Октябрь 22nd, 2015 АВТОР: Олег Давыдов.
22 октября, праотец Авраам. И Бог Мелхиседека
22 октября церковь чтит праведных Авраама и Лота, его племянника. Первый славен тем, что является праотцем евреев и отцом вообще всех верующих. А второй жил среди похотливых содомитов и сохранил душевную чистоту. У Авраама и Лота был общий знакомый по имени Мелхиседек. Об этом таинственном человеке не худо бы тоже вспомнить сегодня.
Отца Авраама звали Фарра (Терах), он занимался изготовлением богов и торговал ими. В этом смысле Авраам, создавший бога из собственных грез, продолжил дело отца. Но имел с ним разногласия. В «Агаде» есть история о том, как Фарра однажды оставил сына в лавке вместо себя. Торговал юноша своеобразно. Зашел какой-то вояка, просит бога под стать себе, богатыря. Авраам ему предложил того, что стоял всех выше на полке. Мол, кто стоит выше, тот и слывет богатырем. Клиент заплатил. А Авраам ему: «Сколько тебе лет»? Тот отвечает: «Семьдесят». И тут продавец начинает срамить старика: «И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад». Покупка не состоялась. Потом приходит какая-то женщина, приносит миску муки в жертву богам (что намекает на то, что тут уже не просто лавка, а нечто вроде храма). Дальше:
«Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и спрашивает:
— Как это произошло? Кто это сделал?
— Расскажу, — отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так: принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между собою, — один кричит: “я хочу поесть раньше”, а другой: “нет, я раньше!” Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все.
— Но ты издеваешься надо мною, — закричал отец, — разве способны эти…
— Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои…»
Бедный Фарра! Он был так расстроен, что повел сына на суд к царю Нимроду, строителю Вавилонской башни. И Нимрод отправил Авраама в печь (пожалуй, первый акт Холокоста). При этом сограждане корили Фарру: «Стыд и позор тебе! Не сам ли ты говорил, что сыну твоему суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь, и ты же предал его Нимроду на казнь!» Они были правы, но придет время, и Авраам сам не пожалеет сына для бога. Тут, видно, наследственность…
Понятно, что Бог спас Авраама от гибели (руками архангела Михаила). Позднее они с отцом, а также с женой Авраама Сарой и его племянником Лотом покинули Ур Халдейский, чтобы идти в Ханаан. Но, дойдя до Харрана, остановились. Здесь Фарра умер. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Тут Авраам еще Аврам, Авраамом он станем где-то к ста годам. А сейчас ему 75 лет, и он движется в сторону Ханаана. Переправился через Евфрат, добрался до Сихема в земле Ханаанской. И здесь ему снова был голос: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Авраам поставил жертвенник тому, кто с ним говорил, и продолжил путь к югу.
Через какое-то время Ханаане начался голод, и Авраам решил спасаться в Египте. По дороге сказал своей Саре: «Ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя». Сара так и сделала. В результате ее взяли в гарем фараона, и «Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». То есть фактически человек продал жену. Может быть, не за деньги, а за ослов и верблюдов, но все-таки… И быть бы греху. «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару». Бедняга позвал Авраама: «Что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было».
Известен еще один случай, когда Авраам выдал жену за сестру (это было уже после визита Троицы, обещавшей ему рождение сына, но еще до его рождения). Царь Герарский Авимелех взял Сару и чуть было не согрешил с ней. Но голос во сне его предупредил: не надо, умрешь, она замужем за великим пророком. После этого царь позвал Авраама и прямо спросил: «Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают». Ответ Авраама откровенен: «Когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой». Получается, он постоянно отдавал жену каким-то властителям и таким образом навлекал на них несчастья. А потом, когда голос в ночи (бог Авраама) объяснял несчастному причину его несчастья, получал нечто вроде выкупа: «И взял Авимелех серебра тысячу сиклей и мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру».
Быть может, этот мистический шантаж и был настоящей причиной того, что Сара все не могла родить? Похоже на то. Магическая эксплуатация женской природы все-таки небезобидна. И в связи с этим вопрос: что это за бог, который участвует в столь сомнительных мероприятиях? Некоторый свет на это проливает история, приключившаяся после того, как Авраам и Лот стали кочевать отдельно друг от друга. На Содом, где поселился Лот, напала коалиция четырех царей во главе с Кедорлаомером. Лот с домочадцами был пленен. Узнав об этом, Авраам собрал людей и бросился в погоню. Догнал, победил, освободил Лота и прочих содомлян, вернул добро. А когда возвращался, навстречу ему вышли царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский. Мелхиседек вынес Аврааму «хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».
Это когда еще Павел напишет («К евреям»), что Иисус сделался «Первосвященником навек по чину Мелхиседека». А пока что, дав десятину, Авраам лишь клянется: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (что не возьмет и нитки из принадлежащего царю Содома). И все. Больше о Боге Всевышнем (Эл Эльоне) в связи с деяниями Авраама в Библии нет ни звука. Авраам продолжает общаться только с тем богом, который вывел его из Ура Халдейского. Страннику и в голову не приходит называть этого своего бога Эл Эльоном (Всевышним). И правильно. Бог Всевышний и бог Авраама – совершенно разные боги. Один сотворил мир, а второй участвует в сомнительных комбинациях по извлечению серебра, ослов и верблюдов из незадачливых царей. Авраам не настолько наивен, чтобы не понимать эту разницу. Он все-таки сын делателя богов. Он прекрасно знает о существовании Бога Всевышнего, но общаться предпочитает с тем богом, который помогает лично ему.
О существовании Бога Всевышнего знают дети всех народов земли. Его имена и мифы о нем у разных народов могут разниться, но все они так или иначе сводятся к тому, что Всевышний Бог не лезет в земные дела, хотя и присутствует в каждом из них. Миссионеры считали, что знание о Всевышнем – результат их проповеди. Но этнологи установили, что это как раз изначальное знание о божестве, которое, сотворив мир со всеми его божественными потенциями, отделяется от творения («почил в день седьмой от всех дел Своих», сказано в Библии) и больше не вмешивается в суету мира, где теперь уже действуют частные божественные потенции, конкретные боги, вроде Зевса, Шивы, Одина, Волоса и прочих. В том числе и того, кто являлся Аврааму. Именно он (а не Всевышний) обещал Аврааму потомство и землю, именно с ним Авраам впоследствии заключил союз и именно он со временем стал общим богом иудеев, мусульман и христиан.
Собственно это – дух еврейского племени, кочевого народа, окруженного врагами, гонимого и потому замкнувшегося в себе, зациклившегося на своем ревнивом боге. Бог евреев создал евреев по своему образу и подобию. И в свою очередь он – образ и подобие своего народа. Тут полное тождество. Когда говорят, что евреи – божий народ, это абсолютно верно: их бог избрал их, они вот именно воплощение своего этнического бога. Характер евреев – характер их бога. Это трудный характер, из него вытекает трагическая судьба, ментальность вечных изгоев, повсюду ищущих и находящих врагов, создающих проблемы на собственную голову. Порой бог садистски мучит народ, который избрал, гонит с места на место, подставляет, громит руками народов, среди которых евреям приходится жить, заставляет ощущать себя обойденными и несчастными, даже если жизнь складывается не так уж и плохо.
Но не будем забегать вперед. Пока что бог, обещавший Аврааму землю и потомство, не спешит выполнять обещания. И вот по прошествии десяти лет со времени переселения в Ханаан Сара предложила Аврааму войти к ее служанке, египтянке Агари, и та понесла. Вскоре Саре показалось (может, и не без оснований), что Агарь ее презирает. Начались скандалы. Дошло до того, что Агарь бежала в пустыню. Явившийся ангел велел ей вернуться. Агарь, конечно, вернется, родит Исмаила, от которого пошли племена арабов. Но когда придет время и Сара все же родит Исаака, она добьется того, чтобы Авраам выгнал Агарь с Исмаилом в пустыню на смерть. Разумеется, ангел Джебраил (Гавриил) спас бедную мать и ее ребенка, но история скверная. К тому же архетипическая. Похоже, ее отголоски действуют и сегодня, скажем, в форме конфликта между государством Израиль и арабами.
Но я опять отвлекаюсь от главного, от рождения Сарой ребенка. Когда Аврааму было 99 лет, голос в который уж раз обещал: «Весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом». Но – надо обрезать крайнюю плоть. Что ж, старец немедля обрезал себя и всех мужчин в доме (и стал называться Авраамом, а Сара – Саррой). И только после этого произошло то памятное событие, которое изображено на иконах, называемых «Гостеприимство Авраама» («Ветхозаветная Троица»). Авраам сидел у входа в шатер, и вот три мужа стоят перед ним. Авраам и Сара их угощают…
Похожий сюжет есть в «Метаморфозах» Овидия. Юпитер с Меркурием странствуют в человеческом облике среди фригийских холмов, просят приюта у местных жителей, но люди их не пускают. И лишь старики Филемон и Бавкида с радостью открывают двери своей бедной хижины перед богами. Угощают их, готовы зарезать последнего гуся. Но гости этого не разрешают, сообщают, что они – боги, и предлагают старикам поскорее оставить свое жилище, бежать в горы. Потому что сейчас устроят содом и гоморру тем, кто их не пустил ночевать, затопят водою равнину.
Ветхозаветные ангелы, правда, пользуются серой и огнем для кары безбожников, но обратим внимание: в Содоме лютуют не трое, а двое. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте». Лот тут явно играет роль Филемона. А его жена, которая скоро превратится в соляной столп, – роль Бавкиды. Сюжет (это обычно в мифах и снах) как бы двоится. То, что связано с Авраамом, отчасти повторяется в том, что связано с Лотом. Гостеприимный Лот предлагает содомитам, желающим познать ангелов, двух своих дочерей вместо гостей. А Авраам предлагает царю Герара свою Сару (см. выше). В конце концов Лот в опьянении сам познает своих двух дочерей (решивших, что после катастрофы на земле остались с отцом лишь втроем). А Сара, наконец, зачала. Все-таки в этом семействе с полом что-то неладно.
Что касается Филемона и Бавкиды, то, переждав в горах божественную экзекуцию над соседями (потоп), они вернулись в свой дом, превратившийся в храм, и стали в нем жрецами. По их просьбе боги сделали так, что они умерли одновременно, превратившись в дуб и липу, растущие из одного корня (Авраам и Сара нашли упокоение в пещере возле дуба Мамре). В «Фаусте» Гете Филемон и Бавкида кончают жизнь не столь счастливо. Они мешают фаустовскому строительству, и Мефистофель делает так, что старики сгорают в собственной хижине (и эта смерть кладет конец дерзаниям Фауста). В русском изводе этого мифа Филемон и Бавкида – Мастер и Маргарита (пожар и загробный покой). Таких бездетных любящих пар немало, например, Петр и Феврония. Пожалуй, самая известная из них действует в «Старосветских помещиках». Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – буквально Филемон и Бавкида. Конец их печален, но естественен. А представьте себе, что старушка Пульхерия вдруг забеременела бы. И от чресл Афанасия произошел бы великий народ…
Если возвратиться в библейский ареал, то там мы тоже найдем Филемона с Бавкидой. Это Утнапишти и его жена, пережившие потоп. Боги их поселили при устье рек, в отдаленье, и дали вечную жизнь. Именно к этой паре плывет через воды смерти Гильгамеш, царь Урука (который не так далеко от Ура). Утнапишти и его подруга – самая ранняя из всех известных пар, коротающих вечность в любви. Поскольку такие архетипические пары живут в вечности, а не во времени, им нет никакой надобности иметь детей. Эти пары самодостаточны. Таковыми же были и Авраам с Сарой. Они «были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось». Сара смеется про себя, когда ангелы говорят, что она через год родит. Но – «есть ли что трудное для Господа»? Намечается чудо. И оно не только в том, что женщина в 90 лет зачинает. Чудо в том, что зачинает пара бесплодная по определению. Рушится архетип, вечность мутирует во время, в чреду поколений, в историю. Бессмертные превращаются в смертных. Поэтому и меняются имена. Исаака зачинают не Аврам и Сара, а Авраам и Сарра, плодящиеся люди.
Но вечность не хочет их отпускать. С рожденным мальчиком возникают проблемы. Аврааму слышится голос: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение». И Авраам подчинился богу, звучавшему у него в ушах, и это вменилось ему в праведность. В конце концов бог получает барана, а семя Исаака течет в истории.
История это именно то, что открыл людям бог Авраама. Дальше историю надо было повернуть так, чтобы тот, кто говорил с Авраамом, занял место Всевышнего. Что и было с успехом сделано потомками Авраама. Теперь его бог в глазах верующих – Всевышний. Но, разумеется, только в их глазах.
подробнее http://www.peremeny.ru/books/o...
Оценили 7 человек
18 кармы