Дюнкерк - рецензия на фильм года!

1 1577

Войны не выигрывают эвакуацией, но в самом этот спасении есть своя победа ©

Талантливый мальчик по имени Кристофер был не равнодушен к кинематографу с самого детства. Свои первые «home-movie» он пытался снимать, едва достигнув десятилетнего возраста, вооружившись отцовской 8-миллиметровой камерой. Главные роли в первых «фильмах» маленького фаната «Звездных войн» исполняли подаренные отцом игрушечные солдатики (к сожалению, бессменный спутник кинокарьеры Кристофера, Майкл Кейн, на тот момент был «перехвачен» Ричардом Аттенборо для съемок в другом военном фильме). Почти 30 лет упорной режиссерской работы. 9 полнометражных фильмов, каждому из которых не знакомо прокатное фиаско. Суммарные сборы более 4 миллиардов долларов за все работы и «громкое» имя. В эпоху славы грех ведь молодость не вспомнить? И вот, в юбилейном проекте, — «Дюнкерк» — Кристофер Нолан возвращается к своему первому «режиссерскому» опыту — военно-исторической тематике. Только «солдатики» на этот раз — не игрушечные.

Прихватив любимую 70-миллиметровую пленку, массу натуральных декораций (минимум цифровой записи и «зеленых экранов», господа, только «олд скул»), верных товарищей (Циммер, Ван Хойтем, Краули, Смит), и заполучив несколько работающих «Спитфайров» и «Мессершмиттов», Кристофер заявляет: «Я хочу снять визуально красивое кино». И в «Дюнкерке» он сделал это, в своем фирменном стиле — с присущими цветовыми эффектами а-ля «Темный рыцарь», эпичными сценами воздушных сражений, потоплением кораблей и нескончаемой «бомбёжкой», которые выглядят не менее качественно, чем падение Купера в Гаргантюа или сцена с волной в «Интерстелларе». Но этого явно было не достаточно. И Кристофер Нолан провозгласил: «Больше реализма!». Оператору Хойте Ван Хойтему дважды повторять не надо. Он отцепил 100-киллограммовую камеру IMAX 3D с подвесного штатива и, «по-старинке», с плеча принялся снимать все «наземные» сцены. Вуаля, «Дюнкерк» становится первым фильмом, где съемки на IMAX велись «вручную» — работа получила массу реалистичных сцен от лица отчаявшихся британских войск, наполненных паникой, Нолан подтвердил титул «кино-экспериментатора», да и Ван Хойтем неплохо подкачался без посещения спортзала. Идеально.

«Дюнкерк» — это экранная репродукция известной в истории Великобритании операции «Динамо». В 1940 году почти 400 тысяч обескураженных союзников (в основном, британцев) были оттеснены немецкой армией в маленький французский город-порт Дюнкерк, что на берегу Ла-Манша. В условиях тотальной экономии военных ресурсов, с привлечением гражданских судов, Великобритания начинает крупнейшую спасательную операцию. Кристофер Нолан предлагает нам свое видение этих событий и предоставляет нам шанс взглянуть на них с трех ракурсов. Во-первых, с воздуха — от лица пилотов Королевских ВВС, на всех порах стремящихся через пролив на помощь своим соратникам. Во-вторых, с моря — от лица экипажа маленького гражданского судна, который также направляется в Дюнкерк для помощи в эвакуации британского корпуса. И, в-третьих — от лица отчаявшихся солдат, которые жаждут выжить и попасть домой, любой ценой.

Кристофер Нолан, вопреки опасениям, вдохновлялся не спилберговской историей о спасении рядового Райана и даже не стоуновским «Взводом», а (!) «nonstop-экшнами» — «Скорость» и «Неуправляемый». Жанр «Дюнкерка» плавно балансирует между «ядрёным» триллером и достойным «war-movie», а саспенс — просто зашкаливает. Вдобавок, режиссер погружает нас в нелинейное повествование, насыщенное флэшбэками и бесконечным действием в духе фильма «Помни». Мы можем наблюдать картину бомбардировки берега с суши, а через несколько минут — эту же сцену, но уже из фюзеляжа «Спитфайра».

Пару слов о музыке. О, седьмое пекло. Ханс Циммер, вы вообще человек? С самых первых минут начался саундтрек, который ВООБЩЕ не заканчивался до финальных титров, попеременно изменяя лишь свой темп. Благодаря этому, «Дюнкерк» смотрится на одном дыхании, в прямом смысле этого слова. Не хочу вдаваться в подробное описание впечатлений — просто жду, когда музыку Циммера назовут классикой 21 века.

А вот поклонников глубокого «нолановского» сюжета ждут печальные новости. В «Дюнкерке» режиссер, не желая выходить за исторические рамки, сделал ставку на достоверность и охват. Здесь минимум метафоричности, минимум уникальной фантазии, минимум недосказанности в отношении сюжета и максимум недосказанности в отношении персонажей. Называя главного героя (Финн Уайтхед) именем «Томми» (если мы обобщенно называли немцев — «фрицами», то немцы обобщенно называли британцев — «томми»), Нолан будто стремится «обобщить» и спроецировать на его судьбе и чувствах переживания всех, кто оказался в данной ситуации — создать эффект обезличенной массы. Всё это безумно напомнило мне Ремарка и его «На Западном фронте без перемен» — реальная война, без «супергероев» (и разве не для этого ли «именитый» актерский состав был слегка отодвинут на второй план?), пропитанная отчаянием, жаждой выживания и свистом пуль от невидимого врага.

Цезарь мог одновременно читать один текст и диктовать другой. Уолтер Уайт — одновременно преподавать химию и «варить мет». Ну, а Кристофер Нолан чертовски хорошо умеет совмещать должность талантливого сценариста и непревзойденного режиссера. И, пожалуй, он еще раз доказал это.

«Дюнкерк» — десятая, юбилейная работа Кристофера Нолана. «Мощный» исторический фильм с бодрящим саспенсом и головокружительной визуализацией. Минимум цифровых эффектов, максимум материального реквизита и «картонных» декораций — бальзам на душу для всех поклонников «старой школы» кино. К сожалению (или нет), «гениальность» постановки сыграла в ущерб «неповторимости» сценария — фанатов «Начала», «Престижа» и «Интерстеллара» определенно будет ждать некоторое разочарование. Во всем остальном, фирменный почерк мастера масштабного кино ощущается в каждой минуте хронометража.

Вам понравится такое кино, дамы и господа, будьте уверены. Приятного просмотра!

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Вчера 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

Факты о женщинах (правдивый юмор)

- Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...

Обсудить
  • Насчет Цезаря - брехня. В "Галльской войне" сказано, что он был так занят, что читал письма и диктовал, не слезая с коня. А напридумывали ....!