Вчера был день рождения чудесного, удивительного, талантливейшего Актера и Человека.

1 853

К сожалению, всего одного дня не хватило, чтобы он сам смог отметить своё 74-летие. Вчера он тихо, незаметно и мирно ушел.

Николай Караченцoв был Человек-Солнце. Широкая, открытая, до самого конца мальчишеская, отчаянная улыбка. Лучистые глаза...

Человек, возле которого хотелось погреться, напитаться его солнечной энергией, его добротой, его мужественностью. Возле него всегда было ощущение надежности.

Актер, чьи глаза, чьё мужественное лицо, чей голос сопровождали меня с самого раннего детства.

Это был голос Пса в сапогах. Этот голос пел песни с пластинок, которых у меня был океан... и под которые я засыпала...

Это был такой обаятельный, хоть и не самый честный, Урри из любимого фильма про Электроника...

Собака на сене, Человек с Бульвара Капуцинов, Юнона и Авось, Батальоны просят огня...

И так много других фильмов... всем знакомых и всеми любимых.

И, главное для меня, это был его потрясающий Старший сын...

Мне так же посчастливилось увидеть его на сцене. И это ощущение тепла и силы, нет... не просто силы, а мощи, я не забуду никогда. Даже, несмотря на то, что я тогда была ребенком.

Николаю Караченцову удавалось невероятное. Даже самый его нелепый персонаж становился романтическим героем, забыть которого было просто невозможно!

И ему частенько доводилось играть в фильмах самого себя. Человека-Война. Верного, преданного, немного бесшабашного, отчаянного. Готового всегда прийти на помощь, ринуться в бой, защитить друзей, близких... даже, если они не правы.

Ведь именно таким он и был в жизни. Верным, теплым, надежным, отчаянным другом...

И настоящим мужчиной. Ведь он никогда не жаловался. Никогда... даже после страшной аварии. Он все переносил стойко, со своей удивительной, светлой, мальчишеской улыбкой.

Он не умер. Он просто перестал мучиться и шагнул дальше. Туда, где ему хорошо и где он может, наверное, сделать больше...

Пока мы его помним, пока мы пересматриваем его фильмы, пока переслушиваем его песни, он с нами.

Такие не умирают...

***

Звезда мюзикла «Юнона и Авось», комедии «Белые росы», драмы «Моонзунд» и трагикомедии «Старший сын», любимый миллионами зрителей России и постсоветского пространства, вынужденно прервал карьеру после аварии.

Ранние годы

Коля Караченцов появился на свет 27 октября 1944 года в Москве. Его отец Петр Яковлевич (1907 – 1998) был известным в РСФСР художником-иллюстратором, долгое время работавшим в журнале «Огонек». Мама, балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак (1913 – 1998), тоже принадлежала к творческой элите – ее постановки шли в крупнейших театрах СССР, включая столичный Большой театр.

Раннее детство Николая прошло в районе Чистых прудов.

Когда ему исполнилось 7 лет, мама отдала его в интернат при Министерстве внешней торговли. Женщина постоянно пребывала в разъездах – Вьетнам, Сирия, Великобритания – поэтому расставание с сыном было вынужденным.

Коля учился хорошо, был партийным активистом. Убеждения он пронес через всю молодость: уже в юношестве, потеряв комсомольский билет, он умолял исключить его из ячейки, утверждая, что такой рассеянный человек не заслуживает звания комсомольца.

Возможно, именно творческие профессии родителей впервые натолкнули Николая Караченцова на мысли о схожем пути. Еще в детстве он загорелся балетом, но мама, настаивавшая на более «мужественных» занятиях, подтолкнула его к увлечению спортом, поэтому Николай всегда мог похвастаться прекрасной физической формой.

В старших классах будущий актер стал выступать в составе творческой группы «Актив» при Центральном детском театре, также юноша регулярно посещал школьную студию самодеятельности.

Во время репетиций Караченцов всегда чувствовал себя как рыба в воде.

Получив диплом об окончании средней школы, Николай с первой попытки поступил в Школу-студию при МХАТе, на курс Виктора Карловича Монюкова. В 1967 году он, отличившийся в дипломных спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич», окончил училище с отличием.

Хотя обычно выпускников Школы-студии автоматически направляли в МХАТ, в год его выпуска в театре имени Ленинского комсомола (Ленком) возникла острая нехватка актеров из-за ухода главного худрука Анатолия Эфроса, и Николай в числе 10-ти лучших выпускников попал в труппу Ленкома.

Николай участвовал в постановках эпохи Эфроса: «Дым отечества», «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «Страх и отчаяние в третьей империи». В 1973 году в театр пришел новый худрук – Марк Захаров. С ним началась новая эпоха Ленкома и его актеров...

Сперва Захаров доверил Караченцову небольшую роль в мюзикле «Автоград 21» – молодой актер вошел в состав хора. В 1974 году он поручил Николаю учить роль Тиля Уленшпигеля для нового спектакля «Тиль» – шутовской комедии в 2-х актах в интерпретации Георгия Горина, с музыкальным сопровождением от Геннадия Гладкова и стихами Евгения Евтушенко и Юрия Энтина.

Для советских времен «Тиль» стал настоящим культурным переворотом. Смелый и умный герой-бунтарь, ловко выходящий сухим из воды в самой сложной ситуации, полюбился зрителям и в первую очередь молодежи. Достать билеты на постановку было невероятно сложно, ну а Николая Караченцова и Инну Чурикову этот спектакль сделал звездами первой величины. «Тиль» значился в репертуаре Ленкома без малого 20 лет.

В 1976 году состоялась премьера еще одной постановки Захарова, рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В главной роли блистал Александр Абдулов, а Караченцов играл сразу двух персонажей – Смерть и Главу рейнджеров.

Спектакль пользовался успехом на протяжении 17-ти сезонов, и лишь в 1993 году был снят с репертуара.

Однако самой, по мнению большинства зрителей, яркой и запоминающейся ролью Николая Караченцова стал мужественный романтик – граф Николай Резанов из рок-оперы «Юнона и Авось», впервые поставленной на сцене Ленкома 9 июля 1981 года.

Видимо, звезды так встали в момент рождения «Юноны», бог на секунду поцеловал каждого из создателей... Марка Захарова, Андрея Вознесенского, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева.

Каждый со своей стороны выдал нечто безумно талантливое, такой эмоциональной силы, такого душевного вклада, что нам не приходится сейчас сомневаться в художественной ценности получившегося произведения.

37-летний Караченцов не был силен в вокале, поэтому во время подготовки к спектаклю брал уроки пения у музыканта и педагога Павла Смеяна, также занятого в мюзикле.

Сниматься в кино Николай начал в 1967 году, одновременно с выпуском из Школы-студии.

Его первыми экранными работами стали фильмы «Штрихи к портрету В.И. Ленина», а также небольшая роль в картине «…И снова май».

Однако, широкий зритель узнал о Караченцове лишь после триумфа в «Тиле» – сразу после этого вышел телеспектакль «Пир во время чумы» по пьесе Пушкина, где Караченцов играл председателя.

В 1975 году состоялась премьера драмы «Старший сын», экранизации пьесы Александра Вампилова. Караченцову досталась роль юноши по фамилии Бусыгин – вместе с героем молодого Михаила Боярского он застревает на окраине Москвы и, чтобы не остаться ночью на улице, обманывает пожилого гобоиста (Евгений Леонов). Бусыгина представляют внебрачным сыном мужчины, который с восторгом принимает юношу в свою проблемную семью.

Фильмография этого великого актера насчитывает более сотни ярких работ:

Вася из фильма «Белые росы», маркиз Рикардо из «Собака на сене», лейтенант Орлов из драмы «Батальоны просят огня», бандит Урри из «Приключений Электроника», председатель из «Колхоз интертеймент»...

Отдельно в этом списке стоит также отметить роль ковбоя Билли Кинга из комедии «Человек с Бульвара Капуцинов».

Более того, именно он чаще всего озвучивал фильмы с участием известного французского актера Жан-Поль Бельмондо. Помимо этого, Николай Караченцов также подарил свой голос персонажам картин «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Дом на песке», а также мультфильмов «Пес в сапогах», «Кот Котофеевич», «Бюро находок» – всего их 25...

За многочисленные заслуги перед советским искусством, Николай Петрович неоднократно удостаивался престижных наград. В послужном списке актера есть звание Заслуженного и Народного артиста РСФСР, орден Почета и орден За заслуги перед отечеством» (четвертой степени).

В 2002-м году Николай Караценцов был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Всю свою жизнь актер был женат на одной женщине – актрисе Ленкома Людмиле Поргиной. Знаменитости расписались в 1975 году и с тех пор не расставались.

Казалось бы, этот человек просто родился со счастливой звездой, но...

В ночь с 27 на 28 февраля 2005 года Николай попал в аварию, которая разделила его жизнь на «до» и «после». За пару часов до этого ему позвонила супруга, Людмила Поргина, со слезами сообщившая о смерти ее матери. Николай и его шурин, отдыхавшие на даче в Подмосковье, мигом собрались и отправились в путь, несмотря на метель.

Николай гнал свой Passat по Мичуринскому шоссе изо всех сил. Увидев впереди трамвайные пути, он дал по тормозам, но колеса заскользили, автомобиль занесло и бросило в фонарный столб. Николай потерял сознание. Брат супруги Караченцова, сидевший на пассажирском сиденье, отделался легкими повреждениями. Он и вызвал скорую, и уже через 40 минут Караченцова везли в больницу №31, куда заведомо вызвали нейрохирургов из Боткинской больницы.

Всю ночь врачи оперировали актера, получившего перелом черепа и внутреннюю черепную гематому. Кроме того, он получил травму живота и сломал три ребра.

Следующие 26 дней актер провел в коме...

Потом начался сложнейший процесс реабилитации. Лишь в 2007 году он смог выйти на сцену на гала-концерте, приуроченном к 40-летию работы Николая в театре Ленком. Концерт начался с песни Николая «Я здесь», поставленной в фонограмме. В это время сидевший в зале артист крикнул «Я здесь!», и зал разразился овациями. Ведь никто не мог поверить, что из такого сосотояния можно выйти... и не только встать, но и начать снова играть...

Однако, последствия аварии поставили крест на актерской карьере Николая Караченцова. Он так и не смог восстановиться до донца...

Хотя, после двух курсов лечения в Израиле и Китае он продемонстрировал улучшение, и в 2013 году смог исполнить почти бессловесную роль Василия в фильме «Белые росы. Возвращение».

Увы, злой рок не отступил от семьи народного артиста. Ровно спустя 12 лет после первой аварии, 28 февраля 2017 года, он вновь попал в ДТП. На этот раз за рулем автомобиля сидела его жена. Супруги в сопровождении медсестры ехали с дачи на городскую квартиру, когда их Тойота врезалась в Газель и перевернулась. Актер получил сотрясение мозга, был оперативно доставлен в НИИ Склифосовского...

Но и тут этот мужественный человек не сдался. Он жил, как мог, не жалуясь, не сетуя. Просто жил изо всех сил. Пока...

18 сентября 2017 года СМИ сообщили о госпитализации Николая Караченцова в НИИ Склифосовского. Сын актера поспешил успокоить поклонников – госпитализация оказалась плановой. Однако, во время лечения в легком актера обнаружили опухоль.

«Определяемся с лечением, врачи пока подбирают терапию – будем бороться, будем жить», – рассказала прессе супруга Караченцова.

Осенью 2018 Николай Караченцов попал в больницу с воспалением легких... и вчера он тихо ушел.

Я тебя никогда не забуду...

https://www.youtube.com/watch?v=WXsptdINflM

Дни сентября

https://www.youtube.com/watch…

Кленовый лист

https://www.youtube.com/watch…

https://www.facebook.com/jeann...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить