Память, покрытая тайнами, равнодушием и забвением

4 2479

Буквально на днях некоторые СМИ разнесли новость: в Киеве, бьющемся в конвульсиях кощунственно и уродливой декоммунизации, сорвали и выбросили на помойку мемориальную доску с именами и портретами футболистов киевского «Динамо». Тех, которых в феврале 1943 года расстреляли за победу над немцами в знаменитом «матче смерти», состоявшемся полугодом ранее.

Такая доска действительно есть. И на ней есть фото пяти человек: Николая Трусевича, Алексея Клименко, Ивана Кузьменко, Николая Коротких и Христофора Кондратьева. И найдена она действительно была на помойке возле нынешнего киевского стадиона «Старт», в годы Великой Отечественной и до нее носившего название «Зенит». В основном на этом стадионе летом 1942 года киевские «динамовцы», сведенные в команду киевского хлебозавода под название тоже «Старт», и драли, как говорится, в пух и прах всех, кто отваживался выйти против них на поле – немцев, мадьяр, украинских националистов из команды «Рух». Там же со счетом 5:1 «Старт» победил и команду «Фланель», которую потом назвали «сборной «Люфтваффе», хотя она была всего лишь сборной немецких частей ПВО, усиленной игроками из других немецких частей. За эту победу динамовцев вроде бы и расстреляли, а саму игру нарекли «матчем смерти» и даже посвятили ей в 2012 году известный кинофильм «Матч» с Сергеем Безруковым в роли вратаря Николая Трусевича (в фильме – Раневича) и Елизаветой Боярской, сыгравшей его возлюбленную.

Но не суть. Мы о доске и всем, что с нею связано. Это удивительная история, в которой самым причудливым образом переплелись правда и ложь, пропаганда и выдумки, память и беспамятство. А еще, конечно же, привычный чиновничий бюрократизм, на который нарвалось сыновье тщеславие и стремление увековечить отца. И равнодушие и безразличие, и тогда и особенно сейчас плотной пеленой укутывающие нашу жизнь и разъединяющие людей пострашнее нынешнего карантина, вызванного реальным коронавирусом.

О правде. Она в том, что память о расстрелянных динамовцах всплывала в мейнстрим и падала в забвение волнами еще при советской власти. Впервые о них написали в газете «Известия» через десять дней после освобождения Киева от немцев в ноябре 1943 года. Потом забыли до первых поисков-раскопок на месте Сырецкого концлагеря, в котором и были расстреляны футболисты. Вторые раскопки начались в средине 1960-ых годов, а третьи – в начале 90-х прошлого века, когда на Сырце (микрорайон в Киеве) начали возводить целый жилой комплекс. Ковши экскаваторов, как и первые два раза, зачерпнули вместе с землей человеческие черепа и кости. И среди них нашли футбольные бутсы.

Тогда окончательно и решили, что здесь расстреляны и динамовцы. А до этого их при СССР вспоминали, повторяю, к памятным датам, ко Дням Победы, да когда журналисты или писатели издавали книги или актуализировали тему войны и ее жертв. В последний раз найденные останки почти год хранили в склепе – не было решения властей, что с ними делать. Потом решили напомнить о «зверствах фашистов» и все-таки перезахоронили. А на Сырце между жилыми домами установили памятный знак – каменный куб с футбольным мячом.

В сегодняшней Украине и в Киеве о памяти киевских динамовцем действительно могут позаботиться лишь их нынешние одноклубники, если им разрешат это сделать руководители команды, хозяева – братья Суркисы, Григорий и Игорь, а также так называемые менеджеры. Они, справедливости ради надо это отметить, по мере сил и возможностей и поддерживают эту память. Во всяком случае, они облагородили памятник четверым расстрелянным динамовцам на стадионе «Динамо». По слухам, поддерживают в порядке памятный знак на месте Сырецкого концлагеря, и место их перезахоронения на Лукьяновском военном кладбище. Вместе с другими расстрелянными узниками концлагеря за три раза раскопок и поисков и прах футболистов перевезли на кладбище. На месте захоронения, говорят, установили такой же знак, что и на Сырце, но через пару дней он бесследно и даже мистически исчез.

Теперь о полуправде, вымыслах и домыслах, с которыми связана и история упомянутой выше «мемориальной доски». Их множество, и они – порождение как пропаганды, бессовестно эксплуатирующей «благодатную» тему памяти динамовцев и «Динамо», даже сегодня являющихся почти культом для настоящих и даже новоявленных киевлян, так и нежелания чиновников расставаться с мифами. Порой очень прибыльными.

Полуправда же в том, что матч в 1942 году, после которого динамовцев арестовали, был. Но арестовали их не за него, а, по одной из версий, по доносу. Кто-то наконец-то «растолковал» немцам в гестапо, что «Динамо» - это ведомственная команда НКВД. И расстреляли их в феврале 1943-го, по одной из версий, по подозрению в подпольной деятельности и вредительстве. По другой - во время привычного для немцев «назидательного» и устрашающего расстрела, когда приказали узникам рассчитаться на «первый-второй» и «первых» расстреляли. Трусевичу, Кузьменко и Клименко не повезло - они попали в «первые».

Подсуетилась и прокуратура Гамбурга, которая еще в 1974 году возбудила уголовное дело по «матчу смерти» и провела свое расследование, по результатам которого известила СССР: «Настоящую причину ареста футболистов установить не удалось. Футболисты Трусевича, Кузьменко и Клименко расстреляны вместе с другими узниками в Сырецком концлагере по приказу начальника лагеря Пауля Радомского весной 1943 года — спустя большой промежуток времени после игры 9 августа 1942 года. …Пауль Радомский погиб 14 марта 1945 года около Штульвайсенбурга. Расстрел в Сырецком концлагере был проведен по его приказанию неизвестными полицейскими, фамилии которых установить не удалось… Это же касается и судьбы Николая Коротких. Точных данных о событиях, которые с ним происходили в гестапо в Киеве, и о его смерти нет. Свидетелей нет. Фамилии возможных преступников неизвестны или не названы. Таким образом, нет оснований возбудить новый процесс».

Как видим, тоже отписка и полуправда (неправильна даже дата расстрела). Кроме того, уже известно, что Николай Коротких, четвертый динамовец с упомянутой оскверненной доски, тоже стал жертвой принадлежности к НКВД. При обыске у него нашли его же фото в соответствующей форме, заподозрили, как шпиона-диверсанта, и запытали до смерти в гестапо.

Кроме того, на упомянутой доске отображены только, собственно, два динамовца, которые до 22 июня 1942 года играли в команде, – Трусевич и Клименко. Остальные, даже Коротких, – выступали в «Динамо», но в разные годы до этого. И поскольку они не смогли или не захотели уходить с советскими войсками в 1941-м, то судьба свела их в «Старте» и сделала участниками «матча смерти».

Но самое удивительное то, что «мемориальная доска» - это на самом деле могильная плита, и пятым на ней помянут Христофор Кондратьев, который вообще не футболист и в «матче смерти» участия, естественно, не принимал. Он обычный киевлянин, который тоже до войны одно время служил сержантом НКВД, не ушел с Красной армией, попал в концлагерь на Сырце и тоже был там расстрелян в 1943 году.

О трагедии этого человека рассказал его сын – Виталь Кондратьев, оператор киностудии имени Александра Довженко в Киеве, который озаботился поисками могилы или хотя бы места гибели отца и таким образом вышел на раскопки на месте Сырецкого концлагеря. Я очень хорошо помню этого человека, который пришел к нам в «Киевский телеграф», где я редакторствовал, и представился: «Я – Виталь, да-да, не Виталий, а именно Виталь Христофорович Кондратьев. Я хочу установить надгробную плиту на могиле динамовцев и своего отца, который расстрелян вместе с ними, но власти против».

Виталь Кондратьев для Украины – фигура в чем-то тоже культовая. Он – оператор-документалист, но вторым оператором работал на съемках фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики…» и придумал технические устройства, которые помогли сделать съемки воздушных боев в кино такими правдоподобными и натуральными. Быкову понравились работы Кондратьева об Арктике, о работе китобойной флотилии, о небе и парашютистах, и он пригласил его на свою картину. И, как видим, не прогадал.

А потом Кондратьев занялся поисками отца и решил увековечить его память в одном списке с динамовцами. Он на свои средства заказал памятник и указанную могильную плиту. Чтобы установить ее хотя бы на месте расстрелянных на Сырце или на их захоронении на Лукьяновском – оба места же до сих пор безымянные. И безымянные, и полузабытые, обезличенные. Это получалось у него это в чем-то наивно, в чем-то тщеславно – не было никаких оснований на одной плите соединять динамовцев и постороннего им человека. Чинуши за это и ухватились. Кондратьеву так и сказали во всех инстанциях, куда он обращался: дескать, невозможно положительно решить этот вопрос за неимением документов, подтверждающих захоронение в братской могиле останков отца Виталя – Христофора Кондратьева.

Последнее место, куда Виталь обращался официально еще в 2005 году, это руководство киевского «Динамо», точнее его президент Игорь Суркис. Он хотел, чтобы клуб помог ему увековечить память. Но оттуда ему вообще ничего не ответили. И памятники погибшим футболистам так и остался на заводе-изготовителе, а вот могильную плиту Виталь забрал и хранил ее у себя в однокомнатной квартире. На балконе, с которого открывается вид на стадион «Старт», где и состоялся «матч смерти». Кому он сейчас памятен, если в чести сегодня коллаборационисты, служившие Адольфу Гитлеру?

Такие вот дела: немцы не оставили списки расстрелянных и не указали место расстрела с местом захоронения, а чиновники в независимой Украине не этом основании не дали сыну увековечить память погибшего отца. Удивительный симбиоз, правда? Вот уж действительно: киевские чиновники, сегодня в рамках декоммунизации охотно и радостно увековечивающие память украинских националистов, служивших полицаями-карателями у немцев в том числе и в охране Сырецкого концлагеря, как чувствовали, что их время еще придет. Оно и пришло. После госпереворота 2014 года на евромайдане.

…Мне не удалось из Москвы выяснить, жив ли Виталь Кондратьев, которому сейчас стукнуло бы 85 лет, и как мемориальная плита оказалась в мусоре. Семьи у него уже вовремя наших встреч не было, он жил один, болел, выглядел, как человек на пороге вечности. И, скорее всего, сейчас его уже нет в живых, а квартира оказалась в руках чужих. Они и избавились от «хлама». Он им уже ни о чем не говорил. Украинские же СМИ этим делом не заинтересовались, а только заученно подняли вой о «нарративах российской пропаганды». А могильная плита, повторяю, оказалась на мусорке, куда в современной Украине пытаются отправить и память о «расово неправильном» прошлом. Так что все вполне логично и вписывается в украинский современный контекст.

И пишу я об этом лишь потому, что ко мне обратились неравнодушные киевляне, которые указали на несоответствия и уточняющие подробности в истории с заброшенной «мемориальной доской». Им, как они сказали, стыдно за город и за то, что в нем сегодня творится, но они не хотят и лишних обвинений и напраслины. И я с ними полностью согласен. Но даже неточности не делают этот случай менее страшным и кощунственным – на помойке топчутся по памяти тех, кем еще вчера гордились. Так и рождаются манкурты, не помнящие родства и не имеющие совести. Так и убивается страна, у которой вырезаны корни.

Но есть в Киеве еще и люди, которые помнят. И которые сейчас сохранили надгробную плиту и надеются, что она найдет себе место хотя бы в музее киевского «Динамо». На надежду неравнодушных и помнящих, как мне кажется, надежда и всей остальной несчастной Украины.

http://antifashist.online/item...

Владимир Скачко

В Госдуме озаботились деятельностью Первого канала, вырезавшего из эфира песню «Русские»
  • sam88
  • Вчера 20:35
  • В топе

Депутаты российского парламента возьмут на контроль ситуацию, при которой песни патриотических исполнителей удаляются из эфира федеральных телеканалов.«В ходе обсуждения повестки плена...

Ложь украинства

«Когда ты станешь королем, то сам будешь определять, что есть правда», Сирсея Ланнистер своему сыну Джофри Это не работает. Напоминаю, что Джофри плохо кончил. Вся эта геббельсовска...

Трамп и Лавров объяснили принципиальную схему раздела Украины

Остановки боевых действий по линии боевого соприкосновения не будетГлавная международная новость о достижении Украиной и США соглашения по редкоземельным металлам резко теряет свой пафо...

Обсудить
  • Есть первый фильм снятый о этом матче в Киеве во время оккупации немцами ещё снятый в СССР,сильная вещь. Жаль названия не помню. С Безруковым не в обиду слабоват.
    • rfkk
    • 22 марта 2020 г. 05:08
    По ходу прочтения несколько раз пытался возмутиться. А после прочтения, благодарю автора за точность, скурпулёзность и правдивость.