Раз уж мы в последних материалах наших Хроник говорим об империях (Китай http://cont.ws/post/61931, Египет http://cont.ws/post/61940, Прыщавая империя http://cont.ws/post/62178 ), то грех не вспомнить еще об одной. Империи, один из памятников которой, - Аксумскую стелу – итальянцы в 1937 году к себе утащили. Тем не менее, отряд не заметил потери бойца - до наших времен около Аксума осталось в целости и сохранности еще несколько десятков каменных обелисков разной величины. Стройных, величавых. И загадочных. На некоторых из них древними мастерами со знанием дела вырезаны окна, двери и даже дверные ручки.
Величие Аксума
Часть специалистов вообще считает, что такие стелы это - копии небоскребов (в 7-9 современных этажей) времен Аксумской империи.
Была такая – где-то в период, охватывающий конец прошлой и начало новой эры. И упоминалась она в одном ряду с империей Римской. С которой правители Аксумской империи даже нотами-посланиями обменивались.
Имели на это право, надо сказать.
Потому что в тот период их владения охватывали обширные территории как в Африке, так и на Аравийском полуострове.
В начале 1-го тысячелетия н. э. северная Эфиопия объединилась в мощное Аксумское царство. Его главным портом был Адулис (в Эритрее), ставший важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию и Ланку, а также к берегам Восточной Африки. В IV-VIвеках, когда Аксумское царство переживало расцвет, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные территории восточной части Судана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога.
Основателю манихейства, персидскому философу Мани (жившему в III веке н. э.), приписывают такие слова:
: «Суть четыре великие царства на свете: первое — Вавилон (Месопотамия) и Персия, второе — царство римлян, третье — царство аксумитов, четвертое — царство китайцев» 102.
Государство это было раннефеодальным. Его Правителю («царю царей») подчинялись «цари» владений Северной Эфиопии и других земель, платившие ему дань. Правитель Аксума направлял караваны, собиравшие дань в пределах его владений, а также торговавшие в пограничных землях на юге Эфиопии и в нынешнем Судане.
Отсюда в обмен на скот и ремесленные изделия в Аксум поступали золото, драгоценные камни, и т.д. Эти товары, а также слоновые бивни, рога носорогов, зубы гиппопотамов, шкуры диких зверей, живые звери и птицы вывозились через Адулис в римские (а затем – в византийские) владения, Иран, Индию, Ланку. В обмен в Аксумское царство из этих стран привозили изделия из цветных металлов, железа, хлопчатобумажные и льняные ткани (из Египта), пряности, вино, сахар, зерно (пшеница, рис)...
В Аксуме и Адулисе проживало немало связанных с торговлей иностранцев – римлян, сирийцев, индийцев.
Для нужд торговли с внешним миром в Аксумском царстве, начиная с IIIвека, чеканили серебряную и медную монету. И даже - полновесную золотую монету (с конца III до начала VII в.).
Две аксумские монеты, немного увеличенные. Вверху золотая монета Афиласа (III столетие) с языческим символом диска и полумесяца и греческой надписью; внизу бронзовая монета Армаха (VII столетие) с крестом и надписью на геэзе. Надпись на реверсе: «Да будет радость народам»
Золотая монета царя Эзаны. 1-я половина VI в. (Париж,. Национальная библиотека)
Развивались ремесла: кузнечное, бронзовое литье, ювелирное, гончарное, активно велось строительство.
В веках V – VI Аксум стал крупнейшим городом Северо-Восточной Африки, размеры и великолепие которого производили впечатление не только на арабов, но и на византийцев.
Символ Аксума, стела царя Эзаны – обелиск, возвышающийся на высоту 21 метра (фотография конца 19-го века). Сбоку: развалины дворца и остатки трона из эпохи расцвета Аксумского царства.
Все главные сооружения царства Аксум основываются на массивных стилобатах или подиумах, которые в большинстве случаев и являются тем единственным, что сегодня от них сохранилось.
Еще до прихода христианства в первой половине IV столетия, все основные здания имели в своем основании квадрат размером до 40 м. Лестницы монументальных пропорций вели к главным входам.
Явные свидетельства внутренних лестниц, построенных вокруг центрального квадратного блока, заставили Кренкера (члена немецкой археологической экспедиции 1906 года) предположить, что у зданий имелись верхние этажи – один или более. Он также допускал наличие вершинных башенок, немного возвышавшихся над основным уровнем крыши. Эта архитектурная черта присутствует в миниатюре на сохранившейся до наших времен возведенной церкви – Йемраха-на-Кристос, и на нее же ссылается современный ей свидетель Козьма Индикоплов, писавший о четырехбашенном дворце царей Эфиопии.
Реконструкция дворцового комплекса Та'акха Марьям, в Аксуме. (из Кренкера)
Про каменные памятники Аксума – отдельная песня. Они разные.
Есть в виде красивых стел, тщательно отделанных мастерами под «небоскребы». Вроде показанной выше стелы царя Эзана.
Есть – в виде "колонн" поскромнее и менее аккуратных, которых на древнем кладбище великое множество
Здесь изображен вариант транспортировки и установки стел – такое древнее народное творчество эфиопов.
Туннели и подземные гробницы-склепы Аксума (над последними как раз и устанавливались стелы) пока еще недостаточно изучены, но конструкция и масштабы некоторых из их элементов поражают даже нынешнее воображение.
Вход в склеп закрыт дверью (в оригинале она лежит, а не стоит, как на снимке).
Внутри склепа
С другой стороны от разбитой стелы-великанши, вес которой оценивается в 500 тонн, а длина составляет 33,5 метра, находятся довольно внушительные руины сооружения, стены которого практически разломаны, но видно, что ранее они составляли своеобразную поленницу из прямоугольных блоков и были перекрыты единой плитой.
Археологи назвали эту конструкцию "святилищем". Конструкция эта имеет монолитную крышу размером около 100 квадратных метров (16м х 6м) и весом порядка 300 тонн!.
К версии «небоскребности» стел Аксума люди относятся по-разному.
Одни крутят пальцем у виска, с сарказмом вопрошая: «Какие небоскребы в древние времена !?»
А другие суют Фомам-неверующим под носы фотографии, сделанные в йеменском городке Шибам.
Олицетворяющем древнейший пример вертикального строительства городов.
Вот кирпичи, из которых и строили/строят небоскрёбы.
Так выглядят дома Шибама. Чем не аксумские стелы ?:)
Большинство «небоскребов» Шибама датируются XVI-м веком, некоторые из них
Загнивание империй
Не прошло и 2 тысяч лет…
В настоящее время колонн-стел в Аксуме по-прежнему много, а вот с величием – дела похуже.
Есть, конечно, несколько культовых сооружений:
Новый Храм - крупнейший монофиситский храм в Африке, построен последним эфиопским императором Хайле Селассие I
Часовня, в которой якобы хранится Ковчег Завета…
А вот «бытовО» - не фонтан:
Здания – не высокИ
Улицы – не широкИ
Правда, желающим позлорадствовать можно напомнить, что с некоторыми империями подобные трансформации, из князей - в грязи, случаются и за более короткие промежутки времени.
Несколько «следов былого величия» в городе, который еще в середине прошлого века считался мировой столицей автопрома и одним из богатейших городов мира:
Вокзал «Централ Мичиган». Открыт в 1913 году. Закрыт в 1988 году.
Останки завода «Паккард»
Завершение воровской истории
Да-да, это снова об Аксумском обелиске – чтобы больше к нему и к цивилизованным воришкам из Рима больше не возвращаться.
Итальяшки стелу таки вернули. В 2005 году. После долгих уговоров и вмешательства свыше.
То есть, в течение 68 лет потомки Римской империи без каких-либо угрызений совести гордо демонстрировали украденное всему миру. На одной из центральных площадей Рима – около площади Капенских ворот (Порта Капена).
"Аксумский обелиск" на площади Порта Капена в Риме (фото 2002 г.)
Комично выглядели потуги итальяшек по поводу трудности возврата украденного: невозможно, мол, такую громадину перевезти на столь большое расстояние :)
То есть, когда воровали – в 1937, при возможностях техники тех лет – справились безо всяких проблем.
Транспортировка обелиска из Эфиопии в Рим. 1937 год.
А в наше время – долго пытались доказать, что доставить украденное обратно в Аксум нет никаких возможностей :)
В общем, казалось ничто не сможет вырвать у Рима награбленное.
Пришлось вмешаться Боженьке.
27 мая 2002 года, буквально накануне одного из праздников Эфиопии (28 мая нынешний режим празднует день падения военного режима Менгисту), в верхушку стелы ударила молния.
Такая мощная, что несколько крупных кусков с верхушки стелы были выбиты и упали на землю.
Через несколько дней после того, как Боженька погрозил пальчиком, премьер Берлускони объявил, что обелиск отправляется обратно – на свое место в Аксуме.
Хотя сами с транспортировкой рЫмляне все же не справились. Пришлось обращаться за содействием к братьям-славянам (которые сейчас уже не все - братья).
Обелиск прибывает в Эфиопию. Апрель 2005 года
Для установки стелы, даже по частям, потребовалось привлечение самого мощного современного строительного оборудования.
… На этом с прыжками из древности в наши времена пока заканчиваем.
И возвращаемся к рассуждениям о становлении и судьбе Аксума, в которых не обойтись без разговоров о появлении на территории Эфиопии, где-то в I тысячелетии до н.э., ребят и девушек из Южной Аравии.
Ну, и конечно – без упоминания небезызвестной царицы Савской нельзя просто никак.
Вот эта красав… Сорри, технический сбой – проделки зловредного вируса :)
На самом деле это всемирная пра-пра-пра… - Люси.
Версия современного художника из Йемена - симпатичнее
4 предыдущих материала из этой серии Хроник:
- (1) http://cont.ws/post/41377
- (2) http://cont.ws/post/48994
- (3) http://cont.ws/post/55969
- (4) http://cont.ws/post/59057
=============================
Использованные источники:
- «Современная Эфиопия» (справочник). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
- -
Оценил 1 человек
1 кармы