В одной из прошлых заметок про Древний Новгород были опубликованы фотографии змеевиков. Здесь я хочу поделиться с Вами ещё одной находкой археологов, работающих на одном из раскопов древних городов.
Выражаю свою благодарность Павлу Колосницыну за интересные статьи и данный материал.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ещё один медальон-змеевик из бронзы, найденный в Старой Руссе. На лицевой стороне изображены целители Св. Козмы и Дамиана (имена подписаны), на обороте - голова со змеевидными отростками. По краю лицевой стороны идёт неразборчивая круговая надпись.
Найден в 2011 г. на Пятницком раскопе, внутри сооружения, датированного 1130-1150 гг.
Хранится в Новгородском музее-заповеднике.
Змеевики — металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и головы со змеями или просто клубка змей (от 6 до 14) с другой. Служили амулетами от болезней. Изображение головы Горгоны — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков», где она является изображением дна — болезнетворного демона.
Появившись в русской культуре в XI—XII вв., одновременно с принятием христианства, змеевики продолжают бытовать вплоть до XV—XVI вв. На лицевой стороне находилось изображение какого-либо христианского сюжета, например, Богородицы, Михаила-архангела, Бориса и Глеба, проч., нередко помещалась и краткая греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне, прилегавшей к груди владельца и невидимой для окружающих, господствовали два восходящих к античности сюжета: отрубленная голова горгоны Медузы со змеями, вырастающими из неё, и змееногая прародительница скифов, также окружённая змеями. Википедия
Нередко змеевики представляют как пережиток язычества и свидетельство двоеверия, однако следует учитывать что они были переняты как часть христианской культуры Византии и были неразрывно связаны с православием.
На этом медальоне изображены Косьма и Дамиан, очень интересные святые.
Косма́ и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III — начале IV вв.
Вообще православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:
Косма и Дамиан Асийские (память 1/14 ноября),
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (память 1/14 июля),
Косма и Дамиан Аравийские (память 17/30 октября).
О троих (точнее шестерых) предание рассказывает что братья были искусными целителями и врачевателями (в том числе, они пересаживали конечности и чудесным образом исцеляли неизлечимо больных), которые никогда не брали плату за лечение. (Подробнее можно узнать например в Википедии - Косма и Дамиан)
На Руси с именами святых связано немало верований. Естественно, в первую очередь они считались целителями и к ним обращались с молитвоми о выздоровлении. Но кроме этого они выступали покровителями скота. Особенно Косма и Дамиан отмечались как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В Москве например зафиксирован связанный с ними, особенный обычай, известный под именем Курятников: хозяйки 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.
Молились святым Косме и Дамиану, также о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану».
Также Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».
Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.
Очевидно популярность и роль целителей способствовали тому, что эти святые появились на медальоне-змеевике.
Информация о находках Старорусской археологической экспедиции Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого открыта для свободного доступа в рамках интернет-проекта «Древности Новгородской земли: электронная база данных археологических находок»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценили 22 человека
22 кармы