Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим

1 1155

Василий Васильевич Верещагин родился в семье зажиточного череповецкого помещика. С детских лет отец внушал сыновьям, что долг каждого дворянина стать офицером и пока хватит сил защищать Родину. Василий ради отца закончил, сначала «Александровский кадетский корпус», а затем и «Морской кадетский корпус». Немного прослужив, Верещагин в звании мичмана ушел в отставку и прошел вступительные испытания в Академию художеств.

Узнав о «самовольстве» сына отец написал ему, что двери дома для предателя чести рода Верещагиных отныне закрыты. Больше они не встретились.

В 1865-1866гг. он учился живописи в Парижской академии. Художник участвовал в Туркестанских походах русской армии, Русско-турецкой войне 1877-1878гг. и вживую видел страшный оскал войны. В 1868 году Василий Васильевич приехал в занятый русскими войсками Самарканд и в числе гарнизона выдержал осаду восставшего местного населения. В критический момент сражения прапорщик Верещагин повел солдат в атаку и отбил волну наступающих туркменов. За этот подвиг командование наградило героя орденом Святого Георгия 4-й степени.

Прорывом в русской художественной школе стала «Туркестанская серия» мастера. В нее вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Самым запоминающимся произведением из этой серии стал «Апофеоз войны». Автор написал на раме одно предложение объясняющее смысл картины:

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Лучшую характеристику картине дал художественный критик Владимир Стасов:

«Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

«Апофеоз войны» стал самой узнаваемой картиной мастера не только в России, но и за рубежом. В безлюдной степи на фоне мертвого города художник изобразил башню, построенную по повелению «Сотрясателя Вселенной» - Тамерлана, и сложенную из отрубленных голов вражеских воинов.

По черепам составляющим фундамент «храма смерти» внимательному зрителю видно как погиб воин – был сражен пулей, зарублен, или пронзен стрелой.

Часть черепов кричит от ужаса, другие претерпевают нечеловеческие страдания, или задыхаются под палящими лучами солнца в мучительной агонии.

Над мертвой землей кружат вороны посредники между небесами, землей и потусторонним миром. Именно ворона вначале Ной выпустил из ковчега, чтобы тот нашел землю. Птица вместо поиска разыскала в дальнем углу ковчега мертвую крысу и с удовольствием пожрала разлагающуюся плоть. Ветхозаветный патриарх проклял падальщика, после чего белый окрас птицы превратился в черный, а сам ворон стал воплощением темных сил.

На картине Верещагина вороны кружат над царством Смерти и надеются отыскать хотя бы кусочек сладкого человеческого мясца.

Автор советует зрителям внимательно посмотреть на торжество Смерти и представить, что к подножию башни может быть брошена и их голова.

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Один англичанин , который преподавал нам в Москве теорию по самолёту Боинга , в свободное время отправился с нами по музеям. Он долго стоял у этой картины и просил пояснения.