О виртуализации культ-работников, продолжение

0 126

Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.

Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.

В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-индустриализации произошёл переход от крестьянской к городской культуре; само по себе это не хорошо и не плохо, но из-за ускоренности процесса вместо эволюционного пути произошла определённая революция сознания, и с этой революцией культура общества толком не справилась. Не в последнюю очередь "благодаря" культ-работникам.

Модернизация экономики, разумеется, требует и модернизации сознания, так что процесс был объективно нужен; но вот его реализация откровенно подкачала. Да, когда я говорю "культура", подразумеваю в основном "общественное сознание"; а песенки и театры - это всего лишь инструменты по управлению (читай "манипуляции") этим сознанием.

В последних статьях старался обходить тему Добра и Зла; но в культурных вопросах без неё никуда. Раздел культуры, отвечающий за Добро и Зло, обзывается этикой; и вот тут уже будет заметно, в каком направлении нео-городская культура не справилась с управлением.

Как нетрудно догадаться, этические вопросы означают взаимодействие между людьми. При переходе от деревенского к городскому типу поведения этические вопросы должны (по логике) многократно усилиться, ибо социальных взаимодействий в городе сильно больше, чем в деревне. Но на практике мы видим, что всё происходит ровно наоборот - при словах "Добро и Зло" обыватель почему-то представляет себе что-то патриархальное и дремучее.

И тут самое время вспомнить название статьи; этика "городского" сознания такова потому, что подавляющая часть взаимодействия между обывателями... виртуальна. Здрасте-здрасте, потолок покрасьте, и побежал; люди не знакомы с соседями по подъезду, с коллегами по работе, и прочая и прочая. Хотя дело вроде как происходит в объективной реальности, но взаимодействия всё равно виртуальны.

Здесь вообще всё просто так, кроме денег

Можно, конечно, всё валить на клятых пиндосов, но ведь и мы пришли к тому же; чем больше в регион вваливается бабла, тем всё менее искренние отношения между людьми в нём. Мы катаемся в экспедиции за старо-русской культурой к староверам, как можно дальше от "цивилизации" в том числе и поэтому, что настоящие межличностные отношения сохраняются там, вдали от финансовых потоков. И даже жители крупных городов из "провинции" выглядят в столице нашей Родины наивными простаками.

Я объясняю это идеологией либерал-монетаризма; сведением всего на свете к деньгам; по сути проецированием реальности на виртуальную денежную плоскость. Чем больше в регионе денег, тем выше богатство, т.е. расслоение общества, а сталбыть, и возможность заставить кого-то делать то, что тебе нужно. Это неминуемо сказывается и на этике поведения; то, что селянину - Добро, для горожанина - пыль под ногами.

И тут мы наталкиваемся на проблему суб-культур; это тоже порождение "городского", виртуального мышления. Отличие суб-культур от региональных или профессиональных - в том, что они могут... противоречить культуре общества. Культура кубанских казаков может отличаться от поморской, и производственная культура монтажников-высотников может отличаться от подводников, но Добро и Зло (читай - этика) у них должны совпадать, если они находятся в пределах одной общей культуры. А вот суб-культура панков или металлистов вообще ни в одной букве не обязана совпадать с культурой эмо или анимешников; и даже скорее наоборот. Можно, конечно, похихикать над глубиной проблемы; давайте щаз посмеёмся, в преддверии мировой зарубы; как вы это всё в один строй поставите?..

Вернёмся к нашим баранам, сиречь к культ-работникам. Ввиду профессиональной деформации у них всегда была своя суб-культура, отличная от основной культуры общества (лицедейство в старорежимной этике = грех, о чём уже было), и если в крестьянском мышлении они всё-таки являются грешниками и шутами; может, смешными и прикольными, но совершенно точно - не пример для подражания, то в городском сознании они как-то исподволь стали властителями дум. "Там" это никогда и не скрывалось, "идолизация" "звёздочек" там проводилась вполне сознательно, о чём также было в статье по ссылке выше; "тут", возможно, по инерции передалось.

Хотя имхо ключевая проблема не в клятых пиндосах, а именно в виртуализации сознания. Для крестьянина, имеющего твёрдую связь с землёй (даже в городских условиях - все эти дачи и огороды, в том числе у подъездов), поведение работников сцены - это как зоопарк, но никак не пример для подражания; потому что живые люди так себя не ведут. Для горожанина, потерявшего связь с землёй и с обществом, любые выкрутасы виртуального сознания вполне реальны (каламбур), отсюда их принятие за норму. "Творческая элита" не просто начинает формировать этику, она... подменяет её собой.

Постоянно говорю, что обыватель в культуре не субъектен; это не означает, что он вообще не субъектен до бесчеловечности; это про то, что культуре общества пофиг на обывателя. Он не является носителем культуры; а кто является? Да вот они и являются, культ-работники - певцы, актёры, сценаристы и прочая сволочь. Они определяют, что хорошо, а что плохо; что вам носить и что слушать; в обратную сторону это неверно. Вы, как правило, даже своего мнения высказать не можете, и это заметно не только по "звёздам" первой величины, но даже и по гражданам, только-только оторвавшимся ото "дна", читай - от простого трудового народа. Я творю, значит, вы должны восторгаться; критика не принимается.

Отношение к критике - тоже в определённом смысле плод виртуализации сознания. Для современников критика == негатив, тогда как по определению это - выявление ошибок и противоречий, анализ и всё такое. Недаром древние греки говорили, что в спорах рождается Истина. Но Истина никого не интересует, и любой спор, а не обожание, воспринимается "творческой элитой" (да и не только) в штыки. А где Истина не имеет смысла? Только в виртуальной реальности, где мы её определяем сами; пусть и понарошку.

Строго говоря, в культуре здорового человека и культ-работники подлежат критике; не будем забывать про целую профессию литературного и театрального критика; но в современном мире работает рекламный принцип - говорим только хорошее, недостатки умалчиваем; соответственно критика == плохо, даже если там совсем немного негатива.

И снова вернёмся к культ-работникам; кто же это такие? Если доводить ситуацию до абсурда, то в подлинном смысле культ-работники сейчас - это только... провластные пропагандисты. Именно они доводят до населения некие общие идеи и смыслы, шаг влево-шаг вправо считается побегом. Это если мы говорим про культуру как нечто единое целое. И таки да, в современном полу-виртуальном мире никакой единой культуры не существует; поэтому и возможен Человек-Пурга, например.

Может показаться, что это хорошо, Свобода и всё такое; но это означает, что когда с больших экранов и на весь интернет раздаются взаимно противоположные точки зрения на любые вопросы (включая этические), то это - нормально. Нормально отсутствие норм. Где такое возможно? Да только в виртуальном мире, в каком-нибудь "творческом режиме", где можно творить всякую дичь, не глядя ни на какие правила.

Из-за этого складывается парадоксальная (для кого-то) ситуация, когда люди, которые только и могут определять культуру общества, о ней вообще не задумываются, и более того, даже и не думают задумываться. Под культ-работниками я подразумеваю и блогеров (да-да), и артистов больших и малых театров, и прочих работников сцены, камеры и интернет-вещания. За исчезающими исключениями все они производят развлекательный контент, а про культуру нехай Пушкин думает.

Можно сводить эту особенность современной "культуры" к обзывалкам, а можно и проанализировать и понять, откуда что растёт. И корни всего этого горького катаклизма имхо заключаются в том самом "отрыве от земли", который произошёл с переходом к "городскому" мышлению. Когда неважно, что мы делаем; главное, чтобы А, Б и Ц, где все эти буквы - некие абстракции, которые мы сами придумали. Виртуальность важнее реальности.

Например, "звёздность" того или иного культ-работника определяется его... популярностью или финансовым "успехом". При том, что и то, и другое - манипуляционные величины; ведь даже не важно, нравится вам что-то или нет; все знают, кто такой условный Киркоров, но покажите мне человека, которому нравится его "творчество"?.. Есть масса "знаменитостей", которые известны только тем, что "знамениты". И это опять же не ворчание про "раньше было лучше", но показатель виртуальности культурного пространства; связи с объективной реальностью нет никакой.

Добавляет красок происходящему суб-культура культ-работников, рассмотренная в упомянутом уже выше цикле про лже-пророков; работник считается "культурным", если он... максимально удалён от обывателя. Быть "не таким как все" - важнейший критерий для культ-работника; но, простите, именно они и определяют культуру обывателя, т.е. по ним как раз все и ориентируются. Отсюда и постоянные прыжки моды - сегодня модно одно, а завтра - ровно обратное. Просто обыватель успел дотянуться до "селебрити", и тем срочно надо снова становиться "не такими, как все".

Воочию вижу, что человек, ещё недавно вещавший из обычной обывательской каморки, при выходе на большую публику буквально перерождается в "селебрити", "звёздочку", и начинает себя вести соответственно, вплоть до отрыва от обывателя, хотя ещё вчера вещал про простую человечью жизнь. Такова "культура" современности, форматирующая мозги и обывателя, и культ-работников.

В итоге никому не интересно, что же происходит на самом деле, если можно посмотреть специально подготовленное шоу, т.е. виртуальный готовый продукт. Да, всё на свете превращено в товар и продукт; в том числе, разумеется, и культурные артефакты. И всем нужны поставщики культ-продукта, а никакие не проповедники или комиссары Добра, или как там его.

Ну, кто ж вам буратина. Простых решений у меня обратно нет; это в гос. пропаганде (и наоборот) можно выкрикивать лозунги; тут же всю систему менять надо, причём как "сверху", так и "снизу", в мозгах обывателя. А до того придётся снова и снова удивляться: "как же так, всё же было нормально?".. А "нормально" - это как? В смысле "вам нравится?".. А вы уверены, что это одно и то же? Ну, про это - обратно в другой раз.

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Сегодня 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Кац, предлагает сдаться.

Попали хохол и американец в одно из африканских племен Им говорят:- Или давайте по 200 долларов, или вам придется съесть мешок соли, или будем вас всем племенем по очереди ебать.Америка...

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...