«АФГАНСКИЕ СКАЗКИ» ГВАРДИИ МЛАДШЕГО СЕРЖАНТА СОВЕТСКОЙ АРМИИ КИРИЧЕНКО (1979 – 2024) - 17.

2 766

27. НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛИ, МНОГОМУ НАУЧИЛИСЬ И ПРОДОЛЖАЮТ УЧИТЬСЯ….

Миром правят развращенные сомнительными благами цивилизации идиоты, всерьез надеющиеся покорить и поработить народы, для которых воля и уважение к себе – свободным и достойным хозяевам СВОЕЙ ЗЕМЛИ, завещанной предками – высшие и главные ценности.

Пуштуны.

Источник: https://travelask.ru/articles/pushtuny-afgantsy-voiny-priderzhivayuschiesya-kodeksa-chesti?ysclid=lszl53pa1t41661098

Пуштуны (афганцы) – иранский этнос, проживающий в Афганистане и Пакистане, говорящий на восточноиранском «пашто» (диалектное произношение "Parsawā" — «персидский»).

Издревле основой образа жизни пуштунов были война, скотоводство и земледелие, распространенное в плодородных долинах рек с развитым, ввиду засушливого климата, искусственным орошением земель при помощи систем каналов, идущих со склонов гор. У пуштунов были высоко развиты ремесла: гончарство, обработка дерева, ковроткачество, ткачество, вышивка, производство одежды, металлургия (литье и ковка), изготовление оружия.

Пуштунов относят к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.

Язык «пушто» («пашто») входит в восточную подгруппу иранской группы индоевропейской языковой семьи и распадается на две подгруппы - северо-восточную и юго-западную.

В Пакистане и Афганистане, а особенно среди пуштунов популярен суфизм – разновидность мусульманского протестантизма, возникшего в качестве реакции на религиозную монополию мулл. Суфии искали единения с Богом без посредников-мулл, совмещая личную произвольную молитву с медитацией, с музыкой, с управлением дыхания в танце, а также, внутри себя, развивая способности самостоятельного творческого мышления, не ограниченного церковными догматами. Кстати, особенно яростное сопротивление советским войскам оказали именно члены главных суфийских орденов – «Накшбанди» и «Кадири».

Прямыми предками сами пуштуны считаются древних «саков» или «шаков» — воинственный народ, индоарийского происхождения, изначально проживавший севернее Гандхары в долине реки Сват (совр. Пакистан), впоследствии мигрировавший из Индии на север и северо-запад, а затем расселившийся вплоть до Восточной Европы. Со временем слово саки трансформировалось в «САКИфы», или «скифы».

Пуштуны — потомки древнего кочевого восточноиранского населения, близкородственного скифам, сармато-аланам, массагетам. На их этногенез большое влияние оказали юэчжи-кушаны и эфталиты. В основе языка пуштунов лежит древний сакийский язык. Языковые предки пуштунов, саки (скифы), некогда обитали на территории современной Республики Казахстан, чье название восходит к старому названию «страна саков» — Сакастан (каСАКАСТАН).

Пуштуны — реликт, как осетины – потомки аланов и памирских горцев, языки которых также происходят от языков саков — родоначальников всех скифских народов, степных индоиранских туранцев, населявших некогда степи от современной Украины на западе до Алтая и Таримской котловины на востоке, а также земли Пакистана на юге.

Пуштунов наряду с калашами можно считать старшими братьями русских, украинцев и других сакийских (скифских) народов.

Первое письменное упоминание о пуштунах относится к X веку.

Афганский историк Абдулхай Хабиби считал, что слово «абган» из наскальных надписей сасанидского царя Шапура I (III в. до н. э.) в Накше-Рустам означало «афганец». Первоначально они обитали на склонах Сулеймановых гор, откуда произошло наименование «пуштуны», происходящее от слова «склон», что на персидском звучит как «пошт» или «пушту», то есть пуштуны — «живущие на склоне».

История пуштунов.

История пуштунов берет начало от ариев, которые в свое время быстро распространились по землям, именуемым их дальними родственниками персами – «Тураном». Основополагающим в их жизни является устная традиция «Пуштунвали» — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.

Пуштуны сохранили архаичную родоплеменную организацию общества:

- во главе большой семьи, включающей несколько поколений родственников – старейшина «спинжирай» («белобородый»);

- несколько больших семей составляют род, которым управляет малик;

- несколько родов составляют хель (клан),

- несколько кланов — это уже каум, кабиле (ветвь племени или племя), которым управляет хан (вождь).

60 пуштунских племен включают около 400 родов.

Хан вместе с главами других племен, образуют джиргу (совет ханов, маликов и других авторитетных персон).

У пуштунов два закона – Коран и Пуштунвали. В основе жизни пуштунов «Пуштунвали»– свод ценностей, традиций, норм, формулирующих поведение людей в любых ситуациях. Законы «Корана» - вторичны: если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламом, руководствуются принципами «Пуштунвали», среди которых главные и наиболее типичные:

1. Сохранение человеческого достоинства и национальной гордости.

2. Порядочность, благопристойность, почитание бога.

3. Гостеприимство.

4. Сохранение чистоты нации, когда женятся и выходят замуж только на представителе пуштунов.

5. Упорство в достижении цели.

6. Равноправие.

7. Уважение свободы другого человека.

8. Незапятнанность чести и репутации мужчины и женщины.

9. Право мести.

Истинный пуштун живет согласно принципам «Пуштунвали». Такой человек достоин уважения всего племени.

Главная задача мужчины – организовать и обеспечить жизнь и быт своей семьи, умело распоряжаясь имуществом, землей и выстраивая правильные отношения в семье. Человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.

За нарушение этих законов мужчину гонят из племени, лишая поддержки рода.

Все споры решаются на совете старейшин (джирга), который собирается по мере необходимости. Здесь решаются внутренние проблемы племени – нарушение традиций, распределение общих ресурсов, регулируются отношения с соседями и с правительством страны. Здесь формируются рецепты разрешения конфликтов, принимаются решения о кровной мести. На них разрешено присутствовать женщинам. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила следует штраф и человек подвергается всеобщему позору.

Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если у него имеются какие-либо недостатки, ему могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга судят только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.

Предположительно, по косвенным данным, т.к. специальной переписи пуштунов никогда не было, пуштунов примерно 63 000 000 человек.

В Афганистане проживают около 13 000 000 пуштунов (это примерно 40% населения страны), в Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана пуштунами густо заселены юг, запад и восток Постепенно племена пуштунов распространяют свои кочевья на север Афганистана. В Пакистане они селятся по берегам реки Кабул, в предгорьях Сулеймановых гор, особенно в провинциях Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан. Город Пешавар – это один из главных центров культуры пуштунов. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:

- ОАЭ: 315 000;

- Иран, Великобритания: по 100 000;

- Канада, Россия, США: от 10 000 до 25 000.

Пуштуны разговаривают на языке пушту (восточноиранские языки) - государственном в Афганистане. Он сильно отличается от фарси. Некоторая часть говорит на урду, дари. В пушту много говоров, но они взаимопонятны. Основу литературного языка пуштунов составляет центральный диалект.

Большая часть пуштунов исповедует ислам суннитского толка. Они основали радикальное исламское движение «Талибан». Однако приоритетным для них является кодекс Пуштунвали, который не всегда согласуется с положениями Корана.

Термин «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана»: «член народа». Сами пуштуны считают, что слово «пуштун» означает не только «человек», говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.

Пуштуны \ афганцы относятся к средиземноморскому типу европеоидной расы. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так и люди со светлой кожей. Нередко встречаются обладатели голубых, зеленых глаза, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, у женщин – изящные стройные фигуры.

В этногенезе современных пуштунов участвовали: племена камбоджей (коневоды), индо-скифы, тюрки и арабы. Центром этногенеза были труднодоступные Сулеймановы горы позволяющие жить обособленно, промышляя разбоем. В 14 веке пуштуны\афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Пуштуны ощущают себя как единый этнос. При этом они проводят активную пуштунизацию других этносов: соседей – нуристанцев и дардов, обращая их в ислам. Афганские этносы пашаи и парачи пуштуны включили в свой состав как отдельные племена.

История происхождения пуштунов неясна. Второе название пуштунов «афганцы» происходит от слияния индоарийского слова avagāṇа с санскритским словом аśvaka. Так называли касту кшатриев (воины) древнеиндийского племени камбоджей, имевшего сакские корни. Они населяли территорию современного Афганистана в районе Гиндукуша и Бактрии. С санскритского аśva переводится как «конь», что означало, что парсы были коневодами.

Ученые усматривают связь языка пашто с памирскими языками - особенно мунджанским и южнопамирскими (ишкашимским и сангличским) языками. Также в нем много заимствований из индоарийских языков.

Во в II веке до н.э. камбоджи вместе с саками (индо-скифы) через Гиндукуш мигрируют на юг. После этого регион попеременно заселяют тохары-кушане (юэчжи, I в.), эфталиты (IV в.), тюрки-газневиды (X в.). Затем были Сасаниды, арабы, Саманиды, Тамерлан.

Все эти этносы стали основой этногенеза пуштунов. Сулеймановы горы между Индом, Кабулом и бассейном Гильменда (область Вазиристан на территории современного Пакистана) стали их прародиной. Мусульманские авторы впервые упоминают афганцев в географическом трактате 982 года Худуд аль-Алам и хронике эмира Махмуда Газневи. Последний подчинил Пешавар и Северную Индию, однако не смог покорить афганские горы рядом с его родной Газной. Афганцы (пуштуны) грабили караваны между Газной и Пенджабом. Ислам они приняли только в XIV веке. После разрушения Газны монголами пуштуны заселяют долины Кабула, Аргандаба и Гильменда. Тогда же они ассимилируют местных таджиков и тюрок-халаджи (гильзаев).

В период борьбы между Сефевидами и Великими Моголами пуштуны, воспользовавшись их взаимным ослаблением, создали свои афганские ханства. Кандагарский правитель Ахмад-Шах Дуррани из племени абдали объединил в XVIII веке пуштунов в Дурранийскую державу. Ему также подчинились области Герата и Балха севернее Гиндукуша. С XIX века пуштуны постепенно заселяли север Афганистана. Во времена Британской Индии из-за войн с англичанами пуштуны были вынуждены уходить все дальше в Гиндукушско-Гималайский регион, тесня дардов.

ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПУШТУНОВ.

У пуштунов есть легенда, будто они происходят от древних израильтян. Якобы во времена царя Саула пуштуны, после падения Иерусалима в 586 году до н.э., были уведены царем Навуходоносором и расселены на территории современной афганской провинции Гор на западе Гиндукуша («Десять потерянных колен»).

После смерти царя Соломона государство народа Израиля распалось на две части. На юге образовалась Иудея, на севере – Израиль.

В 732-722 г. до н.э. северное Израильское государство подверглось нападению ассирийцев: из Самарии в плен было уведено 27290 иудея, коих царь Саргон II расселил по своему царству. Их принято называть десятью потерянными коленами народа Израиля. К потерянным коленам причисляют и аборигенов Америки, и курдов, и езидов, и ирландцев, и лезгинов, и скифов, и малые народы Индии, и негроидные племена Африки…. История про 10 потерянных колен обросла мифами и ложью журналистов. Но это факт, что пуштуны считают себя "пропавшими коленами Израиля" и историческая память их соседей – таджиков и иранцев – эти еврейские корни пуштунов подтверждает.

Некоторые пуштуны, называют себя Бани Израиль (созвучно с Бнаи Израиль, сын Израиля).

Следует заметить, что свою родословную на Востоке знают и помнят из глубокой древности, как, в частности, пуштунские племена дуррани, юссафзаи и африди, возводящие свой род к царю Саулу и считающие себя евреями. По их легендам, у Иеремии, сына Саула, родился сын по имени Афган, чьи потомки, спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана.

С 13 века путешественники отмечали у пуштунов иудейские свадебные обряды и обычай обрезания новорождённых на восьмой день.

Дж. П. Ферьер указывает в своем сочинении «История афганцев» (1858) на то, что, когда Надир-шах отправился завоевывать Индию и достиг Пешавара, местный правитель показал ему Библию, написанную по-еврейски, и несколько предметов, используемых в еврейских ритуалах. Сопровождавшие войско иудеи признали эти предметы еврейскими.

В «Иисусе в Индии» Хазрат-Мирзы Гулям-Ахмада из Кадиана читаем:

«Прародителем афганцев был Малик Талут, библейский царь Саул из колена Вениаминова, которое не было одним из пропавших колен. Талут имел двух сыновей, которых звали Бархия (Берекия) и Армиха (Иеремия). Бархия родил Асафа, построившего храм Соломона, а Армиха родил Афгана, от которого ведут свой род афганцы. Потомки Афгана были пленниками приведены в Вавилон царем Навуходоносором, который позже переселил их в горы, на северо-восток от Герата в Афганистане».

Следует отметить огромное сходство между храмами Кашмира и планом иерусалимского Храма.

Проходя со своей армией через Афганистан, Александр Македонский в 327 г. до н.э. женился на бактрийской царевне Роксане. Пуштуны считают Роксану своей, полагая, что Александр Македонский, таким образом, перед вторжением в Индию, заключил с ними союз, обезопасив свой тыл.

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕДКОВ ПУШТУНОВ.

Примерно в это же время на территории Памира, Таджикистана, Афганистана и Пакистана начал проникать буддизм. В последующем часть пуштунских племен приняли эту религию. В 3-м веке западные районы современного Пакистана вошли в состав возродившейся персидской империи Сасанидов, а восточные в состав империи Гуптов. Последняя в 4-5 веках принялась навязывать индуизм, отвоёвывая у буддизма утерянные позиции. Таким образом, нынешние земли пуштунов оказались на границе борьбы между буддизмом и теснившим его индуизмом, тогда как некоторая их часть сохраняла иудаизм.

Арабы на нынешних пуштунских территориях появились в 664 г. во времена Омейядов. Их войском командовал Мохалиб. Он встретился с вождями еврейских племён, которых на переговорах представлял потомок Афгана — Киш. Киш принял ислам, взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид и женился на дочери знаменитого полководца.

По другой версии, услышав о новой вере, Киш отправился в Аравию, где встретился с Пророком. У Мухаммеда было особое родимое пятно, которое подтверждало его божественную миссии, и которое он показал Кишу.

До XIV в. пуштунские племена ислам не принимали, оставаясь огнепоклонниками.

Происхождение пуштунов из Бактро-Бадахшанского региона подтверждают данные языкознания, устанавливающие отдалённую связь языка пашто с памирскими языками. В дальнейшем Индо-Гиндукушский регион становился ареной экспансии новых волн завоевателей из Средней Азии: тохаров-кушан (юэчжи, I в.н. э.), эфталитов (IV в.), тюрков-газневидов (X в.). Эти земли подчиняли Сасаниды, арабы, Саманиды, которые все, так или иначе, участвовали в этногенезе пуштунов.

Знаменитый врач Авицена (Ибн Сина), родившийся в Бухаре, утверждал, что он из принявших ислам евреев Tchale.

В местном историческом памятнике «Tabakati Nasiri» написано, что при Шансабийской династии в области Гор (Ghor) к юго-востоку от Герата жил народ Bani-Jisrael, ведший торговлю с соседними странами; около 622 года народ Bani-Jisrael был обращён в ислам Кишом.

«Мират уль-Алам» повествуя о странствиях евреев, упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Эрец-Исраэль: Гхор, Газни и Кабул.

Генетические данные подтверждают происхождение пуштунов от евреев.

Миграция пуштунов из малоплодородных горных областей началась ещё в XI в. Однако начиная с XIV в., после разрушения Газны монголами, разорения и рассеяния её жителей этот процесс заметно усилился. Пуштуны массово заселяют долины Кабула, Аргандаба и Гильменда.

Первое упоминание именно пуштунов и Пуштунистана (земля пуштунов) относится к 10 веку.

В письменных исторических документах пуштуны массово упоминаются лишь с 14 века.

В 1540 г. пуштунский царь Шер-хан изгнал Великих Моголов и подчинил себе Северную Индию. Однако основанная им династия Суридов просуществовала недолго (1539—1555).

Пуштуны всегда отличались воинственностью. Их набегов опасались и в Индии, и в Персии. Именно пуштуны возвели на трон Надир-шаха, правившего Ираном в 1736—1747 годах. После его смерти большая часть территории империи была разделена между представителями династий Зенд и Дуррани.

В 1747 г. полководец Ахмад-шах Дуррани основал в Кандагаре новое царство, включавшее территорию современных Афганистана, Пакистана, северо-восточную часть Ирана и западную часть Индии, но после его смерти государство распалась на ряд самостоятельных княжеств — Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское.

К 1830 г. Афганская империя сильно ослабла, и через 4 год сикхи – марионетки Британии – завладели Пешеваром. Англо-индийское правительство решило продвинуться дальше – в Афганистан:

1-я англо-афганская война 1838-1842 гг окончилась для британцев катастрофой.

Территории современного Пакистана на момент его захвата англичанами, отличались малой заселённостью. Там насчитывалось, очевидно, не более 4-5 млн. человек. К 1860-м годам население выросло до 6-7 млн. и продолжило быстро увеличиваться в последующие десятилетия.

В ходе 2-й англо-афганская войны 1878—1881 гг английские интервенты создали в 1880 г. в Кабуле лояльное правительство эмира Абдул Рахман Хана и затем покинули Афганистан, договорившись с марионеткой о том, что территории, населённые пуштунами, формально принадлежат Пакистану, но находятся под английским контролем. Почти 40 лет Афганистан мирился с отторжением пуштунских земель (линия Дюранда). Однако сами пуштуны были бы сильно удивлены, если бы кто-то им сказал, что их земли «принадлежат» кому бы то ни было или входя в состав какого-то государства. Пуштуны, как кочевали между Афганистаном и Пакистаном, глубоко заходя за пределы государственных границ, существовавших исключительно на картах и в воображении политиков, так и продолжали кочевать и жить, где им заблагорассудится.

В ходе 3-й англо-афганской войны 21 февраля 1919 года эмиром Афганистана стал Аманулла-хан. Поддерживаемый армией и радикальной партией «младоафганцев», он объявил о ликвидации политической зависимости своей страны от Великобритании.

Англичане с XIX-го века рассматривали Афганистан, как потенциальную угрозу своим владениям в Индии. Лондон опасался, что афганские территории могут стать плацдармом для вторжения войск Российской империи в Индию. Поэтому 3 мая англо-индийская армия вторглась в Афганистан. Английские самолёты бомбили Кабул и Джелалабад. В ответ Аманулла-хан объявил джихад. Но афганская армия не смогла остановить наступление, и 5 мая была разгромлена. Тогда против англичан восстали пуштуны, кочевавшие между Пакистаном и Афганистаном. Это спровоцировало усиление национально-освободительного движения в Индии. Англия оказалась неспособна одновременно справиться со всеми такими проблемами и 3 июня заключила перемирие с афганцами. 8 августа 1919 года в Равалпинди (Британская Индия) был подписан мирный договор Великобритании с Афганистаном, признавший независимость Афганистана. С тех пор британцы перестали субсидировать Кабул и прекратили продажу оружия из Индии в Афганистан, а правители Афганистана вспомнили, что земли пуштунов – это исторически афганские земли.

Через два десятка лет в ходе раздела Индии после 2 Мировой войны образовалось государство Пакистан. Вскоре Афганистан заявил о своих правах на земли пуштунов, отданных колонизаторами во времена британского владычества Пакистану. Дело дошло до разрыва дипломатических отношений с Пакистаном. Несколько раз соседи были на волосок от войны.

В итоге обширные территории по обе стороны государственной границы между Афганистаном и Пакистаном (по линии Дюранда) с проживающими на них пуштунами до сих пор являются источником конфликта соседей. Пуштуны живут на своих землях по своим особым законам и не признают принадлежности своей территории ни одной из стран. Поэтому государственная граница там более чем условна.

Сегодня численность пуштунов в Афганистане – 39 - 42 % населения. До 1973 г. члены королевского клана (пуштуны из племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархии Афганистана. В настоящем, очень похоже, что ситуация неким образом повторяется. Пуштуны - правящая нация Афганистана, на все ключевые должности они ставят только своих соплеменников. Соответственно, и президентом может быть только пуштун.

В Пакистане все ключевые посты в армии и в бизнесе занимают пенджабцы. Там юг страны куда более развит, нежели горный пуштунский северо-запад. И потому, значительная часть пуштунов исторически не признаёт линию Дюранда, стремясь в «магнитное поле» Афганистана.

В 2009 году в Пакистане проживало около 27 миллионов пуштунов. Кроме того, на северо-западе страны проживает около 1 700 000, преимущественно пуштунских, беженцев из Афганистана. В 2010 году более 12 миллионов пуштунов проживало в Афганистане (большинство в сельской местности). По одним данным, в Карачи проживает больше пуштунского населения (7 миллионов человек), чем в Кабуле, Пешаваре и Исламабаде вместе взятых. Карачи — крупнейший центр пуштунской культуры.

В так называемой «Зоне Племён» пуштуны – абсолютное большинство (в 1998 году 3 176 331 чел.) Пакистанские законы на эту территорию не распространяются. Здесь свои тюрьмы и свои суды, и лишь губернатор провинции, либо Президент могут влиять на происходящие там события.

«Зона Племён» - это и духовный центр борьбы за независимость, влияющий на настроения пуштунов проживающих в Хайбер-Пахтунхва, в Карачи, в Исламабаде и в Лахоре. Кроме борьбы с исламистами пакистанское правительство вынуждено вести не то диалог, не то ещё одну борьбу с сепаратистами, которые, как всегда и везде, для кого-то сепаратисты, а для кого-то герои.

Если на улице Лахора или Исламабада полиция задержит пуштуна, он может пропасть бесследно. В пуштунских сельских районах Пакистана, как и в крупных городах, полно полиции и всевозможных блокпостов, хотя в других районах этого нет.

Хотя не все пуштуны противодействуют власти Пакистана, некоторые являются членами Национальной партии пуштунов «Авами», которой принадлежит 2% мест в парламенте. Национальная партия пуштунов «Авами» имеет левую окраску и является наследницей Пуштунской коммунистической партии.

Через пуштунов Пакистан всегда старался влиять на ситуацию в соседнем Афганистане, и если значительная часть пакистанских пуштунов, поддавшись на пропаганду, отправлялась в Афганистан воевать за деньги (или за ислам), то другая в своё время приезжала в Кабул бескорыстно, дабы поддержать Революцию, как герой афганского народа Наджибулла. После краха СССР и предательства афганцев буржуазным правительством Российской Федерации многие из них были убиты.

На протяжении всей истории Афганистана пуштуны были лидерами и наиболее авторитетными представителями формирующейся афганской нации. Они брали на себя ответственность за судьбы страны, инициируя всякий раз, сопротивление разнообразным и многочисленным оккупантам и всякий раз беря на себя основную «ношу» войны. Они поставляли кадры афганской аристократии, храня и преумножая политические традиции государственности и администрирования. Они же были надежными и неустанными хранителями и носителями национальной памяти и культуры, закрепленной в устной традиции Пуштунвали.

С точки зрения «цивилизованной» постиндустриальной Европы и Северной Америки пуштуны, как и прочие афганцы – дикари и варвары, живущие по архаичным обычаям законам дремучего средневековья. Однако именно эта «дикость» и «дремучесть» до сих пор обеспечивают рост численности формирующегося этноса, его нравственное здоровье и способность, невзирая на кровавые и жестокие затяжные войны с самыми могущественными странами современности, хранить свою культурную и политическую независимость и самобытность.

До сих пор экономическая отсталость не помешала народам Афганистана ценить ЗЕМЛЮ, унаследованную от предков, как высшую, конечную и абсолютную ценность. Наряду с аналогичными ценностями того же – высшего – порядка, как АЛЛАХ (БОГ), ПАМЯТЬ ПРЕДКОВ, ОБРАЗ МАТЕРИ, РЕБЕНОК, СЕМЬЯ. Ценить, а, стало быть, и защищать все это от кого бы то ни было, не задумываясь о возможных перспективах такой защиты. Даже если она (защита) сулила лишиться СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, которая тоже ценность из разряда высших ценностей, однако, все же не столь высокая.

Сознание архаичных крестьян – земледельцев или скотоводов – по-своему выстраивает иерархию ценностей, определяющих СМЫСЛ ЖИЗНИ и приводящих в движение ТВОРЧЕСКИЕ ЭНЕРГИИ ЧЕЛОВЕКА. В этой архитектуре ценностей «СОБСТВЕННАЯ ШКУРА» или, как еще именует эту ценность поэтическое сознание героев урбанистической постиндустриальной культуры, «СОБСТВЕННАЯ ЗАДНИЦА», в сравнении с ценностями ЗЕМЛИ – ПРЕДКОВ – СЕМЬИ отступает на второй план. В отличие от «цивилизованных» европейцев, испорченных той самой ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, чье имя возникло от прозвания «города»* и которые, с точки зрения «цивилизованных» европейцев – «дикари» по сравнению с носителями исторически новой – античной – цивилизации, где высшие ценности – ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ, ЗАКОН, ПРАВО, ОБЯЗАННОСТЬ … .

* Сivis (латинское слово) обозначает римского гражданина, горожанина, подданного (imperare civibus suis) полиса, носителя неотъемлемых гражданских прав.

ЗЕМЛЯ для крестьянина – земледельца и скотовода – это кормилица. Не станет ее, как прокормить свою СЕМЬЮ? Как вырастить ДЕТЕЙ? Как продлить во времени свой РОД? А еще в этой СВОЕЙ ЗЕМЛЕ покоится ПРАХ ПРЕДКОВ, хранящий ДУШИ ПРЕДКОВ.

Чтобы потомки крестьян мыслили иначе, их нужно переселить в города, и дать им пожить пару-тройку поколений в городской культуре, где источник жизни – СОБСТВЕННОСТЬ, или дающий работу ГОСПОДИН в лице государства или приватной особы, платящий ЖАЛОВАНИЕ.

Предкам таких новых цивилизованных горожан никто никогда и ничего не ЖАЛОВАЛ и не ПЛАТИЛ. Земля РОЖАЛА, как Мать, как Жена из посеянного СЕМЕНИ. И потому в труде на земле был тот же чудесный смысл, что и в ТАИНСТВЕ ЗАЧАТИЯ. И вообще это тогда был не «труд», а таинство – сакральное! И потому крестьянин не мог словчить, обмануть, схитрить, возделывая Землю, выпасая Скот. Ведь это для него был не «труд», не «работа», но священнодействие, порождающее ЖИЗНЬ – таинство.

И что такой крестьянин готов был сделать со всяким, кто хотел отобрать у него такую землю-кормилицу, такую землю-мать? Да все, что угодно, лишь бы вернуть себе этот ИСТОЧНИК ЖИЗНИ в самом широком смысле слова. И что значит и чего стоит его собственная жизнь, она же «шкура», она же «задница», по сравнению со своей землей? Да ничто и ничего!

И потому в такой крестьянской войне себя не жалко. Не та ценность – собственная личность – на фоне ценностей ВЕЧНЫХ и ВЫСШИХ.

Таких бойцов можно убить, но их нельзя ни победить, ни купить.

Поэтому никогда не понять Наполеону причин упорного сопротивления русских крестьян на своей земле иноземцам. Так же, как не понять участникам банды кремлевских оккупантов, почему после всего того, что они безвозмездно сделали для «афганского народа», тот так неблагодарно и свирепо убивал своих благодетелей. Просто не тот еще был афганский народ. Не успел пожить в городе в основной своей массе. Не успел испортиться, скурвиться, ссучиться, как ссучился за два-три поколения городского рабства на КПСС советский народ, ставший холопом партийных чинуш и потому позволивший им себя использовать в качестве пушечного мяса, лишая соседний народ тех высших ценностей, без которых жизнь человеческая не имеет смысла.

То, как афганцы и их лидеры пуштуны мудро и творчески хранят культурные традиции, при этом продолжая усваивать опыт соседних народов – учиться у них их лучшим достижениям, при этом продолжая учиться и на своих собственных ошибках, может стать назидательным примером остальным народам нашей планеты. Особенно тем, кто запятнал свою совесть попытками поработить афганцев, покрыв, тем самым, свою историю несмываемым позором.

(Продолжение следует)

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Обсудить