• РЕГИСТРАЦИЯ

Русские и точка зрения Запада.

43 4366


Начнём наше повествование с опроса свидетелей:

Амброджо Контарини (Ambrogio Contarini) (Венецианская республика) в 1474 году был направлен для переговоров в Персию, а на обратном пути посетил Московию, где находился четыре месяца и даже провёл переговоры с Иваном III.

«...Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый… Они величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих. Однако их государь не допускает, чтобы каждый мог свободно хмель приготовлять, потому что, если бы они пользовались подобной свободой, то ежедневно были бы пьяны и убивали бы друг друга, как звери...

Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах (речь о купцах и торговцах) примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-либо делу...”

Раффаэлло Барберини (Raffaello Barberini)

Этот итальянский аристократ, посетил Московию в 1564 году в качестве частного лица с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы к Ивану IV Васильевичу.

“Надобно знать, что они весьма наклонны к пьянству, и даже до такой степени, что от этого происходит у них много соблазна, зажигательство домов и тому подобное. Обыкновенно Государь строго воспрещает им это; но чуть настал Николин день, — дается им две недели праздника и полной свободы, и в это время им только и дела, что пить день и ночь! По домам, по улицам, везде, только и встречаете, что пьяных от водки, которой пьют много, да от пива и напитка, приготовляемого из меда...

Вообще чрезвычайно как ревнуют своих жен и мало дозволяют им отлучаться со двора; да и не без причины так ревнивы они: мужчины и женщины у них чрезвычайно как хороши собою и здоровы. Одно только, что женщины обыкновенно употребляют румяны и белила, к тому же так неприятно, что стыд и срам!”

Ричард Ченслор (Richard Chancellor). Английский мореплаватель, положивший начало торговым отношениям России с Англией.

"...Число бедных здесь очень велико, и живут они самым нищенским образом: я видел, как они едят соленые сельди и другие вонючие рыбы — нельзя найти более вонючей и гнилой рыбы, а они с удовольствием едят ее, похваливая, что она здоровее всякой другой рыбы и свежего кушанья…

Русские по природе очень склонны к обману; сдерживают их только сильные побои. Точно так же от природы они привыкают к суровой жизни, как в отношении пищи, так и в отношении жилья.. На поле битвы они действуют без всякого строя. Они с криком бегают кругом и почти никогда не дают сражений своим врагам, но действуют только украдкой.”

Адам Олеарий (Adam Olearius) Немецкий путешественник, географ, историк, математик и физик. В 1633 и 1636 годах был секретарем и переводчиком двух посольств, отправленных шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III в Россию и Персию для налаживания торговых отношений.

“Они так преданы плотским удовольствиям и разврату, что некоторые оскверняются гнусным пороком, именуемым у нас содомиею... Это обстоятельство доставляет им потом тему для разговоров на пиршествах. Захваченные в таких преступлениях не наказываются у них серьезно.

Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания; до того все это обыденно. Если какой-либо возчик встречает подобных пьяных свиней, ему лично известных, то он их кидает в свою повозку и везет домой, где получает плату за проезд. Никто из них никогда не упустит случая, чтобы выпить или хорошенько напиться, когда бы, где бы и при каких обстоятельствах это ни было; пьют при этом чаще всего водку..."

Пожалуй достаточно.

Традиция приписывать врагам своим самые мерзкие обычаи и низменное происхождение, а себе и своим странам величественное древнее прошлое, основанное на фантазиях, вошла в западноевропейскую историю под названиями готицизма и рудбекианизма и развивалась в течение XVI–XVIII вв. Больше всех в этой области преуспели шведские историки, создавшие три фантастические версии древнешведской истории: первая – Швеция была прародиной древнего народа готов, и шведо-готы являются основоположниками германской культуры, вторая – Швеция была древней Гипербореей, и шведо-гиперборейцы выступают основоположниками древнегреческой культуры, а третья – «Варягия» находилась на Скандинавском полуострове, ровнехонько на месте Швеции, и шведо-варяги являются основоположниками древнерусской государственности. Эти фантазии поддерживались шведской королевской властью так же рьяно, как и Аугсбургское вероисповедание – официальный вероисповедальный документ лютеран. Они играли роль того, что сейчас назвали бы новой информационной технологией. Смысл ее заключался в том, чтобы через картины величественного прошлого способствовать выработке национального самосознания шведов и сплотить их как нацию. Выдуманная древнешведская история входила во все образовательные программы, по ней учились многие поколения шведов того времени.

Но мало того. Эти произведения старались распространять в Европе, ими повышался и международный престиж Швеции. На Европейском континенте ими стали увлекаться первейшие властители дум. Объясняется это тем, что готицизм, в рамках которого пропагандировалось величие древнего народа готов, очень поддерживался мыслителями Германии, стремившимися с его помощью отражать нападки итальянских гуманистов на немецкоязычное население Священной Римской империи. К XVII–XVIII вв. готицизмом заинтересовались английские и французские мыслители. На этой волне труды шведских историков-фантастов с благосклонностью читали и в Англии, и во Франции. Монтескье, Вольтер писали: вот ведь, надо же, какая великая Швеция… была в древности! Этими фантазиями увлекался и Байер, познакомившись с ними через переписку со шведскими литераторами и филологами и затем перетащив их в Петербург как модные достижения западноевропейской мысли.

Гулливер в экзотической академии: «Я вошел в другую комнату, запах был так отвратителен» - показывает уровень западноевропейской научной жизни в XVII–XVIII вв. Были там блистательные ученые, но была и масса надутых посредственностей, которых Свифт высмеял как членов великих академий Лапуту и Бальнибарби, где были популярны многие экзотические «академические» прожекты.

Однако время шло, и шведские утопии кусок за куском стали отваливаться с исторического полотна западноевропейской науки. Сначала к разряду причуд фантазии были отнесены шведо-гиперборейцы. Затем выяснили, что и готы не выходили из Швеции. Так что сейчас из трех фантазий осталась последняя - шведо-варяги с Волчьего острова. Так якобы называлась Швеция в древности, согласно историозодчеству шведских историков. Научного смысла в этой фантазии не больше, чем в идее гиперборейцев из Швеции.

И вот здесь мы подходим к ответу на вопрос: как могло произойти, что в России со школьной скамьи в массовое сознание ввинчиваются идеи, которые не находят научного подтверждения? И в чем причина долгожительства таких исторических утопий, как идея Руси из шведского Рослагена или идея о безродном Рюрике, не то завоевателе, не то наёмнике, сочиненных в ненаучной мифологизированной историографии?

Как это ни смешно, но эти утопии в значительной степени держатся за счет их поддержки российской исторической наукой, поскольку до этого в течение многих десятилетий они подпирались всей мощью советской академическо-образовательной системы. Норманнский период в древнерусской истории был упомянут Марксом в одной из его статей, а куда же было деваться советским историкам от статей Маркса? Потому все официальные советские справочные издания, включая БСЭ.... А сейчас норманизм держится еще и инерцией тех, кто писал в советское время.

Ещё одним мифом, является многократно повторенная ложь про Россию, как тюрьму народов и русских, как нацию рабов. Первым свою волосатую руку приложил к построению этого нарратива Ватикан, затем подхватила больная западничеством интеллигенция и неплохо отпалировала маркистско-ленинская теория. Слова Ленина о «сокровенных и прикровенных рабах – великороссах» с удовольствием цитировали как западные, так и местные партийные руководители всех братских союзных республик, а после распада СССР именно эти слова стали идеологической основой для дискриминации русского населения у соседей России, ставших независимыми и небратскими.

Однако, если оглянуться назад, всмотреться в историческое прошлое, реальность выглядит совсем по-другому.

Разные народы по-разному понимают рабство, и институт рабства отражен в их языках. .... Раб поставлен вне общества, он всегда «чужой», так как большинство народов получали рабов из военнопленных: «раб обязательно чужестранец». В латинском раб – это servus, вероятно, из имени этрусков, которых завоевали римляне, у французов раб – esclave, что значит славянин, в англосаксонском раб – wealth, означающее кельт, а еще английский язык знает слово slave, также означающее славянина. Западные народы добывали рабов из завоеванных племен, из инородцев, из чужих, причем в большинстве своем этими инородцами были как раз славяне, населявшие Западную Европу и оставившие там немало славянских названий .... Именования инородцев в значении раб выступают в большинстве языков. Но на русских это правило не распространялось никогда. Мы, русские, не делали пленных чужеземцев рабами.

Вот свидетельство греческого историка Маврикия Стратега: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе с одного места на другое охраняют их в случае надобности ...».

Слова раб, отрок, холоп, обозначавшие в русском языке подневольное состояние, имеют исконное русское происхождение, а вовсе не означают представителей плененных народов. Слово холоп (*холпъ) изначально было обозначением младшего члена рода, используемого в работниках.

Татьяна Миронова в книге “Броня генетической памяти” предполагает, что раб в русском языке вообще изначально демонстрировал степень родства:

“Слово раб (по-древнерусски оно звучало как роб) показывает, что это термин для младшего члена семьи, используемого в работе. Слово ребенок, имеющее истоки в древнем понятии робя-робенок-ребенок, сохранило значение «очень маленький член рода и семьи». Слова холоп, отрок, раб исконно означали своих, членов своего рода и своей семьи, используемых в работниках. Раб, или по-древнерусски – роб, был самый младший по возрасту работник, от него произошло слово ребенок, отрок – тоже семейный работник, только постарше, с четырнадцати лет до двадцати одного года, и, наконец, холоп – самый старший по возрасту работник в семье, но не достигший двадцати восьми лет.”

Независимо от этимологии слов “раб” и “холоп”, рабства в понимании других индоевропейских народов у русских не было. Наши предки использовали труд младших членов рода, сначала это были младшие по возрасту, потом – по социальному статусу. Но в любом случае, это были не пленные, не чужаки, не инородцы. Это были свои. Причем издеваться над рабами и холопами, обессиливать их неподъемным трудом так, как это делали в других землях и странах другие народы, русским не дозволяло как раз то, что это были свои, и требования бережно относиться к своим холопам прописаны во всех памятниках древнерусского права.

На формуле «будь другом!» построено многоплеменное русское государство, которое на основах дружбы и мирного соседства соединяло этой клятвой с русским народом другие племена и народности России. Эта же формула «будь другом!» рождала военные союзы, начиная от русско-половецких походов Владимира Мономаха и заканчивая объединенными силами Варшавского Договора.

Особенность русского человека в том, что он в друге видел названного брата. У нас такое представление сохраняется в понятиях воинского братства, монашеского братства, медицинского братства и сестричества. Возможно, это связано с тем, что понимание дружбы как соратничества, а значит, готовности к жертвенному подвигу за други своя, всегда было нам столь же дорого, как и кровное родство. Это удивительное для других народов русское свойство предопределило имперскую мощь нашего народа, который принимал на правах дружбы другие племена в свою страну, давал им равные с собой права, уважал их самобытность, просвещал Православием, но не принуждал к крещению.

Такая черта свойственна исключительно русским, строившим свою Империю не на принуждении и завоевании, а на добровольном вхождении народов в государство. Так были присоединены Грузия, Армения, Осетия, Абхазия, казахские улусы. Там, где племена просто жили на своей земле, не имея государственных потенций, а это и башкиры, и чуваши, и мордва, и буряты, и множество других сибирских племен, – они оставались жить по своим оседлостям, их никто не сгонял в резервации, их никто не отстреливал, как это случилось в Америке с индейцами.

Друг и свой равно дороги русскому – древний архетип мышления жив в нас и сейчас. Понятие о друге в архетипах русского мышления постоянно сопрягалось с представлением о враге. Эти два слова образовывали такое же смысловое противопоставление, как свой и чужой.

В слове враг содержится древний корень верг-, означающий, согласно исследованиям академика О. Н. Трубачева, что враг – это извергнутый из человеческого сообщества, изгой, отторгнутый людьми. Слова, которыми описывается значение слова враг, – недруг, неприятель, супротивник, супостат – свидетельствуют о том, что враг – это бывший друг, отвергнутый и изгнанный за измену или другое злодейство из дружины или иного содружества: «Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь». Врагом, согласно русским представлениям, может быть и свой по крови человек, и чужак. Враг – в первую голову изменник и предатель, пренебрегший нашим русским добром и нарушивший верность дружбе. И если к чужаку отношение у русских настороженно-отстраненное, то к врагу – непримиримо-враждебное. Когда враг – бывший свой, его презирают, как изгоя и предателя, им брезгуют и сторонятся его, как протухшей падали. Если же враг – чужой изменник дружбе, то тогда в русской душе вздымаются два негодующих чувства – отстраненная неприязнь к чужому и яростная мстительность к врагу, потому что опасность, исходящая от пришельцев, страшнее, чем от врагов своего рода-племени, когда в них видят супостатов и противников. Чувство самосохранения, как архетип поведения, заставляет русских занимать национальную круговую оборону.

Использованная литература.

Сборник. Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев

О.Н Трубачев, “Труды по этимологии: Слово. История.”

Л.П. Грот. "Прерванная история русов"

Т. Миронова. " Броня генетической памяти"

Зрим в корень

    Они там есть: Свой среди чужих

    Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

    Прощальное селфи Зеленского на выезде из Харькова — верная примета, что город сдадут

    Захисники мегаполиса плачутся, что не могут поднять головы из-за русских снайперовГлавный поставщик новостей с фронта майданутой публике паблик DeepState (заблокированный в РФ) выдал зр...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Украина - русская земля, на метр вглубь пропитанная русским потом и русской кровью.

      Говорить об оккупации Россией Харькова, Одессы или Киева, как это делают западные пропагандисты - то же самое, что заявлять об оккупации Германией - Гамбурга, Америкой - Нью-Йорка, а Марселя - Францией.Эти города не перестали быть русскими только потому, что англосаксы и местные колаборационисты их обманом оторвали от Отечества и объявили антироссией.П...
      3292

      Китайская ничья в Северном Причерноморье.

      Почему не стоит по этому поводу открывать шампанское и бросать в воздух чепчики?Китай считает, что в "украинском кризисе" не должно быть победителей и проигравших. Об этом на брифинге сказал спикер МИД КНР Ван Вэньбинь, комментируя телефонный разговор лидера Китая Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена.То есть Китай категорически против полного разгр...
      2530

      Сможет ли новый министр обороны стать для президента тем же, кем был граф Канкрин для Александра I.

      На просторах Рунета мелькает фото нового министра обороны России Белоусова рядом с портретом А.В. Суворова. Считаю данную аналогию некорректной и предлагаю другую, более соответствующую как статусу нового министра, так и задачам, которые ему предстоит решать. Георг Людвиг Даниэль, или, по русски Георг Францевич Канкрин,  генерал-интендант 1-й Западн...
      8857

      День Победы. Новое понимание.

      Праздник Великой Победы 9 мая ныне живущее поколение переосознаёт заново. В 1991 и 2014 году нам довелось пережить то же, что и  нашим отцам и дедам в 1941м  - враги пришли на Кавказ, захвачена Прибалтика, идут бои на подступах к Минску, пал Киев... И День Победы в те годы был праздником надежды, что зло не может торжествовать вечно, и фронт обязательно...
      2488

      Блумберг релокантам - марш домой! Вы нам нужны в России, а не на Западе!

      Англосаксонскую прессу надо уметь читать. Английский (а равно французский) язык вообще известен тем, что слышится совсем не то, что пишется. И это относится не только к буквосочетаниям. Скрытые смыслы, иезуитские толкования, переворачивающие смысл написанного на противоположный - нормальная и естественная среда англосаксонской политической жизни.Надо уметь понимать, ч...
      7773

      Дуэль.

      Как всё просто и понятно было во время инструктаж! Кто где должен находится, что делать, как взаимодействовать, какие вещи можно трогать руками, а какие - "харам". Народ, загруженный задачами, , стараясь не расплескать доброе и вечное, разошёлся по постам и занялся каждый своим делом."Чайников", демаскирующих позицию вызывающе новым, ещё нестиранным камуфляжем и модня...
      2790
      Сергей Васильев
      28 апреля 12:06

      Как провести выходные?

      Мариуполь - город контрастов. Разбитые дома соседствуют с новенькими и отремонтированными в пропорции примерно один к пятидесяти. Современные гипермаркеты стоят рядом с торговыми рядами в стиле 90х. Вальяжный, внешне неспешный ритм жизни накладывается на чисто южный, кипящий темперамент местных жителей.Мариуполь гостеприимен и словоохотлив. Попробуйте, ...
      4318
      Сергей Васильев
      9 апреля 08:06

      Крепнет и развивается русско-таджикское взаимопонимание...

      МИД Таджикистана, как мальчика, отчитал секретаря Совета безопасности РФ Патрушева, заявив, что никто никогда никаких граждан Таджикистана не вербовал и предложил определиться, кому Россия верит - официальному Душанбе или своим бесстыжим глазам? -А кто же их тогда вербовал-наставлял-нацеливал-сопровождал?-А никто! Самозавербовались, вот! Про самовзо...
      4060
      Сергей Васильев
      22 марта 22:07

      Анонсированный англосаксами теракт состоялся

      В начале марта западные посольства анонсировали теракты в Москве.События в Крокус-сити наглядно продемонстрировали - всё, что западные посольства обещают, их спецслужбы стараются реализовать старательно и в полном объёме.У меня лично нет ни единого сомнения в причастности к теракту ЦРУ, МИ-6, Моссад, и их филиалов в лимитрофных образованиях, типа ГУР...
      7494
      Сергей Васильев
      17 марта 18:36

      Социалистический Путин.

      “Путин, несомненно, один из самых умных и культурных глав государств в новейшей истории России, — писал профессор Дмитрий Ефимович Фурман. — Первый, после Ленина, знающий иностранный язык и ни разу не ошибившийся с ударением… Путина очень многие любят. Некоторые его, естественно, ненавидят. Но он ни у кого не вызывает тех презрительных насмешек и ощущения стыда, котор...
      4751
      Сергей Васильев
      8 марта 07:44

      Дорогие наши дамы! Спасибо за ваши лучшие годы, потраченные на нас…

      Уже весь мир покорно согласился с тем, что наши женщины хороши до безобразия, а так же во время безобразия и после безобразия. И даже отдельные личности, отличающиеся тяжелым характером, но легким поведением... вслед за президентом России, подпишусь, под тем, что и они – самые лучшие, как кабриолет, то есть без крыши…Лет 30 назад я прочел в книге Алексеева "Сокровища ...
      3431
      Сергей Васильев
      27 февраля 21:27

      Диалектика. О борьбе неизбежного с объективным.

      «Господи! Дай мне то, что мне надо, а не то, что я хочу...»Диалектика (по древне-гречески dialegesthai — вести беседу, вести полемику)  — научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений,  их непрерывного развития, движущей силой которого...
      1986
      Сергей Васильев
      25 февраля 14:51

      Про США и Россию - историческое.

      Февраль - это не только время изгнания "наших западных партнеров" в 1813м и разгрома их же под Сталинградом в 1943м. Есть еще одна памятная дата, о которой не стоит забывать, и которые очень сильно между собой связаны. В феврале 1780 году Екатерина II не только отказалась помогать Великобритании в войне с колонистами, но и объявила вооруженный нейтралитет, поставив кр...
      2551
      Сергей Васильев
      25 февраля 13:37

      Мат.

      Вместо эпиграфа:“Нет такой чистой и светлой мысли, которую бы русский человек не смог бы выразить в грязной матерной форме.” Русский мат – это сложная и, безусловно, уникальная языковая и культурная система с большим количеством разнообразных функций, с собственной историей и мифами. Сразу разрушим один из них. Никакие ордынцы, монголы и прочие степня...
      11464
      Сергей Васильев
      20 февраля 20:33

      Преодоление позиционного тупика. Войны под землей.

      «Проблема, регулярно встающая перед всеми военными державами - позиционный тупик и поиск выхода из него. Пока престарелые эксперты, никогда не видевшие настоящую войну, рассуждают о лихих атаках силами бронетанковой дивизии «как при дедах», нормальные люди рассуждают, как сосредоточить ударные группировки численностью более батальона, в условиях технич...
      4564
      Сергей Васильев
      19 февраля 17:50

      70 лет назад КПСС передала Крым Украине.

      Знаменательная дата, однако... Впервые вопрос о передаче Крыма Украине был поднят на заседании Президиума ЦК КПСС (позднее этот орган стали называть Политбюро) 25 января 1954 года. Председательствовал на заседании Георгий Маленков. В итоге партийное руководство утвердило указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» и постановило отпр...
      1591
      Сергей Васильев
      17 февраля 17:04

      Кто будет кормить инвалидов укрорейха?

      Вчера вечером на АШ был опубликован чрезвычайно актуальный пост-вопрос:Будут ли налогоплательщики России кормить небратьев - инвалидов войны?Текст небольшой, поэтому его можно процитировать полностью: «Давно крутится в голове мысль. Вот закончится СВО. Денацифицируем денацифицируемое, присоединим присоединяемое, и со временем станет ребром вопрос о соц...
      23926
      Сергей Васильев
      15 февраля 13:07

      Сначала было слово...

      "Род занятий славян, способ добычи хлеба насущного издревле был самым разнообразным: существовали оседлые, живущие с сохи землепашцы-оратаи, были полукочевые сезонные скотоводы, были и те, кто жил с лова — с охоты. И, разумеется, хочется сделать вывод, что эти, последние, и дали название всему огромному славянскому миру, потому что довлели, доминировали...
      2554
      Сергей Васильев
      11 февраля 21:41

      Записка об анархистах.

      Среди тайных исторических документов начала XX века есть один документ, малоизвестный и самый интересный. Это “Записка об анархистах” министра иностранных дел Российской империи графа Владимира Николаевича Ламздорфа (1841—1907). Записка датирована 3 января 1906 года и предназначена лично Государю Императору. Содержание документа выходит за рамки вопроса ...
      2942
      Сергей Васильев
      21 января 12:49

      Ленин, как часть истории.

      Любой политик, чьё наследие спустя сто лет с момента смерти вызывает такой неподдельный интерес и столько дискуссий, мог бы считать свою жизнь удавшейся.Ильич вошёл в историю Отечества прочно и навсегда, стал неотъемлемой её частью. А историю надо изучать внимательно и беспристрастно. Ленин писал: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Вот и будем учить...
      1837
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика