ФАНТАСТИКА

2 155

Давно, очень давно - несколько лет назад поймал себя на мысли: "Во всех эти "Звёздных войнах", во многих фильмах в жанре "Фантастика", и вообще во всех жанрах, в любых жанрах, постоянно демонстрируется Герой с неизменным набором качеств. Герои фильма всегда представлены с одинаковыми моделями поведения и мотивациями. Рефлексия одинакова. Шаблоны взаимоотношений героев всегда одни и те же. Форма, антураж, декорации межзвёздного корабля сменяются на декорации землянки или избы, а Человек (Герой) всегда один и тот же - без перемен".

В фильмах всегда меняется место действия - готический замок, или борт космического корабля. При этом Герой всегда неизменен - всегда одинаков набор его реакций и мотивов. Особенно это видно в жанре "Фантастика". Вроде бы фильм о далёком будущем, всё вокруг Героя фильма футуристическое, а Персонаж как был родом из 18-го века, таким и остался. Какие были повадки и рефлексия у человека 18-го века такими и остались в далёком, фантастическом будущем.

Мне могут возразить: «В музыке существует семь нот - ну, нет больше никаких нот. А вон, какие, порой, восхитительные мелодии из этих семи нот складывают одарённые люди».

Да. Соглашусь. И всё же Человек в разЫ сложнее устроен. Да, из предложенного стандартного набора человеческих эмоций, (как в случае с семью нотами, в человеке тоже есть определённое количество эмоций) можно намешать могучий «коктейль» характера Героя.

И всё же помимо эмоций есть такое понятие как «Архетип» - база, основа личности. По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро. Вот, как раз Архетип не трогают авторы. Авторы не модернизируют, не трансформируют архетип – не создают новый вариант архетипа. Из комбинации архетипов можно сконструировать новый и могучий архетип. По сути, создать новый, пока ещё не существующий, образ человека будущего. Мне думается жанр «Фантастика» для этого подходит идеально. По большому счету как раз и это должно быть основной функцией Фантастического жанра. Фантастика обязана заниматься придумыванием и конструированием более совершенного Человека, и этот конструкт, этот новый Архетип транслировать людям.

Спешу опередить ратующих за всевозможные трансформации человеческого тела. Я пишу сейчас не об отрезании членов и пришивании силиконовых имитаторов молочных желёз женщины. Я не про тело. Я не про конструирование ходячих Франкенштейнов. Я сейчас призываю людей работающих в жанре «Фантастика» работать по модернизации того, что носит название «Духовность» и «Ментальность». Я про внутренний Мир человека и про человеческое восприятие внешнего Мира. Одним словом: Я про Архетип.

И это касается не только Кинематографа. В литературе всё также. У того же Лукьяненко люди абсолютно не меняются. Он описывает события 25-го века, а его Персонажи ведут себя так, словно они из века 10-го. Возможно такое моё заявление в отношении Писателя Лукьяненко не правомерное – ибо я не являюсь поклонником Сергея Васильевича, и я не читал всех его произведений. Возможно, Лукьяненко в каких-то своих историях берётся за исполнение такой задачи. Я не знаю.

Мне думается, любые произведения (книги/кино) в жанре Фантастика обязаны показывать, являть, усовершенствованные перемены именно в Человеческом существе, а не всего того, что окружает Человека. Показывать нового, другого Человека. Демонстрировать улучшенную версию Человека следует показывать в фантастических произведениях. Я убеждён в этом. Об этом должна быть фантастика.

У Ивана Антоновича Ефремова — советского писателя-фантаста и социального мыслителя была как раз такая Фантастика. И это правильно. Ибо, именно об этом интересно узнавать. Всякие технические «штучки-дрючки» наскучивают на пятой минуте фильма. А вот наблюдать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, каким он может стать, КАК ЖИВЁТ, КАК ЧУВСТВУЕТ И ДЕЙСТВУЕТ Новый человек, из какой новой, более совершенной логики он мыслит – наблюдать это будет интересно всегда.

- Орлов С. –

#фантастика #новыйЧеловек #кинематограф #кино #жанр

63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Обсудить