Рецензия на творчество Сергея Сюрсина

0 1222

Из всех видов литературного жанра Сергея Сюрсина привлекает фантастика. Причем, кроме чистой выдумки, его произведения содержат в себе увлекательные приключенческие и детективные сюжеты, вплетают в себя лирические преамбулы, любовные переживания героев, человеческие отношения, где есть и взаимное уважение, и подлость, и настоящая дружба. С большой любовью писатель описывает красоту природы от Прииртышья до Уральских гор, или же неведомых нам планет.

Все его произведения («Чарка», «Пасынки земли», «Все демоны», «Химеры летящей» и другие) раскрывают таинства необыкновенной выдуманной жизни, где реальные и сказочные миры как бы переплетаются в тугие нитяные мотки, которые автор распутывает не спеша, дотошно, увлекая читателя все в более необычные перипетии судеб своих героев. Надо сказать, что все его герои с земными чертами, что в придуманном мире он принципиально старается избегать формы небывалых, необычных предметов, которые фантасты зачастую «конструируют» из элементов реального мира. Люди и события под его пером обретают черты жизненности и реальности. Автор вживается в самую невероятную ситуацию и последовательно преображает предмет за предметом и все мыслимые и немыслимые положения, будь то бытовые или общественные в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Словно предлагает читателю условия игры и талантливо их трансформирует. Причем представляет привычное, примелькавшееся и потому кажущееся естественным, единственно возможным, а значит правильным в своем необычном ракурсе. То есть переворачивает привычные отношения, и читатель попадает в такой мир, где все как бы наоборот.

Как говорит Сергей Сюрсин: «Фантастика — это реальность, слегка приукрашенная вымыслом». И не согласиться с ним нельзя. Фантастическое произведение имеет смысл только в том случае, если его корни уходят в настоящую действительность, в то же время, проникая в мир воображения. Его волнуют многие аспекты нашей жизни, беспокоит отношение людей к окружающей природной среде обитания, не оставляет равнодушным духовная жизнь человека. Фантаст считает, что многие беды проистекают от неумения человека творить большие и малые чудеса и «предлагает» учиться этому на планетах, расположенных в других измерениях. Об этом красноречиво изложено в его фантастических произведениях. Здесь наглядно демонстрируется возможность человека взглянуть на дела земные сверху, ощутить, по мнению автора, приблизительность и даже ложность постулатов, на которые опирается наука в своем развитии, а также правдоподобность многих религиозных мифов, таящих в себе факты, непостижимые для рационалистов.

Автор не взирает со стороны на несовершенство жизни человеческой. В этом-то и есть драма самопознания и познания окружающего мира. По своей сути человек с рождения внушаем той действительностью, в которой он пребывает, теми первичными идеологическими догмами и краеугольными понятиями, навязываемые обществом. В своих произведениях автор пытается оспорить многое, что не совпадает, как он считает, с научными догмами. Стремится найти истину и сомневается в навязанной людям концепции мироздания. Он как бы предлагает вступить с ним в спор, не навязывая своего мнения категорично и безапелляционно. И при этом не пользуется закостенелыми догмами и мертвыми схемами, опираясь больше на свой личный жизненный опыт, черпая вдохновение из знаний и наблюдений, и часто обильно сдабривая свои сочинения удачными сравнениями, метким, остроумным словцом. Но и не скрывает своего отношения к человеческим слабостям, таким как жестокость, ненависть, жажда наживы. Искренне бичует зло, предостерегая, и, в данном случае, увлекая своей требовательностью к чистоте помыслов и высоких поступков.

В повести «Все демоны» автор смело вторгается во взаимоотношения высших сил — богов и демонов, где в красках, сочно и ярко описаны вселенские битвы двух непримиримых сторон. Здесь реальность пластично вплетается в фантастику. Остроумный поворот сюжета, эффектная концовка и серьезность вложенной в произведение мысли не могут оставить равнодушными читателей.

Иногда простые с виду сюжеты исполнены глубокого социального смысла, а порой и сатирического пафоса, верно отражающие явления нашей действительности. В некоторых из них автор циничен, откровенен, никого не щадит (мафиози из «Пасынков Земли», Павлюк из «Все демоны», Агапыч из цикла сказок, Потапов из «Жил-был у бабушки серенький»). Хорошо вписываются в его сочинительство юмор, сатира, а порою и нужное для благого дела лукавство, что вполне разнообразит повествование. В повестях «Чарка» и «Пасынки Земли» автор описывает те нежелательные действия людей, которые могут привести к их деградации, к гибели цивилизации, предостерегает от самообольщения, самодовольства. Нравственное и физическое вырождение подстерегает всех землян, если они не будут противостоять злу.

Хорошее знание человеческой психологии, живописание характеров героев, действующих в экстремальных условиях, сквозной линией проходит во всех произведениях писателя. Главное — это человек и его душа, мужественный, не просящий пощады, твердый и бескомпромиссный. Здесь автор оставляет частицу самого себя. Правда (на любителя — авт.), есть у фантаста небольшой перебор в передаче атмосферы ужаса, крадущегося по пятам некоторых его героев («Все демоны»). Чувство безумного страха, кошмара и неуверенности в себе порою зашкаливает границы фантастики, переходя «иллюзорную реальность».

С. Сюрсин пробует себя в различных стилях. Роман, повести, рассказы, сказки. Освоение далеких планет («Химеры Летящей», «Призрак»), прошлое («Запретная зона», «Узник времени»), настоящее («Все демоны», «Агапыч и другие») переплетается с будущим Земли («Чарка», «Пасынки Земли», «Керкира»); реальная и сказочная фантастика — с элементами «фэнтэзи». Здесь трудно выявить определенный жанр, который автор предпочитает больше других. Например, в той же повести «Все демоны», наряду с обычной повседневностью соседствуют и летающие тарелки с полтергейстом, и древние боги и демоны. Повесть с характерной для нее заданностью сюжета, отдельных эпизодов и образов, призванных наглядно проиллюстрировать определенную мысль, концепцию человека и общества, а также мысль об относительности многих человеческих оценок и представлений.

«Выдуманная действительность должна проявляться постепенно, произрастая сквозь реальность, — говорит Сергей Георгиевич. — Можно взглянуть на вещи иначе, с другой точки зрения, для чего необходима фантазия». При довольно сложном содержании и весомой идейно-смысловой нагрузке книга все-таки читается легко, хорошо воспринимается и это прекрасный подарок любителям фантастики. Все ее содержание подтверждает точку зрения автора: человек существо разумное и способное к бесконечному совершенствованию, ему нужен мир и добро, вера и любовь, надежда и радость бытия. А войны, предательство, ужасы и страх пусть остаются в фантастике, никогда не превращаясь в реальность…

Авантюрная, щедрая на выдумку фантастика, в некоторой степени непочтительная к признанным мнениям и авторитетам, это и есть творчество Сергея Сюрсина, с его смелостью и дерзостью, с его задором и оптимизмом, с его мастерством в придумывании невероятных сюжетов и с его талантом.

Ирина ВИНТЕР, писатель, журналист, член Союза журналистов Казахстана.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...