Факты, смыслы и ценности нашей жизни.

0 230

Часть вторая. Ценности нашей жизни.

В первой части материала мы рассуждали о фактах, смыслах фактов и смыслах ценностей (см. Первую часть материала), теперь поговорим о самих ценностях.

Основное различие в ценностях, которые наполняют нашу жизнь, с точки зрения их приобретения, заключается в том способе, которым они оказываются в зоне наше жизненного интереса.

Высшая ценность, это всегда тактическая ценность, актуальная в данный момент времени; она назначается самим человеком, и, как правило, служит в качестве цели для преодоления кризисных явлений на определенном этапе жизни. Высшая ценность обеспечивает количественный рост; она может существовать для конкретного человека или группы людей.

Два примера: человек, духовно пристроенный к реальности, решил стать финансово обеспеченным, и сделал своей высшей ценностью материальный достаток. Стремление к этой ценности проявило идеал, например Бил Гейтс, свет этого идеала вывел его на дорогу к получению материальных благ, и он приступил к своему обогащению.

Второй пример: очень богатый человек, вспомнил о духовности и назначил своей высшей ценностью духовный рост. Стремление к этой ценности проявило идеал, например Карлос Кастанеда, который осветил путь, и товарищ, что называется, «по пёр» в духовность. 

Все высшие ценности субъективны и потому относительны. (подкат) То, что голодающей «духовности» представлялось высшей ценностью в виде материального достатка, для богатого человека не являлся даже объектом бытового интереса, и наоборот, духовный рост, который был естественным состоянием для нашего книжника, оказался желанным результатом для заигравшегося с материальными благами бизнесмена.            

Высшая ценность, которая выполнила задачу количественной трансформации, - «мало денег-много денег» или «мало духовности-много духовности», - и вывела человека на неизвестный для него уровень существования, с определенного момента, перестает быть ценностью и становится полезностью.

Полезность обеспечивает дальнейшее движение по горизонтали, - прогресс, - тиражирование результатов роста, распространение их на всё более обширное жизненное пространство.

После достижения результата, идеал освещавший дорогу к поставленной цели претерпевает изменение и превращается в идола.

Из двух приведённых примеров, мы видим, что высшая ценность может располагаться как на уровне «фактов – событий» материального мира, в нашем примере это материальный достаток, а может на уровне «смыслов – идей», - идея духовного роста, иллюстрирует такое расположение, но ни одна ни вторая история не будет иметь отношения к духовному уровню бытия, собственно от куда и берут свое начало истинные ценности. С ними сложнее.

Истинные ценности. Их основное отличие от высших ценностей заключается в том, что истинные ценности не принимаются декларативно, не назначаются нами и не могут быть привнесены в нашу жизнь усилием воли.

Они, - истинные ценности, - возникают только тогда, когда мы начинаем стремится за горизонт обыденной жизни, пытается размышлять об Истоках, и не просто размышлять, а старается эти Истоковые реальности для себя как-то интерпретировать….

Тот же условный человек, - книжник или бизнесмен, - у которого, в силу каких-то обстоятельств, пробудилось желание ответить на вопросы: «кто я?», «для чего я?», «откуда я, и куда?», - постепенно выходит на представление о том, с чего всё начиналось, и куда всё движется, которое, конечно же, соответствует его уровню осознания реальности.

Он начинает свои представления уточнять, аргументировать, обустраивать под себя всякими допущениями, предположениями, концепциями.

Естественно, что в процессе такой работы представление об Истоковой реальности у человека будет меняться, но в этом процессе критично важно сохранить личностное участие. Важна не сколько точность и корректность выводов, сколько индивидуальный подход. Опыты других людей, должны оставаться вдохновляющим примером, но не маяком, выводящим на кем-то пройденную, обустроенную, но не свою дорогу.

Допустим, что в результате такого поиска и рассуждений человек приходит к варианту истоковой реальности, под названием «Бог».

Конечно же первым делом он вольно или не вольно постарается выяснить для себя характер отношений, которые связывают его с этим Истоком, и тут возникают варианты.

Если отношения между человеком и Богом ему представляются как отношения «раба и господина», или, похожий вариант, «слуги и царя», то истоковая реальность для него вырисовывается в виде «Бога – карающего демиурга»; тогда толкование подобного Истока неизбежно приведет к появлению в его реальности таких ценностей, как: страх перед Богом, покаяние, смирение в стиле церковной пришибленности, с обязательным выводом: «мир во зле лежит».

Стремление к Истоку в таком представлении порождает соответствующий идеал: «Бог осуждающий и разящий», - непреклонный в своих решениях и требующий жертвы во искуплении грехов человека.

Если же отношения между человеком и Богом формируются по принципу Небесной семьи, в которой человек является сыном Бога, то Истоковая реальность проявляется в виде «Бога-милосердного Отца», соответственно толкование этого представления об Истоке наполняет жизнь человека такими ценностями как благодарность к Отцу, любовью к ближнему и братское служение; и вместо мира лежащего во зле, появляется мироздание дружественное ко всему человечеству.

Стремление к Богу, когда Он «есть любовь», проявляет идеал: Иисус Назарянин, - который раскрыл эту любовь людям, прожив с вместе с нами свою земную жизнью.

Далее. Мы обязаны допустить, что наш условный человек, в результате поиска, рассуждений и умозаключений пришёл к пониманию Истоковой реальности и определил её как «точка», или «большой взрыв», или «вселенский разум». Какие истинные ценности появятся у человека в результате интерпретации такого Истока? Скорее всего никакие, а значит и единственными ориентирами для него останутся назначенные им же высшие ценности.

Я не собираюсь выносить оценочные суждения типа: «жизнь только с высшими ценностями это плохо, а с истинными хорошо», но то, что жизнь замкнутая на себя, выглядит и звучит значительно беднее, для меня очевидно.

Истоковая реальность должна быть Истоком всего, и личностной (человек) и неличностной (энергетической) реальности.

Отношения к энергетической реальности не так важны для осознания человеком своего предназначения, хотя и могут играть не последнюю роль, например, наши отношение с природой, но критично важными являются взаимодействие с личностным выражением Истока.

На том конце отношений с вечностью есть личность, с которой мы можем поддерживать связь.

Строить отношения с «точкой» - абсурдно, бояться или любить «большой взрыв» - бессмысленно, говорить о милосердии или прощении в исполнении «вселенского разума», - нелепо, в этом случае отсутствие личностного аспекта отношений означает разрыв связи с Истоковой реальностью, а восстановление связи, которое по латыни звучит как re-ligare (религия), вселяет надежду на обретение своего космического статуса, уверенность в продолжении жизни, и даёт повод говорить о ценностях посмертия. (См. пост: «Религия. Когда слово не виновато».)

Истинные ценности, в отличии от высших ценностей, стремление к которым приводят к осязаемым результатам, действуют иным, отличным образом; они постепенно, и не всегда осознанно, пропитывают ткань нашей жизни, и с определенного момента она начинает качественно преображаться.

Истинные ценности обязательно откорректируют наше отношение к фактам материального мира, а потом без их участия будет невозможно подбирать те высшие ценностей, которые определяют текущее целеполагание нашей жизни.

Даже высшие ценности никогда не бывают статичными, конечно, если в процессе обретения опыта взаимодействия с ними, не девальвируют до полезностей.

Истинные ценности каждый раз по-новому раскрывают себя в нашей жизни хотя бы по тому, что наши представления об Истоковой реальность меняются по мере нашего духовного взросления, а значит и опыт взаимодействия с ней, - её понимание и толкование, - привносит в нашу жизнь все новые и новые смыслы.

Значимость человеческой жизни заключается именно в росте ценностей. Только в опыте проживания жизни ценности могут быть преобразованы из материальных в духовные, из человеческих в божественные, из временных в вечные.

Человеку предстоит последовательно пройти все уровни взаимодействия с реальностью, пропустить прохождение одного из них крайне не желательно. Мы обязаны собрать для себя в привлекательную мозаику смыслы основных фактов нашей жизни, иметь опыт выбора высших ценностей духовной направленности, и устойчивый навык привнесения в свою жизнь истинных ценностей, через токование Истока, и только после этого мы приближаемся к осознаю абсолютной ценности, которой является любовь Бога.

Попытка оседлать Абсолютную ценность в личном опыте или сделать её общедоступной идеей в опыте общественного служения, ни к чему хорошему не приводит. Абсолютная ценность превращается в лозунг, шаблон, она начинает звучать как треснувший колокол.

Абсолютная ценность имеет отношение к Абсолютному, - вечному и бесконечному, - уровню бытия, а человеческий разум неспособен родить какое-либо окончательное представление о бесконечности.

Только человек желающий познавать волю Бога, и стремящийся всей полнотой жизни выразить любовь Бога, может отождествляет себя с планом Бесконечного и целью Вечного. Именно так и поступал человек и Бог - Иисус Назарянин.

Абсолютная ценность всегда носит объединяющий характер она притягательна для всех.

Воля направленная на Абсолютную ценность проявляет идеал, - милосердный Отец, - свет которого делает окружающий нас мир более прозрачным, и освящает путь к Богу, - путь само претворения в вечности.

После того, как в жизни человека появляются высочайшие (истинные и абсолютные) ценности, возрастание идеалов происходит в геометрической прогрессии, а способность жить в соответствии с этими идеалами, возрастает в прогрессии арифметической, отсюда неизбежное напряжение.

                                          

Нам не нужно рассчитывать на то, что мы проживём эту жизнь в соответствии со своими высочайшими идеалами, однако в наших силах оставаться преданными цели: найти Бога и быть подобным ему.

Внутри нас всегда свет, задача убрать из себя ту тьму, убрать тот «темный абажур» из некорректных смыслов, лукавых идей и неудачно выбранных ценностей, которые мешает этому свету заливать пространство во круг нас.

О целях. Мы сказали несколько слов о динамичности ценностей, теперь остается вспомнить и о динамичности целей.

Любая цель, которая является частью нашей реальности, цель, лежащая в пределах досягаемости, неизбежно превращается в ловушку по мере её достижения.

Чем труднее поставленная задача, тем сложней её решение и тем вожделеннее результат; и тем больше вероятность того, что полученный результат превратиться в самодостаточное и самодовлеющие обстоятельство нашей жизни.

С трудом достигнутая цель, самим фактом достижения, провоцирует тиражирование этого достижения и увеличение масштабов его применения.

Когда комната в съемной квартире, путём невероятных усилий превращается в отдельную и благоустроенную квартиру, необходимость увеличение метража или приобретение небольшого домика за городом, становится практической неизбежностью. Ну а дальше пол-дома «на югах», ещё одна машина в гараже, и человек уже стоит на пути, по которому невозможно пройти до конца…

Результат такого целеполагания всегда печален, потому, что тот человек, который достигает поставленной цели всегда существенно отличается от человека, который эту цель ставил.

Результат может быть и трагичен, если на вопрос: «…а за чем мне все это было нужно» - времени отвечать уже нет…

Без достойной цели жизнь становится бессмысленной и бесполезной. Если человек неразборчив в выборе целей, он опускается на фактологический (животный) уровень существования; и это означает, что он не смог воспользоваться всеми преимуществами своего эволюционного бытия: материальной сметливостью, нравственным выбором и духовной одаренностью.

Наши представления о Боге меняются по мере реализации стремления к нему; истинные ценности обретают новое звучание, – по новому раскрываются в нашей жизни.

Опыт осмысления фактов материального мира и опыт обретения ценностей, является благом, если он приводит к расширенному представлению о красоте, утверждает человека в нравственных подходах и провоцирует проницание духовных реальностей.

Факты, смыслы и ценности нашей жизни, объединенные волевым устремлением познать Бога, ложатся в основу пытливого и любвеобильного характера человека, - дитя Бога, - брата всех живущих на земле.

Источник: Алексей Дмитриевский. ( журнал Сноб) 

Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...