Украинский национализм: истоки и особенности.

0 4003

Украинский национализм - очень интересное и сложное явление.  Часть украинской народности на протяжении огромного периода времени находилась в составе европейских государств, что не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе и на националистическом движении, которое сыграло не малую роль в истории России и Украины. Советское руководство,  объединяет всю Украину, подавив националистическое движение, включает ее в состав СССР, добавляя в ее состав Новороссию и Крым, и дает так нужную ей культурную автономию. Но вот Украина обретает независимость и почти сразу снова  поднимает свою голову украинский национализм, такой двойственный и такой непонятный. В предыдущей статье "Русский феномен: русофобия русских националистов" мы рассматривали особенности части  русского националистического движения, а сегодня мы поговорим об особенностях украинского национализма.

 

Базисы украинского национализма.

 

Советую ознакомиться со статьями  Ивана Сорокина «Украинский национализм: История вопроса» и Андреа Франко «История национализма на Украине», и Артемия Степанова Вечная ««Русина». От Древней Руси до Майдана», в дальнейшем я буду опираться на них.

Украина практически никогда не была независимым государством – это корень, от которого разрастается дерево. Древнерусское государство Киевская Русь (Руська земля, Русь, Гардарика) возникло на территории расселения восточнославянских племён в начале X века.  Русь  – лоно русской цивилизации, которая впоследствии начала свое расширение во всех направлениях. 

С  XII по XIV века Древнерусское государство находится в раздробленном состоянии, ведутся постоянные междоусобные войны, каждый князь пытается консолидировать раздробленную Русь.  Больших успехов добивается Волынский князь Роман Мстиславич он объединяет Галицкое и Владимиро-Волынское княжества, а его сын Даниил Романович присоединил Киевское княжество, и впоследствии объединил всю Юго-Западную Русь.  В начале XIII века Древнерусское государство пало под натиском монголо-татар, «Даниил проводил осторожную политику по отношению к Золотой Орде, номинально признав себя её вассалом. Он использовал переговоры с представителями рим. папы Иннокентия IV для стабилизации положения на зап. границах своих владений, принял в 1254 г. кор. титул, но сумел отказаться от церк. унии с католиками. В 1259 г. золотоордынскому темнику Бурундаю удалось покорить Галицко-Волынское княжество, уничтожив почти во всех его городах укрепления. После смерти Даниила (1264) кн-во распалось на 4 удела, номинально подчинявшихся гал. Князю. <….> Галицко-Волынское княжество оказалось включенным в состав Вел. кн-ва Литовского. По соглашению (1352) между польск, кор. Казимиром и лит. князьями, Галичина попала под власть Польши, а Волынь осталась за Литвой.».  http://www.hrono.ru/land/landg/galic_volyn.php

Итак «В XIII веке, когда восточная часть государства (будущая Россия) подпала под монголо-татарское иго, а на западные территории (будущую Украину) вторглись поляки и литовцы. Эти два события заложили основу одного из предрассудков, который с середины 19 века стал питать антироссийские настроения украинских националистов. По их мнению, московиты восприняли «азиатские» обычаи от их угнетателей в результате многовековых контактов с татарами» (Люблинской Унии 1569 г. начала проводить массовое обращение в католичество восточных славян  «В результате такой политики православные христиане были вынуждены признать «примат Петра» в обмен на сохранение византийских обрядов и векового права священников вступать в брак. Таким образом, возникла самая большая униатская церковь Европы, широко распространившаяся на Западной Украине». http://inosmi.ru/russia/20140122/216751715.html#ixzz3AfvZHNsz

Так же «Западноукраинский национализм имеет одну примечательную черту, неизменную вплоть до 20-го века: значительная часть его идеологов были детьми греко-католических священников». http://topwar.ru/39380-vechnaya-ruina-ot-drevney-rusi-do-maydana.html

Зарождение украинского национализма.

В XIV веке появляется первое упоминание о Запорожской Сечи – область «за днепровскими порогами, места обитания всякого рода вольницы, куда бежали от панов их холопы». Речь Посполитая пыталась насильно ассимилировать и закрепостить восточных славян, поэтому многие крестьяне бежали в Дикое Поле, становясь казаками. Запорожская Сечь стала фундаментом концепции украинской нации. Но «говорить об украинцах как сложившейся нации возможно, начиная с середины XVII века, со времен освободительной войны против Польши, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким. Тогда в результате «показачивания» (массового перехода «волостей и городов» в казаки) завершилось единение всего южнорусского народа. По словам историка Владимира Секачева, «с одной стороны, [малороссы] продолжали считать себя русскими, с другой — войдя в состав Московского царства (по решению Переяславской рады 1654 года), они почувствовали свои отличия от северорусских соседей. Это были отличия, прежде всего социальные: в России господствовали крепостничество и неограниченное самодержавие, а на Украине были свобода и самоуправление». Поэтому и ранний украинский национализм носил не столько этнический, сколько политический характер». http://q99.it/szKPdNo

 

Малороссия обретает независимость, создается Гетманство, подчиненное русскому царю. Однако после смерти Б. Хмельницкого в Гетманстве начинается восстание, причина - Виленское перемирие, расцененное гетманской верхушкой как предательство. В результате «Руины» Гетманство было поделено по берегам Днепра на Левобережную Украину (ориентированной на Россию) и Правобережную Украину, которую подчинила себе Польша (вскоре она вернулась в состав России). Русские цари понимали нестабильность этого региона, а предательство Мазепы это подтвердило, это и стало причиной ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи. А украинские патриоты начали преследоваться, что стало причиной радикализации их взглядов (если в начале украинофилы говорили об объединении малороссов и великороссов в единую нацию, то впоследствии они начали говорить о полной независимости Малороссии, а идеологом укронационализма становится М.С. Грушевский )  и эмиграции на Галичину. «По словам философа Михаила Поповича, «Галичина XIX века представляла собой community — замкнутое этническое сообщество, которое сформировалось в результате жесткого противостояния польскому, австро-немецкому и еврейскому окружению». Русинские патриоты «народовцы» считали себя истинными наследниками Киевского государства, сохранившими еще домонгольскую этническую идентичность, и настаивали на особой исторической миссии свободной Украины. Разочаровавшиеся в идеалах объединения малорусского и великорусского народов эмигранты-украинофилы заняли сторону «народовцев»» Доктор Лектер

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...