Время Поста, особенно Великого, это не просто ограничение себя в пище определённого рода. Гораздо в большей степени - это время покаяния в своих грехах и попытка перемены себя в лучшую сторону, преодоление своих страстей. Это сложно для любого человека. Страстей много и они одолевают нас в Пост с особенной силой. Нас вдохновляет пример святых в борьбе со страстями. Помогает и опыт других людей, например священнослужителей.
«Стараюсь вести себя так, как будто я к этому человеку добр»
Протоиерей Дмитрий Пашков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, преподаватель ПСТГУ:– Я человек гневливый, поэтому у меня есть пара приемчиков, которые помогают мне и, возможно, помогут еще кому-то.
Прогневавшись с утра, я говорю себе: все, на сегодня «лимит раздражения» исчерпан, теперь до вечера я – нарочито белый и пушистый, сдержанный и деликатный. Таким образом мне хотя бы удается разрежать периодичность приступов гнева во времени.
Есть второй способ преодоления гнева – евангельский. Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44). При этом Он ничего не говорит о том, что сначала нужно почувствовать симпатию или что гнев, естественно возникающий в ответ на оскорбление, должен сначала полностью затихнуть. И потому, не придавая большого значения душевному состоянию (а там – буря!), мы «благословляем проклинающего», приводя в движение гладкую мускулатуру языка; гнев же стараемся удерживать внутри, внешне никак его не проявляя.
Оговорюсь: это не лицемерие! Все, что мы предпринимаем не ради собственной выгоды, а ради исполнения евангельских заповедей, доброкачественно.
А лицемерие – это отношение к людям своекорыстное, ради собственной выгоды. Добрый формализм «Евангелия ради» – не лицемерие, а подвиг, пусть и самый малый, самый незаметный окружающим. Это как с погодой: надо ехать на работу, переместиться из пункта А в пункт Б. Однако за окном ненастье, придется взять зонт или поднять воротник, но это не проблема, ведь добраться до цели гораздо важнее. Гнев – это душевная непогода, не надо ей определять свои действия. Наша цель – исполнить заповедь.
Постепенно, со временем, форма может наполниться благодатным содержанием: в свое время придет и симпатия, и душевный мир. Но это все – Божий дар, не наше.
Важно понять, что гнев – часть нашей Богом созданной, но нами искаженной природы, и первая реакция на оскорбление совершенно естественно будет именно такой по меньшей мере для обычных, слабеньких духовно людей. Ничего страшного! Господь призывает нас, пусть и через неохоту, с трудом, постараться не оскорбить человека и не ответить ему злом на зло. Тогда ненависть (чудесным образом?) может превратиться сначала в равнодушие (что уже чуть лучше, чем ненависть), а затем в терпение и даже в какой-то интерес, симпатию, понимание.
Если же нам кажется, что мы гневаемся справедливо (прости, Господи!), можно сделать и следующий шаг: попросить у Бога для этого «оскорбителя» того, чего ему, на наш взгляд, не хватает. Например, нас прогневала чья-то ложь: «Господи, даруй ему простоту и честность». Если мы возмущены наглостью: «Господи, даруй ему такт и деликатность». Если кто-то рядом постоянно злится, – а так хочется разозлиться в ответ – вместо этого: «Господи, даруй ему терпение и помоги стать добрым».
Гнев рождает осуждение и отчуждение, а молитва друга за… «врага» привлекает милость Божию. И тогда по нашей смиренной просьбе Он Своей благодатью наши общие немощи исцелит, а скудости восполнит.
«Вспоминаю, что меня, дурака, Господь любит и терпит»
Оценили 23 человека
50 кармы