Александр Невский: воин, дипломат, монах

6 4787


Что заставило победителя крестоносцев принять постриг в конце жизни

Православная церковь 6 декабря чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Он вошел в историю как победитель шведов и немцев и непревзойденный политик. Даже в Орде, где отравили его отца, он покорил всех — старший сын самого Батыя принял христианство и стал его названным братом. Все это не помешало Александру перед смертью принять монашеский постриг и уйти от мира, в котором он так много совершил.

Угрозы Европы

Летопись сообщает: перед битвой на Неве, куда шведы стянули большое войско, было князю Александру видение. Князь сомневался и просил помощи у Бога — и вдруг увидел на водной глади ладью, а на ней мучеников Бориса и Глеба, одетых в багряные одежды. Видение придало ему уверенности и сил. Он повел наступление решительно и наголову разгромил шведов. После этой битвы, произошедшей 15 июля 1240 года, за ним закрепилось прозвище Невский.

Спустя два года военный гений князя развернется уже в полную мощь. К Новгороду подступят ливонские немцы. Захватят Псков, будут грабить купцов. Александр погонит их до Чудского озера, а то, что произойдет потом, станет одной из самых блистательных побед в русской истории. Князь выманит немецких рыцарей на лед. Не выдержав тяжести их доспехов, лед треснет, и вооруженное по последнему слову немецкое войско уйдет под воду…

Он стал княжить в Новгороде, когда ему было всего девять лет. Так решил отец, князь Ярослав Всеволодович. Он оставил в городе Александра и его брата Федора, который был старше всего на два года. Сам Ярослав уехал в Переяславль-Залесский.

В 13 лет Александр впервые попробовал в бою свой меч. Он отправился с отцом в поход на ливонцев, чтобы биться под Дерптом вместе с матерой, закаленной в боях дружиной Ярослава.

На момент победы в Невской битве Александру — страшно подумать! — 19 лет. Ряд историков сегодня высказывает мнение, дескать, значение его побед преувеличено. Да и сам князь, по их словам, отличался крутым нравом: чуть что, гневался на псковичан и новгородцев, за провинности и неповиновение отрезал языки.

С первым категорически не согласны «канонические» историки — Соловьев и Карамзин. Оба, основываясь на летописях, приходят к выводу: во время княжения Александра в Новгороде набеги с севера на Русь прекратились. Более того, немцы уступили русским даже часть своих территорий (хотя еще недавно сами стояли в Пскове) — речь идет об отданных по мирному договору землях в Восточной Литве.

Что касается второго, то здесь надо рассматривать поведение Александра в контексте исторических событий. На юге стояла Орда, на севере были немцы, литовцы и шведы. Удельные русские князья не сковывали себя моралью: подсиживали один другого перед ханом, плели заговоры друг против друга. В этих условиях, чтобы сохранить свои позиции, нужно было совмещать в себе дипломата, воина и жесткого руководителя. Все это, как показала история, Александр умел делать очень хорошо.

Родство с Батыем

В 1247 году Александр вместе с одним из своих братьев, Андреем, отправился в Орду. Они намерены были решить, кому из них где княжить. К тому времени произошли две важные вещи. Во-первых, годом раньше в столице Монгольской империи, городе Каракорум, отравили Ярослава, отца Александра. Ходили слухи, что сделала это жена нового великого хана: якобы она дала Ярославу выпить воды из своих рук, и вечером тот свалился замертво и посинел. Во-вторых, одновременно с этим в Орде казнили черниговского князя Михаила, когда тот отказался поклониться монгольским богам.

Изображение Александра Ярославича в Лицевом летописном своде Ивана Грозного (Царь-книга). 


Говоря иначе, поездка Александру предстояла напряженная: нужно было остаться живым, получить княжеский ярлык и не изменить своей вере. Все это князь проделал с настоящим искусством. Летописцы позже сообщали: Батый, сидевший в Орде, был покорен. «Все, что говорили про него, правда, — сказал он своим вельможам. — Нет больше такого князя». Из Орды Александр отправился в Каракорум и в итоге вернулся на Русь с ярлыком на киевское княжение (брата Андрея определили княжить во Владимире). Кроме того, в Орде он побратался с сыном Батыя Сартаком — по легенде, князь обратил его в христианство.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что Сартак уже был христианином до приезда Александра. Полагают, что он исповедовал несторианство: это течение осудили на Третьем Вселенском соборе в 431 году. В числе прочего несториане отрицали термин «богородица». Впоследствии Сартак поможет Александру: даст войско, чтобы сразиться с братом Андреем, с которым у Александра возникнут разногласия.

Он посетит Орду еще трижды. Каждый раз это будет путешествие на грани жизни и смерти. То нужно будет ехать на поклон новому хану (а, по сути, заново получать право княжения, завоевывать его доверие и постараться не быть отравленным), то отговаривать монголов от новых разорений (когда в ряде городов Руси перебьют баскаков, сборщиков дани). Во время этих поездок Александр вместе с митрополитом Кириллом, своим сподвижником, основал в Орде епархию Православной церкви. А в промежутках они пообщались с легатами папы римского — те планировали склонить Александра к католической вере, а затем вместе выступить против монголо-татар.

Житие приводит ответ князя: «От вас учения не принимаем!».

Монах

В 1263 году, во время последней поездки в Орду, князь заболел. На обратном пути под Городцом (у историков нет единого мнения: был ли это Городец на Волге или Городец в Рязани) он скончался.

Житие сообщает: перед смертью князь принял монашеский постриг и получил новое имя — Алексий. На его похоронах, говорит житие, случилось чудо. Когда митрополит хотел вложить в его руку духовную грамоту, князь якобы приподнялся из гроба и принял бумагу сам.

«Для чего князю-победителю понадобилось монашество на исходе жизни?» — этот вопрос задавали многие историки. Житие Александра отвечает на это так: всю его жизнь, начиная с победы на Неве, образы святых окружали и оберегали его — и лишь княжеская доля не позволила ему уйти в монахи раньше.

Почитать Александра Невского в церкви стали сразу же после смерти. Но официально его причислили к лику святых только в 1547 году. Это произошло в ходе Собора, созванного при Иване Грозном.

Александра Невского чтут как покровителя воинов. По словам летописцев, его явления наблюдали при Куликовской битве и во время похода Ивана Грозного на Казань. Православные верят: святой князь и с небес продолжает присматривать за Русью и оберегать ее от врагов.




Источник

Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
  • Hook
  • Вчера 09:59
  • В топе

Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

Обсудить
  • Как церковь любит причислять куда ни попадя людей, не имеющих к христианству отношения. Сергий, Саровский, Невский, Пересвет..... :)
    • Vanda
    • 13 декабря 2015 г. 09:45
    спасибо..
  • А. Невский великий человек и церковь, учитывая как много сделал для Руси и сохранил её, вправе его причислила к святым. Но как всегда церковь "подправляет" события в истории под себя, и здесь чувствуется рука поповская. Начиная читать сразу это становится понятно, да ещё Соловьёв и Карамзин "канонические".
  • только тех людей которые сами послужили для церкви и веры христовой , святость не выбирает великих , она выбирает смиренных и достойных смирения
  • Цитата: "Летопись сообщает: перед битвой на Неве, куда шведы стянули большое войско, было князю Александру видение" - неправда. Летопись этого не сообщает - ни про величину шведского войска, ни про видение. Цитата: После этой битвы, произошедшей 15 июля 1240 года, за ним закрепилось прозвище Невский" - неправда. Современники не называли Невским князя Александра Ярославовича. Из источников следует другое. Цитата: "Александр погонит их до Чудского озера" - неправда. Никого князь не гнал. Наша армия в составе отрядов под командованием воеводы средней руки вошла на территорию Ливонии, потерпела поражение в первом сражении, отступила и была настигнута немцами на Чудском озере, куда подошли и основные наши силы. Так и состоялось сражение около озера и на участке акватории, примыкающем к берегу. Цитата: "Не выдержав тяжести их доспехов, лед треснет, и вооруженное по последнему слову немецкое войско уйдет под воду" - неправда. В современных сражению источниках дано другое описание боя. Других исторических источников нет. Жития святых, которые выдумывали монахи (каждая новая редакция жития обрастала новыми придумками), источником не являются. Цитата: "Ряд историков сегодня высказывает мнение, дескать, значение его побед преувеличено" - так и есть. Преувеличение доказано в отношении Невской битвы (которая, судя по всему, была маленькой стычкой с отрядом строителей шведского форпоста на нейтральных землях). Значение Ледового побоища также преувеличено - это лишь один из эпизодов длительной пограничной войны, в которой удача клонилась то на нашу сторону, то на немецкую. Действительно серьёзные (по масштабу и значению) битвы с немцами произошли уже гораздо позже смерти князя Александра. Цитата: "сам князь, по их словам, отличался крутым нравом: чуть что, гневался на псковичан и новгородцев, за провинности и неповиновение отрезал языки" - так и было. Историки не выдумками занимаются, а извлекают сведения из источников. В источниках причины и процесс отрезания новгородских языков хорошо описан. Цитата: "С первым категорически не согласны «канонические» историки — Соловьев и Карамзин" - неверно. Термин "канонический" можно применить лишь к Соловьёву. Карамзин - придворный певчик, сознательно писавший ерунду в угоду царствующей фамилии. Цитата: "в Орде он побратался с сыном Батыя Сартаком — по легенде, князь обратил его в христианство" - неверно. Ни в одном источнике нет указаний на обращение Сартака и его побратимство с нашим князем, это выдумка писателя Яна, который в середине 20 века ради художественной красоты пустил гулять её по станицам своих романов о 13 веке. Выдумку подхватили разные фантасты, попы и общественники. Цитата: "некоторые исследователи считают, что Сартак уже был христианином до приезда Александра. Полагают, что он исповедовал несторианство" - некоторые считают, но они неправы, поэтому форма утверждения, выбранная автором статьи, также неправильная. В реальности имеется лишь одно свидетельство современника Сартака, который видел этого монгола и с ним подробно разговаривал о военно-политических и религиозных делах - это Рубрук. Он точно указал в своём труде, что Сартак - не христианин. Все остальные авторы, которые утверждали или предполагали христианство Сартака - были жителями отдалённых стран и о Сартаке судили по слухам, а сами его и даже его придворных не видели. Цитата: "Впоследствии Сартак поможет Александру: даст войско, чтобы сразиться с братом Андреем, с которым у Александра возникнут разногласия" - неверно. Войска монголов пришли не разногласия между братьями разрешать, а подавлять мятеж против власти Орды, который поднял Андрей, вступивший в союз с Даниилом Галицким. Александр участвовал в подавлении антиордынского мятежа. Это отражено в источниках. Цитата: "«Для чего князю-победителю понадобилось монашество на исходе жизни?» — этот вопрос задавали многие историки" - неверно. Историки такой вопрос не задают, так как нам известно, что Житие - очень поздний документ, составленный уже в Новое время и не отражающий реальность. По сути, это набор выдумок монахов монастыря, которые нуждались в собственном святом для успешной конкуренции с коллегами из другого монастыря. Каждая новая редакция жития обрастала новыми подробностями. Цитата: "Почитать Александра Невского в церкви стали сразу же после смерти" - неверно. Таких данных нет. Косвенных данных, позволяющих сделать такой вывод, также нет. Из источников следует, что о князе надолго забыли и помнили о нём лишь летописцы, занимавшиеся переписыванием летописей или составлением родословных. Цитата: "Но официально его причислили к лику святых только в 1547 году. Это произошло в ходе Собора, созванного при Иване Грозном" - это неполное описание. Суть в том, что причисление к лику святых человека, который имел отношение к Прибалтике и был воином, произошло перед Ливонской войной. Выдвинуто обоснованное предположение, что князя вспомнили и сделали святым для того, чтобы предъявить армии такого небесного покровителя, который имел бы отношение к театру военных действий и за кем числились бы хоть какие-нибудь победы "над немцами". Необходимые условия создали монахи, доложившие о чудесном обретении мощей и сочинившие несколько грамот с рассказами о чудесах от этих мощей. Автору - не опирайтесь на данные житий, а также на заключения ранних историков, основанных на житиях. Современная наука отказалась от этих источников, установив их непригодность.