Кудесники, беседка Грина и ледяная дорога. Ради чего стоит приехать в Архангельск

7 995
© Сергей Яковлев/ ТАСС

Когда я начинаю рассказывать, какие достопримечательности есть в Архангельске, чаще всего звучит слово "набережная". Так уж исторически сложилось, что большинство памятников, исторических да и современных точек притяжения сосредоточено либо на берегу Северной Двины, либо в шаговой доступности от нее

Город вдоль реки

Архангельск — длинный и узкий город, он растянулся на 45 км вдоль Двины, и до не столь уж давнего времени вся жизнь была сосредоточена буквально у воды. Лишь в ХХ веке стали строить дальше, чем за километр от реки. И сейчас набережная — это центр активной жизни, а городом в Архангельске до сих пор называют часть от моста до моста: от железнодорожного до Кузнечевского, который ведет на остров Соломбала. Таксистам так и говорят: "По городу". От моста до моста протянулась и городская набережная, это 7,5 км. Чтобы обойти ее уличные достопримечательности, потребуется как минимум день, а зимой, которая длится примерно до середины апреля, еще и дополнительный аккумулятор для телефона.

Про Архангельск некоторые говорят: доска, треска и тоска. Но в наши дни с этим можно поспорить. Дерево сейчас используют для создания жанровых скульптур, треска по-прежнему популярна, про нее рассказывают на исторических пристанях, и есть даже маленький памятник трескоеду — все это и многое другое успешно помогает бороться с тоской.

Зимой восторг приезжих, особенно из южных регионов, вызывает возможность прогулки по самой Двине. "Смотрите, люди по реке ходят! Мы тоже хотим!" — это обычная реакция и студентов, и солидных бизнесменов на каком-нибудь форуме. В районе Гостиных дворов, в самом центре города, начинается ледовая пешеходная переправа на остров Кегостров, она оборудована деревянными мостками и фонарями.

© Ирина Скалина/ ТАСС

Примерно посередине находится фарватер, естественно, там вода и мелко колотый лед. Через канал положены деревянные мостки с перилами, на время прохода судна их убирают, затем ставят заново. Честно скажу, я по переправе в последние годы ходила только ради кого-то из иногородних гостей: вдоволь находилась по ней в детстве. Вот сейчас опять вышла для подготовки материала, чтобы сделать фотографии. Вид с реки на город, конечно, захватывающий. А еще реку здесь, оказывается, не только люди переходят. Судя по следам, пробегают и зайцы, и даже лисы.

Что касается вида — это центр города, как раз историческая его часть: самое старое здание Архангельска — Гостиный двор и Красная пристань. Все это отлично видно. Можно сравнить с панорамой города конца XIX — начала XX века. Мозаику с таким видом сделал архангельский художник Сергей Звягин, она находится совсем недалеко от набережной, напротив главпочтамта. В советские времена огромный стенд сообщал о результатах соцсоревнования Архангельска, Вологды и Мурманска. В чем они соревновались, никто уже и не помнит, стенд долгие годы пустовал, в конце 2023 года это исправили. Кстати, мозаика для украшения фасадов вообще характерна для Архангельска, ну и такая вот дань памяти Михаилу Ломоносову, который как раз и был человеком, воссоздавшим мозаичное дело в России.

Крылатые кудесники

Если вернуться к переправе, то именно там на парапете набережной находится фигурка первого архангельского кудесника. Как говорит автор проекта Денис Железников, идея миниатюрных фигурок в разных частях города, конечно, не нова, но архангельские мини-скульптуры имеют ярко выраженный локальный колорит.

Первый из них держит щепную птицу счастья. Второй — с алмазом, поскольку в Архангельской области находятся единственные в Европе алмазные месторождения, причем совсем недалеко от столицы региона. Девочка-кудесница держит традиционную каргопольскую птичку-свистульку. Она любимица горожан и туристов, на ней всегда шарфик и шапочка, а порой и украшения.

© Ирина Скалина/ ТАСС

Название "кудесники" прижилось сразу, по-другому бронзовых человечков сейчас и не называют.

— Нужно было как-то их назвать, чтобы название было запоминающееся, северное, поморское. В основе слово "кудеса", что значит "чародейство", "волшебство". Я нашел его в словаре Бориса Шергина. Получилось, что кудесники — хранители Севера, они отождествляют в себе и смыслы, и даже сказочность Архангельской области. И видите, он с крылышками, как ангел, тоже в каком-то смысле символ Архангельска.

Денис рассказывает, что он провел исследование центральной части Архангельска на предмет наличия различных памятников и скульптур, а также возможных локаций для размещения.

— И пришел к неутешительному выводу, что из примерно 35 объектов только пять были не связаны с войнами. А ведь у Архангельска отличные предпосылки для развития сказочной и фантазийной составляющей.

Сказочный Архангельск

Наш город действительно ассоциируется со сказкой, не так ли? Достаточно вспомнить Степана Писахова — известного архангельского сказочника и художника. По имени, правда, его знают больше на родине, в Архангельске, хотя мультфильмы по его сказкам видели многие: "Вечны льдины", "Апельсин", "Перепелиха". "В стары годы девкам в приданое первым делом вечну льдину давали, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем и в чем за реку ездить…" Или: "Пингвины у нас хоть и не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят, с бубном, а бурым медведям ход настрого запрещен, потому [что] север, бурым медведям ходу нет!" Или: "Перепелиха первым делом медведя на бессознательность уточнила, домой поволокла, как вещественну доказательность еёйного страху". Построение фраз своеобразное, для поморской говори (поморская говóря — древнейший язык беломорских поморов, язык русского субэтноса, который наряду с языком балтийских поморов — колбягов и языком балканских славян стал одним из прародителей современного русского языка) характерны укороченные окончания прилагательных, а если не читать, а произнести вслух, то звучит это все очень самобытно.

— А вот иногородние туристы, к сожалению, этого имени не знают, большинство не слышали, в отличие, допустим, от того же Павла Петровича Бажова, сказы которого известны больше, — поделилась своими впечатлениями экскурсовод Елена Дорофеева. — Но зато, когда мы говорим про мультфильмы по сказкам Писахова и Шергина, начинают вспоминать: да, мы действительно видели, да, это что-то такое интересное было. А если скажешь несколько фраз из сказок Писахова, да еще используя наш диалект, нашу поморску говорю, то тут уже, конечно, люди остаются просто покорены этими фразами, его сказками.

Памятник Степану Писахову © Ирина Скалина/ ТАСС

Памятник Писахову стоит на пешеходной улице Архангельска — Чумбаровке, если официально, то это проспект Чумбарова-Лучинского. Писахов стоит без постамента, чуть-чуть повыше тротуара. Писатель был невысокого роста, около 150 см. Скульптура сделана так, чтобы можно было "пообщаться". Часто можно наблюдать такую картину: идет или даже бежит по своим делам студент или солидный дядька с портфелем, останавливается, жмет руку Писахову и бежит дальше…

От Писахова по одной из старейших улиц города — Поморской — можно вернуться на набережную к следующему кудеснику. Это купец с солью в одежде XVI–XVII веков. Соль тогда была стратегическим товаром. На территории нынешней Архангельской области было несколько известных центров солеварения. Это Нёнокса, которая находится вблизи беломорского побережья и сейчас больше ассоциируется с испытательным полигоном ВМФ, и Сольвычегодск — город на юге региона, где произошло становление династии Строгановых.

Примечательные сваи

Набережная в районе Поморской — новая, еще несколько лет назад вдоль реки здесь не было сквозного прохода, берег был заброшен и захламлен. Как ни странно, часть того, что считалось мусором, стало одной из главных достопримечательностей. Когда здесь возводили "парящий променад", планировали демонтировать старые деревянные сваи, торчащие из воды.

— Я подключился на последнем этапе, общаясь с главой администрации Дмитрием Моревым, — рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов. — И я уперся, что давайте сохраним все-таки эти сваи. И они, конечно, очень не хотели. Решение об устранении этих свайных остатков было принято. Ну что там, мусор какой-то. Хотя я бы посмотрел на рабочих, которые начали бы эти сваи демонтировать… Это не просто сваи, частокол такой, это клетки. То есть четыре сваи и четыре поперечины. Получается такая ячейка, и она завалена колотым гранитом. Следующая ячейка к ней пристыкована, также завалена колотым гранитом. Это череда таких ячеек.

Даже зимой они торчат у берега, напоминая на фоне современного пейзажа в североевропейском стиле, что вообще-то здесь была одна из самых оживленных пристаней города — Буяновая. Сюда приставали поморские шхуны и карбасы, привозили морского зверя, разную рыбу, например треску, свежую, соленую, сушеную и вяленую, и отсюда доставляли на рынок.

— Привозили сюда сено с островных территорий, из Заостровья, потому что сено — это же бензин того времени. Здесь травы не было, здесь болотина, а там заливные луга. Соответственно, заостровские крестьяне делали бизнес, он был на сене как раз. Это была такая очень активная, не только пассажирская, но и хозяйственная пристань.

Пароход "Коммунар" © Ирина Скалина/ ТАСС

Сейчас отсюда на острова в дельте Двины летом ходят речные трамваи, а в ледоход и осенью, в ледостав — буксиры. Один из старых трудяг-пароходов "Коммунар" еще совсем недавно возил людей на острова, его было решено поставить на Красной пристани. "Коммунар" был построен в 1940 году, и это первый пароход, созданный в Архангельске методом сварки. До этого все корпуса были клепаные. Небольшое с виду судно могло перевозить 260 человек.

— Чем еще знаменит "Коммунар"? — спрашиваю Евгения Тенетова.

— Тем, что он с 1940 по 2019 год практически беспрерывно работал. И всю войну. Есть фотографии, немецкая аэрофотосъемка Архангельска во время бомбардировки в 1942 году, "Коммунар" попал прямо на эту фотографию. Он находился на середине реки. Представьте себе, идет бомбардировка города, немцы летают, бомбят и фотографируют, а люди на этом маленьком пароходике плывут через Двину…

Красная пристань — это, можно сказать, парадная пристань города. Раньше она назвалась Соборной. Сейчас это скорее место для прогулок, хотя иногда в рейс отсюда тоже выходят или приходят из рейса суда, например, как-то именно сюда вернулся рейс Арктического плавучего университета на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов". К Красной пристани причаливает самый старый в стране пароход-колесник "Гоголь". Но это летом, а зимой отсюда можно посмотреть на корабли, идущие по фарватеру, тому самому, через который ведут мостки на пешеходной переправе.

Родина "Алых парусов"

Для полного погружения в историю и лучшего обзора можно смотреть из так называемой беседки Грина — большого деревянного павильона. В отличие от стойких свай, беседка была воссоздана по образцу той, которая стояла здесь в конце XIX — начале XX века. Имя Александра Грина — больше из романтических соображений, правильнее ее называть Голицынской беседкой, потому что инициатором ее возведения был архангельский губернатор Николай Голицын — князь, который, прибыв в Архангельск из Петербурга, предложил благоустроить прилегающую к набережной территорию.

Ему было сказано, что в городской казне денег на такое нет, и он выделил собственные средства на создание скверика, в котором под деревянным футляром был размещен домик Петра Первого, в 1934 году перевезенный из Архангельска. Теперь он представлен в музее-заповеднике "Коломенское — Измайлово" в Москве. Пространство вокруг оформили в стиле модерн, в том числе поставили беседку. Место было оживленное, от пристани постоянно уходили всякие арктические экспедиции, их провожали всем городом, и беседка постоянно попадала в кадр.

© Ирина Скалина/ ТАСС

Александр Грин в 1910–1912 годах на Севере был в ссылке, сначала жил на Кегострове, потом в самом Архангельске. По воспоминаниям современников, в этом районе он прогуливался, в том числе и у беседки. Гулять в Архангельске тогда было особо негде, так что, скорее всего, это правда. Считается, что именно в Архангельске Грин придумал "Алые паруса". Впрочем, здесь их даже не надо было придумывать, достаточно было посмотреть на реку.

— Когда Грин смотрел из этой беседки на Северную Двину, она вся была забита парусными поморскими шхунами, у которых паруса имели темно-терракотовый цвет, — объяснил Тенетов. — Ткань такая была, поморы пропитывали парусину тюленьим жиром, а он при засыхании вот такой цвет придавал. При должном воображении и освещении вполне сойдет за алые. А тогда Двина просто вся в парусах была. Абсолютно. У каждого в каждой поморской артели была двухмачтовая шхуна.

В Северном морском музее беседку называют беседкой Грина — Самойловича. Рудольф Самойлович — знаменитый полярный исследователь, в то же самое время был в ссылке в Архангельске и тоже вполне мог там прогуливаться. В Архангельске он стал секретарем общества по изучению Севера, познакомился с Владимиром Русановым и в 1912 году отправился с ним в экспедицию на Шпицберген.

Деревянные скульптуры

В 1912 году из Архангельска отправилась и экспедиция Георгия Седова, который намеревался достичь Северного полюса. Седову в Архангельске поставлен бюст, а несколько лет назад на Красной пристани появилась композиция с Седовым и двумя его спутниками — Григорием Линником и Александром Пустошным, а еще собаками, с которыми он вышел в последний поход к полюсу. Композиция эта деревянная, в отличие от традиционных памятников ее можно трогать и даже лазать по ней, чем дети обычно с удовольствием и занимаются.

Таких жанровых деревянных скульптур на набережной несколько. Еще есть портовые грузчики, фонарщик и фотограф, он же городской голова Яков Лейцингер. Это знаковая фигура для Архангельска. Во-первых, это известный фотограф, запечатлевший город и его жителей начала ХХ века. Он был не только салонным фотографом, а, можно сказать, первым фотохроникером, фотолетописцем Архангельска.

А еще четыре раза подряд он избирался на должность городского головы. Он увеличил городские доходы, построил несколько школ, проложил водопровод, при нем было начато строительство электростанции и трамвайных путей. В деревянной композиции воспроизводится сцена фотосессии в старинном салоне, можно попозировать вместе с ее участниками.

Скульптура фотографа Якова Лейцингера © Владимир Смирнов/ ТАСС

— Для иногородних, ну, какой-то фотограф стоит. Но тем и хороша жанровая скульптура, что, отталкиваясь от имени, человек может раскручивать историю, ниточку и знакомиться с тем, что это был за человек и почему именно его фигура здесь поставлена, — рассказывает Елена Дорофеева, отмечая, что ее туристам эта композиция очень нравится.

Хотя когда деревянные скульптуры только появились, в городе на них отреагировали неоднозначно. Несмотря на то что дерево — традиционный для Архангельска материал, сначала горожанам деревянные статуи не очень понравились.

— Я спрашивала автора — художника Александра Менухова, а почему такие грубые черты? Александр объяснил, что он брал за образец наивную деревянную скульптуру, как изображали в деревенских храмах святителя Николая, или Параскеву Пятницу, или Георгия Победоносца. Что, в принципе, было характерно. И вот изобразил он таким образом, — уточнила экскурсовод.

Историческую поморскую составляющую поддерживает и кудесник-трескоед. На нем классическая одежда поморов, в которой они добывали рыбу и зверя, а еще такие важные элементы, как карбас, сети и бочки. Чтобы увидеть этого кудесника, нужно дойти почти до железнодорожного моста. Кстати, Денис Железников говорит, что квест с кудесниками еще не завершен, планируется изготовить еще три фигурки. Одна из них будет точно с козулей — традиционным архангельским пряником. А вот насчет остальных — пока секрет.

Подробности на ТАСС

Датская угроза

Датчане — храбрые люди, наследники викингов. В 1397 году они даже объединили в рамках Кальмарской унии Данию, Швецию и Норвегию. Учитывая же, что Норвегии тогда принадлежали также Гренл...

"Это будет денежная афера века. Денег лишатся все". Экономист раскрыл тайну
  • alexman
  • Вчера 14:06
  • В топе

Известный российский экономист Валентин Катасонов сделал предупреждение, которое при кажущейся на первый взгляд абсурдности, при детальном рассмотрении может оказаться правдой, способной поставить...

Обсудить
  • Я :heartpulse: Архангельск!
  • город тоски и доски,,,,,, был, да весь вышел, кроме тоски нет нечего абсолютно, украсть даже нечего, бедные чинуши :weary: :weary: :weary: :weary: :weary: :weary:
  • Спасибо!
  • Шергин - великий писатель!