Наступление в Харьковской области: что известно на данный момент. В нашем телеграм

Трудное детство, успех в кино и страшная смерть. Какие тайны скрывает судьба советского актера Талгата Нигматулина?

0 180

Секта в СССР? Да вы что?! Такого просто не может быть! В Советском Союзе, где всяческие "классические" религии не запрещены, но избавлены от популяризации, даже речи не могло быть о каких-то группах и движениях, проповедующих то или иное учение. Потому что СССР - страна победившей науки, где оккультизму не место!

Примерно так считало большинство советских граждан, тайно крестивших детей или вовсе не посещавших церковь. Потому смерть любимого киноактера в феврале 1985 года и открывшиеся вместе с этим подробности не на шутку всколыхнули общественное сознание.

Как любимец миллионов мог стать последователем явных мошенников? Как спортсмен, обладатель черного пояса по карате мог быть убит в квартире уважаемых членов советского общества? Почему он не сопротивлялся и почему не подоспела помощь, хотя милиция приезжала еще тогда, когда он был жив?

В трагической истории замечательного советского актера Талгата Нигматулина до сих пор остаются вопросы, на которые мы постараемся ответить.

Через тернии к славе

Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в чёрных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что впоследствии за ним закрепилось амплуа актёра, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом… - делился впечатлениями о кинематографическом дебюте в фильме "Баллада о комиссаре", где молодой актер Талгат Нигматулин сыграл роль белогвардейского офицера, известный в СССР режиссер Алишер Хамданов.

За свои 35 лет он многое успел, превратившись из мальчика, рожденного в столице Узбекской ССР городе Ташкенте, во всесоюзную звезду. Он стал одним из самых узнаваемых и перспективных актеров позднего СССР, снявшись в таких фильмах как "Пираты XX века", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Волчья яма", "Государственная граница", "Противостояние". И его неожиданная смерть зимой 1985 года, казалось, никого не оставила равнодушным.

Звезд в советском кино было много. А сильный и обаятельный мужчина с экзотической восточной внешностью, который даже играя злодеев выглядел неотразимым - один.

Будущий актер появился на свет 5 марта 1949 года в татарско-узбекской семье. И судьба с детства испытывала его на прочность, нанося удар за ударом. Сначала трагически погиб отец, когда мальчишке не было и двух лет. Затем из-за того что мать, работавшая директором школы, не могла прокормить детей - помимо Талгата в семье еще жили его брат и сестра - Талгата отдали в детский дом. Испытав огромное потрясение, он замкнулся в себе, перестав контактировать со сверстниками. И так было даже лучше: над его неказистой фигурой - последствия перенесенного рахита - постоянно смеялись, а он, пытаясь отстоять свою честь, постоянно получал от старших ребят.

Как всегда, дальнейшую судьбу решила женщина. Точнее, девочка. Отказавшись танцевать с влюбленным в неё мальчишкой, она нечаянно подтолкнула его к работе над собой. Чтобы скорректировать осанку он занялся бальными танцами, а затем не на шутку увлекся спортом. Сначала была легкая атлетика, позже - карате.

Он решил, что больше не потерпит обид и станет не таким, как все, а лучше. И успешнее. Сразу понял: чтобы достичь большего мальчишке с периферии нужен русский язык. И увлекся его углубленным изучением, для чего даже от руки переписал два тома "Войны и мира" Льва Толстого и вскоре поразил окружающих тем, как красиво, правильно и литературно научился изъясняться по-русски.

Не бывает чудес, чтобы добиться успеха нужны регулярность и дисциплина. Если что-то сделать 100 раз, это не может не получиться, - позже говорил Талгат Нигматулин.

Его мечтой было покорить Москву и стать режиссером. Он собирался поступить во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, но завалил экзамены. Чтобы остаться в столице, а не возвращаться домой ни с чем, он поступил в училище циркового и эстрадного искусства. Спортивного молодого человека туда охотно приняли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся борьбой. Тогда-то его и заметили на "Мосфильме" - для съемок в "Балладе о комиссаре" режиссеру нужен был именно такой типаж: энергичный, сильный, внешне непохожий на других.

А спустя год Нигматулин все же смог осуществить свою мечту, попав во ВГИК, где вместе с ним учились четыре Натальи — Белохвостикова, Гвоздикова, Аринбасарова и Бондарчук, а также Вадим Спиридонов и Николай Еременко-младший. Именно дружба с Еременко подтолкнет его через несколько лет к всесоюзной известности, когда Николай предложит ему сняться в "Пиратах ХХ века".

Несмотря на богатую фильмографию и характерные роли, Талгат был недоволен своей карьерой. На студии "Узбекфильм", где он работал после ВГИКа, его считали не типажным для местного кино, из-за чего простои длились годами. А Нигматулин верил, что может больше. И только роль Салеха в "Пиратах..." сделала актера одним из самых популярных в отечественном кино. Накануне гибели его большой портрет украсил обложку очередного номера журнала "Советский экран".

В те годы карате стало одним из самых популярных видов спорта, и Нигматулин, овладевший техникой восточных единоборств, сразу же превратился в кумира молодежи. Признанию способствовало и то, что над карате уже сгущались тучи, готовилось постановление о запрете заниматься им на территории СССР. А запретный плод, как известно, всегда сладок. Гром грянул в мае 1984 года, когда приказом Спорткомитета были ликвидированы все многочисленные секции, а само карате было охарактеризовано как "рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие, не имеющий отношение к спорту"...

Серьезно занимаясь карате, он не мог не попасть под влияние восточной философии, увлечение которой, в конечном итоге, привело его в секту...

Четвертый путь

С самого начала 80-х, ознаменовавшихся "гонками на лафетах", когда Генсеки уходили в мир иной один за другим, СССР начало лихорадить. Казалось, еще ничто не предвещало скорой беды, но в информационном поле - а информация в Союзе поступала строго дозировано и только по тем темам, по которым было разрешено - разразилась целая какофония. Вдруг стали раскручиваться псевдонаучные истории, популярность получили увлечения неразгаданными тайнами мироздания. В газетах начали появляться сообщения о тибетских мудрецах, буддийских монахах-исцелителях, а еще больше о необыкновенных людях, обладающих способностями руками чувствовать состояние здоровья других и, что еще поразительнее, этими же руками лечить больных. Еще не взошла звезда Кашпировского и Чумака, но уже набирала популярность Евгения Ювашевна Давиташвили - знаменитая Джуна. А Отдел науки ЦК КПСС открыто поощрял соответствующие публикации в научных и научно-популярных изданиях.

Поддался новым веяниям и интеллектуал, обожавший искать философское начало всего сущего, Талгат Нигматулин. Впечатлённый личностями молодого ученого Абая Борубаева и экстрасенса Мирзы Кымбатбаева он вступил в основанную ими секту "Четвертый путь", став на несколько лет одним из основных спонсоров сектантов, а также их "лицом".

Открытый и общительный человек, популярный актер Талгат Нигматулин с помощью учителей хотел избавиться от комплексов, которые душили его с самого детства и о которых многие не догадывались. Ему было тяжело, и он искал спасения.

Талгат интересовался вопросами психорегуляции и на этой почве сошелся с Мирзой и Абаем, в которых уверовал как в людей необыкновенных, - рассказывала жена актера Венера. - Говорил, что они способствуют освобождению его от комплексов, помогают стать волевым, сильным, содействуют его творческому росту.

Со стороны такой шаг кажется необоснованной глупостью: как просвещенный человек мог поверить каким-то шарлатанам? Но то только на первый взгляд. Достаточно посмотреть хотя бы на отзыв, который написал Герой Соцтруда, дважды Лауреат Госпремиии СССР, главный редактор журнала "Огонек" Анатолий Софронов, и все встанет на свои места:

...Известно, что в последнее время способности, проявляющиеся в нетрадиционных способах лечения с помощью биотоков рук, в телепатии, телекинезе, становятся предметами пристального научного внимания, исследования.
В Каракалпакии проживает Мирзабай Кымбатбаев. Этот человек наделен необычайными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь его образ жизни. Молодой ученый Абай Борубаев установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера, которые являются целью достаточно длительного эксперимента...

Когда о людях говорят столь весомые личности, несомненно, они тоже чего-то стоят. Но история умалчивает, был ли Анатолий Софронов также последователем секты "Четвертый путь" или оставался в слепом неведении. Но точно известно, что он несколько раз приезжал к Мирзе с семьей для лечения своего ребенка.

Но и это не являлось чем-то удивительным. Выходец из номенклатурной семьи Борубаев, успевший сделать себе карьеру по комсомольской линии, хорошо понимал, как продвигать эзотерические учения Кымбатбаева. Он начал водить того по высоким кабинетам и знакомить со всеми, рассказывая о его сверхъестественных способностях. Вместе они объехали практически всю страну, в каждом городе прирастая всё новыми и новыми последователями.

Из показаний свидетеля по уголовному делу, возбужденному по факту убийства Талгата Нигматулина:

Мирза жил просто. Как дервиш. Ни роскоши, ничего. Спал на полу, ел, что подадут. Одежду шил сам. Всегда несуетливый, спокойный. Потом прилетел Абай Борубаев. Там мы познакомились. Кто-то предупредил, что он аспирант Института Востоковедения Академии Наук СССР, знает нетрадиционные способы лечения. Родители его уважаемые люди у себя в Оше. Это и видно было по тому, как он вел себя. Никому не навязывался. Его общества искали всюду, где он появлялся. С нами он был прост и отзывчив...

Наверное, это время было такое, когда восточные тайны пробивали себе дорогу на запад. Восток привлекал своей загадочностью, древностью традиций, мистицизмом культуры, некоей сказочностью, сквозившей буквально во всем. И этой необъяснимой магии подчинялись не только несведущие люди, стремящиеся познать основы мироздания, но и вполне себе образованные: писатели, художники, актёры, театральные режиссёры, преподаватели университетов. Они-то, как и Анатолий Софронов, и стали основными популяризаторами учения Абая и Мирзы.

При этом, по свидетельству очевидцев, Абай и Мирза не обманывали людей в привычном понимании, они очаровывали. Они обещали именно то, чего те хотели. А взамен забирали душу. И деньги...

Классическая схема мошенничества, в которой Мирза Кымбатбаев играл роль духовного учителя, а циничный и практичный Абай Борубаев выполнял роль его старшего послушника и администратора секты.

В 1984 году Нигматулин нашёл деньги на режиссёрский дебют — короткометражку "Эхо", в котором он снял Борубаева и Кымбатбаева. Но фильм особых лавров не снискал, его приняли довольно спокойно, хвалили операторскую работу, режиссёрское видение. И такая реакция разочаровала режиссера. Хотя ничего загадочного в этом не было. Ассистент Нигматулина позже объяснял провал:

Будучи режиссером Талгат пригласил обоих сниматься, хотя на главные роли просились большие актеры-профессионалы. Абай и Мирза работали плохо, репетировать не хотели: "Не нравится?! Тогда мы уезжаем!" От дублей отказывались. Очень скоро раскрылся их способ снятия комплексов: "Долой стыд! Ни совести, ни морали!" Они первыми шли к столу, могли все съесть сами... С их помощью Талгат хотел снять тонкую психологическую картину, но из-за непрофессионализма главных исполнителей лента получилась заурядной...

Если на начальном этапе формирования "Четвертого пути" Мирза и Абай проповедовали различные восточные практики, лечили людей, чем и привлекали последователей, то с ростом секты их аппетиты всё больше и больше росли. Требовались деньги на поездки по стране, на роскошную жизнь, которую предпочитал вести Борубаев - празднества, алкоголь и женщины всегда стоили дорого.

Вот что рассказывал следствию вильнюсский физик Валентас Мураускас:

В начале нашего знакомства с Абаем мы с женой больше слушали, нежели говорили. Абай, как я потом понял, увидел во мне человека уважаемого в своем кругу, который может стать проводником его влияния в регионе, поэтому был особенно предупредителен со мной и моей женой - биологом, интересующимся взаимовлиянием биообъектов друг на друга. Абай пригласил нас на конференцию в НИИ Востоковедения, звонил нам в Вильнюс. Однако, вскоре он переменился. Примерно за год до трагедии я стал замечать у него жажду власти, стремление вести себя, как император. Он выходил из себя по малейшему поводу, если кто-то позволял себе с ним не соглашаться. Даже в мелочах требовал, чтобы его слово было последним. Вокруг него формировалось что-то вроде секты... Было и другое нововведение: "Никому не приезжать к Мирзе без денег!"

А вот как характеризовал Мирзу родной дядя, чьи показания также есть в уголовном деле:

Рядом с собой племянник ставил мешок для сбора милостыни. Деньги, которые ему давали, Мирза относил в сберкассу и клал отдельными вкладами по тысяче рублей каждый. По природе он скуповат, взаймы никому не давал, не говоря уже безвозмездной помощи кому-либо...

Став известным актером, Талгат Нигматулин постоянно одаривал своих учителей, жертвуя секте все больше и больше денег. За то время, которое он следовал "четвертым путем", он передал Абаю Борубаеву 6 000 рублей, а также ценные вещи, в том числе 2 обручальных кольца, двое часов марки "Ориент" и одни марки" Электроника".

В начале 1985 года в секте наметился раскол. Последователи Мирзы в Вильнюсе решили искать свой собственный путь, перестав вносить средства в общую кассу. При условии, что прибалтийское отделение "Четвертого пути" было одним из основополагающих в движении - там всегда водились деньги и были влиятельные последователи - мятеж в Вильнюсе мог пробить существенную брешь в финансировании, а впоследствии и вовсе грозил утопить всё учение.

К тому же бунт произошел в самый неподходящий момент: секта планировала выйти на новый уровень. Официальный и почти государственный. Уже давно ходили слухи, что к услугам гуру из "Четвертого пути" прибегают престарелые члены политбюро, доживающие свой век - так это или нет, доподлинно неизвестно. Но точно известно, что столичная общественность готовилась закрепить обоих выдающихся специалистов восточной медицины на постоянной основе и "прорабатывала" в Исполкоме Моссовета вопрос о выделения им необходимой площади для создания, как сейчас бы сказали, центрального офиса.

Допустить крах перспективного бизнеса Борубаев попросту не мог.

Собрав команду из верных учеников и сильных спортсменов, которым надлежало при необходимости решить вопрос с отступниками с помощью физической силы, сектанты выехали в столицу Литовской ССР. Костяк группы составили каратисты, которых тренировал кандидат наук из НИИ Мировой системы социализма: Григорий Бушмакин, Владимир Пестрецов и Игорь Седов. Эти ребята, крепкие и немногословные, облаченные в черные куртки, давно стали чем-то вроде личной гвардии Абая Борубаева и постоянно находились где-то рядом. Вместе с ними в Вильнюс отправился и Талгат Нигматулин.

Мучительная смерть и расследование

И холмы-верблюды тащат вьюк судьбы, в синеву, подъемля гордые горбы, - написал когда-то Талгат Нигматулин, думая о неизбывности мироздания. - Вечное кочевье, вечный путь-поход, горы и пустыня, звездный небосвод...

Судьба давала ему шанс на спасение, но он не внял ее сигналам. После звонка Абая Нигматулин рванул в аэропорт, но опоздал на рейс. Однако, вместо того, чтобы вернуться домой, попросил о помощи. Узнав, кто является опоздавшим пассажиром, командир экипажа воздушного судна отдал распоряжение не убирать трап. Готовый к вылету самолет терпеливо дожидался актера, получившего всесоюзную известность.

Были бы соблюдены все положенные протоколы, Талгат Нигматулин мог бы остаться жив. Но судьба распорядилась иначе.

В Вильнюс Талгат все же вылетел. Он не мог отказать своему учителю, за что и поплатился вскоре...

Талгат был защищен от людей откровенно грубых, сильных физически, шедших напролом к цели. И был уязвим для тех, кто с детства привык видеть в доме достаточно известных, признанных в своем кругу лидеров, держаться с ними на равных, - рассказывала Венера Нигматулина. - Абаю, хотя он и был моложе Талгата, присуще было умение быть в центре внимания, производить нужное впечатление на окружающих... Абай глубоко завидовал актерской известности, Талгата, его положению постановщика. То, что Талгат по своей простоте принимал за помощь в снятии комплексов, шло от ненависти Абая, его презрения и зависти, а также от понимания собственной зависимости. Талгат был визитной карточкой Абая - его любили и знали все...

Великие не уходят просто так. В обыденность их смерти невозможно поверить. Потому что для простого обывателя они, в прямом смысле слова - звезды. Те, что мерцают на небосклоне, освещая жизнь всем остальным. Они - не такие, как мы, потому и сгорают иначе. Именно поэтому смерть звезд обрастает легендами и небылицами. Рождает массу версий, одна невероятнее другой.

Возможно, Талгат Нигматулин не был великим. Возможно, он стал бы таким позже или не стал бы вовсе. Но он успел вспыхнуть яркой звездой, и людям невозможно было поверить в бытовую причину смерти. Тем более с негативным окрасом, бросающим тень на образ экзотического героя.

Талгат был наркоманом. Во время съемок Пиратов я узнал, что его брат сидит в тюрьме, ему дали 12 лет за распространение. Талгат был вынужден помогать ему, он отсылал деньги, а позже и сам пристрастился. В Вильнюсе он не смог рассчитаться за «дозу». В нападении на него участвовали чемпион Москвы по карате и несколько других парней. Убивали его чемпион Москвы по карате и еще трое отморозков. Талгат сидел обкуренный в кресле, а они его по голове ногами долбили… Так он по-дурацки погиб, - такое предположение высказывал коллега Талгата по съемочной площадке "Пиратов...", мастер единоборств, в будущем президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате, заслуженный тренер России Тадеуш Касьянов.

Но ходили и другие слухи, некоторые из которых были, возможно, запущены последователями "Четвертого пути", чтобы выгородить своих учителей.

Согласно одной из версий, поглощенный восточной философией Талгат сам искал смерти. Стремился к жертвенности, чтобы вознестись над окружающими. Чтобы стать великим. А люди, истязавшие его, просто "перестарались" в своем святом рвении. Об этом позже говорил и один из последователей Абая Борубаева и Мирзы Кымбатбаева, комментируя убийство актера:

Абай был очень нормальный человек. Ему не нравилось, если из него делали религиозного лидера. Мирзабай, рассказывали, прогонял тех, кто приезжал на него молиться. И вот группа взрослых, нормальных, неглупых людей убивают человека. Это не является их действием. Это тот человек убился ими. У группы нет признаков секты. У Талгата все признаки патологической личности с комплексом саморазрушения. У группы на глазах любимый артист. У группы на глазах – чемпион Казахстана по каратэ. Его нельзя не то что убить. Ему больно нельзя сделать. Если он умер, значит сам хотел. А от сумы и тюрьмы, от трагических ошибок и недоразумений никто не застрахован...

Согласно другой версии, убийство известного киноактера явилось спланированной операцией КГБ. Госбезопасности требовалось резонансное событие, чтобы раз и навсегда расправиться с религиозными сектами, пустившими свои корни даже в среде партийной элиты. "Четвертый путь" хотели уничтожить, хотя на самом деле ни Мирзы, ни Абая в Вильнюсе в то время не было.

Однако точку в этой истории поставило следствие, восстановив картину трагических событий практически по минутам. Причем участники убийства, сознавшись в содеянном, сами удивлялись, как могли совершить преступление, слепо подчиняясь воле своих гуру.

Я верил в Абая. Он гуру. В учителе нельзя сомневаться, иначе все учение насмарку. Гуру знает, что делает. Я думал, что он не допустит непоправимого, - говорил на следственном эксперименте один из убийц.

После приезда в Вильнюс Талгата Нигматулина, сектанты наведались "в гости" к Валентасу Мураускасу. На вопрос, почему он перестал платить Борубаеву, литовский физик ответил просто: "Чему он может меня научить? Я не нуждаюсь в его учении"... После чего началось планомерное избиение хозяев - обычный прием рэкетиров, участвовать в котором Талгат Нигматулин не стал. Он даже пытался прекратить беспредел. Об этом рассказывал один из недавних последователей Абая, театральный режиссер Игорь Николаев-Каленаускас, бывший в тот день у Валентаса:

Абай и его боевики воевали уже не первый день. К тому времени, как они пришли к Валентасу, успели войти во вкус. Абаю достаточно было тихо сказать "Ериша", как Бушмакин безропотно нападал на любого. Так вышло и в этот раз. Но Талгат вмешался — повыталкивал всех, кто был, в подъезд, кроме самого Валентаса. Меня били уже на улице. Талгат и там пробовал нас разнимать...

В секте такие действия посчитали не только невыполнением воли верховного учителя, но и изменой, за которую Талгату пришлось расплатиться сполна.

Он вернулся домой раньше остальных. Был миролюбив и спокоен. И, казалось, ничто не предвещало беды. Вот как описывала начало страшной трагедии хозяйка квартиры, в которой в Вильнюсе остановились сектанты:

Мне и сегодня становится не по себе, когда я вспоминаю. Все было словно в кошмарном сне... Как только я открыла (дверь), Абай, шедший первым, двинулся в квартиру: "Талгат здесь?" "- Да ..." Я ни о чем не подозревала. Увидев показавшегося из комнаты Талгата, Абай закричал, показывая на него: "Бей предателя"! Они бросились на Талгата, все были выпивши. Из комнаты выскочил Мирза. Чтобы не отстать от других, он тоже кинулся на Нигматулина. "За что?" - Спрашивал Талгат. Он только прикрывался от ударов и старался никому не причинить боли. Его втолкнули в кухню, потом в комнату...

Били Талгата долго и планомерно, прерываясь на чай и коньяк. Он кричал, взывал о помощи, но не находил в себе сил ответить. Не потому что боялся или не мог - физических сил хватало, а потому что всем руководил духовный гуру, перечить которому - проявить неуважение. А Талгат всецело доверял Абаю Борубаеву. Даже в этой, казалось бы, немыслимой ситуации.

Через несколько часов встревоженные шумом и криками соседи вызвали милицию, которая прибыла удивительно быстро. Хотя нет, не удивительно. Иначе и быть не могло. Ленина, 49 - центр Вильнюса, престижный район. Сотрудники милиции поднялись в квартиру, действуя крайне деликатно. Иначе и быть не могло: хозяева - очень уважаемые люди. Она - кандидат наук, экономист, дочь управляющего делами Совета Министров. Он - художник, сын известного художника. Любая ошибка или грубость запросто испортят карьеру, поставив крест на очередном звании и продвижении по службе.

Дверь долго не открывали, а когда все же впустили в квартиру, женщина объяснила, что слишком активно обмывали защиту мужа, и гости немного повздорили, но сейчас уже всё позади. Мужчина заверил, что больше такого не повторится, и все уже готовятся ко сну. Обойдя квартиру, милиционеры убедились, что спокойствие восстановлено, и удалились, не заглянув в ванную. Где находился Талгат Нигматулин. Специально ли он не стал подавать голос, или же уже был не в состоянии - так и останется загадкой.

После того, как наряд уехал, крики продолжились, но вызывать милицию уже никто не стал...

Утром хозяева квартиры, испугавшись последствий, позвонили знакомому врачу, который, в свою очередь, вызвал скорую. Узнать в сильно избитом мужчине звезду советского экрана медики не смогли.

Из материалов уголовного дела. Показания врача "скорой помощи":

Смерть наступила незадолго до моего прибытия... Хозяева ничего не могли объяснить, сновали по квартире словно во сне. Я понял, что они всю ночь не спали. Женщина сказала, что пострадавший пришел к ним уже избитый, но следов крови я нигде не заметил... Когда мы поднимались, я видел нескольких человек, сидевших на лестнице. Потом их не стало, только против лифта сидел странного вида мужчина в халате с бусами на шее, черноволосый, восточного типа.

Литовская милиция не могла ударить "в грязь лицом". К делу подключились опытные следователи и оперативники. В кратчайшие сроки были установлены все свидетели и участники преступления. Первым задержали "мужчину с бусами", которым оказался Мирза Кымбатбаев, затем - всех остальных. Все дали признательные показания. Все, кроме одного.

Абай Борубаев был непреклонен: не знаю, не помню, ничего не могу сказать. Зато Мирза Кымбытбаев, которого убитый Талгат Нигматулин, как и многие другие, считал практически святым, попав в камеру следственного изолятора откровенничал со следователем. Вот как описывал те события бывший начальник уголовного розыска, популярный советский писатель-детективист Леонид Словин, потративший много времени и сил на изучение истории Талгата Нигматулина, с которым был лично знаком по киностудии "Узбекфильм":

Важняк допрашивает их в старой неблагоустроенной тюрьме "Лукишкес", построенной еще при русских царях. Наполненный стуком, громкими криками арестантов, лязганьем металла следственный изолятор производит гнетущее впечатление на посетителей, что же должны чувствовать в нем подследственные...
Я сужу по Мирзе. Маленький запуганный человечек... Уголовники быстро просекли, что их сокамерник - обычный сельский дурачок, не обладающий никакими исключительными способностями. В камере над ним постоянно и довольно зло подшучивают.

Следователю Мирза рассказывает обо всем, как на духу, простодушно и охотно:

- Молиться я не умею, поэтому на кладбище только делал вид, что бормочу молитвы. Научился нескольким арабским словам, которые повторял для людей. Когда Абай приехал на Султан Уас Баба (центральное кладбище близ города Беруни в Каракалпакстане), с ним было еще несколько человек. Он поговорил со мной на нашем языке, остальные ничего не понимали. Абай задал два-три вопроса из Корана и убедился в том, что я ничего не знаю. Он - умный человек, грамотный. Я признался, что бродяга, обманываю людей...
Норкунас (следователь) уточняет:
- Таким образом перед первой поездкой в Москву Абай уже знал, что вы не экстрасенс?
- Знал.
- И Талгат Нигматулин?
- Нет, он не знал. Он до конца думал, что мы необыкновенные люди...

Вместо послесловия

Верховный Суд Литовской ССР, рассматривавший дело об убийстве Талгата Нигматулина, подвергался всяческим нападкам со стороны последователей секты "Четвертый путь", чьи учителя и участники обвинялись в совершении тяжкого преступления. Сам процесс был невероятным, потому как в нем постоянно звучали непривычные простому обывателю термины, такие как буддизм, телекинез, неисследованные биологические и психические возможности человека... Пройдет всего несколько лет, и экстрасенсорика, телекинез и прочие сверхъестественные способности прочно войдут в сознание советских граждан, но тогда судьи смогли абстрагироваться от этого.

Суд над убийцами начался фарсом: Абай и Мирза, не сговариваясь, начали симулировать сумасшествие, надеясь уйти от ответственности. Но закончился суд трагедией: Григорий Бушмакин, студент МАИ, на следственном эксперименте сошел с ума по-настоящему — сел на пол, закатил глаза и больше не пришел в себя.

Верховный суд Литовской ССР приговорил: Абая Борубаева — к 15 годам лишения свободы с отбыванием первых 10 лет в тюрьме, а остальных 5 лет — в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с последующей ссылкой на 5 лет с конфискацией имущества; Мирзу Кымбатбаева — к 12 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с последующей ссылкой на 3 года с конфискацией имущества; Пестрецова — к 13 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима; Седова — к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима; Бушмакину, назначили принудительные меры медицинского характера с содержанием в психиатрической больнице специального режима до исхода болезни.

Так же суд вынес частное определение в отношении членов Союза писателей СССР, фактически создавших мошенникам образ ученых и оказывавших содействие в популяризации явлений, непроверенных наукой.

Согласно данным из архивов бывших Верховного Суда СССР и ГУИТУ МВД СССР, Абай Борубаев умер в 1988 году от туберкулёза во время отбывания тюремного заключения. Мирза Кымбатбаев, полностью отсидев свой срок, вышел на свободу и снова занялся целительством и проповедованием своего учения, умер в 2006 году от цирроза печени.

И все же несмотря на выводы следствия, до сих пор у поклонников Талгата Нигматулина остается вопрос: почему он не постоял за себя, почему не дал сдачи? Почему позволил свершиться страшному преступлению, фактически добровольно распрощавшись с жизнью?

В вещах Нигматулина оперативники нашли записку с цитатой из Джидду Кришнамурти:

...Мастера дзен пинают и бьют своих учеников. Они выбрасывают их из окон домов. Иногда они прыгают на них. Надо всегда помнить: они не гневаются, это тоже часть их сочувствия. Они не гневаются вовсе, ведь если бы они гневались, все было бы утеряно. Как тогда можно преобразить другого? Ты тогда в одной лодке с ним, и вы вместе тонете. Нет, так нельзя помочь... В Японии это понимают. Когда мастер дзен бьет ученика, ученик принимает это с благодарностью. Вы , может быть, удивитесь, но с тех пор, как мастер изобьет ученика, тот становится главным учеником...

Может, он просто хотел достичь совершенства в самопознании, но, доверившись мошенникам, был вынужден уйти в вечность?

ИСТОЧНИК

Невоенный анализ-62. Харьковский сюрприз. 11 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

К дискуссии вокруг Харьковской операции

Не успели российские войска перейти границу в Харьковской области, как многократно обжигавшиеся на преждевременных победных реляциях писатели "сводок с фронта" начали хором верещать – э...

Просто новости - 185

Рядом с Путиным на Параде Победы сидели ветераны, из которых до сих пор можно делать гвозди, которые не гнутся и не ржавеют. Выяснилось, что в Минобороны страны 404 для подсчёта ро...