Общественный договор в правовом государстве

16 1403

      В настоящее время мы уделяем много внимания международным событиям и экономическому кризису, однако, несмотря на все старания влияние простых граждан на происходящие события не слишком велико, к сожалению, поэтому для формирования влиятельного патриотического общественного мнения нам необходимо разобраться в каком государстве мы живем, и что следует от него ожидать. Во главе страны у нас находятся два дипломированных юриста, поэтому и начнем с юриспруденции. Для полного понимания ситуации следует вспомнить историю развития права и законов.

      После появления первых древних цивилизаций сформировалась система социальных отношений, которые можно назвать религиозным правом, поскольку их источниками считались боги древних культов. Вспомните не только Моисея, получившего Декалог (десять заповедей) напрямую от Бога, но и легенды других народов, получивших своды первых законов от Фемиды, Ормузда, Атона-Ра и т.п. Позже египетские фараоны, римские цезари и китайские императоры, чтобы обладать «законодательной инициативой», присваивали себе статус живых богов. «Божественным цезарям» даже ставили храмы и приносили положенные жертвы. Кстати, большинство первых христианских мучеников приняли смерть именно за отказ воздавать религиозные почести статуям и символам императоров. По римским законам такие поступки приравнивались к государственной измене, хотя какого-нибудь Зевса или Януса можно было спокойно игнорировать. Во II веке нашей эры даже высшее общество языческого Рима поменяло «ориентацию», поскольку там широко распространились и стали очень модными восточные мистические культы, особенно поклонение Астарте (Аштарот) – древнему персидскому кумиру. Подобное сектантство среди граждан «вечного города» не преследовалось никогда, но сомнение в божественном статусе цезарей имело тяжкие последствия вплоть до момента воздвижения креста Господня императором Константином в III веке нашей эры. Кстати, император Японии Хирохито отказался от «божественного» статуса только в 1945 году (после поражения в войне).

      Следующим этапом развития права явилось так называемое «обычное право», основанное на обычаях народов, принимающих подобные законы. Понятно, что различные виды правовых отношений между людьми появились раньше, чем оформились религиозные догматы, однако форму и силу государственных законов обычаи приобрели только в VI-VII веках нашей эры. Сначала их кодифицировали юристы византийского императора Юстиниана. Разумеется, кодексы римского права еще не были конституцией, однако в них уже заложили основные черты цивилизованных правовых отношений между гражданами и государством, прежде всего три главных положения, на которые должен опираться Основной закон государства: справедливость, свобода и равенство. На Руси первым полным кодексом обычного права можно считать «Русскую правду» Ярослава Мудрого, написанную в XI веке.

      Справедливость в обычном праве основывается на принципе талиона, утверждающего систему наказания, равного тяжести преступления («око за око, зуб за зуб»). Свобода в юриспруденции означает свободу от произвола государства: никто не может подвергаться наказанию без вины, выражающейся в нарушении законов. Равенство в праве – это равенство всех людей перед законом и обязанность исполнять законы. При полном соблюдении этих принципов ни какого общественного договора не нужно, однако феодальные элиты присвоили себе привилегию произвольного толкования понятий свободы, равенства и справедливости, за что и поплатились, расставшись с властью.

      На смену «обычному праву» пришло «позитивное право», источником которого стал так называемый «общественный договор». Главными социальными приобретениями системы общественного договора являются безопасность и частная собственность (по крайней мере, по мнению авторов данной концепции – английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка). Безопасность подразумевала передачу государству прав на любое принуждение и насилие. Большое влияние на систему позитивного права также оказали труды Бенедикта Спинозы и Чезаре Беккариа. Спиноза обогатил понятие свободы идеей о стремлении к счастью. Из его этики выросли современные понятия прав человека. Беккариа пошел еще дальше, отделив преступление от наказания, то есть поставил под сомнение принцип талиона. Сейчас либеральная юстиция, в полном соответствии с помыслами этого итальянского маркиза, больше заботится о преступниках, чем об их жертвах, поэтому данную правовую коллизию можно условно назвать «гуманизмом». Общественный договор нарекли конституцией, а наибольшую силу конституционное движение набрало в конце XVIII века, когда подобные документы появились в США, Франции и Польше. Уже тогда стало ясно, что буржуазные «Основные законы» стали «любимыми игрушками» масонских лож, активно действующих против монархических режимов в собственных государствах. Соответственно конституции Нового времени утверждали демократию как единственную легитимную (законную) форму государственной власти.

      Именно из этого гремучего коктейля понятий и составляются с тех пор все известные нормативно - правовые акты. Перечислим их, чтобы у читателей сложилось ясное представление о главных целях Основных законов разных стран: справедливость, равенство, свобода, безопасность, гуманизм, частная собственность (в социалистических конституциях отсутствовала), счастье (в США есть понятие «американской мечты», у французов было «братство», в СССР – коммунизм как высшая цель общества), права человека и демократия. Авторы проектов конституций стремились как можно полнее отразить в них все перечисленные идеи, однако это не всегда удавалось. Например, в Советском Союзе удалили понятие частной собственности ради усиления безопасности отдельных граждан и государства в целом, однако изменить натуру большинства людей, склонных к обывательским или частнособственническим инстинктам, коммунисты так и не смогли. Следовательно, рынок и частная собственность появились самостоятельно, выросли, словно сорняк на заброшенном поле.

      У многих Конституций так называемых президентских республик есть одна общая черта: там отсутствуют даже намеки на… счастье народа или его цели (братство, мечта, коммунизм), а именно в нем и состоит высший смысл любой государственной идеологии. Впрочем, высшие руководители России еще в 90-е годы инстинктивно чувствовали незавершенность конституционного процесса, поэтому пытались сформулировать какую-то «национальную идею», но неудачно. Поскольку большинство авторитетных юристов считают текст Конституции, где отсутствуют идеологические догматы, достоинством, то мы можем с ними только не соглашаться. Политика не терпит пустоты, поэтому народ рано или поздно самостоятельно сформулирует свое представление о счастье. Следует опасаться только неконтролируемого взрыва эмоций по данному поводу, иначе может произойти то же, что и с частной собственностью после коммунистов: на этом запущенном огороде вырос такой чертополох, который удивил даже видавших виды экономистов. Наглядный пример народных поисков счастья мы можем наблюдать в настоящее время на Украине, где европейски озабоченные самостийники выращивают ростки сердечного союза с НАТО. Правда, иногда даже официальная власть может удивить граждан не меньше, чем бандеровская сходка, осчастливив народ известием о введении однополых браков. Тоже, кстати, национальная идея, только слишком дегенеративная, чтобы вдохновить большинство населения, зато «окрыляющая» различные меньшинства, имеющие влиятельных покровителей.

       В принципе Основной закон написан для чиновничества и является полным сводом обязательств бюрократии перед собственным народом. А президент, как единственный гарант его выполнения, следит за ее соблюдением и строго требовать от своих непосредственных подчиненных выполнения всех положений главного документа страны. В связи со всем изложенным, я считаю настоящей поддержкой президента не его простое восхваление ( не при монархии живем), но привлечение внимания к явным нарушениям общественного договора. Так коллекторские агентства присвоили себе право на принуждение, следовательно забрали часть функций, принадлежащих исключительно государству. Почему это произошло и чем надо помочь нашей бюрократии, чтобы она вернула себе полномочия, принадлежащие ей по Закону? Правильная постановка подобных вопросов общественностью по – моему является настоящей помощью в проведении политики президента.

Владимир Корнеев

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...

Обсудить
  • А для чего тогда инструменты исполнения Закона как Прокуратора, МВД и ФСБ? Разве не они должны этим заниматься? Всё и всем там чётко расписано как должностные инструкции. А ещё есть Кодексы - административный, трудовой, земельный и т.д. и т. п. Законы о банках и банковской системе и многие другие. Может некому их исполнять или не знают как исполнять? Или в рот смотрят президенту? Или чиновники не те, а других нету? В чём дело? Или написаны для одних, для других не писаны? В чём дело? Или проблемы с доказательствами вины? Или кто-то кому является родственником или другом особо приближённых? Пусть учатся у Сталина. Есть закон - исполняйте! И нечего трындеть про репрессии как про произвол и беззаконие.
  • правильно - и по тексту, и в комментариях