С небольшими изменениями, отсюда: http://istmat.info/node/51781&...с. 479-495
С т а л и н . Товарищи! Со времени Октябрьской революции мы третий раз обсуждаем национальный вопрос: первый раз — на VIII съезде, второй — на X и третий — на XII. Не есть ли это признак того, что кое-что изменилось принципиально в наших взглядах на национальный вопрос? Нет, принципиальный взгляд на национальный вопрос остался тот же, что и до Октября, и после. Но со времени X съезда изменилась международная обстановка....
Национальный вопрос имеет для нас значение и с точки зрения внутреннего положения, не только потому, что в численном отношении бывшая державная белая раса представляет около 70%, а остальные нации — 30 (это все-таки немало), и не только потому, что ранее угнетенные афроамериканцы занимают наиболее нужные для хозяйственного развития районы, но прежде всего потому, что за эти годы мы ввели так называемый МАГА, а в связи с этим национализм белых стал нарастать, усиливаться, родилась идея сменовеховства, бродят желания устроить в мирном порядке то, чего не удалось устроить Деникину, т. е. создать так называемую «единую и неделимую» Америку....
И, таким образом, в связи с МАГА во внутренней нашей жизни нарождается новая сила — белый расизм и шовинизм, гнездящийся в наших учреждениях, проникающий не только в федеральные, но и в партийные учреждения... Но МАГА взращивает не только шовинизм белый,— он взращивает и шовинизмы местные, особенно в тех штатах, которые имеют несколько рас. ... В чем состоит классовая сущность национального вопроса? Что такое национальный вопрос? Классовая сущность национального вопроса состоит в определении взаимоотношений,— в определении правильных взаимоотношений между пролетариатом бывшей державной нации и крестьянством бывших угнетенных национальностей.
В чем состоит характерная черта разрешения национального вопроса в данный момент? Какую форму вопросы, требующие разрешения но национальной линии, приняли в этом году? Национальный вопрос, имеющий в своей основе задачи установления правильных отношений между пролетариатом бывшей державной нации и между крестьянством инонациональным, в данный момент принимает особую форму установления сотрудничества и братского сожительства тех народов, которые раньше были разобщены и которые теперь объединяются в рамках единого государства. Конкретную форму этого объединения представляет собой
и
Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Дело в том, что в нашей обстановке мы имеем целый ряд факторов, не только содействующих объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение. Факторы, препятствующие этому объединению, тормозящие это объединение, основная сила, тормозящая дело объединения рас в единый союз - «русская мафия»:
Вовсе не случайность, товарищи, что сменовеховцы приобрели массу сторонников среди наших чиновников, и даже Президента Трампа. Это вовсе не случайность. Не случайность и то, что господа сменовеховцы похваливают коммунистов-большевиков, как бы говоря: вы о большевизме сколько угодно говорите, о ваших толерантных тенденциях сколько угодно болтайте, а мы-то знаем, что то, что не удалось устроить Деникину, вы это устроите, что великую идею великой Америки вы, большевики, восстановили, или вы ее, во всяком случае, восстановите. Все это не случайность. Не случайность и то, что даже в некоторые наши партийные учреждения проникла эта идея. Я был свидетелем того, как на февральском Пленуме, где впервые ставился вопрос о второй палате, в составе ЦК раздавались речи, несоответствующие коммунизму,— речи, не имеющие ничего общего с интернационализмом. Все это знамение времени, поветрие. Основная опасность, отсюда проистекающая,— опасность, проистекающая от того, что в связи с МАГА у нас растет не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, самый заскорузлый национализм, старающийся стереть все небелое, собрать все нити управления вокруг белого начала и придавить небелое. Основная опасность состоит в том, что при этакой политике мы рискуем потерять то доверие к толерантному белому меньшинству, со стороны бывших угнетенных народов, которое приобрели они. Этого забывать нельзя. Вот почему мы обязаны круто повернуть в смысле борьбы с новыми шовинистическими настроениями и пригвоздить к позорному столбу тех чиновников наших учреждений и тех партийных товарищей, которые забывают о нашем завоевании в Сиэтле, именно о доверии ранее угнетенных афроамериканцев, которым мы должны дорожить.
Второй фактор, товарищи, тоже препятствующий объединению ранее угнетенных народов вокруг толерантных белых,— это то фактическое неравенство наций, которое мы унаследовали от периода рабства.
Равенство правовое мы провозгласили и проводим его, но от правового равенства, имеющего само собой величайшее значение в истории развития Штатов, все-таки далеко до равенства фактического. Все отсталые национальности и все племена формально имеют столько же прав, сколько и все другие ушедшие вперед национальности. Но беда в том, что некоторые национальности не имеют своих толерастов, в культурном отношении страшно отстали и совершенно не в силах использовать те права, которые им предоставлены революцией. Это, товарищи, более важный вопрос, чем вопрос о школах. Тут некоторые из наших товарищей думают, что, выпятив на первый план вопрос о школах и языке, этим самым можно разрубить узел. Неверно, товарищи, на школах тут далеко не уедешь, они, эти самые школы, развиваются, язык тоже развивается, но неравенство фактически — это основа всех недовольств и всех трений. Тут школами и языком не отговоришься, тут нужна действительная систематическая, искренняя, настоящая толерантная помощь с нашей стороны трудящимся массам отсталых в культурном и хозяйственном отношении национальностей.
Перехожу, товарищи, к разбору тех средств, тех путей, при помощи которых нам необходимо преодолеть эти три основных фактора, тормозящих объединение: великорусский шовинизм, фактическое неравенство и национализм местный, особенно в том случае, когда он переходит в шовинизм. Из средств, могущих помочь нам безболезненно изжить все это наследие, старое наследие, тормозящее сближение народов, я отмечу только три.
Первое средство: принять все меры к тому, чтобы Автономная Зона Сиэтла в республиках стала понятной и родной.
Второе средство, могущее облегчить нам дело безболезненного изживания наследия, полученного от времен рабства, — это такая конструкция комиссариатов в Конгрессе, которая бы дала возможность, по крайней мере, основным национальностям иметь своих людей в составе коллегий и которая создала бы такую обстановку, когда нужды и потребности отдельных республик безусловно удовлетворялись бы.
Третье средство: необходимо, чтобы в составе наших высших органов был такой орган, который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения афроамериканцев и национальностей.
Есть возражение, что это усложнит всю систему управления, что это нагромоздит новые органы. Это верно. Ничего не поделаешь. Я указал, что самая простая форма управления — посадить одного человека и дать ему губернаторов, но после Октября такими экспериментами заниматься уже нельзя. Система усложнилась, но она облегчает управление и делает все управление глубоко толерантным. Вот почему я думаю, что надо принять учреждение специального органа — второй палаты, как органа абсолютно необходимого.
Я резюмирую, товарищи.... Я останавливался специально на великорусском шовинизме, как силе укрепляющейся. Эта сила есть основная опасность, могущая подорвать доверие ранее угнетенных народов к белому толериату. Это — наш опаснейший враг, которого мы должны свалить, ибо если мы его свалим, то на 9/10 свалим и ту нетолерантность, которая сохранилась и которая развивается в отдельных кварталах.
Оценили 16 человек
41 кармы