New погоди !(Отечественная анимация против западной)
-Наш ребенок становится все более агрессивным , а на Человеке пауке и Бэтмане у него уже пунктик! Он постоянно воображает себя человеком –пауком ,пуляется паутиной, и лицо у него стало похожим на героев его мультиков и комиксов: злобным, зверским каким-то!..
-Но ведь ты ему купила этот костюм человека-паука !
-Я теперь жалею, он просит теперь еще и костюм Бэтмана. Я предлагаю с сегодняшнего дня убрать западные мультканалы -“Cartoon network “ и этот, второй…забыла…
-Николодиум или как-то так, хорошо, но ты же знаешь, будет истерика…
-Пусть будет!..Выполнение этой операции я беру на себя…Пусть «Карусель» смотрит…И вообще, накачай ему из интернета побольше советских мультфильмов и пусть смотрит…
-Мы так раньше и делали…
-Сначала делали, потом бросили, надо возвращаться к воспитанию ребенка, хватит пускать все на самотёк…
Свидетелем такого диалога я был шесть лет назад. Моя жена еще была беременна, мы уже знали , что будет дочка и я уже тогда размышлял о проблемах анимационной среды , в которой она будет расти…Да-да , я так это для себя и обозначил – анимационная среда. Уже тогда я принял решение и «зарядил» им свою жену и тещу: моя дочь должна смотреть только советские или, возьмем шире , отечественные мультфильмы.
Ведь что несли детям советские мультфильмы ? Что они в них воспитывали и продолжают воспитывать ? Доброту http://www.youtube.com/watch?v...
, порядочность http://www.youtube.com/watch?v...
, смелость,http://www.youtube.com/watch?v...
смекалку и находчивость,http://www.youtube.com/watch?v...
отзывчивость,http://www.youtube.com/watch?v...
уважение к старшим,http://www.youtube.com/watch?v...
оптимизм,http://www.youtube.com/watch?v...
веру в справедливость, патриотизм http://www.youtube.com/watch?v...
. Это конечно , не полный список. Это - основное. Создатели советских мульфильмов обладали тонким чувством юмора и обостренным чувством прекрасного. Они не экономили на качестве своих произведений.
Дело в том , что при сравнении и уровня художественного мастерства при изображении персонажей и фона, а также количества задействованных картинок (в советских мультфильмах движения героев более плавные , естественные) , выигрывают безусловно отечественные аниматоры. Западные экономят и на количестве картинок в кадрах, и зачастую «жмотятся» на хороших художниках. Озвучка и музыкальное сопровождение оставляет желать лучшего и с советской не идет ни в какое сравнение. Даже у Диснея. Даже в любимом нами в детстве мультипликационном сериале «80 дней вокруг света» австралийских аниматоров чувствуется эта экономия. http://www.youtube.com/watch?v...
Я неоднократно слышал из нескольких источников , что эмигранты советской волны больше всего скучали по отечественным мультикам и художественным фильмам. И добровольных изгнанников можно понять ! Им было трудно забыть утонченно-философский мультфильм «Ежик в тумане»http://www.youtube.com/watch?v...
, или бесподобно юморной «Падал прошлогодний снег» http://www.youtube.com/watch?v...
, или новаторский-«Пластелиновая ворона» или захватывающий –«Тайна Третьей планеты». http://www.youtube.com/watch?v...
Что же несут нашим детям западные , в первую очередь ,американские мультфильмы ? Что они могут дать детям, чему научить? В первую очередь культу силы , тщеславию и непомерным амбициям , самолюбованию , сарказму и дурному чувству юмора. С точки зрения творчества ,западные мультфильмы откровенно бездарны и полны откровенных киноштампов. Есть ,правда , и приятные исключения, например «Русалочка» студии Уолта Диснея http://www.youtube.com/watch?v...
. «Белоснежка и семь гномов» понравилась еще в детстве. http://www.youtube.com/watch?v...
Однако «Джон и бобовый росток» произвел резко негативное впечатление на мою 6-летнюю психику. Много лет спустя я понял причину , когда пересмотрел его еще раз. Движения главных героев неестественны и вызывают ,даже подсознательно, раздражение.http://www.youtube.com/watch?v...
Приведу слова одгого известного блогера: «Даже поверхностный просмотр американских мультиков, очень сильно задевает людей ещё нормальной, человеческой культуры. То, что бросается в глаза сразу, это часто изуверская жестокость персонажей мультфильмов друг к другу и, показываемое как героическое, откровенно антисоциальное поведение персонажей мультфильма.
Рассмотрим типичный американский мультик «Вуди и его друзья». http://www.youtube.com/watch?v...
Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: Имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя любимого — дятел Вуди.
Так как в любом американском мультике должен быть «экшн» и как можно больше, то должен присутствовать конфликт между героем и кем-то, кого в последствии можно выставить полным идиотом и неудачником.
Учитывая вышеприведённую завязку сюжета, конфликт разворачивается между героем-дятлом и трудягой.
Так как дятел — герой, то, естественно, он должен победить.
В результате действа, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, дураками, дебилами, в общем, неудачниками.
Я как-то подсчитал (хоть и изрядно противно было смотреть подряд эту мерзость!), что примерно в 60% сюжетов в мульт-сериале про дятла Вуди, поведение героя можно откровенно и прямо квалифицировать как антисоциальное.
Вполне естественно, что если некое чадо возьмётся брать пример с этого «героя» (а многие дети числят в своих любимых героях героев мультяшек!), то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с Законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность.»( Александр Богатырев «Западные мультфильмы — оружие против детей»)
Здесь, как говорится, не добавить не отнять. Дети, безусловно, ассоциируют себя с героями любимых мультиков и поэтому в советской анимации был такой тщательный подход к тому, что «показывать» детям.
Но особое внимание я хочу обратить на агрессивность западных мультфильмов. Возьмем для сравнения старые классические мульт-сериалы : «Том и Джерри» (реж. Уолт Дисней) и «Ну, погоди !» (реж. В.М Котеночкин).
В американской мульт-эпопее Кот Том гоняется за мышонком Джерри ,в надежде его съесть. Джерри каждый раз обводит кота вокруг пальца и благополучно удирает. Но обратим внимание на страдания бедного Тома. Его шинкуют как колбасу , расплющивают в блин, прокалывают ,взрывают , пропускают через него ток. ! И все это демонстрируется безо всякой оглядки на тонкую, легко ранимую детскую психику !http://www.youtube.com/watch?v...
Сюжет мультфильмов , конечно занимает детей, но лично мне приходилось наблюдать , как ребенок в одной из семей, во время наиболее одиозных эпизодов мультфильма зажмуривал глаза и отворачивался. Этого ребенка я хорошо знал и с нервной системой у него все было в порядке. Просто родители у него были артистами балета, тонкая душевная организация, понимаешь. Однако, возвращаясь к этому случаю в разговоре с другими родителями малолетних детей , многие отцы и матери рассказывали мне о подобной реакции своих и чужих детей ! Причем упоминались не только «Том и Джерри», но и другие американские мультфильмы.
Если же обратится к сериалу «Ну, погоди !» ,то несмотря на сходство основных идей сюжета, здесь много принципиальных отличий. С Волком авторы сериала обходятся значительно мягче своих американских коллег : Волку, конечно, в процессе погони приходится несладко, он постоянно набивает себе шишек, но, во-первых, с законами физики и анатомии здесь все более-менее в порядке, жуткого натурализма и в помине нет и, самое главное, ребенку очевидно, что Волк получает по заслугам! За образом Волка легко угадывается драчун и хулиган, опять же «асоциальный элемент» Но при всем своем асоциальном поведении Волк в советском мультике совсем не злой. Несколько раз он настигает Зайца, сгребает в его в охапку и…ничего не происходит! В нескольких эпизодах сериала Волк и Заяц вообще выступают как друзья и даже танцуют и поют вместе! В конце концов в детском восприятии откладывается, что Волк вообще-то не очень то и хочет съесть Зайца, это у них просто игра такая ! А в ряде эпизодов Заяц даже выступает в роли воспитателя, наставляя Волка на путь истинный.http://www.youtube.com/watch?v...
Еще более добродушным выглядит Кот Леопольд в прямом «аналоге» «Тома и Джерри». Однако слово «аналог» я не случайно взял в кавычки – общего у двух мульт-сериалов очень мало. И дело не только в исключительном добродушии Леопольда, и зловредности и наглости мышей. Эти мультфильмы уже напрямую воспитывают малышей, учит их вести себя правильно в конфликтных ситуациях. Мыши здесь страдают и получают по заслугам опять же, «за дело». Справедливость – таки торжествует . Я уже не говорю о потрясающих, волшебных песнях к мультикам про Кота Леопольда. Они просто воспитывают в детях хороший музыкальный вкус.http://www.youtube.com/watch?v...
А что Том ? В чем он провинился перед Джерри, что его так «колбасит»? В том, что хочет съесть мышонка? Так в этом его работа, на это в сериале несколько раз указывается, его за это кормят! Он защищает свою территорию, и в этом он ,по-своему прав. В детском восприятии Том страдает незаслуженно, мир обретает грубые, жесткие очертания, у ребенка может появиться установка, что мир жесток и несправедлив. Дети читателей КОНТа смотрели «Тома и Джерри» ? Тогда пусть меня поправят, если я неправ.
Лично для меня любимым был и остается сериал «Приключения капитана Врунгеля». Мне вообще кажется ,что в этом мультике искусство российской анимации достигла апогея. И художественные образы героев, и озвучка, и сюжет, и юмор делают книгу Некрасова жалким подобием ее кино-воплощения. А на музыке к этому шедевру отечественной мультипликации я хочу остановиться поподробнее.
«Вокальные партии» присутствуют здесь у всех главных героев. Но наиболее запоминающимся является песенка бандитов, начинающаяся словами «Мы бандито ,гангстерито, мы кастето пистолето…оу,йес…»http://www.youtube.com/watch?v...
Даже открыв много лет спустя для себя тот факт, что часть основной мелодии позаимствована из американского хита 60 –годов «It’s impossible» Перри Комо , я нисколько не разочаровался в этой песенке. Ведь советский плагиат был всем плагиатам плагиат! И если и заимствовали , то не тупо «слизывали», как в наши дни, чаще всего ухудшая и даже опошляя оригинал, а творчески перерабатывая его и значительно улучшая его в сравнении с «исходником». Кому не лень , сравните развитие мелодической линии в «It’s impossible» и в песенке бандитов, особенно со слов « …постоянно пьем «Чинзано» , постоянно сыто пьяно, оу,йес…Держим в банко миллионно и плеванто на законо».http://www.youtube.com/watch?v...
Не проверял, но возможно в интернете можно найти критически оценки этой песни , предполагающие ее негативное влияние на формирование моральных ценностей ребенка. Но,замечу, в отличие от сериала «Бригада» эти мульт-бандиты комичны, постоянно попадают впросак и терпят ,в итоге, крах всех своих планов. А то, как в одном из эпизодов главный бандит лебезит перед шефом , вряд ли добавит ему симпатии в глазах маленького зрителя.
Кстати, автор «Врунгеля» режиссер Давид Черкассий позднее отметился и другими замечательными работами анимационно-художественным «Островом сокровищ» и «Доктором Айболитом», где были продемонстрированы те же высокие стандарты и художественного мастерства и музыкально-звукового оформления. В своих фильмах Черкасский использовал несколько новаторских для советского кинематографа приёмов.
Совмещал в кадре мультипликацию и игровые съёмки: начиная с настоящего моря, по которому плавают герои «Приключений капитана Врунгеля», заканчивая сочетанием живых актёров и рисованных персонажей в «Острове сокровищ». Делал трёхмерные «пролёты», имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей. Только лет пятнадцать назад такие фокусы с „трёхмерным пространством“ получили распространение в мультипликации, причём исключительно за счёт 3D-технологий.http://www.youtube.com/watch?v...
Однако, мы совсем забыли о современной российской анимации, а точнее, о ее постсоветском периоде.
За последние два с половиной десятилетия российская анимация сильно изменилась.Она, при этом вобрала в себя лучшие традиции советской мультипликации и постоянно экспериментирует, стремясь к дальнейшему развитию. Больше всего характеризует имеющие место в отечественной мультипликации тенденции заголовок моей статьи-«New погоди!»
Среди работ нельзя не выделить эпопею о трех богатырях, которая вряд ли кого оставила равнодушным.
Как мне кажется, авторам весьма неплохо удалась идея осовременить сюжет русских сказок, картины отличаются блестящим юмором, захватывающим сюжетом и неповторимыми образами главных героев, которые хорошо передают особенности нашего национального характера. Однако, коммерциализация отечественной анимации не могла не сказаться на акцентах: они явно смещены с нравственно-воспитательной тематики на развлекательную. Не забыли авторы мульфильмов пройтись и по западным анимационным штампам, образ Коня - ярчайший тому примерhttp://www.youtube.com/watch?v...
А кто сможет устоять перед очарованием мульт-экранизации фильма «Кин-дза-дза»?http://www.youtube.com/watch?v...
Анимационная версия, на мой взгляд , нисколько не ухудшила, а даже улучшила оригинал, воспользовавшись новыми возможностями, которые предоставляет анимационное кино.
Любимый всеми детьми «Лунтик», очаровательные и добрые «Смешарики» позволяют говорить о том , что творческий потенциал отечественной анимации за время лихолетия 90-х не был утрачен. Сериал «Маша и медведь» несколько смущает , причем не только меня, но и многих родителей, несколько смещенными нравственными ориентирами, в основном , демонстрируемыми поведением главной героини. Подражание западным мульт-сериалам здесь очевидное и это сразу бросается в глаза.
Особняком стоит снятый в 1998 году полнометражный мультфильм «Незнайка на Луне» . Автор явно намеревался провести параллели мира лунных коротышек с российской действительностью 90-х годов, но цель подобных «воспитательных» методов осталась для меня непостижимой. Впрочем, как мультфильм для взрослых, что называется, на злобу дня – проект вышел очень даже ничего.http://www.youtube.com/watch?v...
Мир меняется, русский мир тоже и отечественная мультипликация будет неизбежно меняться в ближайшем будущем. Дети стали другими, изменились их ценности .Но ведь мы не должны забывать о том, что советская мультипликация эти ценности в детях формировала! Остается пожелать , чтобы современные отечественные мастера чтобы она, в лучших традициях советской анимации, продолжала сеять «разумное, доброе , вечное», и где-то даже, на острие момента, противостоять мировому злу, как делали это советские кинематографисты в далеком 1980-м http://www.youtube.com/watch?v...
Возможно, они понимают гораздо лучше своих западных коллег истинное предназначение анимации , ведь само латинское слово «анима» означает по-русски-«душа».
Оценили 1055 человек
1301 кармы