Рейтинг писателей. Пушкин только четвёртый

7 1443

Ко всемирному дню писателя, который отмечается ежегодно 3го марта, Левада-Центр провёл интересный социологический опрос. У 1600 совершеннолетних россиян из 48ми регионов спросили: "Каких наиболее выдающихся, на ваш взгляд, отечественных писателей вы можете назвать??" Вариантов ответов не было. Можно было назвать несколько фамилий. Результаты опроса очень показательные. В первой десятке нет ни одного современного писателя. Толстой, Достоевский и Чехов вошли в первую тройку. Пушкин только четвёртый. Но здесь, как мне кажется, повлияла формулировка вопроса. Для большинства людей Пушкин - это прежде всего поэт, а уже потом писатель. Самый близким к нам по времени оказался Шолохов (6ое место), который ушёл из жизни больше тридцати лет назад.

Если брать ныне живущих, то расклад такой. Донцова с Акуниным делят 15ое место (по 3% голосов). Устинова, Маринина, Иванов и Пелевин набрали по одному проценту голосов. Гранин, Тополь, Войнович, Радзинский, Успенский, Алексеев, Лукьяненко и Улицкая - меньше процента голосов. Интересно, что Донцова опередила, например, Набокова, Пастернака и Гончарова. Кстати, без всяких шуток могу сказать, что Донцова станет классиком русской литературы. Через сто лет её "ироничные детективы" будут в школьной программе. А что вы думаете? Агата Кристи когда-то тоже считалась дешёвой попсой для невзыскательной публики.

Почему же на первых строчках нет современных писателей? Кто-то, наверное, скажет, что россияне сейчас вообще не читают художественную литературу. Поэтому, когда их спрашивают про писателей, они называют те фамилии, что отложились в памяти ещё со школьных времён. Но что-то мне подсказывает, что здесь не всё так просто.

Почему Пелевин не в десятке? А вы читали произведения этого писателя? Чтобы понять хотя бы половину смыслов, нужно, как минимум, изучить буддийскую философию. Слишком далёк Пелевин от обычного среднестатистического читателя. Пелевин - это такой литературный кубизм. Какие-то разноцветные геометрические фигуры, вызывающие единственный вопрос: что автор сказать-то хотел? Скучно Пелевину писать реалистические романы. А зачем? До него это делали уже миллион раз. Тот же Толстой, например. Лучше Толстого всё равно не напишешь. Вот от этого желания быть уникальным и неповторимым и идут все эти странные и малопонятные постмодернистские опусы. А читателю-то хочется про жизнь и про любовь понятным языком.

Хорошо. Почему же тогда Донцова не в десятке? Вроде, пишет очень доступно. С ней проблема в том, что вся её проза существует в довольно узких рамках жанра. Она работает на ограниченную целевую аудиторию. Детективы интересны не всем. Тем более женские и ироничные. Та же беда с фэнтази. У нас есть хорошие писатели, но они пишут жанровые вещи, тем самым отталкивая от себя значительную часть потенциальных читателей. Но нельзя их за это винить. Современные писатели для того чтобы выжить вынуждены работать на свою целевую аудиторию. Нельзя, как это было раньше, просто писать о том, что тебя волнует, то есть заниматься чистым творчеством. Нет, вы, конечно, можете делать всё что хотите. Но, когда вы придёте в издательство, вам там скажут, что ваш роман не продать. А издательства, как известно, работают только с тем, что можно продать.

Мало быть талантливым. Нужно иметь коммерческое видение. Нужно постоянно думать о тираже. У серьёзного реалистического романа в стиле Достоевского слишком туманные финансовые перспективы. Роман для широкого круга читателей - это роман ни для кого конкретного. Рискованно связываться с таким материалом. Вот книги Лукьяненко понятно как и кому продавать. Да, это не миллионные тиражи. Но несколько десятков тысяч экземпляров всегда можно продать. Лёгкие деньги, как говорится.

В общем, одни ушли в эксперименты и их читают только немногочисленные поклонники. Другие боятся сделать шаг за рамки своего жанра. С третьими издательства не хотят работать. Народ вынужден читать Толстого-классика, потому что современные Толстые банально не могут пробиться. К сожалению, тот же Чехов, если бы он жил в наше время, скорее всего, писал бы в стол. Ну или выкладывал бы свои произведения в интернет, и о его существовании знала бы только небольшая группа фанатов.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Если добавить к формулировке " читаемых или прочитанных вами за последний год" ,то результаты будут выглядеть более информативным.. И удручающим .
  • Когда какое-то время читаешь Пелевина, очень сложно отделаться от ощущения, что ты читаешь одну и ту же книгу. Формулировки немного разные, но книга одна и та же. Что «Священная книга оборотня», что «Империя V», все едино. Почитать-то стоит, конечно. И никакую философию изучать не нужно, мэтр сам с ней знаком весьма поверхностно.
  • Тут на КОНТе есть хороший и не заслуженно обделенный вниманием поэт Иван Еговцев. Очень круто пишет. Вот одна из его длинных поэм в семи частях -http://cont.ws/post/214842. Как потом оказалось, он и печатается. На днях заказал себе его книгу про Котов. Ну очень круто! Рекомендую!
  • Думаю вы не правы. Шарий то популярен. Чехов также мастер короткометражки!
  • Постановка вопроса смущает, напоминает позицию "доброжелателей" при разводе родителей : Вовочка, ты кого больше любишь, маму или папу? Этот грёбаный левада-центр своими дебильными вопросами прививает людям совершенно ущербную логику. Пусть такие вопросы задают насчёт нынешних писателей-задротов, а классиков пусть оставят в покое.