• РЕГИСТРАЦИЯ

Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

14 728

В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.

Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только.

Как ранее писал в Немного о мифах, древний человек склонен был описывать причины всего мифологически. Причины (объяснения) появления мира, человека и животных относятся к космогоническим мифам. Как можно понять, это одни из самых важных мифов в доисторических обществах, зачастую берущие начало ещё до времён выхода из Африки. (А об этом было в Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Африканские мотивы) Большинство подобных космогонических мифов лежит во временах доисторической общности времён палеолита (об этих общностях я как-нибудь позже расскажу). Их передача от народа к народу возможна при очень сильном культурном влиянии.


Собака - друг человека

Считается, что праиндоевропейцы, пришедшие в причерноморские степи, привели с собой и одомашненную собаку. (Собака в принципе была первым животным, подверженным доместикации, при этом независимо в разных местах.) Скорее всего, что первые собаки использовались в охоте, а позже в качестве помощника в скотоводстве. Возможно, что в некоторых местах они дополнительно использовались в качестве ещё и тягловой силы.

Картинка со звуком

Стоит отметить, что собака является единственным животным, которое независимо во многих местах удостоилось права быть похороненным. Иногда их хоронили отдельно, как описывает @historia.maximum у себя в Чернокожие европейцы, рай на земле и Страна вечной охоты. Иногда в месте с человеком, как это было в погребении в Бергсгравене (южная Швеция), относящееся к культуре шнуровой керамики.

Погребение в Бергсгравене интересно тем, что за спиной женщины, между ней и собакой, был помещён новорожденный младенец. По положению костей, складывается впечатление, что собака была призвана охранять новорожденного.

Схема погребения в Бергсгравене с расположением инвентаря.


Подобное захоронение возникло не просто так.

Практически во всех культурах собака тем или иным образом связана с загробным миром. Отсутствует подобная связь в Австралии, Африке, южной части Южной Америки. Это означает, что подобная взаимосвязь возникла после "отделения" народов Австралии, после первой волны заселения Америки (позднепалеолитическое население Восточной Азии), но скорее всего до второй волны (монголоидное население). Это даёт самое раннее датирование появления этой связи примерно 20 тысяч лет назад, что согласуется и со временем одомашнивания собаки, но не исключает и варианта более позднего возникновения данной мифологии.

Связь собаки с загробным миром представлена следующим набором основных мотивов в фольклоре:

1) Пёс помогает достичь мира мёртвых (например, перевозит умершего через реку) или облегчает существование там.

2) Условие помощи, пропуска в загробный мир или отсутствие загробного наказания связано с хорошим отношением к собакам.

3) Пёс является хозяином, обитателем или стражем загробного мира.

4) Чтобы собаки пропустили умершего, он должен задобрить их едой и/или отбиться от них.

5) Собака загробного мира находится на Млечном пути.

6) В загробном мире есть особые селения собак, или туда ведёт особая тропа, предназначенная для собак.

Как можно понять из вышеприведённых археологических свидетельств, изначальное мифологическое отношение к собаке было скорее положительным. Например, в зороастрийской традиции собака была чистым существом и вторым по значимости, после человека. Собака у них способна видеть злого духа и отгонять его от покойника. Более того, смерть собаки у них стоит в одном ряду со смертью человека, и собаке надо давать лучшую пищу.

Как позже покажу, в мифологических мотивах некоторых народов в рассказе про лошадь, собака там создана вместе с человеком из одного источника.


Собака - предатель

В мифологическом плане, территории Европы, южной Азии, северной Сибири и Средиземноморья находятся на периферии связи собаки и загробного мира. Здесь представлен только мотив собаки как стража или обитателя загробного мира. Более того, в этих культурах мифологическое отношение к собаке является противоположностью, если сравнивать с зороастризмом. Здесь собака выдаёт человека злому духу. Предполагается, что такое представление родилось в результате этнического или социального конфликта жителей Южной Сибири с носителями индоиранских культур.

Согласно североевразийскому мифу, бог-творец создает людские тела и уходит за душами, оставляя собаку стеречь. Злой дух напускает мороз и даёт собаке шубу в обмен на возможность подойти к телам людей. Злой дух портит тела, оплёвывает их, в результате чего люди подвержены болезням и смерти. За это бог наказывает собаку, делая её слугой человека и заставляя питаться отбросами. В некоторых культурах собаки с тех пор не видят злых духов и не лают на них.

Черными точками (2) на карте обозначены культуры с мотивом "собака-предатель", а затемнённым регионом представлено распространение мотива "ныряльщик за землёй"


Предполагается, что где-то в районе южной Сибири мотив испорченного творения из Юго-Восточной Азии соединился с образом собаки. Мотив без собаки выглядел так:

Манси (Лосьва). Нум-Торум сделал людей, смешав глину со снегом, покрыл тела твердой оболочкой, и пошел за душой. В это время Шул-Атыр испортил фигуры, оболочка осталась только на ногтях, поэтому люди болеют.

Этот мотив перекликается и с библейскими представлениями о ногтеподобной коже и испорченным творением.


Кстати, о библейских мотивах. Как бы странно это ни звучало, "родиной" некоторых классических авраамических сцен (как и вышеупомянутой твердой кожи) является совсем не Передняя Азия.

В Восточной Индии и Юго-Восточной Азии встречается мотив духов, которых сбрасывают, а они падают на различные объекты и получают соответствующие функции и имена, типа леший, домовой и т.п. В североевразийских культурах (например, восточнославянских и коми) мотив свержения духов – один из завершающих в описании дуалистического творения, которое начинается с ныряния за землей.

У северных якутов-оленеводов антагонист творца, допущенный собакой в амбар с недоделанными людьми, дает одному ягоду, а другому пол-ягоды, в результате чего первое существо стало женщиной, а второе мужчиной.

У корку и дравидов есть миф о том, что съеденный плод приводит к месячным. У фаталуку первые женщина и мужчина вступают в брак после того, как съели клубень.


Впрочем, продолжим про собаку. Предполагается, что она заменила изначального героя в мотиве "ложная весть", который стал звучать примерно так:

Восточные ханты. Умер человек, люди отправили собаку к Богу, чтобы получить совет, как оживить человека. Бог сказал: "к ногам положите камень, к голове гнилушку". На обратном пути Лунх встретил собаку, велел сказать наоборот (к голове камень). Люди так и сделали, как передала собака по наущению Лунха. Человек встал, гнилушка у него под ногами рассыпалась, он упал, ударился о камень, окончательно умер. Бог рассердился, велел собаке быть покрытой шерстью и питаться отбросами, а люди стали умирать.

Этот миф, кстати, добрался даже до Африки, где зафиксирован уже в немного измененном виде.

Кута (бантуязычная Африка). Nzambi дал первым мужчине и женщине Bisis и Saule разные плоды, но запретил есть определенный сорт ямса; дети Bisis и Saule съели и умерли; родители в горе; Nzambi послал к людям Козу позвать их к себе, но та стала есть листья; послал Собаку, та пришла, но когда они все пошли к Nzambi, Собака бросилась за антилопой, вернулась к Nzambi одна; Nzambi наказал ее, обязав служить человеку, отняв у нее человеческий язык наказал Козу, сделав глупой, сделав пищей для человека; когда люди пришли, Nzambi утешил их, сказав, что не все сразу умрет и что вместо умерших детей родятся новые.

Изначальным местом изменения мотива "ложная весть" тоже стала Южная Сибирь. Кстати, здесь же зародилось и дуалистическое представление мира - бог и его антипод, которые разнеслись вместе с мифом о ныряльщике (правда это произошло задолго до изменения в отношении к собакам - миф о ныряльщике перебрался в Америку с миграциями, а вот собака-предатель нет).


Таким образом, изначальной родиной некоторых негативных по отношению к собаке мотивов становится Южная Сибирь (где скорее всего и произошел этносоциальный конфликт), откуда мотивы, преобразуясь, распространяются по Евразии. (Подробней смотрите у Березкина.) Предполагаю, что отдельные варианты негативных мотивов с собакой добрались от Южной Сибири через лесную и лесостепную зону Евразии до Передней Азии, где получили чёткое представление о собаке, как о нечистом животном (в авраамических религиях в конфликте с зороастризмом), а потом распространились обратно (Березкин полагает, что вместе с манихейством через Великий шелковый путь обратно в Южную Сибирь и оттуда по Евразии вместе с тюрками с одной стороны и религиями с другой).

Геракл во время своего двенадцатого подвига успокаивает двуглавого Цербера, у которого из головы торчит змея, грива на шее и спине и змеиный хвост. (Амфора 525–510 гг. до н.э.) Получается, что уже там и тогда собака получила некоторую долю негативной оценки.



Одомашнивании лошади в мифологии

На просторах евразийских степей примерно вместе с одомашниванием лошади, скорее всего, родился и миф, связанный с этим фактом. Он мог выглядеть примерно так:

Творец вылепил мужчину и женщину и оставил фигуры сохнуть. Лошади их растоптали, поскольку боялись, что человек их запряжет. Тогда творец создал собаку, которая отогнала нападавших, а лошадей наказал, велев работать на человека.

У абхазов этот миф заканчивается так:

Человек успел выхватить горсть глины из живота и бросить в коней, эти комья и стали собаками, отогнали коней. (Я же обещал рассказать, что собака сделана из одного источника с человеком)

Схожие мифы есть в неиндоевропейских культурах Индии, Сибири. Здесь можно упомянуть монгольский (ойратский) вариант мифа:

Бог вылепил из глины двух людей и оставил сохнуть. Пришла корова, подцепила рогом одну фигуру, та упала, разбилась. Осколки стали собакой, которая с тех пор злится на корову и лает. Собака и человек имеют общее происхождение, поэтому кости у них одинаковые.

Можно предположить, что миф родился немного позже, чем одомашненная лошадь распространилась вдоль евразийских степей. Ведь в монгольской (и многих других южносибирских культурах) распространилось положительное отношение к лошадям. У казахов, алтайцев, тувинцев, ойратов, монголов, якутов, а также у ненцев бык или корова выступают в качестве воплощения лютого холода или связываются с появлением зимы, причем у тувинцев и якутов плохой бык прямо противопоставлен в соответствующем мифе коню, который желает тепла.

То есть, сначала одна из первых волн индоевропейцев принесла одомашненную лошадь к кочевым племенам тюрко- и монголоязычных народов, после чего она стала созданием творца у них. (Надеюсь, вы помните, что именно носители какой-то ветви индоевропейских языков научили предков монголов искусству верховой езды, как это я упоминал в Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев⁠⁠) А уже потом, когда пришел индоевропейский миф, то лошадь в мифе была заменена на своего местного антагониста - корову. (У индоевропейцев наоборот - бык является животным творца, а лошадь ассоциируется с антагонистом.)

Кстати, считается, что первые индоевропейские племена, распространявшиеся на Запад, ещё не имели лошадь в качестве домашнего животного. Она настигла их позже.

Березкин считает, что мотивы с собакой-предателем возникли как раз на основе этого мифа с одомашниванием лошади - роль героя-антагониста передали с лошади на собаку местные южносибирские племена, которых как-то спровоцировали носители индоиранского языка.


DOM2 и лошадь

(ваш вариант картинки для этой части кидайте в комментарии)

Древнейшие изображения всадников:

(А-С) Месопотамия. (D-F) Египет. (G-I) Эгейское море-Кипр. (А) Рисунок оттиска печати с изображением всадника, период Ура III . (B) Форма для пластин из обожженной глины с изображением всадника, древневавилонский период. (C) Рисунок оттиска печати Или-Пады, Среднеассирийская империя (D) Астарта верхом на лошади: египетское граффито, Девятнадцатая династия. (E) Египетская табличка из глазурованного стеатита, изображающая всадника, топчущего поверженного врага, Девятнадцатая династия. (F) Рельеф из известняка с посланником на коне из гробницы Хоремхеба, Саккара, конец восемнадцатой династии. (G) Глиняная фигурка так называемого «кавалериста» из Микен, начало LH IIIB. (H) Всадник на кратере LHIIIB в музее Алларда Пирсона, Амстердам. (I) Рисунок черепка с изображением всадника из Минет-эль-Бейда, гробница VI, LH IIIB2.

Первые изображения всадников может и относятся к Передней Азии и датированы примерно 2000 годом до н.э., но первая кавалерия возникает почти на тысячу лет позже. Это не мешает исследователям уверенно выводить культуру верховой езды из индоевропейских народов.

Согласно исследованию "First bioanthropological evidence for Yamnaya horsemanship" из 150 изученных скелетов Ямной общности культур, как минимум 5 имеют явные следы деформаций из-за регулярной верховой езды. Это означает, что в их времена верховая езда уже начала появляться, хотя ещё и не была распространена. С другой стороны, конкретно эти 5 индивидов ездили на лошадях достаточно часто, чтобы получить деформации. Вид этих скелетных изменений показал и позу, в которой сидели на лошади - "сидение на стуле" (а). Именно такое положение тела не требует седла и стремян, но предполагает физические усилия, чтобы балансировать.

Согласно генетическим исследованиям, все домашние лошади произошли из одной популяции где-то в прикаспийских степях. По их данным, лошадь приручили примерно в 2200 году до н.э. в низовьях Волги и Дона. И уже примерно через пару веков их впрягли в колесницы.

Этот кластер лошадей, вытеснивший всех остальных, получил название DOM2. А тарпан, считавшийся когда-то предком домашней лошади, на самом деле оказался продуктом смешения домашней лошади и местной дикой.

Наиболее вероятная область происхождения лошадей DOM2 (а также тарпана и лошади Пржевальского), вычисленная при помощи метода Locator (Predicting geographic location from genetic variation with deep neural networks).

Таким образом, одомашнивание лошади надо связывать, скорее, не со всеми праиндоевропейцами, а с носителями праиндоиранской ветви языка.

Получается, что носители индоевропейских языков не только вытеснили местные народы в Европе и Средней (и не только) Азии в 3-2 тысячелетии до н.э., но и виновны в вытеснении или сокращении численности и местных диких лошадей, которые были замещены домашней.

Впрочем, не это здесь интересно.

Кластер DOM2 отличается генетически от остальных. Наиболее интересное отличие приходится на ген ZFPM1. Этот ген влияет на развитие серотонинергических нейронов, которые участвуют в регуляции настроения и агрессивного поведения. Отключение этого гена ведет к повышенной тревожности. Второе по интересности отличие приходится на ген GSDMC. Оно повлияло на укрепление спины у лошадей. То есть человек сознательно отбирал более спокойных лошадей, способных нести дополнительную нагрузку на спине.

Таким образом, первые лошади, которых пытались одомашнивать, были более агрессивными. А значит и первые "одомашниватели" имели больший шанс получить копытом.

Может именно это и повлияло на зарождение мифа о лошади - разрушителе человека?


Источники:

Ю.Е. Березкин, Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни

Ю.Е. Березкин, До или после Завета? «Оплеванное творение» и сопутствующие мифологические мотивы в Евразии

Ю.Е. Березкин, Собака и лошадь: к реконструкции древней мифологии евразийских степей

Ю.Е. Березкин, Собака и лошадь: индийский ключ к мифологии эпохи бронзы в евразийских степях

http://paulus-raul.livejournal.com/

    Датская угроза

    Датчане — храбрые люди, наследники викингов. В 1397 году они даже объединили в рамках Кальмарской унии Данию, Швецию и Норвегию. Учитывая же, что Норвегии тогда принадлежали также Гренл...

    Чайна или Чжунго

    Ну что, поздравляю дурачков из ЦИПСО, все их методички по «Китай кинул Россию», «Китай перешёл на сторону украины» или «Китай прогнулся по приказу от наших хозяев из ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1399
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1589
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      2879
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3075
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3051
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1418
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4678
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2025
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1186
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1607
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2187
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1297
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1486
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1513
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1561
      paulus Здравомыслие.
      23 марта 2022 г. 15:26

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Африканские мотивы

      А если я скажу, что существуют мотивы в русском фольклоре, которые относятся ко временам первоначальной миграции из с «чёрного континента», вы поверите?Не спешите крутить пальцем у виска. Я вам постараюсь все доходчиво рассказать. Можно ознакомиться с тем, как появились мифы и какие они бывают здесь – Немного о мифах.С тем, как анализируют мифы, было в п...
      678
      paulus Здравомыслие.
      17 марта 2022 г. 17:48

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Сравнительная мифология

      Мы все знаем, что народные сказки берут начало где-то в нашей древности. Многие догадываются, что некоторые элементы в наших сказках идут со времён индоевропейской общности.Исследователи, занимающиеся фольклором, давно заметили, что есть схожие сюжеты у разных народов. Так родилась сравнительная мифология. Сравнительная мифологияКак можно понять из назва...
      948
      paulus Здравомыслие.
      4 марта 2022 г. 19:06

      Проблема датирования первых славянских сказок

      Как я вскользь сказал в статье Немного о мифах во времена седой древности сказки и мифы ещё не успели толком разделиться и развивались по одним законам. Так что же разделило в итоге славянские сказки и мифы друг от друга и когда? Или, переформулировав вопрос, когда появились первые исконно славянские сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала ве...
      684
      paulus Здравомыслие.
      24 февраля 2022 г. 13:55

      Где же монгольский след в русской крови

      Некоторым людям не даёт покоя вопрос: "Где же монгольский след в русской крови?"Обычно такой вопрос вопрошатели считают ключевым в "разгроме" монгольского нашествия на Русь и монголо-татарского ига в частности. Ведь по их мнению монгольские войска зашли на Русь исключительно для справления надобности в сексе, мол, не шкурки пушные и не янтарь со златом были нужны монг...
      1460
      paulus Здравомыслие.
      17 декабря 2021 г. 17:55

      Кратко о северном Китае и окрестностях. Си Ся, Цзинь и Монгольская империя.

      Ещё при династии Хань, т.е. не позднее II  века н.э., китайские правители научились стратегии использования "варваров против варваров". Сначала это было опробовано против хуннских племён, потом против Жужаньского каганата силами уйгур, потом против Уйгурского каганата силами енисейских кыргызов, потом против Ляо силами чжурчжэней. И это не считая более мелких сит...
      1588
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика