Мотивация при капитализме: денег много не бывает?

6 362

Широко известна фраза: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли».

Но далее мы не задумываемся, а почему так происходит? Мы как-то свыклись с идеей, что высокая прибыль, деньги сами по себе являются достаточным стимулом даже для того, чтобы совершить преступление. Именно эта фраза является краеугольным камнем в философии капитализма, по мнению большинства, она объясняет неизбежность и непреодолимость капитализма как основной формы социально-экономических отношений. Но так ли это?

Я ни в коем случае не опровергаю данное утверждение, ибо сам убедился, насколько притягательными могут быть большие деньги и как они могут стимулировать деятельность пусть даже и не долго по времени. Я понимаю, почему алчность названа смертным грехом: крысиные бега за прибылью затуманивают сознание и совесть, часто приводят к преступлениям и неблаговидным поступкам.

Но если вдуматься, то все-таки ЧТО стоит за этим стимулом? Почему всё возрастающий доход, желательно измеряемый десятками и сотнями процентов годовых, является таким сильно одурманивающим стимулом деятельности?

Важно упомянуть один нюанс. Было проведено исследование, согласно которому для достижения максимума материального «счастья» достаточно определенной суммы денег и при превышении этого уровня удовлетворение от количества денег падает. Это понятно: если человек имеет, скажем, в месяц 100 тыс. у.е., то он может себе позволить максимально комфортный уровень жизни, доступный при современной технологической ступени развития нашей цивилизации. Поэтому и б(о)льшего количества денег в принципе не нужно.

Главное для меня - объяснить процесс постоянного накопления. Действительно: как объяснить поведение какого-нибудь пресловутого олигарха с его кубометрами зеленой макулатуры по продолжающемуся накоплению этой самой макулатуры?

Данное поведение отчасти объясняется стремлением к удовлетворению потребности в безопасности. Люди всегда делали запасы, чтобы пережить тяжелые годы. В ситуации с олигархами эта потребность в безопасности чрезвычайно гиперболизирована, доведена до крайне извращенного уровня. «Умри ты сегодня, а я завтра», — таков девиз капиталистической конкуренции. Выжить любой ценой, даже ценой жизни миллионов людей. Такое вот дурное стремление к выживанию, выживание не ради жизни, а ради инстинкта выживания. Но это недостаточное объяснение.

В структуре мотивации мещанина основное место занимает определенный вид побудителей деятельности. (Далее я буду употреблять термин «мещанин», характеризующий менталитет накопительства и потребительства вне зависимости от социального статуса его обладателя).

Я считаю, что здесь ключевым внутренним механизмом мотивации, как и во всех других формах деятельности, является стремление к позитивным эмоциям и переживаниям (для простоты буду употреблять слово - удовольствие). Подробнее об этом см. в первой части "От спокойствия к блаженству: иерархия удовольствий". Именно стремление к удовольствию является ядром деятельности по накоплению капитала.

С одной стороны, мещанин получает удовольствие от сопутствующего большим деньгам удовлетворения социально-иерархических и доми амбиций (потребность в уважении и власти), выражением которых является «элитный» уровень потребления и воображаемая «зависть окружающих лузеров».

С другой стороны, мещанин получает удовольствие от самого процесса накопления, без оглядки на количество уже накопленного и последствия такого накопления. Именно потребность в позитивных переживаниях по сути заставляют капиталиста постоянно накапливать и накапливать капитал так, что человек становится его рабом и для дальнейшего получения удовольствия ему нужна новая порция капитала.

Как-то в одном из своих интервью самый одиозный олигарх 90-х Березовский лаконично ответил на вопрос, в чем он видит смысл жизни: «В экспансии».

 Экспансия — это процесс непрерывного направленного вовне роста, как правило, за счет и в ущерб другим элементам системы. Очень, кстати, напоминает модель поведения раковых клеток. Накопление, прирост капитала — это экспансия по шаблону раковой опухоли. Но сам субъект экспансии получает удовольствие от этого процесса.

При этом совершенно не важно абсолютное количество уже накопленных активов (денег, ценных бумаг, прочих объектов накопления и инвестирования). По сути деньги теряют свою основную функцию — меновую. И как ни парадоксально, они теряют даже функцию накопления, потому что накопление без расходования (меновой функции) бессмысленно. Деньги превращаются в идол, золотой телец. Накопление ради накопления. Цифры на счете ради цифр на счете. На первый план выходит удовольствие не от личного потребления (удовлетворяющего физиологические потребности) или от помощи другим. На первый план выходит удовольствие от показного потребления (покупка ради покупки, не расходующая по сути капитал, а просто переводящая его в другую форму накопления), от экспансии - прироста капитала.

Именно стремление к удовольствию является определяющим мотивом поведения любого капиталиста в его дурной бесконечности накопления капитала. Именно зависимость от этих позитивных переживаний, связанных с приростом капитала, заставляет его проворачивать свои финансовые операции-махинации снова и снова. Это соответствует поведению лабораторной крысы, которая безостановочно нажимает на рычажок, стимулирующий зону удовольствия в мозге, в погоне за удовольствием она теряет связь с реальностью, отказывается от еды и сна и неминуемо погибает. Только в случае с капитализмом гибнет все окружающее: ради удовольствия от новой дозы прибыли капиталист готов убивать тысячи людей, уничтожать природу и разорять конкурирующие предприятия.

Это извращенная форма получения удовольствия. Это подобно поведению террориста, маньяка, извращенца, которые свои потребности в удовольствиях удовлетворяют за счет страданий, здоровья, жизней других людей.

Как общество страдает от религиозных и политических террористов, так же оно страдает от террористов экономических в лице олигархов. Раковая опухоль есть раковая опухоль. От нее надо избавляться. Желательно на ранней стадии. Как здоровое общество сочувствует и старается вылечить психически больных, так же оно должно относиться к одержимым золотым тельцом, зараженных вирусом мещанского менталитета.

Как лечить людей, зараженных вирусом мещанского менталитета? Если кратко, то научить, приспособить их получать позитивные эмоции и переживания не через накопительство и удовлетворение своего «эго» на фоне принижения и страданий окружающих людей, но с помощью здоровой творческой активности: в форме любви, помощи и заботы о других людях, научной, художественной деятельности и пр. Об этом подробнее см. в первой и второй частях цикла статей.

Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

«Общественное мнение превыше всего»: зачем Израилю большая война с Ираном

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал провокации Израиля в отношении Ирана.–Зачем, по Вашему мнению, Израиль вс...

Знания погибшей цивилизации.

Изучения имеющийся информации о недавнем прошлом, позволяет нам сделать вывод что в середине 17 века произошла глобальная катастрофа которая затронула все континенты Земли, и привела к ...

Обсудить
  • Каша. Олигарх, капиталист, мещанин. Это разные люди с разными целями и мотивацией.
  • Разные расы - разные люди и соревноваться должны расы национальности, народы. Собрали одну команду из всех, кто с кем соревнуется, при чем здесь Франция если играют сборные мира между собой. Перестаньте платить спортсменам, спорт профессиональным быть не может. Национальный спортивный фонд, это взносы, пожертвования и лотереи.
  • мотивация при капитализме это жить в постояном страхе боясь однажды не обслужить кредит.
  • Хорошо, продолжайте про эту низшую стадию развития.