А.Степанов: "Неужели православные Украины оказались в плену бандеровской пропаганды и стали воспринимать как норму героизацию фашистов, превращение Украины во враждебную России страну, в «непотопляемый авианосец» НАТО у границ России?"

8 196

Политизация сильно затронула УПЦ МП. Уже полтора десятка епархий официально заявили о прекращении поминания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Они объясняют этот шаг необходимостью умиротворения ситуации, задачей прекращения распри в среде верующих, но с канонической точки зрения — это ни что иное, как уход в раскол. Политика победила церковность. Политика стала доминировать над церковностью. Не у всех, но у очень многих. Неужели и наши православные братья на Украине оказались в плену бандеровской пропаганды, когда они стали воспринимать как норму героизацию пособников фашистов, превращение Украины во враждебную России страну, в «непотопляемый авианосец» НАТО у границ России? И остались ли на Украине силы, стремящиеся к союзу с Россией?

Сегодня все говорят о мире. Особенно много разговоров и призывов к миру среди православных — и православных в России, и, особенно, православных на Украине.

И это вполне понятно и объяснимо. Православные вообще всегда ратуют за мирное решение всех споров и конфликтов, помня заповедь Спасителя о том, что именно миротворцы нарекутся сынами Божиими (Мф. 5:9).

А тут речь идёт о военном конфликте двух братских православных народов. Ведь в ходе военной операции на Украине гибнут не только укро-нацисты, но и призванные в армию обычные русские люди с Украины, многие из которых, наверняка, являются чадами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, нашими братьями не только по крови, но и по вере.

И это вызывает тягостные чувства у каждого русского человека… Снова русские воюют против русских… Как тут не призывать к миру?!

Мы видим, правда, что предпринимаются попытки политизировать даже такое святое дело как миротворчество. Пример такого политизированного миротворчества мы наблюдали недавно, когда в сети появилось обращение нескольких десятков православных священников и дьяконов (говорят, уже подписали около 200 человек), которые выступили с призывом к миру, но не с христианских, а с либерально-гуманистических позиций, просто упакованных в православные слова.

Впрочем, с этими «миротворцами» всё понятно. Мы помним, как совсем недавно они «миротворствовали», защищая тех, кто пытался осуществить государственный переворот в Белоруссии, выставляя их борцами за христианские ценности. Мы помним, как они активно выступали в защиту организованных Навальным незаконных митингов молодёжи в Москве. Тоже говорили о милосердии и миротворчестве.

Однако, если посмотреть на те призывы к миру, искренность которых не вызывает сомнений, то и тут нет общей позиции и единства. Православные священники и иерархи с Украины и из России вкладывают в понимание миротворчества разный смысл. Мы видим разные подходы, разное содержание, разный смысл.

Впрочем, эта проблема давно известна философам и историкам, изучающим разные тексты, и они давно уже выразили это в формуле: «текст не существует вне контекста». И вот этот разный контекст, разное понимание проблемы и приводит к тому, что люди говорят о мире, но подразумевают под этим разное.

В призывах к миру, которые звучат с Украины ситуация представляется так, что соседняя страна, братский русский народ, совершив Каинов грех, напал на своего соседа, невинного брата Авеля. Поэтому православные иерархи Украины призывают главным образом Президента В.В. Путина, руководство России, Патриарха Кирилла остановить военные действия, заключить мирное соглашение, вывести войска с территории Украины.

И не слышно никаких призывов к президенту Зеленскому, руководству Украины, генералитету ВСУ. То есть они заведомо представляются невинными жертвами агрессии, страдающей стороной конфликта.

Иерархам и священникам, всем православным людям, которые смотрят на эту ситуацию из России, представляется очевидным, что военные действия, начатые Россией, вызваны той политикой, которую проводили киевские власти (точнее, Запад их руками). Именно политика киевских властей спровоцировала Россию на военные действия.

А в этом контексте призыв к миру звучит иначе. Тут слышится воззвание к здравомыслию тех политиков и военных Украины, которые понимают, что внешние силы превратили их страну в таран направленный против России. Поэтому речь идёт о том, чтобы остановить кровопролитие, сложить оружие, прекратить бессмысленное сопротивление. А затем совместно с Россией, с русской армией превратить Украину в государство, которое будет не Антироссией, а станет действительно братской соседской страной, будет сотрудничать с Россией, проводить общую политику, направленную к благу нашего единого русского народа — разных его ветвей: великороссов, малороссов и белорусов.

Пока, к сожалению, мало надежды на то, что удастся совместить эти контексты. Пока взгляд из Москвы и из Киева даже у представителей одной Церкви сильно различается. Даже молитвы за мир в Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата звучат по-разному. Нет единства даже в молитве! Мы Бога просим о разном!

Политизация сильно затронула УПЦ МП. Уже полтора десятка епархий официально заявили о прекращении поминания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Они объясняют этот шаг необходимостью умиротворения ситуации, задачей прекращения распри в среде верующих, но с канонической точки зрения — это ни что иное, как уход в раскол.

Словом, с горечью можно констатировать, что политика победила церковность. Политика стала доминировать над церковностью. Не у всех, но у очень многих.

Неужели миротворческий потенциал Русской Церкви исчерпан? Ведь церковная пуповина — то единственное, что соединяло нас до сих пор.

Неужели и наши православные братья на Украине оказались в плену бандеровской пропаганды, когда они стали воспринимать как норму героизацию пособников фашистов, превращение Украины во враждебную России страну, в «непотопляемый авианосец» НАТО у границ России? И остались ли на Украине силы, стремящиеся к союзу с Россией?

Это, пожалуй, главные сегодня вопросы. Горестные вопросы… Но от этого зависит, есть ли в современном украинском обществе силы, способные повести страну иным путём? Или у Украины как государства, действительно, нет будущего?

Тяжёлый Великий пост нам всем предстоит. С горестными чувствами, с горестными мыслями мы в него вступаем. Может быть, сугубая великопостная молитва сможет рассеять морок политизации…

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Датская угроза

Датчане — храбрые люди, наследники викингов. В 1397 году они даже объединили в рамках Кальмарской унии Данию, Швецию и Норвегию. Учитывая же, что Норвегии тогда принадлежали также Гренл...

Чайна или Чжунго

Ну что, поздравляю дурачков из ЦИПСО, все их методички по «Китай кинул Россию», «Китай перешёл на сторону украины» или «Китай прогнулся по приказу от наших хозяев из ...

Украина и помощь Запада

Российские СМИ имеют одну замечательную особенность. Они воспринимают Украину как нечто необычное и неведомое, как если бы она на Луне находилась. Поэтому с энтузиазмом воспринимают и н...

Обсудить
  • Что вы хотели? Предательство вошло в привычку с февраля 1917-го. Предатели Царя Русского Православного воспитали поколения таких "царьков-на-приходе". И, да! в недоумении о "скорби". Вы редакторы, председатели и религиозники, что не читали Священного Предания? Хотя бы Св. Лаврентия Черниговского.
  • Очень верно на этот счёт сказал о. Андрей Ткачёв: очень многие люди сейчас находятся в состоянии аффекта и под воздействием внешних сил. С Божией помощью это нужно пережить и дождаться остывания их сердец и изменения обстоятельств.
  • Остается надеяться на одно - после победы эта проблема решится вместе с остальными. Если прежней Украины больше не будет, то не будет и раскольников - они или сбегут за границу или придут с повинной. Третьего варианта быть не должно
  • паства возбуждена, вот и притормозили.
  • там нет православных..... :joy: