Статья Суркова: что скрывается за хайпом

27 4816

Постарел, но не поумнел

Постарел, но не поумнел

Новая статья Суркова «Долгое государство Путина», написанная в духе постмодерна, рассчитана на разные уровни восприятия текста – то, что для хайпа, и что посыл для своих. Громкие формулировки, одна из которых вынесена в заголовок, вызывает бурю обсуждений, крики в ток-шоу, слова восхищения и язвительные стрелы критики. Здесь всё ясно – провластные эксперты в восторге от сравнения Путина с Иваном Великим и Петром Первым, а западники негодуют, что Сурков воспевает авторитаризм «кремлёвского диктатора» и приговаривает демократию. Обсуждать это безынтересно, так как даже не рассчитано на серьёзное осмысление.

Историософические рассуждения о различной сути западной и российской государственности выглядят любопытнее, но только в связи с фигурой автора и на фоне государственной мысли, которая не балует большими смыслами в последние годы. Сурков удивляет разве что открытием давно найденного. Так, оправдание жёсткости государства в России внешними вызовами верно только отчасти, при этом сами формулировки выдают в авторе западника, недавно осознавшего особенности русской цивилизации.

Ибо только неофит, недавно открывший для себя принципы русского мира, может умудриться назвать прямую связь главы государства с народом «уникальным достоинством» современного строя. В то время как эта уникальность лежит в основе тысячелетнего русского самодержавия и издавна является единственной альтернативой республиканскому строю богатых кланов, достигшему расцвета в англосаксонской цивилизации. Власть на Руси всегда держалась на доверии народа к самодержцу и на прямой связи с ним. Стоило лишиться этого доверия – и государство терпело крах. Появлялось оно, как с приходом Путина в 1999 году, – и происходило чудесное воскрешение страны вопреки всему. Историк Вадим Кожинов называл такой тип государства идеократией, и отмечал, что он несёт в себе как сильную уязвимость, так и огромные преимущества.

Тот самый русский народ, который Сурков назвал глубинным, появился не сегодня и не в 2000-е – он всегда составлял фундамент русского мира. Его действительно не определишь соцопросами, не услышишь в парламенте, его не вытащишь на митинги – русское самосознание чурается крикливого политиканства, и в этой неуловимости великая загадка и сила русских. Глуп тот, кто считает это пассивностью – на самом деле без согласия и участия народа ничего долговечного невозможно в России. Вот почему все настоящие правители российского государства, кто не был самозванцем или предателем, так или иначе неизбежно приходили к модели самодержавия – с опорой на народ и с жёстким контролем придворной прослойки.

Наконец, обратимся к главному содержанию написанного Сурковым. Сервильность его статьи, которую отметили все, не в том даже, что в ней утверждается историческая значимость Путина (это неоспоримо уже как лет 10), и не в том, что он ставит его на один уровень с создателями великих эпох российской государственности – это не бесспорно, но вполне возможно в будущем. Подхалимаж Суркова гораздо тоньше. За восхищением уникальностью нынешнего строя скрывается требование не трогать его, не вносить принципиальных изменений и забыть о мобилизации. Автор призывает власть к самоуспокоенности и осознанию достигнутого величия – всё уже создано, нынешняя модель государства идеальна по нынешним временам и будет априори набирать обороты, «удерживать призовые места в высшей лиге геополитической борьбы».

Долгое государство Путина, по Суркову, обречено на успех только по причине мудрости правителя и прямой связи с народом. Необходимо, мол, только осмысление и описание путинской системы. Автор вводит понятие путинизм, говорит о нём как о сформировавшейся идеологии будущего. Подвох кроется в том, что на самом деле современное российское государство всё ещё находится в стадии формирования – надо признать, затянувшегося. При всех очевидных успехах за последние 20 лет перед Кремлём сейчас стоит задача решить несколько принципиальных проблем и вызовов (прежде всего, отбора кадров и более справедливого распределения благ), но главное – сформулировать наконец то самое, что можно будет назвать идеологией будущего. Это особенно актуально в связи с кризисом западной ультралиберальной модели глобализации.

И от того, кем и как будет сформулирована эта система, зависит вектор развития России. За это как раз и будет развёрнута борьба в ближайшем будущем, которое грозит серьёзной турбулентностью. Сурков среди прочего сравнивает государство Путина с государством Ленина. Но Советский Союз сформировался во многом по итогам политической борьбы после смерти Ленина в 1920-30-е годы. Заложенные Лениным основания были в значительной степени изменены с революционного запала на государственнические рельсы, и сделал это Сталин. Если бы победу в той схватке одержали Троцкий, Каменев или Зиновьев, Советское государство могло быть совершенно иным под теми же флагами.

В 20-е годы XXI века развернётся похожая борьба за прочтение того, что Сурков назвал путинизмом. Между государственниками и сторонниками русского мира, теми, кто критикует Путина за то, что он недостаточно Путин – и теми, кто грезит о перерождении Путина в Ельцина. Ельцинисты, для которых смертельные для русских 1990-е годы были святыми, сумели сохранить своё присутствие в госаппарате несмотря на Крымский консенсус и противостояние с Западом, а в последние годы даже постепенно усилили свои позиции. Именно их действия и поведение вызывают недовольство молчаливого большинства, которое сказалось даже не доверии к верховному главнокомандующему.

Парадокс в том, что им на руку заморозка российской государственности в нынешнем состоянии. Вот почему в рассматриваемой статье, где Сурков пытается присвоить себе правильное прочтение «путинизма как идеологии будущего», главный посыл в неизменности существующих порядков – мол, найден некий идеальный концепт, который устойчив без принципиальных изменений. Такое прочтение в условиях неразрешённых противоречий и продолжающейся зависимости от долларовой системы вредно и губительно.

Человек, свёдший в 2000-е всю политику к симулякру, где все политики играют в квазиидеологии, предлагает этот симулякр возвести в основы российского государства XXI века.Бессмысленность выдать за смысл, сославшись на доверие глубинного народа к долгому государству. Но в том-то и дело, что как раз доверие народа, того самого молчаливого государственного большинства, в последний год значительно снизилось, достигнув минимума с 1999 года. И автор это замалчивает специально. Его слова о доверии при таком разочаровании выглядят как иезуитская усмешка.

Остаётся надеяться, что Владимир Путин сохранил присущую ему реалистичность и не воспринимает нынешнее состояние российской государственности как идеальное и не требующее изменений.

РМ

Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
  • pretty
  • Вчера 08:20
  • В топе

Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Обсудить
    • Doc
    • 12 февраля 2019 г. 15:30
    Эт точно, "если на клетке с буйволом видишь надпись тигр, не верь глазам своим". Сурков декларирует, что ключевая черта путинизма обратная связь власть-народ. А Дмитрий Анатольевич заявляет, что решения готовят правительственные эксперты, поэтому мнение обывателей никого не интересует. И выгребает из карманов у бабок с дедками11 - 15 тыр прямо сейчас под обещание дать на 1 - 5 тыр больше через 5 лет тем, кто доживет. Так что нечего парьться по поводу очередного симулякра от Суркова..
  • Ну, естественно, что Путин видит и знает , что надо двигаться вперёд и стремится к лучшему. Ну я к примеру, о путинизме ещё 10 лет назад писал. На авантюре. Сурков тут явно запаздывает, да и ничего особенного он не написал. Простая констотация факта и подхолимаж. Уж не знаю, то ли от самомнения, то ли от дурости. В любом случае, суть Путинизма сводится к тому, что бы поступательно , сдерживая позывы политических флангов , рвать, идти вперёд, балансируя и нащупывая , как в болте, каждый шаг. Если посмотреть на ту же историю, то вот это все : быстрее, выше, сильнее. Явно глупость. Надо тихой сапой идти вперёд, без лишних дерганий и прыганий. Даже если сделали шаг вперёд и вляпались. Спокойно, стоим одной нагой, балансируем и ищем точку опоры. Кстати, именно так сейчас и обстоит дело. Путин стоит только одной нагой на тверди, вторая прощупывает , что там впереди)
  • За Сурковым стоят Кудрин, Чубайс и иже с ними а также вся алигархическая рать которая желает и дальше грабить российский народ. Сурков желает вернуться в большую политику чтобы способствовать дальнейшему обогащению одних за счет эксплуатации и обворовывания других и если Путин его вернет в большую политику то предполагаю что вся эта рать будет выдвигать его в президенты. Эта статья,якобы написанная Сурковым, преследует определенные цели и из статьи это видно: богатым богатство,а нищему народу макарошки .
  • Для МУДАКОВ и ВРАГОВ, основное что они увидели, это "фамилиё Путина"! Для умных и патриотов России - "Путь развития нашей ВЕЛИКОЙ РОССИИ"
  • russkiy-malchik, конечно, красота в глазах смотрящего(с), но, каюсь, не заметил я призывов к самоуспокоенности и всего такого. А вот что нынешняя модель не так уж нова - согласен, она, скорее, возрождает лучшие традиции, в частности, нашей же абсолютной монархии, где император был напрямую связан с народом, и чиновники, журналисты etc общество были между ними, скоординированно поддавливаемые с обеих сторон. И, разумеется, В.Ю. Сурков тосно уловил и передал запрос нормальных людей запада, воспрявших, благодаря нам, на здоровую, нашу альтернативу. Но, конечно, готово еще не все, останавливаться рано :thumbsup: Если кто из обсуждающих не читал, а то и не понял, о чем речь: http://www.ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html - не благодарите