Многие дети растут в семьях придерживающихся в той или иной степени религиозных традиций, а нередко они обеспечивает основные ориентиры для повседневной жизни и нравственного поведения. Однако, мало известно о влиянии религиозности семей на альтруистичность детей и о том, как родители в таких семьях оценивают оную . Религиозные ценности и верования передаются детям через повторяющиеся ритуалы и практики в своих сообществах. Если религия способствует социализации, то дети, воспитанные в религиозных семьях должны показывать менее эгоистическое поведение в сравнении с нерелигиозными семьями.
Однако исследование проведённое среди детей 5-12 лет в шести странах, а именно в относительно благополучных с экономической точки зрения мегаполисах показало иное.
Итак, смотрим.
Также отмечена склонность к более резкому суждению о поступках других людей и к более суровому наказанию.
При этом отмечена меньшая чувствительность детей-"атеистов" к несправедливости.
Результаты этого исследования показывают, что религиозная составляющая воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности и задерживает социализацию детей. Опрос проводился среди детей 5-12 лет и понятно, что в более старшем возрасте роль семьи в воспитании уменьшается и тем самым негативное влияние религиозной составляющей нивелируется.
Вот такие "неожиданные" результаты исследования Фонда Джона Темплтона, носящего имя известного американского бизнесмена, пожертвовавшего более 1 миллиарда долларов на благотворительность. Сам Темплтон был просвещённым христианином, открытым ценностям других религий.
Полностью данные исследования с подробным описанием методологии здесь:
http://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822%2815%2901167-7#
Что-то я не догадался прогуглить перед публикацией. Оказывается, 3 дня назад сия новость уже появилась в русском инете. Добавлю сюда с Интерфакса не осиленное мною вследствие слабости знания английского =)
Для определения степени щедрости исследователи предлагали сыграть детям в игру "Диктатор". Суть игры заключается в том, что экспериментаторы давали ребенку набор из тридцати карточек, предлагали выбрать десять понравившихся и оставить себе. Затем ученые говорили детям, что у них нет времени играть со всеми детьми в школе, и предлагали ребенку отложить несколько карточек из десяти выбранных, чтобы их передали другим детям. Уровень альтруизма определялся числом отданных карточек.
Также исследователи определяли уровень морали детей, показывая детям серию аудиовизуальных материалов, в которых некоторые действия (толчки, задевания, драки) производились случайно или преднамеренно, и предлагая им оценить увиденное по семибалльной шкале Лайкерта (шкала суммарных оценок - ИФ).
Параллельно родители проходили тесты, оценивающие религиозность, чувство справедливости и эмпатии их детей. Религиозность определялась тремя методами: исследователи напрямую спрашивали участников о религиозной самоидентификации, а также предлагали пройти опрос университета Дьюка, позволяющий определить частоту посещения религиозных мероприятий и уровень духовности семьи. Ученые также попросили указать уровень образования матерей.
По результатам исследования выборка была поделена на наиболее крупные группы "христиане", "мусульмане" и "не религиозные". Одномерный ковариационный анализ (определяет связь между зависимой величиной и набором количественных и качественных величин - ИФ) данных показал, что дети из семей, относящихся к "не религиозным", более альтруистичны, нежели остальные. Также такие дети более толерантны в вопросах наказаний, что свидетельствует о более низком уровне жестокости.
Хотя ученые отмечают наличие корреляции между религиозностью, щедростью и жестокостью, они воздерживаются от описания причинно-следственных связей.
Оценили 2 человека
3 кармы