В конце января 2016 года "Левада-центр" провел опрос 1600 респондентов, в 137 населенных пунктах 48 российских регионов на предмет того, какая экономика им кажется предпочтительной: рыночная или плановая. По итогам опроса более 52% опрошенных высказались в пользу плановой экономической модели, рынок поддержали только 26% опрошенных. Попутно респондентов опросили, какой политической системе они отдали бы предпочтение - лидерство оказалось за советской властью (37% опрошенных), а вторую строчку заняла существующая властная система - 23%.
Хотя результаты опроса, на мой взгляд, несколько искажают цифры в части политической картины, явно занижая показатели и текущей, и советской власти, чтобы хотя бы создать видимость, что "не все так однозначно", тем не менее, можно смело утверждать, что на патриотических позициях по меньшей мере стоит 58% наших граждан. И это еще по либеральным опросникам.
Издание Deutsche Welle, очевидно, удивленное таким результатом, решило спросить специалиста "Левады" госпожу Красильникову, главу отдела изучения доходов и потребления центра: как же так сложилось, почему граждане России голосуют за план и за советскую власть.
Что же ответила им госпожа Красильникова? Приведем наиболее интересные цитаты:
"Это устойчивое мнение, которое сформировалось у россиян за последние 20 лет. Причина тому — разочарование в рыночных переменах, с надеждами на которые общество вошло в период трансформации в начале 90-х годов. В то время многие верили, что можно перейти к модели экономического процветания за счет повсеместного внедрения частной собственности и развития рыночных отношений. Но реализация этого плана на практике сильно разочаровала россиян, поскольку она была связана с существенным падением уровня жизни и нарастанием дезорганизации общества. То есть среднестатистический россиянин и государственные институты оказались не готовы к действиям, которых требовала такая экономическая модель.
В результате общественное сознание не справилось с поставленной перед ним задачей и теперь ищет спасение в уже известных моделях экономики, в частности, государственного распределения и планирования. Такая модель в значительной мере снимает с человека личную ответственность за принятие решений, за организацию своей жизни...Думаю, этот результат не стоит понимать так буквально. Скорее всего, 37 процентов в опросе — это люди, которые помнят, что было хорошо, когда граждане не несли ответственность за принятие политических решений, и жизнь при этом казалась им нормальной. То есть это не уход в советскую систему как таковую, а, скорее, голосование за патернализм."
Во-первых, не совсем понятен обиженный тон либерально-настроенной дамочки на счет того, с чем там не справилось общественное сознание. Это не общественное сознание не справилось с поставленной задачей, это либеральные реформаторы с ней не справились. Обрушив миллионы граждан в нищету и подвергнув гибели ради обогащения сотни-двух человек. И общественное сознание, ощутив себя обманутым, отторгло рынок и т.н. "западные" ценности. То есть со своей задачей как сознания оно как раз справилось, осознав пагубность выбранного курса и отказавшись ему следовать и далее.
Во-вторых, почему бы обществу было этого не сделать, если оно и в самом деле, стало жить гораздо хуже? Можно сколько угодно говорить о том, что россиянин в отличие от советского гражданина смог ездить за рубеж, но это может делать в лучшем случае каждый 10-й. А каждый 5-й для этого оказался брошен буквально на произвол судьбы. Выражаясь языком экономическим, это "неоправданные издержки". А выражаясь языком человеческим, это чудовищная катастрофа и триумф антигуманизма!
Во-вторых, в отличие от Красильниковой "37 процентов" как раз помнят, что было хорошо, потому что граждане несли ответственность за будущее своей страны. И поэтому склонялись к патернализму. Подобно человеку, который сам построил свой дом, посадил свой сад. А вот Красильникова, похоже, предпочла вычеркнуть эти особенности советской жизни из собственного сознания.
Да, советский человек гордился общественным устройством, которое его окружало. Гордился им, любил его, знал и помнил, каких подвигов стоило его отцам и ему лично то, чтобы его Родина стала лучше, красивее, сильнее. И потому, в том числе поддерживал Партию и Аппарат, которые были гарантом того, что эти достижения не окажутся вдруг "распилены на металлолом". До определенного момента так и было. Я сейчас не берусь рассматривать перестроечные процессы и вырождение партии. И я не утверждаю, что только этим исчерпывался советский патернализм. Утверждать, что советский строй мог бы установиться в антисоветской стране, как это любят наши соратники из консервативного лагеря - абсурд высшей категории.
Но так или иначе, советский строй во многом и зиждился на ответственности гражданина не только за себя лично (в лучшем случае - за семью), как принято у наших либерально-ориентированных граждан, а за своих друзей, свой дом, свой двор, свою страну, и, в конечном итоге, за весь мир и за его будущее. Что было залогом выдающихся достижений советского проекта, его Победы над фашизмом, открытием для мира космического пространства, смягчения капиталистических режимов Европы и Америки.
Госпожа Красильникова пытается топорными манипуляциями затушевать очевидное: поворот российского общественного сознания к советскому прошлому - это запрос на справедливое общественное устройство, на заложенный в культурном коде русского человека коллективизм, привнесенный ему вместе с христианской культурой. А кроме того - восстановление порушенной связи поколений, нежелание вымарывать свое прошлое, наполненное героическими подвигами предков, черной краской.
Ощущение общности себя со своим прошлым в виде истории и со своим настоящим, со своим народом, отсутствие безразличия к будущему своей страны - это и есть гражданское сознание. Но либералам, упрощающим это глубокое и прекрасное чувство к критике правящего строя и поливанию грязью прошлого - этого, увы, не понять.
Оригинал статьи тут.
Оценили 36 человек
47 кармы