Иван Грозный: святой русской православной церкви?

13 10430

Взгляды внутренней православной церковной традиции   и  официальной историографии на некоторых государственных деятелей   диаметрально противоположны.

Так, Иван Васильевич Грозный,  с одной стороны, изображается официальной историографией как чудовище, злодей, изверг и тиран,  с другой стороны, многие православные считают, его святым Русской Православной церкви.

В настоящей статье я попытаюсь разобраться в основных движущий мотивах его политики, успехах и неудачах его царствования, объяснить такое явление как опричнина.

1. Иван Грозный - мудрейший правитель.

Как образец политической мудрости Ивана Грозного можно привести возведение им на московский престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича, который был царем всея Руси  в 1575-1576 гг..

Значение этого факта до сих пор никем не оценено. Представьте, дорогие читатели, что В. В. Путин назначает премьер-министром Рамзана Кадырова? Или назначает Рамзана Кадырова (а не Д. А. Медведева) своим преемником на посту президента России? О каком сепаратизме чеченцев могла бы идти речь после этого?

А ведь ситуация с Симеоном Бекбулатовичем была аналогичной. Только что покоренные Казанское и Астраханское ханства выжидали удобного момента, чтобы отколоться от Великого Княжества Московского. Незадолго перед этим, Девлет-Гирей вторгся на территорию недавно присоединенной к Московскому княжеству Ногайской Орды, в Поволжье шло восстание черемисов. "Назначение" Иваном Грозным Симеона Бекбулатовича царем Всея Руси имело психологическое значение разорвавшейся бомбы. Ни о каких бунтах, заговорах, восстаниях после этого не могло быть и речи.  И прочность достигнутых результатов вот уже почти 500 (пятьсот!) лет доказывается историей сосуществования  русских и татар в  едином государстве. 

Симеон Бекбулатович, не пользуясь реальной поддержкой местной московской элиты, не мог стать  конкурентом Ивана Грозного, и выполнял каждое его распоряжение, безо всяких колебаний, понимая, что сама его жизнь зависит от  поддержки Царя Иоанна. Симеон Бекбулатович стал на московском троне верным помощником царя.

2. Царь Иван Грозный - создатель местного самоуправления на Руси, эффективной системы народоправства.

Иван Грозный создал эффективную систему местного самоуправления, делегировав большие полномочия, в том числе, уголовный сыск,  местным выборным, которые и стали осуществлять реальное управление на местах. Объем полномочий местного самоуправления намного превышал современный. 

3. Царь Иван Грозный - законодатель.

В  1549 - г. Иван Грозный созвал Земский собор - "лучших людей" каждой территории, всякого чина и сословия, для выработки, обсуждения и принятия нового законодательства, и решения других вопросов. В 1550 г. после тщательнейшего обсуждения был принят Судебник, который 100 лет  был  основным нормативным актом в судопоизводстве, и оставался действующим нормативным актом до 19 века.

4. Иван Грозный - один из выдающихся интеллектуалов 16 века.

По признанию всех, без исключения историков, а равно и современников царя, Иван Васильевич  обладал огромным писательским талантом,  наизусть знал практически весь текст Священного Писания, а также имел огромную библиотеку. Поиски библиотеки Ивана Грозного  велись  энтузиастами еще в 20 веке.

5. Опричнина. Создание православного царства.

Историки либо обращали внимание на некие внешние символы опричнины, либо истолковывали опричнину только как борьбу Иоанна Грозного за единоличную власть, за укрепление самодержавия.

В чем же суть опричнины?

Духовный  смысл опричнины.

Как было упомянуто выше,  Иван Грозный был одним из самых верующих и одновременно самых образованных русских царей. Он внимательнейшим образом изучил Ветхий и Новый завет, цитировал по памяти огромные массивы текста Священного Писания.

Есть все основания предполагать, что образцом для Ивана Васильевича послужила деятельность библейского царя Давида, который и до настоящего времени является ключевым образом Русской Православной Церкви, и чьи псалмы, непревзойденные  в своей религиозной поэзии являются основой православного богослужения, и  по глубине религиозного чувства, и по философскому взгляду на мир, да и просто по своей красоте и экспрессии, остаются  вне конкуренции.

Царь Давид, долгое время, вынужден был скрываться от царя Саула, видевшего в нем претендента на царскую власть, находясь в кругу своих единомышленников, своей боевой дружины, и сражаясь при этом с врагами Израиля. При этом Давид каждый день возносил хвалебные гимны Господу Богу, играя на музыкальных инструментах. Поэтическая сила его песнопений без сомнений потрясала современников, с учетом того, что Давид при этом еще и играл на музыкальных инструментах.  Однако этот израильский царь и пророк отличался еще и огромной физической силой, был белокур и красив лицом, бесстрашен и умен.

Псалом Давида.132:1. "Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?.."

До этого Давид был помазан на Царство пророком Самуилом, по внушению Божию.1-я Царств 16.

С момента помазания он и являлся настоящим царем, а Саул, первый помазанный на царство, задолго до этого, утерял свое право за свои беззакония,  1-я Царств 15:26

Но путь Давида к всенародному признанию был долог и труден. И лишь когда Саул потерпел страшный разгром от филистимлян, в результате которого погиб он сам, и его сыновья, Давид был избран на царство израильским народом.

Постоянно сражаясь с врагами, Давид, за всю свою жизнь не потерпел ни одного поражения. К концу жизни он покорил и подчинил Израилю огромные территории от Египта до Сирии. Царствование Давида и его сына Соломона стало периодом высшего расцвета еврейской государственности.

Образ монашеской и одновременно героической жизни, которую вел Давид, образ жизни царя, помазанника Божия, который был одновременно пророком и воином,  окруженного единомышленниками, которым он не мог дать ни покоя, ни богатства, ни власти, ни почестей, но которые были преданы ему за его боевую удаль, за его музыкальный талант, за его горячую веру в Иегову, очаровал Ивана Васильевича. Вот так вот, думал он, собрав единомышленников, пребывая в посте и молитве, можно возродить Святую Русь, очистить ее от крамолы и ересей, укрепить ее державность и величие!

И Иван Грозный, забрав из Москвы  доверенных лиц, объявил, что берет себе в удел опричное царство, построил монастырь в Александровской слободе, на каждом кирпиче которого был изображен христианский крест, и вел там жизнь по монастырскому уставу, в посте, молитве, покаянии и чтении Священного Писания. Молились по 9 часов в день. Православные поймут значение этого факта.

Для Ивана Грозного история царя Давида послужила образцом и для введения на Руси института царской власти. Если великий князь Московский был и воспринимался современниками как первый среди равных, то Православный Царь, после обряда венчания на царство становился фигурой сакральной. Таким образом, Грозный по максимуму укрепил центральную власть, раз и навсегда закрепив за Русью/Россией статус великой державы, оплота православного мира.

Ведь именно Иван Грозный впервые на Руси венчался  на Царство, продолжив тем самым ветхозаветную и византийскую традицию, именно Иван Грозный осознал миссию царя как посредника между Богом и народом, как земное воплощение Христа, именно благодаря Ивану Грозному формула Москва-Третий Рим обрела свое зримое воплощение!

Можно сказать, что опричнина Царя Ивана Грозного была сконструирована по библейскому образцу.

Политический смысл  опричнины  заключался в том, что Иван Грозный брал под свое непосредственной управление отдельные области Русского Царства, чтобы лично оценить работу местных администраторов, исправить недоработки, покарать виновных, расставить нужных людей на нужные места. А злоупотреблений тогда конечно хватало. Достаточно, напомнить что творилось в России на местном уровне через двести лет,  во времена царствования Екатерины Великой. По историческим сведениям, состав опричных земель постоянно менялся. Наведя порядок в одной области, царь брал под свое непосредственное управление другую.

Проводя аналогию с современностью, представим, что В. В. Путин, присвоив себе диктаторские полномочия,  начал зачистку местной элиты, временно беря  под свое непосредственное управление область за областью,  и лично проверяя качество работы местных чиновников. Конечно, головы он рубить бы не стал.  Но основным результатом такой "опричнины" была бы, очевидно частичная смена местных элит, перераспределение полномочий, национализация разваленных предприятий,  "удаление" от власти целых олигархических кланов.

То же самое произошло в Московском царстве. Целые семейства старинной аристократии остались не у дел. Да и выявленные злоупотребления были зачастую такого рода, что по традициям того времени должны были полететь головы. И они полетели. По  подсчетам советского историка Р. Г. Скрынникова  было казнено 3-4 тысячи человек, с момента начала опричнины до смерти царя. т. е. 100-120 человек в год, включая казни за уголовные преступления.  Много это или мало? Другие  представители аристократии были переселены на завоеванные  земли Поволжья и наделены  имениями.там. Так, вспоминается "насильственное" назначение Романа Абрамовича губернатором Чукотки:   Абрамович жаловался по этому поводу, что его лучшие менеджеры занимаются проблемами  Чукотки!

Экономический смысл опричнины заключался  в перераспределении  крупной собственности в пользу новой политической элиты - опричников, в передаче земель, находящихся в северо-западных, северо-восточных регионах  Руси в руки верных, надежных людей, в превращении вечных, наследственных прав на землю русских князей - Рюриковичей и бояр во временные и условные. Задачей Грозного было создание новой экономической элиты и  понижения статуса старой. Так, опять-таки проводя аналогию с современностью, можно вспомнить создание Путиным целой когорты "олигархов нового призыва" и одновременный отъем имущества у предыдущих.

Переводя представителей родов старой аристократии, ненадежных в политическом отношении  на новые вотчины в недавно завоеванное Поволжье,  царь достигал две цели: укреплял государственный контроль над землями северо-западной  Руси, передавая ее под управление нужных людей, и использовал административный опыт выселяемых  для освоения новых территорий.

Однако, не надо забывать, что тогдашняя русская аристократия представляла собой не сборище  безродных космополитов  и выскочек, которые выплыли  на поверхность в мутное время всеобщего воровства и разбоя, как у нас в 90-е годы, а монолитную,  связанную многочисленными родственными связями массу Рюриковичей и старинной боярской аристократии, чья власть была освящена традицией и договорами, которые заключались предками Ивана Грозного при присоединении той или иной территории  к Великому Княжеству Московскому. Итак, с точки зрения старой русской аристократии Грозный вел себя как разбойник с большой дороги. Они скрежетали зубами от злости, но не могли ничего сделать из-за огромной, зашкаливающей популярности царя в широких народных массах. (Аналогия снова напрашивается).

Об этой популярности может дать представление обилие народных песен, былин, сказаний, притч, героем которых был Иван Грозный. В этом отношении он сравним только с Владимиром Ясно Солнышко.

Старая русская аристократия, лишенная своего господствующего социального положения,  саботировала войну с Ливонией, подставляла царя под удары татар Девлет-Гирея, открыто с оружием в руках восставала против царской власти, натравливала на Москву литовцев и поляков. Судьба страны много раз висела на волоске.

Очевидно,  нет ничего труднее, чем осуществить передел собственности в государстве в крупном масштабе.

И Иван Грозный справился с этой насущнейшей задачей внутренней политики. Россия из рыхлого конгломерата территорий, стала единым централизованный государством, спаянным железной волей  самодержавного владыки. Тем самым удалось избежать того политического состояния, в которое погрузились южно-русские земли, не контролируемые Москвой.

Самое поразительное в этой ситуации, это то, что один из крупнейших переделов собственности в России прошел в ходе ведущейся тяжелейшей Ливонской войны против Польши, Литвы, Швеции, Ливонского ордена, а также войн против Крымского ханства!

Несмотря на борьбу старой и новой элиты, "князей" и "опричников", насмотря на непрекращающуяся череду  предательств (бегство князя Курбского), несмотря на скрытый саботаж, и открытое разгильдяйство, Московская Русь выстояла в этой войне, уничтожив Ливонский орден, разошедшись с Речью Посполитой  вничью,  отдав Швеции несколько городов недалеко от Балтийского побережья, и разгромив войско крымских татар в битве при Молодях 1572 года,

Итак, по масштабам, и по количеству решенных задач:

Введение эффективной системы местного самоуправления, создание общероссийского законодательства (Судебник 1550 года и др.), увеличение территории государства почти в 2 раза, завоевание и последующие замирение Казанского и Астраханского царств, покорение Сибирского царства, масштабный передел собственности, и  обновление элиты, создание мощного централизованного государства, укрепление регулярной армии, царь Иван Васильевич Грозный предстает колоссальнейшей исторической фигурой 16 века. Рядом с которой вообще никого невозможно поставить: ни Стефана Батория, который был всего лишь удачливым полководцем, ни Девлет-Гирея, ни турецкого султана, ни кого-либо еще из современных Грозному политических деятелей. Единственная современная Грозному фигура, которую по масштабу можно ему сопоставить  - это английская королева Елизавета I Тюдор, королева Англии.

Иван Грозный - создатель централизованного государства, великой державы.

Великое княжество Московское до Ивана Васильевича Грозного было рыхлым государственным образованием, наподобие тогдашних феодальных королевств Западной Европы, представляло собой конгломерат территорий, каждая из которых имела свою традицию управления, и "своих" князей. После Ивана Грозного Русь стала централизованным государством, имеющим регулярную армию, и единую центральную власть.

6. Эффект военной пропаганды.

Что касается того образа русского царя, который воссоздают историки по сохранившимся "историческим" свидетельством, нельзя упускать из виду, что все такие "свидетельства" было классическими образцами военной пропаганды, которую вели против России иезуиты, поляки, немцы, англичане, литовцы,  ливонский орден и Ватикан, а также предатели и перебежчики, в ходе продолжавшейся 24 года Ливонской войне.  Разгром и уничтожение Россией католического Ливонского ордена, вторжение на территорию, подконтрольную Ватикану,  стал  шоком  для  западной общественности, твердость в отстаивании православной веры показывала, что русские  не намерены в какой-бы то ни было форме признавать католичество и иудаизм на завоеванных территориях. В борьбу против Московского царства включился весь мощнейший административный аппарат Ватикана, иезуиты, поляки, немцы, англичане, шведы,  еврейская диаспора. Самая чудовищная ложь, самые гнусные байки сочинялись сбродом баснописцев со всех концов Европы.

И вот эти то свидетельства принимаются современными историками за достоверные!

Позволю себе снова привести аналогию с современностью: предположим, что  через триста лет, начиная с нынешнего противостояний России и Запада, не сохранилось иных свидетельств о современной ситуации, кроме украинских, польских, американских? В каком образе предстанет современная Россия и лично В. В. Путин? Например, известный французский политик Бернар Анри Леви утверждал год назад, что в 2014 году в Крыму русские вырезали целые татарские деревни. И это утверждалось в 21 веке - веке всеобщей доступности информации! А какие возможности для вранья были в 16 веке, когда даже типографий  было мало! 

7.  Есть серьезные основания полагать, что Иван Грозный был после смерти канонизирован Русской Православной церковью как местночтимый святой.

Иван Грозный назван «святым великомучеником» в святцах Коряжемского монастыря с указанием и дня его памяти.

Сохранились  изображения Ивана Грозного на иконах 16- 17 вв.  с нимбом

О. Николай Гурьянов говорил по этому поводу, что Ивана Грозного не нужно прославлять как святого, он уже прославлен.

Существует мироточащая икона Ивана IV (в иллюстрации к статье).

Константин Душенов об Иване Грозном:

http://www.youtube.com/watch?v...

Митрополит Иоанн Снычев об Иване Грозном:

"Самодержавие Духа" скачать или прочитать можно здесь:

http://royallib.com/book/ioann...


Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • У каждого православного святого за спиной лужа крови, чему тут удивляться?
  • Надо поменять заголовок. Слово "или" заменить на "а не ". В целом хорошая статья. Спасибо .
  • Так канонизирован Иван Грозный или нет? Если честно - то он без всякого сомнения этого достоин! А статье плюс! Александр Невский, Иван Грозный и Иосиф Сталин - величайшие личности в истории России!
    • odsboo
    • 27 сентября 2015 г. 23:23
    Есть другой персонаж живший примерно в это же время. Влад Цепеш (Дракула). Он тоже был демонизирован и тоже был врагом турок. Не является ли демонизация Ивана Грозного отголоском информационной войны, которую вели турки против своих более успешных, чем они, противников?