внимание, что данные границы названы в договоре древними по отношению к началу 14 века. По этому договору стороны обязались совместно эксплуатировать территорию Финнмарка, не облагая местный народ перекрестной данью. Если абориген показывал норвежцам, что он оплатил налоги русским, норвежцы его отпускали и наоборот. Такая совместная эксплуатация Финнмарка продолжалась долго. Де-юре, окончательно норвежским Финнмарк стал только в начале XVIII века. Но де-факто, как мы видим на средневековых картах, норвежцы и шведы заняли эти территории задолго до этого. Я думаю, что русские были вытеснены с территории Финмарка, лежащего к западу от Варангерфьорда, постепенно. Ведь у России до этого края земли часто не доходили руки. Закрепиться в Финмарке русским помешала многосотлетняя череда неурядиц: княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго, период «сбирания» Руси и Великая смута. Еще на одно обстоятельство хотелось бы обратить ваше внимание в норвежско-русском договоре - на свободу передвижения из России в Норвегию
и обратно. Ясно, что она в первую очередь касалась морских и речных маршрутов. В те времена на севере Скандинавии это был практически единственный способ передвижения для купцов и сборщиков налогов. Вы же не думаете, что новгородцы, славившиеся своими мореходами, добирались в Мурманы по материку через болотистую Финляндию? Поэтому данная информация еще раз подтверждает тот факт, что морской путь вокруг Скандинавии был открыт в давние времена. А народ назвал этот район «мурманами» лишь потому, что путь вокруг Скандинавии вел к норманнам. Другими словами, если плыли в эту сторону, плыли к мурманам.
Еще раньше вышеупомянутого договора 1326 года переговоры по поводу общих северных границ вели новгородский князь Александр Невский (1221 – 1263) и норвежский конунг Хакон Старый (1217 – 1263). Эти события происходили в середине XIII века. Они запечатлены в исландской «Саге о Хаконе, сыне Хакона». Приведу весь отрывок саги, посвященный данным переговорам: «Той зимой, когда конунг Хакон сидел в Трондхейме, прибыли с востока из Гардарики послы конунга Александра из Хольмгарда. Звался Микьял и был рыцарем тот, кто предводительствовал ими. Жаловались они на то, что нападали друг на друга управляющие конунга Хакона на севере в Марке и восточные кирьялы, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов, так как они постоянно вели войну с грабежами и убийствами. Были там назначенные встречи и было принято решение, как этому положить конец. Было им также поручено, чтобы они повидали госпожу Кристин, дочь конунга Хакона, так как конунг Хольмгарда так повелел им, чтобы они спросили конунга Александра. Конунг Хакон принял такое решение, что послал он весной людей из Трондхейма, и отправились (они) на восток в Хольмгард вместе с послами конунга Александра. Возглавлял ту поездку Виглейк, сын священника, и Боргар. Отправились они в Бьергюн и так еще восточнее. Прибыли они летом в Хольмгард, и принял их конунг хорошо, и установили они тогда мир между собой и своими данническими землями так, что никто не должен был нападать на другого, ни кирьялы, ни финны; но продержалось это соглашение недолго. В то время было большое немирье в Хольмгарде. Пришли татары на государство конунга Хольмгарда, и по этой причине больше не занимались тем сватовством, которое велел начать конунг Хольмгарда» (4).
Рис. 4. Карта Северной Европы. Возможный сухопутный путь из Новгорода в Тронхейм
Что для нас интересно в этом сообщении? Во-первых, оно подтверждает тот факт, что русское присутствие в Заполярной Скандинавии было древним. Во-вторых, посол Александра прибыл в Тронхейм зимой. Некоторые исследователи утверждают, что данный факт говорит о том, что посольство двигалось по суше.
Но данный путь по карте занимает более 1700 км. Учитывая болотистость и безлюдность местности, а также тот факт, что большую часть пути нужно было проходить по чужой территории, такая вероятность очень мала. Тем более русское посольство не могло знать, что норвежский король Хакон находился в это время в Тронхейме, а не в столице Норвегии Бергене. До Бергена русскому посольству пришлось бы «топать» еще почти 500 км. Не думаю, что была причина для таких садомазохистских истязаний и подвигов, если по воде от Новгорода до Бергена можно было добраться гораздо быстрее и безопаснее. Поэтому я верю в другой вариант путешествия посла Александра Невского Михаила (Микьяла). Он приплыл в Берген северным путем, обогнув Скандинавию. На это было две причины. Первая - вражда со шведами. Александр в 1240 году разбил на Неве шведского ярла Биргера. Видимо переговоры с норвежцами велись Александром сразу после Невской битвы. Вторая причина - посол специально был послан таким маршрутом, чтобы накануне дипломатических переговоров иметь свежие сведения о событиях, происходящих на «проблемной территории». Другими словами посол заехал на север Скандинавии, а затем отправился к норвежскому королю. По дороге он узнал, что король находится в Тронхейме, поэтому ему не было нужды плыть еще дальше на юг. Почему он приплыл зимой? Побережье Норвегии не покрывается льдом, а до севера Скандинавии посол мог добраться еще в навигационный период.
Благодаря этим переговорам до нашего времени дошёл ещё один замечательный документ - Разграничительная грамота. Она определяла границы и режим взаимной эксплуатации Финнмарка. В ней в частности записано: «Вот границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов по тому, что говорили старые люди и говорят теперь старые поселенцы и финны. Русским брать дань по морю до Люнгестува, а на горе до Мелеа, а идет она напрямик от моря до Люнгестува и на восток к Кьёль. А норвежский конунг берет дань на востоке до Трианема и по берегу Гандвика до Велсага там, где есть полукарелы или полуфинны, у которых матери были финки. Брать в тех крайних границах не более пяти серых шкурок с каждого лука или по старине, если они хотят, чтоб по старине было…» (5).
Рис.5. Север Скандинавского полуострова. Фрагмент современной физической карты.
Если мы посмотрим на современную карту, то поймём, что речь в Разграничительной грамоте идёт о совместной с русскими эксплуатации практически всей Северной Скандинавии, в которую помимо современной норвежской провинции Финнмарк входили ещё территории северной Швеции и Финляндии. Получается, что в раннем средневековье русские собирали дань с территории, которая практически заканчивалась под современным норвежским городом Тромсё? Да, именно так. Несмотря на то, что взаимная эксплуатация Финнмарка происходила очень давно, на этой территории осталось значительное количество русских топонимов. В заливе Люнгенфьорд в каких-то пятидесяти км от Тромсё можно найти мыс Руссенес. Посёлки Роснесхамн, Руссельв, Русенбю, Руссехавн и т.п. и поныне стоят на морском побережье Финнмарка. Если кто-то думает, что это просто созвучные совпадения, далёкие от этнонима «руссы», то я приведу и несколько других примеров. На карте острова Магерё, на котором находится известный мыс Нордкап, есть озеро, которое называется Jezioro (Озеро). В 4 км от него, на западном побережье Магерё (рядом с посёлком Ёсвар) из моря торчит остров-гора, который носит название Lysoya (Лысая). На граничащем с островом Магерё материке течёт река Руссэльва.
Тот факт, что русские в 13 веке взимали дань с населения Приполярной и Заполярной Скандинавии далеко на западе вплоть до Тромсё, а норвежцы при сборе дани не доходили даже до полуострова Варягов, косвенно говорит о том, что русские появились здесь немного раньше, чем норманны.
Сведения «Саги об Эгиле»
То, что это именно так подтверждает «Сага об Эгиле Скаллагримссоне». В ней повествуется о временах, когда Харальд Косматый (Прекрасноволосый) стал первым королем Норвегии. Он победил всех остальных норвежских конунгов и объединил захваченные земли под своим жестким руководством. Точная дата рождения Харальда неизвестна. Некоторые историки предполагают, что он родился в 850 году, другие относят его день рождения на два десятка лет позже. Время его правления объединённой Норвегией тоже определяют соответственно: 872-933 либо 892-933 годы. Реальность непрерывного правления в течение 61 года вызывает некоторые сомнение. При этом надо учитывать, что Харальд предварительно вел многолетнюю борьбу по объединению всей Норвегии. Не с пеленок же он этим занялся? Один из героев данной саги Торольв поступил на службу к Харальду в качестве дружинника соответственно либо в 871, либо в 891году. После решающей битвы за объединение страны Торольв получил в наследство от своего погибшего в бою товарища самый северный в то время удел Норвегии - Халогаланд. Вступив в наследство, он отправился в поход в Финнмарк. Там он встретил чужаков.
Рис.6. Фрагмент физической карты Скандинавии.
Скальд пишет: «Торольв разъезжал по всему Финнмарку, а когда он был в горах на востоке, он услышал, что сюда пришли с востока колбяги и занимались торговлей с лопарями, а кое-где — грабежами. Торольв поручил лопарям разведать, куда направились колбяги, а сам двинулся вслед. В одном селении он застал три десятка колбягов и убил их всех, так что ни один из них не спасся. Позже он встретил еще человек пятнадцать или двадцать. Всего они убили около ста человек и взяли уйму добра» (6). Давайте посмотрим на карту и выясним, где ходил Торольв.
Однозначно, что он отправился для сбора дани к северу от острова Торгар, где был центр провинции Халогаланд, тянувшейся узкой полоской вдоль моря. Известно, что в это время норвежцы имели здесь только приморские поселения. Все территории в глубине полуострова были заселены саамами и лопарями, с которых норманны собирали дань. Автор саги пишет, что Торольв встретил колбягов в горах. Причем в Восточных горах. Самые большие горы находятся к северо-востоку от Торгара. От полуострова Варангер до этих мест путь неблизкий. Не знаю, мог ли Рюрик распространить свое влияние так далеко на запад от бухты Варягов? Встретиться колбяги с норвежцами могли и ближе к реке Тане. Там тоже есть горы. Впрочем, вы сами можете поразмыслить над этой темой, глядя на физическую карту Скандинавии. Точное место встречи мы вряд ли узнаем. Но перед тем как размышлять о месте встречи колбягов с норманнами, напомню о Разграничительной грамоте, которая прямо указывает на то, что русские в 13 веке собирали дань до крайних западных пределов Финнмарка (до Люнгена). Согласно булгарским летописям, Рюрик совершил своё первое путешествие в начале 870-х годов, а Торольв, согласно датировке времени правления Харальда Косматого, вышел на сбор дани, либо в 70-х, либо в 90-х годах того же 9 века. Поэтому два варианта датировки похода Торольва предполагают два ориентировочных места столкновения колбягов и норманнов. Если данный норвежский лендрманн пошёл за ясаком в 70-х годах, то встреча с варягами, как я думаю, могла произойти не очень далеко от реки Таны. Во втором случае, Торольв вполне мог столкнуться с колбягами, уйдя от Торгара на небольшое расстояние.
Финнмарк в те времена, был несравним по размерам с сегодняшней одноимённой провинцией Норвегии. Начинался он практически сразу от Халогаланда к северу и востоку. В местах, близких к Торгару, есть топонимы показывающие принадлежность данной территории к Финнмарку. Например, Финнейд.
Рис. 7. Предположительные размеры Финнмарка в 9-11 веках
В настоящее время данная территория поделена между Швецией, Финляндией и Норвегией. Но мы с вами знаем, что Финляндия впервые получила независимость только в 1917 году. Швеция, в 9 веке, ещё только-только формировалась как государство в пределах южных своих провинций (Гёталанда и Свеаланда). Время появление шведов на севере Скандинавии можно связать с заключением Кальмарской унии в 1397 году. И то, даже в 16 веке присутствие шведов в Финнмарке ограничивалось северным побережьем Ботнического залива.
Рис. 8. Территория государств Кальмарской унии к 1523 году
На основании этого можно смело говорить о том, что власть на самом севере Скандинавии долгие века делили между собой только норвежцы и русские. Поэтому, текст Разграничительной грамоты определяет границы сбора русской дани по трём критериям: по морю «до Люнгестува»; по горам, тянувшимся вдоль моря – «до Мелеа»; и по внутренним территориям полуострова «на восток к Кьёль». Кьёль – это очевидно средневековый Калис (современный Каликс, город, расположенный на берегу Ботнического залива в устье реки Каликсэльва). По морю селились сами колонизаторы: норвежцы и русские. Горы, примыкающие к морю, были территорией, наиболее освоенной этими народами. Далее вглубь полуострова лежали огромные равнинные пространства, где присутствие русских и норвежцев ограничивалось только походами для сбора дани. То, что варяги уже в 9 веке выходили к территориям, близким к Ботническому заливу, косвенно свидетельствует другой отрывок из «Саги об Эгиле»: «В ту зиму Торольв опять поехал в Финнмарк, взяв с собой около десяти дюжин человек. Так же, как и прошлой зимой, он торговал с лопарями и разъезжал по всему Финнмарку. А когда он зашел далеко на восток, и там прослышали о нем, к нему явились квены и сказали, что они послы Фаравида, конунга квенов. Они сообщили, что на их землю напали карелы, и Фаравид послал их просить, чтобы Торольв шел к нему на подмогу (7). Финский филолог Матиас Кастрен утверждал, что квены (каяны) в раннем средневековье жили в землях, лежащих вокруг северной части Ботнического залива. (8) Так как данные события происходили вслед за столкновениями норвежцев с колбягами, можно предположить, что с востока на квенов нападали отряды карелов, вооруженные и руководимые колбягами. Напомню, что в «Саге о Хаконе, сыне Хакона» прямо указывается, что карелы служили русским князьям: «…восточные кирьялы, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов». Кирьялы (карелы), называются постоянными врагами норманнов и в других сагах, рассказывающих о событиях 11-13 веков. Т.е. тогда, когда Карельский полуостров уже доподлинно был освоен русскими. Карелы в сагах всегда приходили в земли норманнов с востока.
Колбяги.
Вы уже поняли, что колбягов «Саги об Эгиле», я связываю с первыми русскими поселенцами заполярной Скандинавии. На чём основаны мои ассоциации? И кто такие колбяги? Сразу отмету предположение некоторых исследователей, которые колбягов называют неизвестным племенем норманнов. Заметьте, сага четко определила этническую принадлежность чужаков – колбяги. Автор не пишет, что Торольв столкнулся с неизвестными ему воинами. Он сразу называет их колбягами. Ни о каких скандинавах, живших севернее Халогаланда, ни один скандинавский источник даже не заикается. Откуда тогда наши современные историки берут сведения о том, что колбяги были скандинавами, жившими за полярным кругом? Ни от-ку-да! Таких сведений нет…, совсем нет! Вообще данный народ был хорошо известен норвежцам. Колбягов (кулфингов, кюльфингов) мы встречаем и в других древнескандинавских источниках. Все они однозначно связывают колбягов с Гардарикой (Русью). Если бы они были скандинавами, саги нам на это обстоятельство обязательно бы указали. В данной саге также чётко сказано, что колбяги пришли в Финнмарк с востока.
Так что это за народ - колбяги? Что означает их имя? Колбяги вовсе не таинственный народ. Данный этноним встречается в византийских и русских источниках. Там их имя всегда, подчеркиваю… всегда, стоит рядом с варягами. Гвардия «секироносцев» при императорском дворе Константинополя формировалась не только из варангов (варягов). Были там и абхазы, и сарацины, и болгары, и франки, и инглинги (с 1080 года). Но все византийские хрисовулы, перечисляющие состав гвардии до последней четверти 11 века, неизменно в первых строчках указывали руссов, варягов и колбягов. Чтобы не быть голословным, приведу несколько ссылок на подлинные византийские документы, акты второй половины XI века из архива Лавры св. Афанасия на Афоне (Акт Лавр. 33, 38,39, 44, 48). В хрисовуле – Акт. Лавр. 33 (июнь 1060 г.) при указании наемников на византийской службе, от постоя которых освобождена Лавра, на первом месте стоят варяги и русские (33.81). В экскуссионной клаузуле следующего документа о наемниках – в Акт. Лавр. 38 (июль 1079 г.) – на первом месте стоят русские, варяги и кулпинги (колбяги) (38.29-30). В формуляре хрисовула Алексея I Комнина (Акт. Лавр. 44 от марта 1082 г.) среди наемников на первом месте опять-таки – русские, варяги, кулпинги (44.26). Экскуссионная клаузула о митате в Акт. Лавр. 48 (май 1086 г.), начинается снова с русских, варягов и кулпингов (48.27-28). В «Правде Ярослава» колбяги упоминаются рядом с варягами и имеют аналогичные с ними права: «10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге»(9). Как видите, колбяги и варяги имели на Руси привилегированное положение.
Присяга на Руси – последняя инстанция юридического права на Руси. С применением присяги разбирали наиболее важные уголовные дела. И наказание при этом были суровые. Именно поэтому до наших дней дошли поговорки на эту тему. «Хоть к присяге, хоть под присягу! Готов идти». «Горе ведущему к присяге (обвинителю), вдвое (горе) идущему!». «Присяга страшное дело. Лучше потерпеть, чем к присяге идти».
В этой связи, хотел бы коснуться современных воззрений на происхождение колбягов. Данное племя давно привлекает внимание как норманнистов, так и антинорманнистов. И те и другие понимают, что колбяги внесли значительный вклад в формирование Руси, но подходят к изучению этого народа с осторожностью, опасаясь при этом, что углубление в эту тему может привести к появлению дополнительных аргументов у оппонентов. Поэтому в наше время колбягов стараются отодвинуть на задворки истории происхождения Руси. В связи с этим в большинстве современных энциклопедий о колбягах можно прочитать примерно следующее: ««Колбяги (др.-русск. кълбягъ, др.-исл. kylfingar, эве kylfingid, венг.kölpények, визант. Κουλπίγγων) — народ или социальная группа, проживавшие в X—XII веках на территории Северо-Восточной Руси и Карелии на границах Новгородских владений. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены». Но есть и более точные воззрения на природу происхождения колбягов. Так, часть современных авторов прямо указывает на них, как на финское или карельское племя. Снова задам тот же вопрос. На чём основаны такие предположения? Опять отвечу. Абсолютно ни на чём. Аргумент один: они зафиксированы в местах проживания финно-угорских племён. Отличная «научнообоснованная» логика. Кроме колбягов на территориях проживания многих финно-угорских племён также зафиксированы русские и варяги. И что из этого? Чувствуя ущербность данных теорий, известный советский скандинавист Е.А. Рыдзевская (1890-1941) предложила ещё один вариант идентификации колбягов/кюльфингов, поддержанный позднее Д.А. Мачинским. Данные авторы видят в колбягах этносоциальную группу, «сплавившуюся из пришлых скандинавов, из приладожских (и иных) финнов, из потомков полиэтничной волховско-сясьской “руси” и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках» (10).
С этим бы можно было согласиться, но «Сага об Эгиле» отвергает такой вывод категорически. Если сопоставить данные этой саги с общепринятой теорией зарождения Руси, то получается, что Рюрик привел свой «скандинавский» народ «варяги-русь» в 862 году, а уже в этом же веке «этносоциальная группа» колбягов сражалась в Заполярье с норманнами. Не быстро ли они «сплавились»? Кроме того, данная теория также ничего не объясняет. Ни механизмов данной «сплавки», ни смысла этого этнонима. Да и нет поводов для постановки вопроса об «этносоциальной сплавке». Примеров подобных «сплавок» история не знает. Поэтому я бы связал возникновение данной теории Рыдзевской не с событиями 9-12 веков, а со временем, в котором она жила.
Сведения «Саги об Эгиле» противоречат всем перечисленным теориям происхождения колбягов. Именно поэтому в наше время в ход пошёл весьма распространённый в российской историографии приём. Сведения данной саги относительно колбягов признаются некоторыми авторами недостоверными. Мол, автор саги, искусственно перенёс «колбягов» из других древнескандинавских источников, описывающих события 11-12 веков. Но позвольте господа, на каком собственно основании вы делаете столь продвинутые выводы? Так можно любые сведения первоисточников из аргументов перевести в разряд антиаргументов. Таким путём можно любую историю извратить до неузнаваемости. По поводу данного утверждения у любого здравомыслящего исследователя возникает целый ряд вопросов.
1.Зачем скандинавскому автору надо было переносить события о столкновении колбягов с норманнами из одной саги в другую? Зачем? Если вся остальная канва «Саги об Эгиле» строго связана с событиями времён Харальда Косматого. В ней нет ни одного куска, где автора можно было бы обвинить во временных несоответствиях в повествовании.
2.Из какого первоисточника автор перенёс данные сведения? Такого источника нет. Авторы теории о «недостоверности сведений о колбягах» говорят, что такой источник «видимо существовал». Что ж, достойный аргумент.
3.Даже если предположить, что автор «Саги об Эгиле» перенёс события из саг, описывающих более поздние события, почему он назвал народ, с которым столкнулся Торольв в Финнмарке колбягами?
Ведь в других источниках нет сообщений о колбягах на Скандинавском полуострове. Да, есть источники, в которых говорится о столкновениях норманнов на севере Скандинавии. Но противники норвежцев в них названы не «колбягами», а «кирьялами». Поэтому, гораздо легче предположить, что именно кирьялы (карелы), являются «этносоциальной группой», образованной финнами, колбягами и потомками «полиэтничной волховско-сясьской «руси».
Авторы «недостоверности сведений о колбягах», приводят ряд аргументов указывающих на аналогии между рассказом «Саги об Эгиле» и сведениями более поздних саг. Мол, там и там норманны воюют с народами, пришедшими с востока. И там и там упоминаются некие горы, где эти сражения происходят. И что? Разграничительная грамота и тексты новгородско-норвежских договоров как раз и фиксирует данную многовековую проблему: на всей территории Финнмарка нет спокойствия и порядка как раз из-за постоянной борьбы за доминирование между русскими и норвежцами. Горы занимают практически половину данной территории и со времени похода Торольва они не могли никуда исчезнуть. А сражаться средневековые народы ходили каждый год, как мы с вами ходим на работу. Норманны, как известно, жили войной. Варяги и их неразлучные спутники колбяги тоже. Ещё один «достойный» аргумент сторонников «неправдоподобности «Саги об Эгиле» заключается в том, что данные исследователи не верят в присутствие колбягов на севере Скандинавии, потому, что «такого не может быть». К тому же, они указывают, что данное присутствие не подтверждено археологически. Что на это сказать? Я не знаю ни одного человека, который во времена Е.А.Рыдзевской верил в то, что европейцы побывали в Америке ещё за 500 лет до Колумба. Теперь мало кто верит в обратное. Субъективное «верю - не верю» часто играет злую шутку даже с большими учёными. А то, что нет археологических подтверждений нахождения варягов и колбягов в Заполярной Скандинавии – это не аргумент, а беда. Никто их собственно там ещё и не искал. Может вместо того, чтобы абстрагироваться в своём «не верю», взять и организовать археологическую экспедицию в Бухту Варягов? Вообще, в культурном слое Земли археологи сделали пока лишь маленькую «бороздку». Уверен, что человечеству предстоит в будущем испытать ещё множество археологических открытий, в которые пока не только кто-то верит или не верит, но даже не догадывается, что они могут быть в принципе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что не верить изложенным в «Саге об Эгиле» сведениям, нет никаких оснований. А это прямо говорит о том, что колбяги присутствовали в конце девятого века в Заполярной Скандинавии. И ко времени похода Торольва, они уже успели освоить значительную часть территории Северной Скандинавии. Сведения «Саги об Эгиле» также прямо говорят, что колбяги не были скандинавами, финнами, карелами и «этносоциалами». А их происхождение напрямую связано с варягами и Гардарикой.
На территории Псковской области еще в 19 веке жила этническая группа славян, называемая колбежичами. Об этом можно прочитать в энциклопедических и толковых словарях того времени. Сообщу топонимию, связанную с колбягами: река Колба, Вологодская область; река Колба, Новгородская область; река Колба, Ярославская область; Колбяги(Тихвинск, 1634 г.); Колбежичи, Псковская область; посёлок Келба, Эстония; деревня Колбино, Ленинградская область, Всеволожский район; село Колбино, Вологодская область; посёлок Колбино, Вологодская область; село Колбино, Воронежская область; село Колбино, Кировская область; село Колбино, Костромская область; село МалоеКолбино, Костромская область; деревня Колбеки, Ленинградская область, Бокситогорский район; село Колобята, Ивановская область, Пестяковский район; село Колобки, Пермский край, Кунгурский район; село Колобовка Россия, Волгоградская область, Ленинский район; село Колобовка, Тамбовская область, Мичуринский район; село Колобовка Рязанская область, Ухоловский район; село Колобовка, Нижегородская область, Сокольский район; село Колобовка, Костромская область, Шарьинский район; село Колобовка Костромская область, Островский район; река Колобиха, Вологодская область, Никольский район; поселок Кулбагалис, Литва; село Колбовка, Тамбовская область, Первомайский район; поселок Колбовка Беларусь, Гомельская область; село Кулбаково республика Башкортостан, Кигинский район; поселок Кулебякино Рязанская область, Путятинский район. Россия; Тамбовская область, Ржаксинский район, поселок Кулебякино; деревня Колюбаки Псковская область, Великолукский район; поселокКолюбакино Московская область, Рузский район; поселок Колюбякино Тверская область, Сандовский район; село Кульбаки, Курская область, Глушковский район, ныне городской район города Николаева (Украина) Кульбакино. Перечень можно продолжить.
По этим названиям можно проследить расселение колбягов по Руси. Как видим, ареал весьма обширный. Напомню еще о городе Кулебаки Нижегородской области. Именно там, на Оке (Кулебаки в 30 км от Мурома), колбяги и мурдасы (потомки носителей именьковской культуры Заволжья) объединились в народ, известный нам как вятичи. Столь значительно распространение колбягов исключает «этносоциальное происхождение колбягов, сплавившихся из пришлых скандинавов, из приладожских (и иных) финнов, из потомков полиэтничной волховско-сясьской руси». Как, например, объяснить наличие «колбягских» топонимов в Литве, Тамбовской области и Белоруссии? Нет, однозначно, колбяги - моноэтничный народ. Причём, никак не связанный ни с финнами, ни со скандинавами. Поводы для такой увязки чисто гипотетичные. Ведь нет никаких данных, что колбяги говорили на финском, или скандинавском языке, что их культура связана с этими народами. Все поздние фиксации данного народа (пример: колбежичи) говорят о том, что они - народ славянский. Да и этноним у них вовсе не скандинавский, а тем более - не финский. Так откуда произошли колбяги?
Если бы историки захотели, они давно нашли бы давнюю, заморскую родину колбягов. Да чего ее искать? Достаточно взглянуть на карту славянского балтийского Поморья, чтобы увидеть на ней старинный город Колобжег. Этот город документально существовал ещё при Мешко Первом, польском князе, проживавшем в 10 веке. Именно этот польский князь, в союзе с императором Священной Римской империи Оттоном осуществлял крестовые походы на западных славян. В 967 году он присоединил к Польше всю Западную Поморию вместе с Колобжегом. До этого поморы и полабские славяне никогда не были в составе Польши. До сих пор язык балтийских поморов отличается от польского. Сам город Колобжег находится всего в 80 км от того места, где стоял город Волин (Волынь). Вообще, вся эта местность была населена если не одним, то родственными народами. Именно поэтому древнебулгарская летопись «Гази-Барадж тарихы» рассказывает нам о славянах, заселивших Северо-Восточную Русь, называя их галичанами (галиджийцами), волинцами (балынцами) и колбягами (кулбаками).
Для читателей этого отрывка (из главы №3 «Колбяги» третьей книги моей работы «Чалдоны. История народа в свете евразийской истории»), размещенного на данном сайте, поясню, что термином «галичане» я называю балтийских славян. Причины этого изложены в главе «Галичане» (кн.2., гл.6.). Именно выходцы из города Волин, волынцы, называемые ещё галичанами, построили город, являющийся предшественником Великого Новгорода, который волжские булгары традиционно называли Галиджем (Галичем), а скандинавы Хёльмгардом (Островным городом. Волин, как известно, располагался на острове).
Предположу, что Колобжег, как и Волин (об этом рассказывал Адам Бременский), подчинялся королю ругов, правившему также и островом Руяном (Рюгеном).
Кстати «колобжег» переводится с польского языка как «солнечный берег», либо «круглый берег». Мешко, после присоединения Колобжега, стал насаждать в Помории христианство. Но первому колобжегскому епископу Рейнберну не повезло, язычники вновь подступили под стены Колобжега и неудачливый латинянин бежал. Затем его послали в Киев, выдавать замуж дочь польского князя Болеслава за Святополка Окаянного, но там Владимир посадил его в тюрьму, где Рейнберн и скончался.
Связь между колбягами и Колобжегом явная. Но академическая наука не уделяет данному факту никакого внимания. Причину понять можно. Если признать, что колбяги произошли из славянского Поморья, трудно будет объяснить, почему они столь неотлучно связаны с варягами, признающимися современной официальной историографией скандинавами.
А между тем, есть прямое указание русской летописи на то, что колбяги были варягами. Причем никакими-то там скандинавскими, а самыми настоящими славянскими. В Ермолаевском списке Ипатьевской летописи говорится о жене польского короля следующее: «бо бе рода князей Сербских, с Кашуб, от помория Варязкаго от Стараго града за Кгданском»(11). Летописец Поморье, на котором стоит Колобжег, называет варяжским. Кашубы и сейчас живут на польском Взморье.
Рис. 9. Фрагмент карты земель балтийских славян.
Правда немецкая оккупация, длившаяся несколько столетий, практически истребила этот народ. Его остатки сосредоточились в настоящее время в Восточном Поморье, ближе к Гданьску. Польские лингвисты и историки утверждают, что кашубы жили в древности от устья реки Одер до Вислы. Их еще называли поморянами. Не будем углубляться в лингвистические изыскания, поверим полякам на слово. Тем более есть прямое указание на то, что кашубы жили рядом с рекой Одрой, существует в сохранившихся до наших дней подлинниках. Так в печати Барнима I Померанского (13 век) указан народ кашубы. Барним наследовал герцогство от бездетного Богуслава II. В герцогство входили земли, включающие города Щецин, Дымин, Колобжег. То есть кашубы, они же колбяги, они же поморяне жили в ближайшем соседстве от волинцев (волынян, галичан). Естественно, что в этих местах никакими норманнами и не пахло. На западнославянских языках название этого города звучит приблизительно так – «Колбзяг». Соответственно жители этого города назывались колбзягами или колбзингами. Вспомним о традиции балтийских славян употреблять суффикс «инг» (пример: смельдинги (прибалтийское племя, упоминаемое Баварским географом); ядзвинги – так западные славяне, в том числе поляки, традиционно называли племя, известное у нас, как ятвяги). Поэтому скандинавские и византийские варианты названия данного племени (кюльфинги и кулпинги) всего лишь прямое отражение самоназвания данного народа (колбзинги). При попадании в восточнославянскую среду из данного этнонима выпала носовая «н», традиционная только для прибалтийских славян, а звонкая «з» в сочетании с «и» превратилась в «я».
Древнебулгарский летописец Гази-Барадж прямо связывает происхождение кулбаков (колбягов) с польским Поморьем:«При этом Будим, не доверяя балынцам, нанял…пять тысяч байлакских ульчийцев из племени кулбак»(12). Объясню содержание данного текста: «Вадим Храбрый, не доверяя новгродцам-волинцам, нанял пять тысяч польских славян из племени колбягов». Событие это, согласно данному автору, произошло в 816 году. Байлаком во все времена булгары (волжские татары) называли Польшу.
Возможно, что данное название этой страны возникло от булгарского «бай» - «богатый» и «лач» - «сырой», что могло означать – «богатый сыростью». Так могло показаться булгарским и арабским купцам, без сомнения бывавших по торговым делам у поморов и варягов.
Если вы думаете, что норманны не знали о происхождении колбягов, то ошибаетесь. В сагах земля колбягов традиционно отождествляется с Гардарикой (Русью). Пример? Пожалуйста: «…земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик»(13). Есть все основания утверждать, что древние саги называли Гардарикой Русь. Но есть не меньше оснований предполагать, что этим термином скандинавы изначально обозначали земли западных славян. Баварский Географ уверяет нас, что в 9 веке в землях отдельных западнославянских племен были сотни городов. Русь таким обилием городских поселений похвастаться не могла и в более позднее время. Я думаю, что в связи с тем, что Северо-Восточная Русь – это земли, колонизированные западными славянами (варягами), норманны попросту перенесли сюда ассоциированное название. Ведь, по сути, там и здесь жил один и тот же народ. А изначально, Новгород и другие города Северо-Восточной Руси подчинялись напрямую западным славянам. И лишь в дальнейшем, как это бывает с колониями, они захотели самостоятельности. Поэтому скандинавы не различали эти две территории как разные государства. Тем более что термин Гардарика, не был термином, обозначающим конкретное государство. Этим термином обозначались все ближайшие к норманнам земли, заселенные схожими друг с другом славянскими народами. Классических государств там не было, а племенное многообразие присутствовало. Поэтому и возникло у скандинавов такое далекое от этнического смысла название - Многоградие (Гардарика). Данный термин не имел государственных границ, поэтому легко мог быть перенесён и на Северо-Восточную Русь. Впрочем, последнюю скандинавы иногда выделяли из этого обобщающего термина, называя не иначе как «Восточный путь». Видимо имелось в виду то, что здесь начинался волго-каспийский путь в арабские страны.
И так мы видим, что в конце 9 века колбяги, происхождение которых скандинавы связывали только с Гардарикой, уже присутствовали на самом севере Скандинавского полуострова. Поэтому вполне можно допустить, что сведения булгарского летописца, рассказывающего о том, что князь Рюрик первым совершил морское путешествие вокруг Скандинавии, достоверны. Напомню, что данное утверждение булгарского автора косвенно подтверждает топонимия Финнмарка, а также смысл и география новгородско-норвежских договоров.
Если это так, то когда данное путешествие могло произойти?
Кто первым обогнул Скандинавский полуостров?
Путешествие Рюрика вокруг Скандинавии следует отнести ближе к 870 году. Для этого есть основания. Дело в том, что по сведениям древнебулгарского летописца Гази-Бараджа в 881 году Рюрик захватил Новгород: «Эрек сказал, что ему надо будет для этого сначала взять Галидж и в 881 году взял эту балынскую область»(14). Взятие Новгорода открыло Рюрику прямой путь в Балтику, и надобность в трудных путешествиях вокруг Скандинавии отпала. Поэтому данное путешествие по Северному Ледовитому океану могло быть спланировано и осуществлено в те времена, когда у Рюрика ещё не было никаких мыслей о возможности захвата Галиджа (Новгрода). Колбяги, как мы видим из выборки современных топонимов, густо заселили как новгородскую землю, так и земли, лежащие вокруг Ростова Великого (Джира). Пришли они сюда вместе с Рюриком, или основная их часть была поселена здесь еще Вадимом Храбрым, установить трудно. Скорее всего, присутствовало и то и другое. В любом случае, в дружине Рюрика колбяги занимали важное, если не главное место. Не зря же Торольв определил отряд варягов как «колбяги». Наладив торговлю через северные моря, Рюрик стал получать от неё сверхприбыль. Ведь в конце 9 века по сути дела это был единственный путь связывающий север Западной Европы с Персией и Хорасаном. По свидетельству булгарских летописцев доходы от этой торговли были колоссальными. После того как Рюрик отвоевал прямой путь в Балтику (через Новгород) необходимость в таких опасных морских путешествиях на время потеряла свою актуальность. Тем не менее, дань, получаемая с туземцев, а также торговля моржовыми клыками и мехом приносила огромный доход. Именно поэтому русские уже никогда не ушли из Мурмана (Севера Скандинавии). Мало того с 882 года Рюрик исчез со страниц русских и булгарских летописей. Нестор сообщает, что он умер перед тем, как Олег в 882 году захватил Киев. Гази-Барадж уверяет нас, что в год смерти Олега (922) он еще был жив, но жил «за морем». Из этого можно сделать вывод, что Рюрик просто уехал из Руси. Что ж, не всегда в истории все одержимы честолюбием, были и такие личности, которые подобно римскому императору Диоклетиану, предпочитали выращивать капусту. Из текста «Гази-Барадж тарихы» можно понять, что Рюрик обосновался на самом севере Скандинавии, передав отвоеванные им в Северо-Восточной Руси земли своему сыну Олегу (Салахби). Рассказывая о Хуме - сыне Вещего Олега, булгарский автор говорит, что его потомки стали знаменитыми булгарскими купцами, составившими торговый дом Утар, названный так по имени предка Рюрика Утара: «Из этого дома вышло немало славных салчибашей, хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара - самый север Садума - Урман...»(15). Здесь: салчибаши – мореплаватели, от булгарского «сал» - плот; Садум – балтийский регион.
Не думаю, что предки Рюрика были родом из Мурмана (Урмана). По крайней мере, другой булгарский автор Мохаммед-Амин, как мы выяснили выше, утверждает, что Рюрик не знал о существовании северного пути вокруг Скандинавии до тех пор, пока идею такого путешествия ему не подсказал булгарский купец Айхи. Скорее всего, север Скандинавии стал ассоциироваться с Рюриком в последующие времена, так как он был первым русским князем, освоившим данные территории. Эти ассоциации Заполярной Скандинавии с Рюриком породили некоторые необоснованные легенды о происхождении князя и в русских источниках. Так, Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя из Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла(16). Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг.
Естественно, что Рюрик не был финном, а информация, изложенная в Иокимовской летописи, есть не что иное, как позднее переосмысление информации о жизни и деятельности легендарного князя на самом севере Скандинавии. Полуостров Варягов, по отношению к Новгороду находится прямо на севере, т.е. там, где по представлению новгородцев жили финны. Кстати, в скандинавских сагах финнами называют вовсе не то племя, что само себя зовет «суоми», а лопарей и саамов.
Приблизительно в одно время с плаваньем Рюрика соотечественник Торольва Оттар (Охтхер) первым среди норманнов обогнул на корабле Скандинавский полуостров. Оттар, рассказывая о своем путешествии, подчеркивал, что оно носило ознакомительный характер, так как он не собирался в неизведанных краях ни торговать, ни воевать. Вот как он сам охарактеризовал цель своего путешествия: «Он сказал, что как-то раз захотел он выяснить, как далеко эта земля простирается на север, и (ли) живёт ли кто к северу от той пустыни»(17). Под пустыней здесь подразумевается как раз Финнмарк, земля для скандинавов того времени ещё неизведанная. Именно поэтому Оттар и собирался выяснить«как далеко эта земля простирается на север». Обогнув весь Скандинавский полуостров, Оттар спустился на юг до устья большой реки (вероятно Северной Двины). Там он увидел, по его словам, весьма густонаселенную землю и, не осмелившись идти дальше, повернул назад. Так как путешествие Оттара датируется в промежутке времени от 871 до 899 года, то можно прийти к выводу, что его плавание практически совпадает по времени с путешествием Рюрика (которое совершено не ранее 870 года и не позднее 880). Поэтому кто из них первым обогнул Скандинавию установить невозможно. Либо Оттар совершил свой вояж вокруг Скандинавии первым, либо он, по счастливой для него случайности, проскочил мимо уже обитаемой бухты Варягов незамеченным. Впрочем, сделать это было нетрудно. Во-первых, Оттар, по его словам, не заходил по пути во фьорды. А во-вторых, в то время в безлюдных туманных северных морях шансов для случайной встречи было немного. Но с другой стороны, можно выдвинуть гипотезу о том, что плавание Оттара не осталось незамеченным для населения, жившего у «большой реки». И именно это побудило Рюрика совершить свое путешествие. Или наоборот, плавание Рюрика (он же плавал торговать, а не присматриваться), спровоцировало поход Оттара. Как мы видим, норвежцы и русские пришли в Заполярья практически одновременно. Линия разделения двух сфер влияния этих народов за тысячу с лишним лет заметно сдвинулась на восток. Теперь полуостров Варангер принадлежит Норвегии. В бухте Варягов до сих пор существует древнее поселение, которое теперь называется Варангерботн. Его существование отмечено на дошедших до нашего времени старинных картах. В частности на карте Николаса Висхера.
Рис. 10. Россия и Скандинавия. Фрагмент карты Николаса Висхера (Пискатора). Амстердам, 1660. Гравюра на меди.
Путем, проложенным Рюриком, пошли и другие. Варяги о рюриковом пути были прекрасно осведомлены. Когда сын Аскольда Худ, возвращаясь в 913 году из Каспийского похода, был разгромлен на Средней Волге Вещим Олегом (Салахби), остатки его варяжского войска, не сумев пройти в Балтику через ростовские и новгородские земли, управляемые в то время Олегом, попытались вернуться домой, обогнув Скандинавию с севера. Мохаммед-Амин пишет по этому поводу: «Худ хотел пройти к Джиру и овладеть этим городом, но у Болгара путь ему преградил флот Салахби. Из всех кораблей галиджийцев только трем с 40 невольницами и Зухрой удалось прорваться к Джиру. Там к ним присоединилось несколько садумцев Салахби, уговоривших их отплыть с захваченным золотом и полоном в Садум и с большой выгодой продать там красивых девушек. Разбойники решили пройти в Садум по Айхи-юлы («Дороге Айхи»), которая начиналась в пределах Державы и шла через всю провинцию Бийсу к устью реки Бийсу, где был балик Айхи-Кала, а от него — по морю Кук дингез, бывшему частью моря Ак дингез, до острова Садум»(18). Здесь: Бийсу – река Печора; Айхи-Кала – древнее поселение недалеко от устья Печоры (возможно Пустозерск, Усташ или Ортинское городище); Кук-дингез – Северный Ледовитый океан; Ак дингез – Тихий океан; остров Садум – Скандинавия, Гази-Барадж также называет островом Садум и остров Руян.
Плавали по этому пути в дальнейшем и булгарские купцы. Скандинавы, согласно анализу дошедших до нашего времени саг, совершили первое торговое путешествие вокруг Скандинавии в Булгарию, которую они называли Биармией, не раньше 920 года.
Скандинавские саги рассказывают о торговле с таинственной Биармией. Для многих исследователей остается загадкой эта сказочная страна. На самом деле никакой загадки здесь вовсе и нет. В «Гази-Барадж тарихы» есть отгадка: «А эсеги звали бейлик Тат-Угека “Белермей”, так как он находился на территории прежнего Буляра, а кыргызские тюрки переделали это название в “Бесермен” и с той поры называли иногда и булгар “бесерменами”»(19). Эта ссылка относится к середине 8 века, когда балтавар Кара-Булгара Авар послал своего сына Тат-Угека в район средней Волги для того, чтобы тот помог пришедшим с Северного Кавказа бурджанам (родственникам булгар) выгнать со своих земель восточных славян – мурдасов. Тат-Угек помог бурджанам заселить эти земли. В дальнейшем из земель, отвоеванных Тат-Угеком у мурдасов, возникло государство Волжская Булгария. Из приведенного отрывка становится ясно, что некоторые местные народы Волжскую Булгарию звали «Белермей». Скандинавы, приплывающие на Волгу с севера, сначала встречали этот вариант названия. Отсюда – Биармия. Восточные славяне, как и «кыргызские турки», частенько называли волжских булгар «бессерменами». А точнее «басурманами». В другом месте читаем у Гази-Бараджа цитату, которая вообще не вызывает двух мнений: «Что же касается садумцев, прибывавших в Булгар через Чулман дингезе за разрешением на торговлю, то Нуретдин принимал их в Кашане. А они называли Булгар по-арски и по-моджарски “Бермэ”, что на их языках означает “Булгарская земля”» (20). Здесь: садумцы – жители Скандинавии и Прибалтики; Чулман дингезе – Северный Ледовитый океан; ары – жители лесных территорий, расположенных между Волгой и Уралом; моджары – финно-угры.
Колбяги, судя по всему, не ограничивались в Мурманах более восточными от бухты Варягов территориями. Топонимы, оставленные ими можно найти далеко на юге и западе от этих мест. Пример: поселок Кулвемяки в Финляндии и поселок Кюльвима на севере Швеции.
Вообще же освоение русскими севера началось еще до похода Рюрика. Недаром, Вадим Храбрый, согласно булгарским источникам, еще в 816 году селил нанятых им варягов по Северной Двине. Конечно, у него и в мыслях не было осваивать северный морской путь. Речь, конечно же, шла о доходном обложении ясаком лопарей, карелов и ненцев. А также о выгодной торговле рухлядью (мехами) и моржовой костью.
И ещё одна информация напоследок. В Санкт-Петербурге в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки хранится неопубликованная русская летопись, в которой сообщается следующее:«...Ходиа князь великий Рюрик с племенником своим Олгом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валлт и повоеваста и дань возложиста...» И далее: «...умре Рюрик в Кореле в воине, тамо положен бысть в городе Короле...» (22)
Здесь: город Корела – современный город Приозёрск, что находится на самом севере Ленинградской области в 50 км от финской границе.
О данном факте упоминал и Карамзин.
Как видим, даже некоторые русские источники сообщают о том, что Рюрик подчинил корелу и последние годы своей жизни провёл на севере. Из данного факта следует, что не стоит удивляться сведениям скандинавских саг о том, что с востока на них пришла войной корела. Кстати, воевода Рюрика Валлт, судя по имени был также балтийским славянином и возможно колбягом. Имя Балт (Балда) упоминается Гази-Бараджем в династии Чернояра (Караджара, не путать с булгарским балтаваром , носившим это же имя). При этом напомню, что автор называл основателя династии колбягом из города Волин.
Примечание: данный материал является тематическим фрагментом из книги С.В. Трусова "Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории", при цитировании ссылка на произведение и автора обязательна.
Литература:
1.Псковские летописи. Выпуск второй. Издательство АН СССР. М., 1955. С.10.
2.Мохаммед-Амин. Праведный путь, или благочестивые деяния булгарских шейхов. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург1993 г. С. 192.
3.1326 г. июня 3. Договорная грамота Новгорода с Норвегией о мире. Бутков, сс. 327—340; Бахрушин, с. 75; Sverges traktater, pp. 504—505.
4.И. П. Шаскольский. Посольство Александра Невского в Норвегию // Вопр. истории. 1945. № 1. С. 112-116; Он же. Договоры Новгорода с Норвегией // ИЗ. Т. 14. 1945. С. 38-40, 56-61; Рыдзевская Е. А. Сведения по истории Руси XIII в. в саге о короле Хаконе // Исторические связи Скандинавии и России IX-XX вв. Л., 1970. С. 323-327.
5.И.П. Шаскольский. Договоры Новгорода с Норвегией // Исторические записки. 1945. Т. 14. С. 41—44, 53; Antiquites cusses..; t. II, 1852, p. 493—494.
6.Сага об Эгиле Скаллагримссоне. Пер М. И. Стеблина-Каменского. // Исландские саги, 1956, с. 63—251; Egils — saga.., 1809, S. 56—59, 68, 69, 71.
7.Там же., гл. XIV.
8.Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Каянская земля.
9.М.Н. Тихомиров. Пособие для изучения «Русской Правды». М., 1953. С.75 - 86; Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995. Ч. 1. С. 9 - 12, 27 – 28.
10. Д.А. Мачинский, А.Д. Мачинская, Северная Русь, Русский Север и Старая Ладога в VIII—XI вв. // Культура Русского Севера. Л. 1988. С. 52—54.
11. ПСРЛ. Т. II. СПб. 1843. С. 227.
12. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург1993 г. С. 30.
13. Е.А. Мельникова. Древнескандинавские географические сочинения. Тексты, перевод, комментарий // Под ред. акад. В. Л. Янина. 1986. С. 209— 210; «Antiquités Russes d'après les monuments historiques des Islandais». Tome II. Copenhague, 1852 P. 401.
14. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург1993 г. С. 43.
15. Там же. С 63.
16. В. Н. Татищев. История Российская, ч.1, гл.4, гл.31
17. Вставка в текст латинской Истории против язычников (Historia adversus paganos) Павла Орозия (V век н. э.), сделанная при её переводе на англосаксонский в эпоху Альфреда Великого (правил в Уэссексе 871–899).
18. Мохаммед-Амин. Праведный путь, или благочестивые деяния булгарских шейхов. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург1993 г. С. 192.
19. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург1993 г. С. 27.
20. Там же. С.90.
21. В.С. Пикуль. Океанский патруль. Том 2. Ветер с океана // Биографии и мемуары ISBN 5-7838-0265-4 ~98.05.13 095.
22.Рукописный отдел Российской Национальной библиотеки. – Q IV 88.-Л. 766 об., 767 об.
С.В. Трусов
Оценили 0 человек
0 кармы