Предшествующая попытка кое-что растолковать оказалась не совсем удачной. Но все-таки продолжу.
Каково основное «предложение», каков основной тезис?* Он заключался — только! - в том, что для человека — любого человека любая религия и любая церковь — принципиально отличные явления. Без учета того — какая это конкретно религия? И без учета того — какая это конкретно церковь? Разные явления. Как разница между квантовой физикой и институтом МФТИ.
Иными словами - для любителей философско-обществоведческой терминологии - речь идет о принципиальной, психофизиологической разнице между теизмом и клерикализмом, или между атеизмом и антиклерикализмом.
Вся сложность в том, что на уровне психо-физиологическоом, на уровне Мифа человек явственно чувствует и понимает эту разницу. Нутром и фибрами души. На уровне Логоса, Слова в голове у человека по этому вопросу царит полнейшая путаница.
И начинаются карнавал иллюзий и грез. Всяческие «истинно-верующие», «крипто-верующие», «незамутненные», «просветленные», «в-душе-имеющие-Бога» — и прочее. На другой стороне иерархи сугубо в виде рекламно-торговых зазывал, вещают и стращают — «Только у нас! Только здесь и сейчас, вечно и везде! Частная теория всего!». То, что по природе своей не подлежит изложению словесному, пытаются впихнуть для себя и отрыгнуть на других - в виде канонов и филиппик.
Народ «простой», задерганный каждодневными хлопотами и заботами, затюканный бытом и передрягами, идет по простому пути — за катехизаторами устоявшихся конфессий. Или — повторюсь — за не менее простыми в доску воинствующими атеистами.
«Не совсем простой» народ, видят, сколь упорное сопротивление будет оказано любой попытке внести ясность и пробудить сознание. И поэтому присоединяются к большинству, хотя бы для видимости (хотя впоследствии маска часто намертво прирастает к лицу). Истерики и оригиналы, любящие эффект и желающие «отличаться от толпы», часто находят приют в сектах экзотического толка.
И это был бы достаточно простой случай заблуждения, который бы относительно быстро развеялся. Хватило бы 3-4 тысячелетия. Если бы не одно отягчающее, обременяющее обстоятельство. Человек по своей сути принадлежит к двум мирам — миру духовному и миру грубо, конкретно материальному.
Если духовный мир для человека чаще бывает недоступен только ввиду неверного семейного воспитания или физиологической тупости, то с миром материальным тут все «как бы обратно, наоборот». В человеке глубоко угнездилось невежество, скажем так, экологического толка. Социальная и культовая практика всемерно склоняют его к тому, что все проблемы решаемы — технологиями, формулами, тактиками, службами, молитвами и «правильными» медитациями. Социумы постоянно пытаются закабалить человека на этом духовно-технологическом хай-теке и хай-ньюме. Индивид усваивает - достаточно правильно соблюдать одобряемый иерархами ритуал, использовать правильные техники - и все проблемы решаемы. Отсюда и множество верующих в православие как в народно-инстициализированну магию, и верующих во всемогущество медитаций и поющих чаш.
Экологическое невежество процветает, при том процветает в тесном единстве с невежеством духовным. Психофизиологическая проблема не решается, духовно-плотское пребывает в состоянии взаимного обмана.
И это все - существенный добавок к социально-экономическим иллюзиям, грезам, амбициям и отупению.
Но люди и страны очень близко подошли к тому моменту, когда экология становиться фактором критическим и сущностным, жизненно необходимым и политически важным.
При этом вынуждены памятовать, сколь большой урон уже нанесен экологической грамотности всяческими коммерциализированными "зелёными" и карнавализированными "гуру".
Без преодоления, хотя бы без учета и понимания, этих новых для обществоведческого сознания факторов — духовного и экологического — о жизни общества, о прогрессе социальном можно надолго забыть. Эдак на пару тысячелетий — если не навсегда.
* - https://cont.ws/@winkor/1412107
Оценили 14 человек
39 кармы