Станица Островская. Бороды не брить,платья немецкие не носить.

1 2621

История станицы Островской Даниловского района – неотъемлемое звено общей истории Донского казачества, его многовековой борьбы за свободу и достойную жизнь.

И графу пришлось уступить.

Более двухсот лет назад на том месте, где сейчас расположен центр станицы Островской, был остров. Здесь в 17-18-м веках скрывались преследуемые раскольники – старообрядцы, в числе которых была бабушка богатого графа Шувалова. Чуть поближе озера Ямного, окружавшего остров, ей был построен каменный дом. Граф дал ей работников, которые ухаживали за ней, вели хозяйство. После смерти ее похоронили на том месте за озером, где сейчас кладбище староверов. А самыми первыми поселенцами на острове были Тушкановы, потому и поселение называлось поначалу Тушканов городок. Это было время, когда крестьяне бежали из центра России.

Потом городок стали заселять из донских станиц по жребию: из Арчединской, Александровской, часть – из Трехостровской, расположенной на Дону. Так что название произошло или от того, что поселение было на острове, или его принесли с собой бывшие жители Трехостровской. Поскольку население Островской стремительно росло, между казаками и жившими неподалеку крестьянами графа Шувалова часто происходили ссоры из-за земель и лугов. Дело дошло однажды до того, что казаки, взяв колья, выгнали с лугов крестьян, и графу пришлось спорную территорию уступить. После заселения станица Островская была включена в Усть-Медведицкий округ. В ней было построено здание правления с кабинетом для атамана, комнатой сидельцев, которые наблюдали за порядком, арестантская комната станичного судьи.

Первое письменное упоминание о поселении на наших землях относится к 1700 году. Прибывший с Дона в Москву атаман зимовой станицы Пахом Сергеев сообщал, что к концу века на берегах Медведицы насчитывается 17 станиц. Население трех верхнеостровских станиц было невелико: 62 строевых казака и столько же семей, да 46 бурлаков. Однако численность быстро росла за счет старообрядцев и беглых крестьян.

Народ в станицах проживал воинственный. В 1700 году казаки трех верхнемедведицких станиц подошли к стенам Дмитриевска (Камышина) и потребовали от его жителей, чтобы впредь люди бород не брили, платья немецкого не носили, старой веры не меняли и в том государя не слушали, а были б с ними, казаками, заодно. В том же году в зиму на новый 1701 год казак Черногаевской станицы Нестерко Зиновьев послал новопоселившихся станичников к Дмитриевску отыскать у служилых табун лошадей, чтобы далее ехать по городкам, по Медведице и поднимать станицы. На его призыв отозвались многие, и в 1708 году мятежные городки были преданы огню и мечу. После экспедиции царских войск исчезли с лица земли Черногаевская, Неврюевская (Галюгаевская) и Бурлуцкая станицы. Многие казаки погибли, а часть ушла на Куму и Кубань с Иваном Некрасовым.

Как трудились и строились

С середины 18-го века жители Островской стали все больше внимания уделять земледелию, а с конца века оно стало главным видом хозяйственной деятельности. Казаки использовали переложную и заложную систему земледелия. После двух-трех лет обработки участок использовали под пастбище или сенокос. Убирали хлеб серпами и косами, зажиточные казаки применяли конные косилки-лобогрейки. Имелись в станице и общественные амбары. Их содержали на случай неурожая или для помощи семье, у которой урожай погиб. Потом эта семья должна была вернуть долг. Из зерновых островские казаки сеяли пшеницу и рожь. Пшеницу продавали, а ели ржаной хлеб. Сеяли также овес и ячмень. На баштанах (огородах) выращивали помидоры, морковь, самосад (табак), фасоль, горох. На левадах (огороженных или окопанных лугах или пастбищах) картофель, тыкву, подсолнух, кукурузу, коноплю. На бахчах – арбузы и дыни.

Ремесленным делом казаки занимались мало, предпочитая покупать готовые изделия. По свидетельству старожилов, ремесленные мастерские держали иногородние. На краю станицы располагались кожевенные, кузнечные, гончарные, овчинные мастерские, имелись бондари и колесники. В 1905 году был построен кирпичный завод. Правда, в домашнем хозяйстве казаки все же занимались некоторыми видами ремесел.

По воспоминаниям старожилов станицы, до середины 19-го века традиционное жилище казаков представляло собой тип мазанки: глинобитные и саманные хаты, беленные мелом, с четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом. Но с распространением плотничьего промысла дерево стало превращаться в основной строительный материал, начали нанимать плотничьи артели, ходившие по хуторам и станицам и предлагавшие свои услуги.

После постройки дома принимались за мебель. Иногда ее заказывали плотникам, но часто хозяева делали сами. Первым делом обустраивали передний угол, где приделывали «поличку» для икон, подвешивали лампадку. Делали длинные лавки (по три-четыре метра), стулья, столы, деревянные кровати. В углах ставили тумбочки с прямоугольной задней стенкой или сундук. К потолку на длинных ремнях крепили полати. Они служили спальным местом для детей или местом для складывания одежды.

Со строительством дома было связано много примет, обычаев. Лес рубили в «снимальное» время: в новолуние или под этот день. Нельзя было рубить сухостойное дерево, иначе хозяин высохнет от чахотки, не годилось дерево, поваленное бурей – будущий дом разрушится, дерево с дуплом – нечистое. Хорошей приметой было строить дом на муравейнике – «богато будет житься». А сооружение дома на пепелище или месте, где пролегала дорога, считалось, могло привести к смерти хозяина.

Сейчас уже не скажешь, на каком именно месте при атамане Иване Чиркове была построена в 1910 году школа из кирпича местного производства, но прослужила она более полувека. Сохранилось в памяти и имя первого учителя – Михаил Смолин. Школа называлась – Островская приходская школа с трехлетним образованием. Учились в основном дети зажиточных казаков. В каждом классе насчитывалось до сотни учеников, а зарплата учителя была сто рублей. Но главное достояние станицы – это ее Трехпрестольный Богоявленский храм, заложенный в 1905 году. В настоящее время в храме открыта воскресная школа.

Наша станица, расположенная вдали от оживленных дорог, опоясанная цепью прекрасных озер, живет своей размеренной жизнью. Здесь рождаются дети. Здесь колосятся хлеба. Здесь, по православным праздникам, звучит звон церковных колоколов. Здесь настоящая жизнь, где нет ничего наносного и лишнего. Вот такими селами, деревнями, станицами и сильна Россия, потому что они отражают ее сущность и самобытность, лицо и душу. Так было всегда и пусть так будет всегда!

Источник. http://vpravda.ru/News/Interes...

Наталья НАЗАРОВА, заведующая Островской сельской библиотекой.

Америку может стереть с лица Земли катастрофа мирового масштаба: ученые бьют тревогу

По прогнозам ученых, континент может стереть с лица Земли катастрофа мирового масштаба.То, что Америка страдает от мощнейших торнадо и ураганов, ни для кого не новость. К подобным стихи...

Цель приезда Суровикина в Кремль была иной: Сахельский коридор практически готов. Внимание переключается на Африку
  • ATRcons
  • Вчера 11:01
  • В топе

"Генерал Армагеддон" Сергей Суровикин снова был замечен в Африке. Сообщается, что русский военачальник фактически руководит нашим иностранным контингентом. Подробнее – в материале ...

«Тихий Ужас» чиновников и олигархов…

Все ждали «репрессий а-ля 37-й год», с показательными «расстрелами» и публичной «поркой» врагов народа, но, как всегда, ВВП «пошёл другим путём».Россия вступила в Период «Тихого Ужаса» олигархов, чино...