Сократ, который знает, что он ничего не знает

4 6604

Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

 

Жизнь Сократа — один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь.

Софисты, учителя красноречия, которые полагали, что все в мире относительно, учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери — повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.

Пышно разодетые софисты смотрели с презрением на бедно одетого Сократа. Босой, странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов стоял неподвижно на месте, занятый своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся на базарную площадь и там вступал в спор со всеми желающими. Его приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный живот могли служить мишенью для насмешек. Но, начав говорить, он неизменно очаровывал слушателей магической силой своей речи, вызывая слезы на глазах и возбуждение в умах.

Самоуверенный и довольно нахальный молодой Алкивиад говорит в диалоге Платона “Пир”, что Сократ вызывал в нем чувства стыда и раскаяния, заставляя осознать божественность того образа, которому должен соответствовать человек, и которому он почти никогда не соответствует, скрывая свою глупость и мелочность под маской мудрости и превосходства.

 

Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе — рыжей, сварливой женщине, родившей ему трех детей. Он говорил, что искусному наезднику нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми.

Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.

Выше всего Сократ ставил справедливость. Будучи избран пританом — одним из тех, кто созывали и вели народное собрание — Сократ проявил не меньшее мужество, чем на войне. Он не страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию личности и тиранию буйной толпы.

В риторической культуре Греции, где велись постоянные споры, Сократ был страшным противником для хвастунов, тех, кто говорил без запинки и считал себя мудрецом. К таким он подходил скромно, признавался в собственном невежестве и просил его научить. Восхищенный покорным слушателем знаток начинал беседу. Но вот ему предлагался вопрос и он соглашался сначала с одним очевидным положением, затем с другим и запутывался так, что уже не мог выбраться. Давя оппонента логикой, пронзая его остроумием и подталкивая умелыми софизмами от одного вывода к другому, Сократ заставлял “знатока” публично признать нелепость исходных убеждений. Смех слушателей свидетельствовал о полном поражении знатока. Смущенный, он удалялся, негодуя на себя, но больше на коварного противника. Эти, почти ежедневно проходившие в Афинах препирательства, принесли Сократу известность.

Что заставляло Сократа вести себя подобным образом? Ведь денег за учение и победу в споре он не брал и к славе не стремился. Все началось с того, что оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые слыли мудрыми и стал их испытывать.

Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их — мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно прорицателям. Тогда Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он, заблуждаются насчет своей мудрости.

Поскольку слушать Сократа было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые люди стали сопровождать его и он сделался добровольным и постоянным общественным наставников всех, кто хотел что-либо понять в государственных, политических делах, этике и человеческой судьбе. Можно сказать, что Сократ был первым живым органом массовой коммуникации, влияя своими беседами на огромную массу людей.

 

Свой путь Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. К тому же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, родине, были очевидны.

 

Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и приведенный в исполнение смертный приговор? Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Он пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески.

В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться.

Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы — ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость — одни и те же для всех — и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Он отказался назначить для себя штраф, т.к. считал это признанием вины и отказался бежать, когда его друзья хотели вызволить его из заточения.

Перед смертью Сократ попросил принести в жертву богу Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. Затем спокойно и смиренно выпил чашу с ядом.

 

От части обвинения были справедливы, ведь он не был согласен со многими распространенными верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в семье или государстве. Но в повседневных делах — архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле — человек должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идет о самом важном, о будущем, человек не может знать ничего наверняка.

Одно ясно: справедливость — доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится еще больше.

Таким образом, Сократ — это глубокий символ того, что происходит при столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью тирана или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть мудрой и ответственной.

Однако философию Сократа неправильно было бы сводить к этике. Ведь именно сократический метод явился истоком науки, в том числе, естествознания. Сократ вывел философию из болота сомнений, софистики, скептицизма, показал возможность систематическим путем устанавливать истину. По мнению Аристотеля, Сократ первым стал прибегать к “определениям”.

Структура логического мышления позже подробно разрабатывалась его учениками Платоном и Аристотелем, а так же их многочисленными учениками, но первые наметки логики мы находим у Сократа. Людям не нравится, когда их заставляют мыслить строго. Сократ первым пытался это сделать.

 

Лучшие цитаты Сократа

  • Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!
  • Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? — В ответ на пинки во время уличных споров.
  • Человеческая мудрость стоит немного или вовсе ничего не стоит.
  • Кто хочет “действовать”, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.
  • Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей.
  • Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.
  • Голод — лучшая приправа к пище.
  • Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
  • Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
  • Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
  • Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
  • Людям легче держать на языке раскаленные угли, нежели тайну.
  • Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
  • Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
  • Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.
  • Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.
  • Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
  • Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
  • Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
  • Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.
  • В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
  • Всё тайное рано или поздно становится явным

источник

Три часа гнева: Новые подробности водного броска на Кураxу
  • pretty
  • Вчера 19:19
  • В топе

Око Государево"Мы уже в центре!" Проясняются детали фееричного "заплыва" наших ребят в самое логово. Общая обстановкаОбщая обстановка на КураxеВы конечно в курсе, что там происходит в це...

Морского комбрига взорвал "спящий мыловар": Громкий теракт в Севастополе оказался верхушкой айсберга

Непосредственных исполнителей теракта в Севастополе, в котором погиб командир бригады малых ракетных катеров Транковский, оперативно задержали. Вопреки ожиданиям, они не сбежали не только из страны, н...

Обсудить
  • Автору спасибо, но источник : По материалам: to-name.ru, wikipedia.org, wikiquote.org, orator.ru! Вики&педики - это и-нет ресурс манипуляторов в России (либералъная педерастия сионизма) и кукловодов из-за бугра (сионисты-педерасты и масоны-англосаксы)! Не нужно Нас превращатъ в стадо свиней! Задача Русского Мира вселитъ в свиней поганых манипуляторов в России (либералъная педерастия сионизма) и кукловодов из-за бугра (сионисты-педерасты и масоны-англосаксы) и сброситъ стадо поганых, с обрыва!
  • Открылась истина Сократа мне, Во всем ее величии и красоте, Как жаль,что Гуру и философы в наши дни заботятся , в основном, лишь о себе. Нужны им деньги и почет, и льстивых воплей хоровод.
  • Ещё в юности увидел телеспектакль о Сократе. Был потрясён возможностями логики. С тех пор и сам иду этим путём. И даже небезуспешно :) Хотелось бы вставить свои "пять копеек". - "подталкивая умелыми софизмами" - ошибка, Сократ никогда не пользовался софизмами, он их нещадно выводил на чистую воду. - "Сократ чем-то похож на Христа". В точку! Только Христос нёс в мир духовность. а Сократ - интеллект (логику/диадлектику). Неизвестный поэт фразу Сократа "Кто хочет “действовать”, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины" сделал поистине крылатой: Во всех делах, при максимуме сложностей Подход к проблеме всё-таки один: Желанье - это множество возможностей, А нежеланье - множество причин. Смотрите честно на себя и других под этим углом - и Вам дано будет видеть, что перед Вами: желание или лень.