День седьмой. Суббота

26 2227

"Так совершенны небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал".(Быт.2,1-3)

Вся полнота тварей, задуманных в вечном Уме Творца, пришла в свое бытие во время Шестоднева, но надлежало, чтобы они для своего существования имели цель-соединение с Богом. Для напоминания об этом Создатель благословляет и освящает седьмой день. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще останется обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим... Ибо негде сказано о дне седьмом так: "И почил Бог в день седьмой от дел своих "И еще здесь: "не войдут в покой Мой". Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в за непокорность... Кто вошел в покой Его, тот и сам упокоился от дел своих, как Бог от Своих. Итак , постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому примеру не впал в непокорность." (Евр.4;1,1-6,10-11)

Таким образом, в седьмой день Бог упокоился, то есть, создал царство вечного покоя, о котором Христос скажет праведникам: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф.25,34).

Поэтому Бог и освятил, и благословил этот день, как время, когда он говорит о сердцах праведников, достигших совершенства: "Это покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его." (Пс.131,14) Святые же, празднуя на этой земле скитания и борьбы субботу, как образ грядущего, взывают: "Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих." (Пс.60,5).

Возвращаясь к Священному Повествованию, заметим, что согласно Бытию ангелы сотворены не до Шестоднева, а во время его. "Так совершенны небо и земля и все ВОИНСТВО их. " (Быт.2,1). Если под воинством земным должно понимать человека, то под воинством небесным Откровение обычно подразумевает звезды и ангельские иерархии.(см. Неем.9,6).

Часто возникает вопрос: "Как согласовать утверждение Бытия, что Бог почил от всех дел Своих, со словами Христа: "Отец Мой до ныне делает, и Я делаю" (Ин.5,17)? " На это затруднение блестяще ответил преп. Максим Исповедник: "Бог, сразу образовав, как знает Сам, логосы всего произшедшего и общие сущности сущего , до сих пор еще осуществляет не только сохранение их для бытия, но и созидание, выхождение и устроение содержащихся в них в возможности частей. Кроме того, Бог чрез Свой Промысел уподобляет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с присущим им по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественнодвижущимися и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного различия по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцался у всех, не будучи разделяем способами осуществления тех, в ком он равно сказывается, и пока Он не покажет действенной обоживающию всех благодать." (21. стр.30)

Этот, достаточно трудный для понимания, текст однако раскрываетосновные действия Промысла в мире. Бог покоится, ибо не творит более ничего из небытия, но действует во-первых сохраняя сотворенное, во-вторых раскрывая в нем заложенную идею-логос, и, наконец, устремляя все сущности мира к соединению с Собою по благодати в той мере, в какой каждая из них может вместить в себя Божественную энергию, дабы был "Бог все во всем" (1 Кор.15,28).

Однако, богомудрые Отцы не ограничиваются столь высокими толкованиями этих слов. Они видели в них и установление праздника, необходимого для падшего человека, который из-за суеты и погони за богатством готов загонять до смерти и себя , и своих слуг (или рабочих), и животных, не давая им роздыха, и за этой суетой забывшего совсем о Боге. И ради того. чтоб человек сам не замучил себя Бог установил обязательный день покоя, наказывая не исполняющих эту заповедь смертию (Исх.31,14), "чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришелец".(Исх.23,12), и "дабы вы знали, что Я Господь освящающий вас" (Исх.31,13). Когда же иудеи стали неправильно почитать субботы, ограничиваясь лишь формальным бездельем, Господь чрез пророка вразумлял их, как должно праздновать этот день Божий: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения похотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это".(Ис.58,13-14). Прекраснейшее объяснение для христианина, как нужно праздновать дни Господни, - субботы, воскресения и праздники.

Когда же пришел на землю Господин Субботы, то Он прямо сказал что "можно в субботы делать добро" (Мф.12,12), и сим дал Своим воскресением начало нового праздника - Дня Господня, Воскресения, начала нового творения, и в свете этого дня померкло торжество в честь ветхозаветной субботы. Но сам праздник этот не исчез. До ныне Православная Церковь запрещает пост в субботу, уменьшается число земных поклонов и всегда служится (по Типикону) Божественная Литургия, что является для христианина величайшей радостью.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Остров Валаам.

Кончился седьмой день творения, но об нем не сказано "и был вечер, и было утро", ибо начиная с него весь мир находится в непрерывном круговращении седмиц, которая продолжится до конца мира и наступления восьмого дня будущего века, когда времени больше не будет. Об этом таинственно вещал Соломон: "Давай часть семи и даже восьми".(Екк.11,2). И до ныне благословение Господне пребывает даже в падшем мире, благодаря чему он не разрушается, и до ныне освящаются люди и ангелы входящие в покой Его, и до ныне почивает Бог и не воззывает из небытия новые создания, до того дня когда Сидящий на престоле небес возгласит: "Се, творю ныне новое" (Апок.21,5) и явится "новое небо и новая земля, на которых обитает правда".(2 Петр.3,13). 

Священник Даниил Сысоев

P.S. Светлой памяти священномученника, принявшего смерть за веру Христову, 19 ноября 2009 года, в храме Апостола Фомы на Кантемировской, в Москве, иерея Русской Православной Церкви, Даниила Сысоева посвящается.

Предыдущие статьи:

День первый

День второй

День третий

День четвёртый

День пятый

День шестой. Начало

День шестой. Нетленный мир

Картинки 5 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 10:59
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Лавров наконец-то предупредил Турцию. Их оружие против нас Россию больше не устраивает
  • Beria
  • Вчера 13:50
  • В топе

Несмотря на ряд заявление и договорённостей, Турция, как известно, продолжает, что называется, пытаться усидеть на двух стульях: президент страны Реджеп Тайип Эрдоган налаживает отношения с Россие...

"Это — мой земля, твой — метр на кладбище": Азербайджанец "воцарился" в русском посёлке

Ольга АнтоноваПриезжий держит в страхе округу. Его стада вытаптывают округу и пасутся без пастуха, окрестности завалены коровьими шкурами, из-за чего посёлок обступили волки. На просьбы навести порядо...

Обсудить
    • Xcid
    • 10 октября 2015 г. 09:36
  • Спаси Бог!
    • rst
    • 10 октября 2015 г. 12:22
    Владимир, я правильно понимаю, что Господин Суббот это Христос? Когда же иудеи стали неправильно почитать субботы, ограничиваясь лишь формальным бездельем. Можно тогда предположить, что Христос и уличал иудеев в формализме веры, что есть не что иное как сатанизм. И тогда выходит, что все христиане по форме, а не по сути тоже сатанисты. Получается, что цель христианина, бороться с лицемерием, ложью, лукавством, а не "свечки ставить" и молитвы наизусть учить, не понимая сути учения. Кончился седьмой день творения, но об нем не сказано "и был вечер, и было утро", ибо начиная с него весь мир находится в непрерывном круговращении седмиц. Что же такое "и был вечер, и было утро", может это так называемые темные века? Периоды отсутствия света-Бога. Периоды катастроф, либо испытаний веры в отсутствии света, так сказать на самообеспечении, синергитическое самоусложнение? "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" - вот это и есть итог апокалипсиса, и подтверждение, что он идет. Я так понимаю. Получается, что больше не будет "темных веков", и на этот раз победа за светлым воинством.
  • Вот мы как раз сегодня-субботствуем)
  • Сверкнет у времени граница, Когда часы замрут во мне, Когда все небо отразится В моей сердечной глубине. Когда весь купол многозвездный, Весь целокупный небосвод С моею внутреннею бездной, Как взгляд со взглядом совпадет. Тогда настанет день итога - Субботний день. - Окончен труд. И будет где живому Богу В сем мире обрести приют. Зинаида Миркина