Археология. Древний Новгород. Часть четвёртая.

18 9804

Это продолжение третьей части про Древний Новгород.

Кость

Изделия из кости и рога в Древнем Новгороде имели довольно широкое распространение. Тут и предметы чисто бытового утилитарного назначения — такие, как гребни и расчёски, ручки ножей и инструментов, игры и писáла, крести и иконки, пиксиды и пеналы, детали боевых луков и коуши от парусных оснастки кораблей, ложки и солоницы. Но особенно многообразны были художественные поделки, изготовляемые специально для украшения одежды, утвари и других предметов. Всего в новгородской коллекций насчитывает более сорока категорий вещей из кости.
Главным материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей, иногда использовали рога быков, туров и даже моржовую кость. Чтобы превратить кость домашнего животного в поделочный полуфабрикат (для производства шли берцовые, пястные и плюсневые кости), её необходимо было обезжирить, а затем распрямить. После длительного процесса вываривания кости в щёлоке её под сильными прессами расправляли в пластины.
Новгородские косторезы применяли все виды резьбы — контурную, плоскорельефную, объёмно-рельефную (часто сочетая её с прорезью) и чисто объёмную.
В работе по кости начиная с древнейших времён — X века — широко употреблялись все известные тогда декоративные виды орнамента — "звериный", растительный и геометрический. Все эти мотивы очень часто сочетались с излюбленной славянской плетёнкой.
Наивысшего искусства новгородские резчики по кости достигли в своих чисто декоративных произведениях — украшениях. Примером таких поделок являются костяные пластины-накладки для одежды и сумок. Излюбленным сюжетом на этих накладках являются образы "лют зверя" и грозного чудовища-дракона — охранителей микромира человека. Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Фантастические драконы всегда изображались с змеевидным туловищем и крыльями. Фигуры барсов и драконов полны жизни и движения. Их изображения традиционны для средневекового искусства. Упругие контуры шагающих чудовищ подчёркивались рельефными валиками, окаймляющими овалы блях. Встречаются и другие сюжеты, например две бляхи изображают русалок, пьющих из рога.
В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плёток и посохов. Особенно обилен орнаментальными вариантами декор гребней и расчёсок. Здесь применялись все виды геометрического орнамента. Самым излюбленным украшением был глазковый орнамент. Обычно на гребне вырезалось от трёх до пяти розеток, контур которых составлялся из маленьких кружков — глазков. В круглых розетках видны следы солнечной символики, которая превратилась уже в декоративный приём. Кстати, в русском народном искусстве глазковый орнамент дожил до наших дней в холмогорской резьбе по кости.
Резная кость новгородской коллекции даёт богатейший материал для раскрытия истории культуры Новгорода и показывает умение новгородских косторезов создавать обобщённые художественные образы, достигать выразительности изображения при минимальных пластических средствах.


Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба. Размер 4,5 х 7,7 см. Конец XIII в.
Накладная бляха с изображением зверя. Кость, резьба. Размер 4,5 х 6,5 см. Вторая половина XIII в.
Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба. Размер 5,5 х 5,5 см. Начало XIV в.
Накладная бляха с изображением русалки, пьющей из рога. Кость, резьба. Размер 3,6 х 6,2 см. Вторая половина XIII в.
Накладная пластина с изображением дракона. Кость, резьба. Длина 10 см. Середина XIV в.
Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба. Длина 7 см. XIII в.
1) Поясная бляха для крепления портупеи с изображением грифона. Кость, резьба. Ширина 4 см. XII в., 2) Фрагмент накладной бляхи с изображением русалки, пьющей из рога. Кость, резьба. Диаметр 6 см. Середина XII в., 3) Фрагмент накладной пластины, изображающей льва. Кость, резьба. Длина 15,5 см. Первая половина XI в.
Накладная пластина посоха с изображением конных рыцарей. Кость, резьба. Размер 3 х 10,3 см. Франция, конец XIII в.
1) Навершие рукояти плётки в виде личины зверя. Кость, резьба. Высота 5,5 см. XI в., 2) Навершие рукояти плётки в виде головы птицы. Кость, резьба, инкрустация бронзой. Высота 4,3 см. Начало XII в., 3) Навершие рукояти конской плётки в виде головы филина. Кость, резьба. Высота 4 см. Вторая половина XII в., 4) Навершие рукояти плётки в виде головы орла. Кость, резьба. Высота 2,5 см. XII в.
Навершие рукояти плётки в виде головы птицы. Кость, резьба. Высота 4,5 см. Начало XII в.
1) Навершие рукояти плётки в виде головы птицы. Кость, резьба. Высота 8 см. Начало XI в., 2) Навершие рукояти плётки в виде головы животного. Кость, резьба. Высота 7 см. XII в.
Навершие рукояти плётки в виде головы орла. Кость, резьба. Высота 7 см. XII в.
Двухсторонняя иконка с изображением святых Георгия на одной стороне и Власия на другой. Кость, резьба. Размер 2,7 х 3,3 см. Первая половина XIV в.
1) Матрица для басменного тиснения с изображением евангельской сцены "Вход в Иерусалим". Кость, резьба. Размер 3,8 х 4,5 см. XV в., 2) Иконка с изображением Христа. Кость, резьба. Диаметр 2,7 см. XIII в.
Крест нательный с изображением Николая Мирликийского — на одной стороне и орудий страстей — на другой. Кость, резьба. Высота 5,4 см. XV в.
Привеска в виде ножен. Кость, резьба. Длина 9 см. XII в.
Рукоятка ножа в форме рыбы сига. Кость, резьба. Длина 8 см. Середина XII в.
1) Ложка, украшенная геометрическим орнаментом. Кость, резьба. Длина 17 см. X в., 2) Ложка, украшенная плетёным орнаментом. Кость, резьба. Длина 19,7 см. Рубеж XIII-XIV вв.
Солоница. Кость, резьба. Высота 7,5 см. XII в.
Солоница. Кость, резьба. Высота 7 см. X в.
1) Солоница, украшенная точечным орнаментом. Кость, резьба. Высота 10,5 см. XIII в., 2) Игольник, украшенный плетёным орнаментом. Кость, резьба. Длина 6,5 см. Первая половина XIII в.
1) Ручка копоушки. Кость, резьба. Длина 8 см. Середина XII в., 2) Копоушка. Кость, резьба. Длина 7 см. XII в., 3) Копоушка. Кость, резьба. Длина 6,5 см. XII в.
1) Гребень двухсторонний, украшенный растительным орнаментом. Кость, резьба. Ширина 6 см. XII в., 2) Гребень двухсторонний, украшенный циркулярным орнаментом. Кость, резьба. Ширина 10,5 см. Середина XII в.
1) Гребень двухсторонний, украшенный циркулярным орнаментом. Кость, резьба. Ширина 4,3 см. XII в., 2) Гребень двухсторонний. Кость, резьба. Ширина 4 см. Середина XII в.
1) Гребень двухсторонний. Кость, резьба. Ширина 6 см. XII в., 2) Гребень двухсторонний. Кость, резьба. Ширина 11 см. XII в.
Расчёска. Кость, резьба. Длина 10 см. Конец X в.
Футляр для расчёски. Кость, резьба. Длина 12,5 см. Конец X в.
1) и 2) Игральная кость. Кость, резьба. XI в., 3) Подвеска с изображением двуглавого орла в короне. Диаметр 3 см. XIV в.


P.S.: Бонус-видео "резьба по кости" в наше время:


Пятая часть: http://cont.ws/post/206812

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Ну, а зачем вы до войны-то довели?

- Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...

Морского комбрига взорвал "спящий мыловар": Громкий теракт в Севастополе оказался верхушкой айсберга

Непосредственных исполнителей теракта в Севастополе, в котором погиб командир бригады малых ракетных катеров Транковский, оперативно задержали. Вопреки ожиданиям, они не сбежали не только из страны, н...

Обсудить
  • Вы, Fenol, молодец! Такие материалы выкладываете по теме культуры древнего Новгорода превозходные. Спасибо!
  • Какой быт нетехнологичный. Ни штамповки, ни точечной сварки. Драконы, грифоны. Откуда они в Новгород слетелись?
  • Сквозная резьба - маленькие шедевры. Видеоролик хороший, побольше б таких снимали. А то скоро уже начнут рассказывать, что не только шлифованные колонны, но и мелкие вещи нам инопланетяне изготовляли.