Икона Божией Матери "Августовская"

16 5218

Почитание Божией Матери на Руси идет издавна. Она заступница наша перед Господом. В православной церкви немало образов Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Дева Мария не раз являлась в сложных ситуациях, помогая людям укрепиться духом.

Икона Божией Матери Августовская появилась после явления Богородицы перед русскими воинами в Первую Мировую войну. Факт этот документально засвидетельствован.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война (1914—1918), ставшая для нашей Родины второй Отечественной войной. Россия восстала на защиту Сербского Православия. Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 года, начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа.

В начале сентября 1914 года наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление.

Основной удар наносился 10-й русской армией (генералы В.Е. Флуг, затем Ф.В. Сивере) в Августовских лесах, так как боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать преимущество в тяжелой артиллерии. К 20 сентября после жарких боев, в которых отличился 2-й Кавказский корпус, русские заняли Августовские леса.

Сражение под Августовым имело серьезные стратегические последствия. Благодаря стойкости солдат 10-й армии был сорван весь план германского командования на 1915 год по разгрому русского фронта.

История явления

Доподлинно известно, что чудное явление произошло в ночь с 31 августа на 1 сентября (по старому стилю) 1914 года. Отряд русских солдат и казаков попал в окружение между Августовом и Мариамполем (ныне территория Польши).

Настроение солдат было подавленное. Война была явно не на стороне русских. И вдруг около 11 часов ночи в небе появилась сияющая звезда, свет которой усиливался, и перед изумленными солдатами возникла Богородица с Младенцем Иисусом на руках. Взор ее был теплый и добрый. Правой рукой она указала на запад, в сторону города Августов.

Видение длилось более получаса, и свидетелями его стали сотни солдат и офицеров. В конце образ Богородицы стал бледнеть, словно растворяясь в воздухе, а на ее месте воссиял крест. Вскоре все исчезло. Солдаты истово молились, потрясенные увиденным.

 История этого события записана во всех деталях.

На следующий день обоз отправился в сторону, указанную Богородицей, и отряду удалось выбраться из окружения. В тот же день была одержана первая победа русских солдат в этой войне.

Вот как сообщает об этом газета «Биржевые Ведомости» от 25 сентября 1914 г.: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально.

«После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось...» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».

Очевидцев события подробно опросил полковой священник, протоиерей Стефан Щербаковский, герой Русско-японской войны, награжденный офицерским орденом святого Георгия 4-й степени, благочинный 1-й Гвардейской (Кирасирской) кавалерийской дивизии Кавалергардского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.

Протоиерей Стефан Щербаковский

«... Настроение было в высшей степени подавленное. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами... Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы.

В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, которая стала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке.

Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, «от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)». Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: «Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла».

Вокруг глав Божией Матери и Богомладенца воины видели яркое сияние, излучавшееся сияющими звездами. Кирасир Иван Лакеев запомнил, что «Божия Матерь стоит во весь рост, в светлых блестящих ризах — как рисуют ангелов».

Часть воинов, наблюдавших явление Богородицы, свидетельствовали, что ниже пояса Ея фигура была скрыта облаками (пеленой), но обозначалась. По свидетельству Димитрия Серегина, «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый».

Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) — крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10 — 15 минут.

Чудесное явление Богородицы под Августовом произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.

О великом духовном событии, которого удостоился Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк, было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах».

В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явленияПресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915-1916 годам.

В теже годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускалисьлистовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца,иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовскихлесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеровдействующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде.

Учитывая величие этого события и всенародный отклик на чудесное явление Богородицы в конце сентября 1914 года, Святейший Синод Русской православной церкви принял решение рассмотреть все факты и опросить всех очевидцев этого явления.

Для этого расследования было заведено Дело Святейшего Правительствующего Синода "О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом".

Комиссия Синода рассмотрела доклады фронтовых военных священников, которые записали рассказы очевидцев данного события.

В первую очередь был рассмотрен доклад благочинного 1-й гвардейской кавалерийской дивизии протоиерея Стефана Щербаковского, который лично опросил кавалеристов из обоза 2-го разряда лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка — кирасиров: Теха Ивана, Лакеева Ивана, Скрипеля Григория и Серегина Димитрия.

Рядовой Иван Тех показал, что поздно ночью их обоз остановился в одном немецком имении. Его оставили на карауле у лошадей. Рядом с ним стоял однополчанин кирасира Серегин, который обратил его внимание на небо, которое странно и быстро бледнело. Потом на нем стал обрисовываться лик Божией Матери.

Фигура Божией Матери была очень четко видна до пояса, а ноги скрывались в облаках. Она указывала правой рукой на запад, и вокруг головы ее был венец из звезд. Он видел Богоматерь около минуты, потом она исчезла, и на ее месте показался огромный четырехконечный черный крест, тоже направленный на запад.

Воспитанник полка Иван Лакеев показал, что в это время он кормил лошадь и увидел замершую толпу солдат, глядящих в небо. Подняв голову, он увидел Образ Божией Матери. Голова ее была окружена звездами, а на левой руке был младенец Иисус Христос. Правой рукой она как бы благословляла русских воинов.

Старослужащий полка старший писарь Григорий Скрипель полностью подтвердил слова своих молодых однополчан, добавив, что крест был на небе только 5 минут, само видение было в светлолазуревом четырехугольнике в виде рамы, и такого изображения Божией Матери с Младенцем на иконах он раньше никогда не видел.

Кавалерист Димитрий Серегин тоже был дежурным по обозу, обходя его, любовался на небе очень яркой звездой. Он дал самые точные показания, в которых, в частности, говорилось:

«…Звезда эта постепенно исчезла, а кругом ее появились маленькие звезды. Затем в кружке этом небо стало темнеть и начало обрисовываться изображение Божией Матери. Божия Матерь была видна до пояса, а нижняя часть Ея фигуры была покрыта как бы пеленой. На левой руке Она держала Младенца, а правой рукой как бы благословляла…».

Он показал, что отчетливо видел лик Богоматери, который был спокойный и умиротворенный. Потом видение стало бледнеть, а потом совсем исчезло. На ее месте появился крест: «…не особенно отчетливо, но различить его было можно. Крест был в наклоненном положении, черного цвета и большого размера.

Видение креста прошло скоро, и оба видения длились не более 15 минут. Крест исчезал постепенно, а затем явилась яркая звезда. Вслед за этим он видел на Млечном пути черную стрелу. Острием она была обращена на город. Стрела показывалась и исчезала несколько раз так примерно в течение трех минут».

Показания подчиненных подтвердил старший унтер-офицер того же полка Василий Варнашев.

Он показал, что сам не видел этого явления, так как находился в доме помещика, но, узнав об этом, опросил нижних чинов, и они все подтвердили факт появления на небе Божией Матери. К делу были приобщены и показания командиров этих воинских частей, которые подвергали сомнению показания своих подчиненных, так как, по их мнению, такое должно было явиться только боевым частям, а не тыловым «обозникам».

Поэтому особенно важными оказались показания поручика Кирасирского Ее Величества полка А.Н. Зернеца.

Он рассказал, что обозы вышеуказанных полков, отставшие от главных русских сил, героически сражаясь, отступали из Восточной Пруссии под непрерывным огнем неприятельских войск, что неминуемо должно было привести их или к плену, или разгрому противником.

Измученные и израненные воины с обозами остановились на ночлег в верстах 6—7 от города Мариамполя, в немецком имении, и вскоре услышали в ночи движение крупных конных германских разъездов и шум неприятельских машин на близлежащем шоссе. Вскоре разведчики доложили, что по дороге двигаются германские блиндированные автомобили с пулеметами. Русских солдат ожидала неминуемая гибель в случае боевого столкновения.

Обоз занял круговую оборону, и все стали истово молится Богоматери во спасение своих жизней. В ответ на их молитвы на звездном небе появился образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руке.

Комиссия Синода сочла показания поручика Зернеца очень важными и провела с ним дополнительный опрос.

При этом опросе он добавил следующее: «Приблизительно в 11 или в начале 12-го часа ночи вбегает ко мне нижний чин и говорит: «Ваше Высокоблагородие, пожалуйте на двор». Думая, что и на этот раз принесли какое-либо новое тревожное известие, я не спешил выходить.

Когда же, немного погодя, я вышел, то увидел такую картину. Наши солдаты, конносаперы и другие без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо. Так как я пришел довольно поздно, то и начала явления (видения) не видел. Поднявши глаза вверх, я увидел — небо чистое, звездное.

В том направлении на небе, куда глядели нижние чины, я увидел облака серые, дымчатые, как дым от пушечных выстрелов. Сначала я ничего не разобрал. Но, всмотревшись в эти облака, я ясно увидел очертание фигуры Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая рука протянута по направлению к западу, причем от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический). Видение это продолжалось 1 или 2 минуты.

Потом эти облака начали светлеть, расплываться, и на месте изображения Божией Матери с Младенцем появился крест из облаков (линии креста были не прямые, а волнообразные), который постепенно бледнел. Крест был виден недолго, так как облака быстро разошлись, двигаясь с востока на запад. После всего этого на месте видения открылось ясное звездное небо. Видение это было в ночь с 31 августа на 1 сентября между 11 и 12 часами.

Следствием этого видения Божией Матери было то, что нижние чины, бывшие пред этим в большом душевном смущении и испуге, совершенно успокоились, ободрились и даже легли спать, в надежде, что теперь с ними ничего дурного не случится, что и оправдалось».

Опрос проводился и среди других воинов, которые полностью подтвердили явление Божией Матери.

В это время по всей России православные люди вырезали из газет и журналов рисунки и картинки, нарисованные художниками к этому событию, чтобы освятить их как икону с изображением "Знамения Августовския Пресвятые Богородицы", которая должна была оберечь их родных и близких, как уберегла она русских кирасиров в Августовских лесах.

В народе ее стали называть икона «Августовская Победа» и «Августовская Свеча». В Святейший Синод и Духовный Цензурный комитет шли сотни писем от приходских священников, хозяев церковных лавок и иконописных мастерских, а также просто от обычных людей с прошением разрешить писать и приобретать эту икону.

Военные ведомства зачастую не обращали внимание на то, что икона Августовской Божией Матери не утверждена Святейшим Синодом и заказывали ее изображение для печати в типографиях для распространения на фронте. Так, с официального дозволения Одесской военной цензуры были отпечатаны такие изображения Богоматери. Тираж данных военных икон был настолько велик, что их стали передавать или продавать в тылу, в военных лазаретах и книжных лавках.

Священники постоянно писали в Синод о великой потребности утвердить одобренные Церковью изображения для иконы Августовской Божией Матери. Они писали, что светские художники заполнили газеты и журналы изображением этого явления и православные люди вырезают их для совершения молитв и просят священников освятить данные изображения как иконы, на что те не имеют права.

Видя огромную потребность россиян в Августовских иконах, им вторили издатели и хозяева типографий, присылая на рассмотрение Синода выполненные по их заказу всевозможные изображения этого святого явления.

Многими из предпринимателей двигало не желание заработать, а благородное желание помочь Отчизне. Так, вдова присяжного поверенного Ольга Александровна Ильина сама создала изображение иконы и просила разрешения приступить к его изданию и продаже с целью передать всю вырученную прибыль великой княгине Ольге Александровне для раненых и увечных воинов.

А солдатка Параскева Сергеевна Агапитова обратилась к Екатеринбургскому Епархиальному Начальству с прошением следующего содержания:

"Наши мужья призваны на поле брани защищать отечество. И один Бог знает, что ожидает их в кровавых боях со злым врагом. Скорбь наша велика, и никто из земных не может ее ослабить. Одна у нас надежда на Бога и на Заступницу всех скорбящих Пресвятую Владычицу… И вот у нас, солдатских жен, явилось желание по иллюстрациям художников соорудить святую икону Богородицы. Но живописцы отказываются написать икону, ссылаясь на то, что все иконы пишутся по одобренным Церковною властию рисункам. Снизойдите к просьбе скорбящих жен воинов и благословите по представленному рисунку соорудить святую икону Заступницы, Владычицы».

Несмотря на эти мольбы, Святейший Синод рассматривал вопрос об этом православном чуде с сентября 1914-го по ноябрь 1916 года.

После тщательного изучения всех сведений Синод принял следующее решение:

«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...».

По всей православной Руси началось создание и распространение Августовских икон Пресвятой Богородицы. Они появились в каждом блиндаже и окопе Русской Армии, и в каждом православном доме россиянина. Для церквей, храмов и монастырей самые лучшие иконописцы создавали образы Августовской Божией Матери. Практически каждый воин носил с собой этот образ на солдатских иконках.

Заступничество Пресвятой Богородицы испокон веков охраняло землю русскую и русский народ от врагов внешних и внутренних. Не раз берегла и спасала русских воинов в опасные моменты войны и Августовская икона.

В 2010 г. во время пребывания личного состава Софринской бригады ВВ МВД России в служебно-боевой командировке в Дагестане, в расположении была создана походная часовня в честь Августовской иконы Божией Матери. Сложная военная командировка прошла удачно, и все военнослужащие благополучно вернулись домой.

28 июля 2010 г. в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, небесного покровителем Внутренних войск МВД России было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на создание правого бокового придела в честь Августовской иконы Божией Матери.

В воинском храме святого благоверного князя Александра Невского 21 ОБрОН ВВ МВД России (Софринская бригада). Этот престол стал первым посвящённым этой великой святыне.

Здесь же прибывает старинная храмовая икона «Августовская», написанная маслом и имеющая высоту 53 см, ширину — 42 см. Образ был найден в г. Екатеринбурге и выкуплен из антикварного салона в 2011 г. православной общиной. Подлинность ее подтверждается сертификатом Министерства культуры России.

Икона пользуется почитанием не только у воинов Софринской бригады, но и у военнослужащих других войсковых подразделений. По традиции в помощь и благословение на прохождение армейской службы каждый новобранец получает от «полкового» священника образ Августовской иконы карманного размера.

Необходимо еще раз вспомнить слова героя Первой мировой войны, благочинного 1-й Гвардейской (Кирасирской) дивизии Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка протоиерея Стефана Щербаковского на явление Августовской Божией Матери Русской армии в 1914 году:

«Матерь Божия не оставляет нас Своею помощью и ходатайством пред Своим Божественным Сыном и Богом. А если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?».

Из Акафиста иконе Божией Матери «Августовская Победа»:

«Взбранной Воеводе победительная,

Яко избавльшая от гибели в лесу Августовском

Христолюбивое воинство русское,

Благодарственно взываем Ти:

Яко имущая державу непобедимую,

От всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа»,

Верным в бранях помогающая»

Молятся Иконе Божией Матери «Августовская» о защите Отечества: при нападении врагов.

Тропарь

Днесь притецѐм, вѐрнии, к Царѝце Богома̀тери, осеня̀еми Пречѝстыя Дѐвы о̀бразом, на возду̀се ру̀сским во̀ином явлѐнным, и путь побѐды укза̀вшим с вѐрою к Ней взыва̀вшим: О Пресвта̀я Влады̀чице Богоро̀дице, во̀инство христолюбѝвое укрепѝ, зѐмлю Ру̀сскую и лю̀ди ея̀ заступи, от вѝдимых и невѝдимых враг защитѝ, и спасѝ ду̀ши на̀ша.

Источники:

http://fb.ru/article/271223/ikona-bojiey-materi-avgustovskaya-istoriya-o-chem-molyatsya

http://www.church-army.orthodoxy.ru/index.php?id=553&Itemid=11&option=com_content&view=article

http://www.pravoslavie.ru/73673.html

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

Обсудить
  • +++
  •  Эта икона - духовный памятник Первой Мировой войне!
  • Спасибо. :thumbsup:
  • Спасибо!Очень познавательно.
  • +++ Пресвятая Богородица, спаси нас!